Храм Артемиды в Эфесе (Турция)

В VI в. до н.э. в греческих владениях находился город Эфес, который славился размерами мегаполиса на весь древний мир. Он имел выгодное расположение на территории Малой Азии за счет близости к морю и наличия портовой гавани. Это позволило Эфесу стать крупным торговым центром, в котором активно развивались мастерские ремесленников и художников. Город был удостоен чести стать местом, где был возведен храм Артемиды, считающийся одним из удивительных мест на свете.

Храм Артемиды
Храм Артемиды — удивительное место.

Кто такая Артемида

На одном греческом острове у богини Лето родились дочь Артемида и сын Аполлон. Их отцом был повелитель Олимпа Зевс. Это определило дальнейшую судьбу детей, которые заняли свое законное место среди мифических личностей.

Точное значение имени Артемида неизвестно, предполагается, что так называют повелителей медведей. И это неслучайно, т. к. девушка была богиней охоты, всегда ходила с луком и стрелами по лесам среди диких животных. Внешне она выглядела грациозной и хрупкой, что не мешало ей наводить порядок в природе и наказывать разбойников.

Кроме того, Артемида следила за целомудрием девушек и считалась символом плодородия, у нее просили детей.

Все это позволило богине стать популярной среди разных слоев населения и быть любимой многими. Почти в каждом древнегреческом городе строили храмы в ее честь.

Особенности создания

У жителей Эфеса была особенная любовь к Артемиде, поэтому они хотели возвести величественный храм, который бы смог выразить все их чувства к богине. Она считалась покровительницей этих мест. Тогда в VI в. до н.э. правителем в городе был богатый и влиятельный лидийский царь Крез. Он выделил большое количество серебряных и золотых монет из своей казны на все расходы по постройке.

Артемида
Артемида считалась покровительницей Эфеса.

Для создания проекта из Кносса пригласили известного в то время архитектора Херсифрона. Этот греческий мастер вместе со своим сыном приступил к трудной работе, которая требовала тщательной предварительной подготовки.

Основная проблема состояла в том, что Эфес располагался в зоне регулярных землетрясений и здания часто разрушались. Ситуацию усугубляли размеры храма, которые нужно было сделать немаленькими. Но архитектор нашел решение, которое не сразу было понято и принято царем. Херсифрон начал строительство на болотистой почве недалеко от реки. Такая особенность грунта должна предотвратить разрушение здания при природных катаклизмах, служа своеобразным амортизатором.

Чтобы это стало возможным, необходимо было создать правильную основу под здание. Для этого выкопали глубокий и широкий котлован. Его заполнили мягкими материалами, которые не подвергаются процессам гниения (шерсть), а также древесным углем. Только после этого стали возводить каменный фундамент.

Почти на 2 века растянулось возведение храма Артемиды из-за постоянно возникающих трудностей и проблем, которые требовали иногда длительного поиска решения. Задокументирован случай, возникший при возведении мраморных колонн вокруг храма. Их вес составлял несколько тонн, перевозить их на повозках практически не получалось, т. к. колеса утопали в болотистой почве. Благодаря находчивости Херсифрона работа была облегчена. В колоннах делали отверстия, в которые вставляли пруты с деревянными втулками. Их жердями соединяли с бычьей упряжкой, которая везла колонну к храму.

Здание
Храм Артемиды сделан из мрамора.

Здание получилось большим, как и планировалось. В длину оно было 115 м, в ширину – 46 м. В качестве материала использовался мрамор, который до этого не украшал храмы Греции. Прежде чем попасть внутрь, нужно было пройти 2 ряда 13-метровых колонн с барельефами. Они защищали от посторонних взглядов главную статую Артемиды, которую создал из эбонита скульптор Эндоиос. Сверху крышу удерживали ливанские кедровые брусья.

Посетить храм хотели многие граждане со всех концов греческой земли.

Каждый приходящий приносил в дар ювелирные изделия, продукты питания и ремесленные товары. Здесь можно было получить укрытие в случае необходимости. Для этого достаточно было зайти внутрь, оставив все оружие за пределами святилища. Тогда человек попадал под защиту жрецов и богини Артемиды. Любое нападение на него приравнивалось к тяжкому греху и каралось мучительной смертью.

Проделки Герострата

Храм Артемиды простоял около века, пока с ним не случилось несчастье. В 356 г. до н.э. некий гражданин греческого происхождения решил стать всем известной личностью. Ночью он поджег храм, который сразу превратился в руины. Этого человека поймали и признали психически нездоровым. За преступление Герострат был приговорен к казне городским собранием, которое также постановило удалить все упоминания об этом имени из исторических документов.

Проделки Герострата
Герострат ночью поджег храм Артемиды.

Однако информация о нем дошла до современности. Ее сохранил в своих работах историк Феопомп, который в то время проживал несколько лет в Эфесе.

У греков существует объяснение, почему богиня Артемида допустила пожар в своем храме. Она не могла предотвратить это несчастье, потому что находилась в Македонии на родах царицы. В эту ночь на свет появился великий завоеватель Александр Македонский.

Восстановление храма

К восстановлению храма смогли приступить не сразу. Связано это было с отсутствием необходимого финансирования. Только в 323 в. до н.э. началось воссоздание святилища. Этому поспособствовал Александр Македонский, который выделил на это монеты из своего бюджета. Работы велись под руководством архитектора Дейнократа, который сохранил изначальный план строения.

Новое здание было красивее прежнего. Теперь, чтобы его увидеть, люди приезжали не только из Греции, но и из других регионов средиземноморского побережья. Перед гостями открывался вид на впечатляющее по размерам строение из мрамора, крыша которого была из такого же материала. Здание украшали многочисленные статуи, выполненные Праксителем из серебра и золота. Центральной фигурой являлась богиня Артемида, разодетая в драгоценности. Ее невозможно было пропустить или не заметить. Высота статуи была с 5-этажный современный дом.

Восстановленный храм имел отличительную особенность по сравнению с первым. Сделано это было в знак благодарности за финансирование реставрации. Внутри святилища разместили изображение полководца Александра Македонского, в руке которого зажата молния. При взгляде на картину смотревший ощущал объемные детали рисунка, что стало возможным благодаря мастерству Апеллеса.

Управление храмом принадлежало совету жрецов, которые разрешали проводить на территории постройки религиозные мероприятия, а также политические и финансовые встречи.

Разрушение древнего памятника

Святилище Артемиды было действующим почти 6 веков, упоминания о нем встречаются во многих исторических источниках того времени. В них же имеется информация о том, что в конце III в. н.э. в результате поджога и разграбления готами здание сильно пострадало. Однако были проведены большие восстановительные работы. Они позволили храму функционировать еще 2 века, вплоть до закрытия его христианами по указу правителя Феодосия I. Одновременно с этим в городе убрали все упоминания богини Артемиды.

Эфес стал запустевать и беднеть, многие жители переехали в другие поселения. Это связано с отступом морской береговой линии и потерей портового статуса города. Поддерживать сохранность храма стало некому. Он начал разрушаться, колонны перевезли в Константинополь для строительства собора святой Софии, какие-то материалы разбирали местные граждане под свои нужды. Оставшиеся после многократных землетрясений руины утягивало в болото.

Со временем территория Эфеса перешла к Турецкой империи, были уничтожены последние упоминания о греческом храме в честь богини охоты и плодородия Артемиды.

В середине XIX в. британец Джон Вуд организовал археологические работы по поиску следов древнего святилища. Оно было найдено в окрестностях Измира. В городе Сельчук есть пустырь, на котором расположен фундамент, полуразрушенная колонна и камни. Это все, что осталось от былого величия древней достопримечательности, посмотреть на которую приезжали со всего Средиземноморья. Через несколько лет Дэвид Хогарт провел повторные археологические раскопки. В результате ученые обнаружили:

  • части скульптур;
  • самый древний в мире клад монет (600 в. до н.э.).

Эти экспонаты представлены в Британском музее. Экспозиция называется «Эфесская комната».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Trip Tales - Отдых, Туризм, Путешествия!
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: