Мыс провидения. Бухта провидения на чукотке

«Бухта Хед и другие англицизмы»
Название бухте Провидения дал английский мореплаватель Томас Мур в 1848 году, когда его корабль, попав в жесточайший шторм в Беринговом море, случайно обнаружил спокойную гавань, в которой и провел зимовку 1848-1849 гг. Бухта Провидения представляет собой фьорд с несколькими бухтами: Пловер, Эмма (Комсомольская), Цветок, Хэд, Марково, Всадник. Сам поселок Провидения расположен в бухте Эмма, названной в честь дочери капитана Мура. Существует легенда, согласно которой Эмма не вынесла долгой зимовки и скончалась от цинги. Ее похоронили на одной из сопок. На могиле установили деревянный крест, который видели еще в 70-х годах 20 века. Была ли это могила дочери капитана Мура доподлинно не известно, но известно, что бухту посещали мореплаватели еще задолго до Томаса Мура. Право европейского открытия бухты вероятнее всего принадлежит боярскому сыну Курбату Иванову в 1660 году.В первой трети 18-го века бухту посещали корабли Великой Северной экспедиции Витуса Беринга. Джеймс Кук во время своей Северной экспедиции также побывал в спокойных водах бухты Провидения. Сюда же заходили и американские китобои в 19 веке. Во второй половине 19-го века русское правительство озабоченное проникновением американских промышленников в территориальные воды Российской империи издает циркуляр о пограничном патрулировании русских северных вод. Ежегодно к берегам Чукотки направлялись военные клиперы и шхуны, которые наряду с пограничными функциями занимались исследовательской работой. Эта страница русской военной истории нашла свое отражение на карте Северо-Востока России: бухта Всадник, названная в честь клипера «Всадник», Сенявинский пролив - в честь адмирала Сенявина, мыс Чаплина - в честь мичмана Петра Чаплина, участника экспедиции В.Беринга, мыс Пузино - в честь контр-адмирала О.П.Пузино и т.д.Прибыв в Провидения у меня не было четкого плана действий, куда бы мне хотелось съездить. Точно я знал одно, что в самом поселке я хотел бы провести, как можно меньше времени. И уже через день мне представился случай, отправиться в бухту Хед на рыбалку.Название свое бухта получила от английского слова «Head» - голова, на которую была похожа вершина одной из сопок. Сейчас этой вершины уже нет. У эскимосов эта бухта называлась Нанылъкук - конечная бухта.
Стояла обычная провиденская погода - низкий туман, воздух пропитан мельчайшими частицами влаги, почти полное безветрие. До бухты Хед от Провидения чуть более 15 км., из них по дороге 10. Оставив мотоцикл «Урал» возле дороги и нагрузив на себя мешки с резиновой лодкой, сетками и едой пошли по берегу бухты. Отсутствие дороги объясняется наличием в нескольких местах скал, которые упираются прямо в бухту.В советское время военные периодически взрывали скалы и по отливу, на грузовых машинах, можно было здесь проехать. В настоящее время природа взяла свое и осыпи с ближайшей сопки полностью перерезали путь автотранспорту.
Дойдя до бухты мы решили, что не рационально тащить на себе лодку если на ней можно плыть. Один из нас должен пересечь бухту (шириной чуть меньше километра) на лодке, а другой будет ее огибать по берегу. Я оказался другим. В детстве я ходил в этих местах без малейшего страха, уходя с другом на несколько дней в тундру без ружья. Сейчас же перед выездом отец рассказал пару напутственных историй о том, как много в последнее время у них развелось медведей. На мою просьбу дать ружье отец несколько удивленно спросил: «А зачем оно тебе?». И в самом деле, зачем, после таких историй? Вобщем обходил я бухту пристально всматриваясь в кусты и бочки, которые, мое воображение ловко превращало в медведей. «Хорошо Вадику, на лодке то нечего бояться» - думал я ускоряя шаг. К балку на противоположном берегу мы пришли почти одновременно. Я еще удивился, как лихо Вадик орудует веслами, прям олимпийский резерв. Вадик же выпрыгнув из лодки молча за минуту выкурил 2 сигареты до фильтра и только потом произнес: «обратно я пойду по берегу». Оказывается пока я шел по берегу и «боялся» медведей, он тихо-мирно плыл на лодке, как вдруг: «Слева что-то начало фыркать. Поворачиваю голову и вижу метрах в 20 от меня стадо моржей. Усища во! И На меня смотрят. И фыркают. И ведь что у них там на уме не понятно.». В ход пошла третья сигарета.
Перекусив мы поставили сетку и отправились смотреть окрестности. Вернее мне хотелось дойти до правого входного мыса в бухту. На этой стороне я не был. Была и еще одна причина. В 50-70-х годах в этой бухте была перевал база подводных атомоходов. Говорят, даже рассматривался вопрос о строительстве здесь базы подводных лодок. Впрочем, следов военно-морского пребывания мы не обнаружили, за исключением металлического троса. Конец его был завален камнями, а сам он уходил в воду. Толщиной этот трос был сантиметров 10-12.
Дойдя до правого входного мыса я решил слазить на вершину сопки, чтобы сделать панорамные снимки.
У эскимосов есть поверье, что люди иногда превращаются в камни. Взбираясь на сопку в эти предания очень даже легко поверить. Скалы-останцы, действительно в профиль напоминают людей и пеликенов - чукотских божков.
Рыбалка в Хеде не увенчалась успехом - 1 голец, за два дня.
Наученные горьким опытом, возвращались мы по суху, т.е вокруг бухты. Однако обогнув бухту решили не насиловать спины и снова накачали лодку. «Поплывем вдоль берега. Чтобы если что успеть выпрыгнуть на берег». Грести решили по очереди. Вадик снова на веслах я иду по берегу. Погода - полный штиль. И вдруг, как в том мультике: ой, а что это бумкнуло?. Метрах в 15 от лодки что-то с огромной силой стукнулось о воду. Нужно было видеть лицо Вадика. Мне показалось, что от такой интенсивной работы веслами у него быстрее порвутся уключины, чем он доберется до берега. До которого было еще добрых 50 метров. Что бумкнуло мы не видели, видели только брызги. Вадик гребет материться, я умираю со смеху. Догрёб. Снова 2 сигареты одна за другой. Что там было понять не можем: может морж, может касатка. Моя очередь грести. Я иду в 5 метрах от берега. Все тихо. Скоро мы поняли, что это было. По кильватеру метрах в 15-20 от нас плыл лахтак (морской заяц), прелюбопытнейшее существо. Мы его спугнули и он с шумом сделав пируэт плюхнулся в воду. А теперь плыл за нами и наблюдал.
Более никаких приключений не было и мы через час уже въезжали в поселок Провидения.

Порой мне не хватает общения, хочется просто с кем-нибудь поговорить. На Чукотке вообще очень мало людей. Можно целый день ехать на мотоцикле и никого не встретить. Меня, в принципе, это устраивает, я привык путешествовать один. Иногда за несколько дней поездки не произносишь ни слова, а сам с собой я не люблю разговаривать.

На Чукотке я живу с двух лет, можно сказать, всю жизнь, а родился в Красноярском крае, на полуострове Таймыр. Это тоже Крайний север. В общем, всю жизнь живу в Арктике. Возможно, поэтому моё место жительства кажется мне идеальным. Я, например, когда бываю в отпуске, в больших городах чувствую себя неуютно от всей этой суеты вокруг. Мне хочется быстрее вернуться домой, на Чукотку.

Дома почти не встретишь неместных. Туристы бывают, конечно, но в основном иностранцы на круизных судах заходят: бродят толпами по посёлку несколько часов и дальше плывут. Обычному туристу, думаю, очень проблематично попасть на территорию Чукотки. Во-первых, это погранзона, а во-вторых - очень дорого. Самолет - не самый дешёвый вид транспорта. Летают они сюда из Анадыря: раз в месяц зимой и раз в неделю - летом.

Моё главное увлечение - поездки на мотоцикле. Люблю лазить по горам, гулять в одиночестве по тундре и бывать в заброшенных, мёртвых городках, которых у нас хватает ещё со времён "железного занавеса". На нашей стороне бухты расположен посёлок Провидения, а на противоположной - Урелики, мёртвый и заброшенный военный городок. Я бываю там часто, просто брожу по пустым улицам, смотрю в зияющие, разбитые окна зданий.

Этой осенью осматривал местную школу, здание находится в совсем удручающем состоянии, хоть фильм ужасов снимай: повсюду битое стекло, с потолка капает вода, по коридорам гуляет ветер. Я знаком с некоторыми выпускниками этой школы, это уже взрослые люди, иногда они приезжают в свою школу, но даже не могут собраться в родном классе. Они сидят во дворе, жарят шашлыки и сетуют о том, что встречу выпускников теперь приходится проводить на улице, так как от родной школы остались лишь стены.

Раньше я не боялся бродить по заброшенным зданиям, а теперь чувствую страх. Кажется, будто в этих домах есть что-то живое, поэтому я совсем перестал заходить в темные помещения: подвалы, длинные коридоры и комнаты без окон. Но меня манит в эти дома, я люблю бродить по местам, у которых нет будущего: бывать в старых охотничьих, рыбацких домиках.

Мне всегда интересно в путешествии вдруг найти в тундре старый домик геологов. Люблю читать надписи на стенах. Например: «Андрей Смирнов. Чукотка. Лето 1973». В моей голове сразу возникают вопросы: "Кем был этот Андрей? Что он делал на Чукотке в 1973 году? Как сложилась его дальнейшая судьба, где он сейчас?" И так далее. Это всё волнует и интересует меня безумно.

«Активное строительство посёлка началось в 1937 году. Сюда прибыл караван судов предприятия "Провиденстрой". В первую очередь нужно было возвести порт. В конце 1945 года Камчатский обком ВКП(б) принял постановление о создании в Чукотском районе рабочего посёлка Провидения. Посёлок продолжал быстро развиваться, сюда были передислоцированы воинские части. Первое общественное здание, столовая, было построено только в 1947 году.

Из воспоминаний Людмилы Адиатуллиной, г. Пермь:

— Мой отец, Бородин Василий Андреевич, дошёл до Праги в годы войны. Потом его часть погрузили в эшелоны и через всю Россию отправили на Дальний восток в Бухту Провидения, где он прослужил ещё пять лет.

Было очень трудно, два года они жили в палатках-шестиклинках, среди скалистых каменных сопок. Нары делали из камней, сверху клали олений мох. Четверо спали, а пятый топил буржуйку. Утром иногда волосы примерзали к палатке. Снегом заносило этот палаточный городок, люди откапывали друг друга, делали из бревён пищеблоки, офицерские домики, оборонительные сооружения и даже дороги.

На второй год завезли мало топлива, и чтобы не замерзнуть, военные разыскивали карликовые березки, выдирали их с корнем; кололи кирпичи и замачивали камни в бочках с керосином. Этим уже топили печки. Хорошо, что чукчи подсказали, что недалеко от расположения части были угольные шахты, разработанные американцами. Когда их попросили уйти оттуда в 1925 году, они взорвали всё и засыпали землей. Солдаты заново разрабатывали эти шахты примитивным способом, носили уголь за 30 км в рюкзаках, на лыжах. И всё-таки выжили.

Потом уже ездили на собаках и оленях, арендовали их у чукчей. Снег пилили пилами, возили на санях и делали из этого воду. Только на третий год стали строить солдатские казармы из деревянных брусков. Казармы были большие, на дивизион. Строителей среди солдат не было, но жизнь всему научила. В 1950 году в сентябре всех демобилизовали. Семь лет они не были дома: два года - на войне и пять лет - на Чукотке.»

Сам посёлок Провидения - обычный северный портовый городок с памятниками разрухи девяностых, плохими дорогами и добрыми, отзывчивыми людьми. Некоторые приезжают сюда просто заработать «северную» пенсию и свалить. Красоту Севера они не понимают, это для заезжих - холод, снег и камни. Кто-то, наоборот, без ума от гор, северных сияний, китов, и прочей романтики. Я отношусь как раз к таким людям.

Все самое интересное находится за пределами нашего поселка: база морских охотников, кладбище китов, остатки военных объектов, древние стоянки эскимосов, горячие подземные источники. Летом я выезжаю к океану на мотоцикле постоянно, люблю везде ходить, забираюсь на сопки, брожу по неизведанным местам.

А на каких животных можно наткнуться! Я видел: китов, тюленей, волка, бурых и белых медведей, лису, песца, росомаху, зайца, евражку, горностая, лемминга и кучу разнообразных птиц. Опасны для человека только медведи и волки. Ружьё, я думаю, конечно, не лишняя штука в тундре, да и просто в дикой природе, но уж так вышло, что я всю жизнь обходился без него. Может, везло, просто если я и натыкался на медведей, то всегда был на транспорте, на снегоходе или мотоцикле. Но если путешествовать пешком, то, лучше взять ружьё или хотя бы ракетницу: петарды какие-нибудь, чтобы отпугнуть хищников.

Однажды я наткнулся на обломки самолета. Ехал как-то вдоль берега озера и увидел что-то склоне сопки. Забрался - оказалось, что это самолёт "ЛИ-2". Он разбился тут в семидесятых. Внизу я увидел памятную табличку и знак. Ещё много обломков самолетов можно найти на территории военных объектов. Всё это осталось ещё со времён советской армии.

Мобильный телефон тут ловит. Интернет, правда, дорогой и очень медленный. Поэтому тут все сидят в чатах "вотсапа". Мегабайт мобильного трафика у нас стоит девять рублей.

Работа тоже какая-никакая есть. Электростанция, котельная, пограничные службы, полиция, морской порт и аэропорт.

Магазинов тут штук пятнадцать. В них всё очень дорогое, потому что товары завозятся кораблями. То, что забросили самолётом - ещё дороже. Фрукты и овощи могут стоить 800-1000 рублей за килограмм, а те, что сгрузили с кораблей дешевле раза в два. Вещи - в основном, хлам китайский из Владивостока. Я здесь вообще их не покупаю, заказываю всё через интернет-магазины или покупаю на материке. Так многие делают.

Для детей тут есть сад, школа, горнолыжная секция, спортивный комплекс. В общем, жить можно. Любителям севера Провидения придётся по душе.

Чукотский полуостров изобилует заливами и бухтами, однако одна из них стоит особняком – Бухта провидения. Название полностью соответствует бухте из-за постоянных туманов, которые накрывают ее чуть ли не круглый год и местные воды бухты покрыты плотной пеленой, через которую трудно что разглядеть. Местные жители давно уже к этому привыкли, а вот приезжему гостю это покажется большой диковинкой. Однако названа она не из-за туманов, но об этом позже.

Такое удивительное явления образуется из-за вытянутой формы бухты. По длине она вытянута на 34 километра, при этом в ширину всего 4км, при этом окружают бухту Провидения крутые и обрывистые берега, достигающие в высоту 800 метров. В итоге получается своеобразная природная труба, благодаря чему здесь и образуются постоянные туманы. Но несмотря на это, место это имеет очень важное значение на северном морском пути благодаря тому, что здесь море свободно от льда дольше, чем в других местах, с мая по октябрь.

История открытия

Первый кто посетил эти места был Курбат Иванов, который считался приемников Семена Дежнева в освоении этих мест. Экспедиция Иванова достигла этих мест в 1660 году, однако как и многим открытиям Дежнева, должного значения этому событию не уделили, хотя бухта была идеальным местом для строительства северного порта и опорной точки на северном торговом пути. Свое название бухта получила лишь спустя два века в 1848 году. В том году в этом районе курсировал корабль в поисках экспедиции Франклина и в октябре было принято решение зимовать в этих местах, глубокая бухта была идеальным местом для перезимовки и последствии Англичане назвали ее бухтой святого Провидения. В следующие сто лет в регионе велась скрытая торговая война. Россия боролась за свои монополии в торговле местными товарами и как могла защищала от заезжих американских гастролеров, которые меняли меха и моржовую кость на виски. В бухту периодически заходили легкие клиперы и арестовывали американских торговцев, но это мало кого останавливало, ведь торговые экспедиции были сверхприбыльными.

По настоящему осваиваться бухта начала лишь в конце 30-ых годов году. В 1933 году сюда приехала комиссия и разработала проект строительства порта. Строительство шло ускоренными темпами и после ВОВ здесь уже стоял небольшой городок в две тысячи населения, а населения всех поселков бухты достигало 5 тысяч человек. В настоящее время эти места опустели и здесь осталось в большинстве своем только местное население.

Поселок Провидение

Чукчи уже очень давно облюбовали данные места, однако о полноценном городе на берегах бухты провидения задумались лишь в 30-ых годах. Совсем небольшой опорный пункт появился в 1928 году, и это лишь был склад с углем для проплывающих мимо судов. Начиная с 1933 года постепенно строились дома и порт, а спустя четыре года в 37-ом здесь началось массовое строительство. Полноценно функционировать поселок начал после войны, и его население достигло 2 тысяч человек.

Очередной скачек поселок пережил в 50-ых 60-ых годах, когда противостояние с Америкой набрало максимальный оборот. В эти места переквартировывались военные части, что привело к резкому скачку населения и был даже план строительство города на 12 тысяч человек, однако ему так и не суждено было сбыться. Но даже несмотря на это население превысило 5 тысяч человек, а поселок Проведение стал одним из крупнейших на Чукотке.

С развалом союза произошел и развал поселка. Военные уехали, остались в большинстве своем местные. С 1994 по 2002 года вообще не велось никакого строительства, а местное население постепенно уезжало на «большую землю» и казалось вскоре поселок исчезнет с карты России, но этому не суждено было случится и последние десять лет поселок постепенно восстанавливается, повсеместно был полностью произведен капитальный ремонт, возводятся новые здания. Но поселок Привидения уже вряд ли когда-нибудь станет таким большим как и раньше, а лишь останется опорной важным портом на северном морском пути и местом промысла.

Туризм

Как военная точка на карте России поселок уже вряд ли восстановится, а вот как экзотическая туристическая точка вполне может быть. В последние время туристов все больше влекут самые необычные места на планете, например экскурсия к северному полюсу стоит огромных денег, при этом нужно отстоять в большой очереди, чтобы получить заветный билет на рейс. Бухта провидения так же является краем земли с нетронутой северной природой, настоящий природный музей, почти как другая планета. Сам поселок пока малопригоден для туризма, в нем есть небольшой музей истории края и все, однако его можно развить как необычную туристическую точку мира.

Источник: rus-globus.ru



Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Чукотка. Бухта провидения.

Я, если честно, даже сомневался стоит ли выкладывать это. Но фотки есть, может кому покажутся интерестными.
36 фото + немножко текста.

Что это за поселок, и откуда он вообще там появился? Вот что говорит Вики.
После открытия в 1660 году бухты Провидения русской экспедицией Курбата Иванова здесь регулярно стал проводится промысел и зимовки китобойных и торговых судов. В начале ХХ века, с началом освоения Северного морского пути, на побережье бухты был организован угольный склад для пополнения запасов топлива кораблей, направляющихся в Арктику, и к 1934 году здесь появились первые строения будущего морского порта, который стал градообразующим для посёлка Провидения.

В 1937 году с прибытием каравана судов со стройматериалами силами предприятия Провиденстрой началось активное строительство порта и посёлка, и в конце 1945 года Камчатский обком ВКП(б) принял постановление о создании «в Чукотском районе рабочего посёлка Провидения на базе населённого пункта Главсевморпути в бухте Провидения».

10 мая 1946 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании посёлка Провидения, который считается официальной датой основания поселения.

Посёлок продолжал быстро расстраиваться, этому способствовало передислокация сюда воинских частей. В 1947 году было построено первое общественное здание — столовая.

И еще Вики нам говорит что..
До конца 1980-х в посёлке проживало около 6000 человек, но в 1990-х в связи с массовым переездом жителей на материк произошло административное объединение двух посёлков — Урелики и Провидения. Инициатором таких укрупнений явился тогдашний губернатор Роман Абрамович.
Нда, ну Урелики я вам тоже покажу.

Собсно были мы там не за фотками, а по работе. Промер в бухте, топографические и геодезические работы. Так что нормальных, туристических фотографий нет вообще. Просто было некогда.

В сам поселок тоже редко ходили. В магазин если только, но цены у них.. Ну и в баню по средам и воскресеньям.

Поселок, если что, тоже Провидения. Самое интерестное что у них там есть-это музей. Музей небольшой, но работают там люди, которые его любят, это видно сразу. Естественно цены на сувениры в долларах, так как Аляска очень близко, и часто заходят круизники американские.

Да, там живут и русские и чукчи и эвенки.. Но это не Певек, все местные представители малых народностей спившиеся алкоголики по большей части. Ни оленей, ни одежд национальных, ни колорита. Все что есть-только в музее.

Китобойное ружье. Нам даже дали его подержать. Тяжелое блин, 11 с лишним кило. Раньше, говорят, в бухту заходили киты, устраивали праздники. Мы этого ничего не увидели.

Фотография прям таки заркально отражает то, что происходит в Провидении. Сверху и снизу на газете одно и то же судно.

Ну и да, стоило ехать на чукотку, что бы увидеть чум в музее..

Ладно, возвращаемся в поселок. На выходе из порта нас встречает американский внедорожник. Наши и не хуже могут сделать, и даже лучше. Уазик это доказывает. Дядька с нивелиром из наших.

Вообще на самом деле привыкнуть можно при желании. Администрация, как и везде почти в маленьких поселках, старается работать. Построили небольшой спорткомплекс, бассейн. Ходит автобус до аэропорта и по поселку. Точнее вахтовка, но за неимением гербовой, как говорится..

Есть у них даже что то типа дачного поселка. Там на самом деле довольно уютно и очень весело бывает. Хоть и имеется проблема со стройматериалами.

Ой! Я же вам сам порт не показал со стороны моря. Это как бы ночь. Полярный день.

Людей как видите совсем немного живет. Раньше было больше.

Да и порт сам по себе немаленький.

Днем лучше смотрится. Правда такие солнечные дни там редко бывают. Очень редко. И все равно холодно. Хотя были мы там в июле.

Урелики, как и обещал. Извините, но фоток мало. Я не люблю такие "пейзажи" в реальности. Руководство Абрамовича, да. Когда то тут были военные (не забываем про Аляску).

Удаоите плиз, случайно получилось. Пойду руки отрежу

Еще одна. Там, кстати, люди работают. Даже узбеков привезли и таджиков. Доламывают они там все, сносят дома. Причем довольно таки быстро сносят.

Ну их этих Абармовичей, вот немножко фоток с сопки. Там действительно очень красиво, очень чистый воздух, красивое море. Ну холодно, да, бывает. Это бухта Провидения с высоты примерно 430 метров над уровнем моря.

Из-за туманов фоткать сложно. Тем более саму бухту Провидения. В Комсомольскую (бухта внутри бухты) туманы позже заходят и можно успеть что нибудь сфотографировать. Например многострадальные Урелики.

Можно по горнолыжке забраться еще выше. Мне спускаться не хотелось, если честно. Бухта Комсомольская 1.

2. Сам поселок Провидения по до мной как раз.

3. Урелики. Видно огромное озеро Истижэд. Вода в нем пресная и в нем водится кижуч. Какая то разновидность, занесенная в красную книгу. Озеро в самой правой части фотогрфаии, отделено сравнительно узкой косой от бухты.

Туманы, какие там туманы красивые. Правда за месяц они задолбали, так как они бесконечные.

Сопки и туманы.. Вид с пирса.

В бухту киты заходили. Правда необщительные какие то. Фотографироваться не хотели, знакомится отказались.. Только и успел спину сфоткать.

Бывает, что и погибают они там. Ну и местные китобои где то есть в более маленьких поселках. Те эскимосы, чукчи и прочие, кто живет по своим старым традициям. После них остается вот это (слабонервным не смотреть).

А потом получается вот это. На заднем плане бассейн, кстати.

Цитата
А девки где? С Сиськами


Удовлетворяйтесь.


Не знаю видно ли надписи. Когда сопки зеленеют, то точно видно. Но мы не дождались.

Василий Митрофанов

Бухта Провидения

Каково жить в Арктике и рассекать по тундре на снегоходе

– Порой мне не хватает общения, хочется просто с кем-нибудь поговорить. На Чукотке вообще очень мало людей. Можно целый день ехать на мотоцикле и никого не встретить. Меня, в принципе, это устраивает, я привык путешествовать один. Иногда за несколько дней поездки не произносишь ни слова, а сам с собой я не люблю разговаривать.

На Чукотке я живу с двух лет, можно сказать, всю жизнь, а родился в Красноярском крае, на полуострове Таймыр. Это тоже Крайний север. В общем, всю жизнь живу в Арктике. Возможно, поэтому моё место жительства кажется мне идеальным. Я, например, когда бываю в отпуске, в больших городах чувствую себя неуютно от всей этой суеты вокруг. Мне хочется быстрее вернуться домой, на Чукотку.

Дома почти не встретишь неместных. Туристы бывают, конечно, но в основном иностранцы на круизных судах заходят: бродят толпами по посёлку несколько часов и дальше плывут. Обычному туристу, думаю, очень проблематично попасть на территорию Чукотки. Во-первых, это погранзона, а во-вторых – очень дорого. Самолет – не самый дешёвый вид транспорта. Летают они сюда из Анадыря: раз в месяц зимой и раз в неделю – летом.

Моё главное увлечение – поездки на мотоцикле. Люблю лазить по горам, гулять в одиночестве по тундре и бывать в заброшенных, мёртвых городках, которых у нас хватает ещё со времён "железного занавеса". На нашей стороне бухты расположен посёлок Провидения, а на противоположной – Урелики, мёртвый и заброшенный военный городок. Я бываю там часто, просто брожу по пустым улицам, смотрю в зияющие, разбитые окна зданий.

Этой осенью осматривал местную школу, здание находится в совсем удручающем состоянии, хоть фильм ужасов снимай: повсюду битое стекло, с потолка капает вода, по коридорам гуляет ветер. Я знаком с некоторыми выпускниками этой школы, это уже взрослые люди, иногда они приезжают в свою школу, но даже не могут собраться в родном классе. Они сидят во дворе, жарят шашлыки и сетуют о том, что встречу выпускников теперь приходится проводить на улице, так как от родной школы остались лишь стены.

Раньше я не боялся бродить по заброшенным зданиям, а теперь чувствую страх. Кажется, будто в этих домах есть что-то живое, поэтому я совсем перестал заходить в темные помещения: подвалы, длинные коридоры и комнаты без окон. Но меня манит в эти дома, я люблю бродить по местам, у которых нет будущего: бывать в старых охотничьих, рыбацких домиках.

Мне всегда интересно в путешествии вдруг найти в тундре старый домик геологов. Люблю читать надписи на стенах. Например: «Андрей Смирнов. Чукотка. Лето 1973». В моей голове сразу возникают вопросы: "Кем был этот Андрей? Что он делал на Чукотке в 1973 году? Как сложилась его дальнейшая судьба, где он сейчас?" И так далее. Это всё волнует и интересует меня безумно.

Активное строительство посёлка началось в 1937 году. Сюда прибыл караван судов предприятия "Провиденстрой". В первую очередь нужно было возвести порт. В конце 1945 года Камчатский обком ВКП(б) принял постановление о создании в Чукотском районе рабочего посёлка Провидения. Посёлок продолжал быстро развиваться, сюда были передислоцированы воинские части. Первое общественное здание, столовая, было построено только в 1947 году.

Из воспоминаний Людмилы Адиатуллиной , г. Пермь:

- Мой отец, Бородин Василий Андреевич, дошёл до Праги в годы войны. Потом его часть погрузили в эшелоны и через всю Россию отправили на Дальний восток в Бухту Провидения, где он прослужил ещё пять лет.

Было очень трудно, два года они жили в палатках-шестиклинках, среди скалистых каменных сопок. Нары делали из камней, сверху клали олений мох. Четверо спали, а пятый топил буржуйку. Утром иногда волосы примерзали к палатке. Снегом заносило этот палаточный городок, люди откапывали друг друга, делали из бревён пищеблоки, офицерские домики, оборонительные сооружения и даже дороги.

На второй год завезли мало топлива, и чтобы не замерзнуть, военные разыскивали карликовые березки, выдирали их с корнем; кололи кирпичи и замачивали камни в бочках с керосином. Этим уже топили печки. Хорошо, что чукчи подсказали, что недалеко от расположения части были угольные шахты, разработанные американцами. Когда их попросили уйти оттуда в 1925 году, они взорвали всё и засыпали землей. Солдаты заново разрабатывали эти шахты примитивным способом, носили уголь за 30 км в рюкзаках, на лыжах. И всё-таки выжили.

Потом уже ездили на собаках и оленях, арендовали их у чукчей. Снег пилили пилами, возили на санях и делали из этого воду. Только на третий год стали строить солдатские казармы из деревянных брусков. Казармы были большие, на дивизион. Строителей среди солдат не было, но жизнь всему научила. В 1950 году в сентябре всех демобилизовали. Семь лет они не были дома: два года – на войне и пять лет – на Чукотке.

Сам посёлок Провидения – обычный северный портовый городок с памятниками разрухи девяностых, плохими дорогами и добрыми, отзывчивыми людьми. Некоторые приезжают сюда просто заработать «северную» пенсию и свалить. Красоту Севера они не понимают, это для заезжих – холод, снег и камни. Кто-то, наоборот, без ума от гор, северных сияний, китов, и прочей романтики. Я отношусь как раз к таким людям.

Все самое интересное находится за пределами нашего поселка: база морских охотников, кладбище китов, остатки военных объектов, древние стоянки эскимосов, горячие подземные источники. Летом я выезжаю к океану на мотоцикле постоянно, люблю везде ходить, забираюсь на сопки, брожу по неизведанным местам.

А на каких животных можно наткнуться! Я видел: китов, тюленей, волка, бурых и белых медведей, лису, песца, росомаху, зайца, евражку, горностая, лемминга и кучу разнообразных птиц. Опасны для человека только медведи и волки. Ружьё, я думаю, конечно, не лишняя штука в тундре, да и просто в дикой природе, но уж так вышло, что я всю жизнь обходился без него. Может, везло, просто если я и натыкался на медведей, то всегда был на транспорте, на снегоходе или мотоцикле. Но если путешествовать пешком, то, лучше взять ружьё или хотя бы ракетницу: петарды какие-нибудь, чтобы отпугнуть хищников.

Однажды я наткнулся на обломки самолета. Ехал как-то вдоль берега озера и увидел что-то склоне сопки. Забрался – оказалось, что это самолёт "ЛИ-2". Он разбился тут в семидесятых. Внизу я увидел памятную табличку и знак. Ещё много обломков самолетов можно найти на территории военных объектов. Всё это осталось ещё со времён советской армии.

Похожие публикации