Автобусы в норвегии. Экономические условия развития туризма Главные сухопутные и морские транспортные пути норвегии
Страна обладает достаточно разветвленной сетью автомобильных, железнодорожных и авиационных маршрутов. Большая часть пассажиропотока перевозится автомобильным и морским транспортом. От Осло веером по всей стране расходится сеть современных шоссе, охватывающих даже самые отдаленные северные районы. Большинство междугородных автобусов отходит от Центрального терминала автовокзала на Швейгаардштрассе. Билеты на дальние расстояния необходимо резервировать заранее.Дороги и правила вождения
Дороги очень хорошие (в столице большинство из них проходят под землей) и зимой тщательно очищаются от снега, но достаточно узкие и имеют множество тоннелей (всего в стране их более 530), а само дорожное полотно делает бесконечные повороты, иногда достаточно крутые, между горными хребтами. Как и на всей территории Скандинавии, здесь в любое время суток должен гореть ближний свет или габаритные огни - частая смена погоды иногда ухудшает видимость на дороге до минимума. На некоторых дорогах запрещено движение с прицепами, особенно во фьордах, где дороги могут проходить по узким карнизам, и предусмотрены "карманы" для разъезда со встречным транспортом.
Допустимая скорость в жилых кварталах - 30 км/ч, в населенных пунктах - 50 км/ч, на шоссе, как правило, - 80 км/ч. В стране почти нет платных автострад, но есть много платных тоннелей, мостов и паромных переправ (от 5 до 100 крон). Бензин стоит дороже, чем в других европейских странах. Допустимая норма алкоголя в крови - 0,2 промилле. Многие мелкие дороги зимой закрыты.
Все стоянки в Норвегии платные. Вне стоянок парковаться нельзя - там могут находиться только машины проживающих в окрестных домах жителей. При этом на лобовом стекле каждой стоящей вне парковки машины обязательно должен находиться годовой парковочный абонемент определенного цвета, который соответствует данной парковочной зоне. Штраф за несоблюдение правил парковки достаточно высок. Въезд на автомобиле в историческую часть Осло и Бергена платный.
Авиа
Внутреннее авиасообщение великолепно развито и играет ведущую роль в пассажирских перевозках Норвегии, опережая автобусы и поезда. Это обусловлено как размерами Норвегии (2 500 км с севера на юг), так и сложным гористым рельефом страны, изрезанным множеством фьордов и заливов. В зимний период авиасообщение порой является единственной возможностью добраться до населенных пунктов, расположенных на островах или за горными перевалами.
Автобусное сообщение в Ноpвегии
Автобусное сообщение отлично развито и связывает все крупнейшие города страны друг с другом и даже с самыми небольшими населенными пунктами. В Норвегии несколько региональных и межрегиональных автобусных компаний, чьи маршруты, тарифы и расписания связаны в единую сеть бронирования и планирования. Автобусное сообщение между материком и островными населенными пунктами осуществляется в кооперации с паромными компаниями, а стоимость переправ уже входит в стоимость автобусного билета. Тарифы сравнительно высоки, но, как и в случае с поездами и самолетами, нередки акции и распродажи билетов. Кроме того, предлагаются проездные по всей стране на 3/7/21 день, дающие право на неограниченное число поездок.
Автобусы вполне комфортабельны, снабжены биотуалетами, кондиционерами, удобными откидывающимся сидениями. Вместе с тем следует учитывать значительную протяженность страны и иметь в виду, что путешествие на автобусе, к примеру, из Осло в Нарвик (1 900 км) продолжается почти сутки и может быть весьма изнурительным.
Более полную информацию о расписаниях, тарифах и проводимых акциях можно найти на едином сайте всех автобусных компаний Норвегии NOR-WAY Bussekspress AS (www.nor-way.no).
Водный транспорт в Норвегии
Морские суда, паромы и катера перевозят множество пассажиров. Компания "Хуртигрута" ("Прибрежный экспресс") обеспечивает пассажирские морские перевозки круглый год, обслуживая побережье от Бергена до Киркенеса и севернее, до российской границы. Район фьордов обслуживают многочисленные паромы. От набережной напротив ратуши (рядом с турбюро) отходят паромы на полуостров Бюгдё (Бьогде), от набережной Акер-Брюгге - в Несодден, от набережной Виппетанген - на остров Ховедёйя, а с июня по август - и на пляж Лангёйен. Переходы длятся от 10 мин. до 2 ч. Старые каботажные суда, развозящие местных жителей из отдаленных районов, летом достаточно привлекательны для туристических поездок. Каюту необходимо забронировать за месяц. Перевозить автомобили способны только суда современной постройки. Во многих местах есть специализированные катерные стоянки, на которых обычно швартуются как регулярные суда, перевозящие пассажиров из отдаленных фьордов, так и частные катера, с владельцами которых всегда можно договориться как о поездке в тот или иной район, так и о рыбалке или экскурсионном рейсе.
Наиболее популярны морские маршруты на линии Ставангер-Хеугесунн-Берген (до 6 рейсов в день летом и трех зимой), выполняемые скоростными катамаранами компании HSD, и маршрут Нарвик - Свольвер на севере страны.
Билеты можно приобрести как на сайтах паромных компаний посредством кредитной карты, так и непосредственно в кассах соответствующих морвокзалов перед отправлением. Стоимость достаточно высока, но, планируя поездку в Норвегию заранее, вполне можно приобрести билеты в ходе какой-нибудь акции или распродажи. Кроме того, многие паромные компании практикуют скидки до 20% при предварительной покупке билетов.
Городской транспорт
В Осло общественный транспорт развит очень хорошо. Целая сеть автобусных линий, 5 линий метро ("T-bane"), трамваев и паромов полностью покрывает и саму столицу, и близлежащие районы. Одноразовый билет на любой вид транспорта стоит около 15 крон и действует в течение часа после компостирования (провоз велосипедов оплачивается отдельным билетом). Суточный проездной ("dagskort") действует аналогичным образом и стоит около 40 крон, недельный - 140 крон. Билет "flexikort" действует на 8 поездок (около 150 крон). Ночью (после 24.00) в действие вступает ночной тариф, который немного выше дневного, проездные билеты ночью недействительны.
Для туристических поездок выгодно приобрести "Oslo Card" (150 крон однодневная, около 200 крон - двухдневная и 250 крон - на три дня, для детей от 4 до 15 лет - вдвое дешевле), обеспечивающую свободный вход в большинство городских музеев, а также неограниченный проезд на всех видах общественного транспорта (ряд паромов в эту систему не входит). "Oslo Card" также дает скидку в 50% при оплате экскурсий на автобусе или на катере, скидку в некоторых ресторанах, магазинах и при прокате автомобиля. Продается в турбюро, в газетных киосках "Narvesen" и в большинстве отелей. Студентам и людям старше 60 лет, которые по норвежским правилам платят половину стоимости билетов в музеях, выгоднее приобрести обычный проездной и отдельно оплачивать музейные билеты.
Такси
Такси достаточно дорогое и работает только в черте города. За посадку взимается около 3 евро (4 евро после 19.00 и в выходные) и около 1,3 евро за каждый километр пробега. Принимаются кредитные карточки. Все машины радиофицированы, поэтому заказать машину можно с любого телефона, а также "поймать" на специальных стоянках и на улице. Подсаживать пассажиров водителям такси разрешено только с согласия уже находящегося в салоне человека, поэтому на улице останавливаются далеко не все. В небольших населенных пунктах такси рекомендуется заказывать заранее.
Автостоп возможен на всех провинциальных дорогах, но на севере страны движение на трассах довольно редкое и попутную машину иногда приходится ждать достаточно долго.
Железные дороги и поезда в Ноpвегии
В Норвегии существует пять главных железнодорожных магистралей - южная Сарландсбанен (от Осло до Ставангера), горная Бергенсбанен (от Осло до Бергена), центральные Дёвребанен и Рёросбанен (от Осло до Тронхейма) и северная Нордландсбанен (Тронхейм-Будё). В зоне фьордов поездов очень мало, на Крайний Север они также не ходят - железнодорожное полотно заканчивается в Буде, поэтому для того, чтобы добраться, например, до Нарвика, нужно сделать большой крюк через соседнюю Швецию.
Проезд на поездах весьма недешев (к примеру, базовый тариф на проезд из Осло в Берген составляет $40, из Осло в Тронхейм - $85), однако постоянно проводятся разнообразные акции и распродажи. Существуют скидки при предварительном бронировании билетов, для детей, для нескольких человек, путешествующих вместе, а, кроме того, есть целый ряд вариантов с проездными билетами на 3/7/21 день. Воспользоваться любыми из предлагаемых вариантов можно как в любой из железнодорожных касс на территории Норвегии, так и через официальный сайт Норвежских железных дорог (www.nsb.no) посредством кредитной карты.
Туристу следует иметь в виду, что путешествие на поезде в Норвегии нередко будет дороже, чем перелет на самолете тем же маршрутом. Исключением являются проездные билеты, дающие право на неограниченное число железнодорожных путешествий. Кроме того, базовый тариф на железнодорожное путешествие не включает в себя стоимость спального места. Размещение в спальном купе увеличивает базовую стоимость на 30-40%.
Прокат автомобилей в Ноpвегии
Для аренды автомобиля необходимо наличие международных водительских прав, кредитной карты и оплаченной страховки (или внесенного денежного залога, сумма которого зависит от типа автомобиля). Кроме этого, обычно взимается целый ряд дополнительных сборов (за использование шипованной резины - 120$, за въезд в центр Осло - 1,5$ и т. д.), с полным списком которых можно ознакомиться в офисе прокатной фирмы.
Транспортная система Норвегии напрямую зависит от количества населения и времени года в густонаселённых областях инфраструктура является довольно развитой, в то время как в отдалённые деревни и даже в горнолыжные курорты автобусы ходят не слишком часто, что делает лучшим средством передвижения автомобиль. Автомобильные дороги находятся в отличном состоянии, так что любая поездка на машине или наземном транспорте окажется приятной и неутомительной. С 1 ноября по 1 апреля водитель обязан использовать зимнюю резину; кроме того, в машине необходимо иметь колёсные цепи противоскольжения, что особенно важно при поездках в горные районы. Следует иметь в виду, что осенью и зимой ряд мест оказывается недоступным из-за большого количества снега. Ряд дорог закрываются на более длительный период в течение года, а потому предварительно необходимо уточнить, открыта ли магистраль, по которой Вы собираетесь ехать.
В Норвегии существует несколько туристских дорог, признанных особенно живописными и потому рекомендуемых туристам. Самой известной и одной из самых живописных автотрасс в мире признана норвежская «стройка века» - Атлантическая дорога (Atlanterhavsveien), проходящая вдоль побережья и буквально скачущая с острова на остров от Аверёйя (Averøy) до Эйде (Eide). Путь пролегает мимо самой красивой долины Норвегии Иннердален и, безусловно, захватывает знаменитейшую дорогу троллей Тролльстиген (Trollstigen), езду по которой, по слухам, один из туристов окрестил настоящим «автомобильным альпинизмом», ведь 11 крутых поворотов по чуть ли не отвесной скале ведут путника на высоту 858 м.
Другим чудом можно без преувеличения назвать построенную вручную более 100 лет назад дорогу, соединяющую деревни Стрин и Шок (Skjåk), с ограничительными знаками из камня - или же самую высокогорную дорогу Северной Европы, проложенную через горный массив Иотунхеймен на высоте, достигающей 1434 м Список всех 18 туристских дорог (целиком они должны быть завершены к 2012 г.) можно найти на сайте www.turistveg.no.
За проезд по некоторым дорогам, мостам и туннелям (последних насчитывается 1208), а также за въезд в крупные города, как правило, взимается налог, размер которого варьируется и нередко выплачивается наличными, что приводит к необходимости всегда иметь при себе норвежские кроны. Собирающимся посетить Нордкап следует иметь в виду, что за проезд по подводному туннелю между континентом и островом Магерёй (Magerøya) необходимо заплатить как за транспортное средство, так и за каждого находящегося в нём пассажира.
Из-за узости норвежских дорог, нередко проходящих к тому же по горным хребтам, максимально допустимой скоростью на автотрассе является 100 км/ч, в городах и деревнях запрещено ехать быстрее, чем 30-50 км/ч.
Закон обязывает всех пассажиров использовать ремень безопасности, в том числе и на заднем сидении. Дети ростом до 135 см и весом менее 36 кг должны сидеть в специальных детских креслах. Водитель имеет право пользоваться мобильным телефоном только посредством громкой связи либо гарнитуры. Содержание алкоголя в крови не должно превышать 0,2 промилле. Фары должны быть включены в любое время суток. В Норвегии существует 53 аэропорта, 8 из которых выполняют международные перевозки. Обычно от аэропортов до центров городов курсируют автобусы Flybusser. До центра Осло ходит специальный автобус SAS Flybussen (www.flybussen.no/oslo), экспресс-поезд Flytoget (www.flytoget.no), а также региональные поезда NSB (www.nsb.no). Автобусы-экспрессы Flybussekspressen (www.flybussekspressen.no), Nettbuss (www.nettbuss.no) и TIMEkspressen (www.timekspressen.no) доставляют пассажиров от столичного аэропорта до узловых точек страны.
Кроме того, к услугам путешественника всегда наготове такси. Некоторые компании имеют фиксированные цены на поездки от/до аэропортов (например, Taxi2 и Norgestaxi). Весь участок дороги от центра Осло до аэропорта находится под наблюдением видеокамер, что обеспечивает своевременное поступление информации о дорожном движении - так что рассчитать время до самолёта не составляет никакого труда!
Со своими соседями - прежде всего Швецией, Данией и Германией - Норвегия имеет также водное сообщение; основными перевозчиками являются паромные компании Stena Line, Hurtigruten, Color line и AFerry, предлагающие одновременно и кру изные программы.
Особенности норвежского ландшафта привели к тому, что узловым железнодорожным пунктом Норвегии является Осло, расходящиеся из которого магистрали связывают столицу снаиболее крупными городами норвежских регионов, а также с Данией и Швецией. С последней Норвегию соединяет и созданная на севере страны ветвь из Нарвика. Основные магистрали Норвегии следующие: Oslo - Kristiansand - Stavanger, Oslo - Larvik - Skien, Oslo - Bergen, Oslo - Hamar - Trondheim, Oslo - Røros - Trondheim, Trondheim - Bodø. Минимальная цена билета на поезд составляет 199 крон при условии заблаговременного приобретения билета на сайте www.nsb.no. За эти деньги можно даже доехать из Осло в Будё, если только пассажир не будет покидать поезд кроме как для пересадки на другой.
Людям старше 67 лет предоставляется скидка 50 % (при этом одному спутнику такого пассажира также предоставляется скидка независимо от возраста), студентам - 25 %. Группам также могут предоставляться скидки.
Отсутствие развитой железнодорожной системы компенсируется наличием экспресс-автобусов (NOR-WAY Bussekspress, www.nor-way.no), чьи маршруты покрывают не только всю территорию Норвегии с юга на север и с запада на восток, но и осуществляют перевозки в соседние страны. Большинство направлений не требует предварительного бронирования места за исключением тех случаев, когда группа состоит более чем из 12 человек.
Метро (www.tbane.no) имеется Метро (www.tbane.no) имеется только в Осло и представляет собой порядка 100 станций, расположенных на 6 линиях общей длиной около 100 км. Осло считается самым маленьким городом в мире со столь протяжённой сетью метропо-литеновских веток. Самый длинный подземный перегон - 7060 м - между станциями Majorstuen и Hasle в центре города. В пригородах поезда в основном проходят по земле, и в целом метрополитен норвежской столицы скорее напоминает трамвайную сеть.
Трамваи существуют в Осло, Тронхейме и Бергене. Во многих местах, особенно в регионе фьордов, развито паромное сообщение, в том числе и скоростное.
Страна обладает достаточно разветвленной сетью автомобильных, железнодорожных и авиационных маршрутов. Большая часть пассажиропотока перевозится автомобильным и морским транспортом. От Осло веером по всей стране расходится сеть современных шоссе, охватывающих даже самые отдаленные северные районы. Большинство междугородных автобусов отходит от Центрального терминала автовокзала на Швейгаардштрассе. Билеты на дальние расстояния необходимо резервировать заранее.
Автомобили. Норвежские дороги считаются одними из лучших в мире. Прямые скоростные шоссе находятся только в непосредственной близости от крупных городов. Вне пределов населённых пунктов максимальная скорость ограничена 80 км/ч. В населенных пунктах предельно допустимая скорость - 50 км/ч. В Норвегииправила дорожного движения требуют от водителя соблюдения некоторых предосторожностей. Например, даже в солнечный день необходимо ехать с постоянно включенными фарами ближнего света. Использование ремня безопасности обязательно. В автомобиле необходимо иметь предупреждающий знак на случай аварии или неисправности.
Автобусы. Можно путешествовать на автобусах, которые курсируют более чем в 50 направлениях. Рейсы совершают около 200 комфортабельных автобусов. Но их движение лучше развито в центральной и южной Норвегии. Поэтому, еще находясь в Осло, уточните в автобусных компаниях, существуют ли рейсы туда, куда вы хотите попасть. Как правило, автобусное сообщение связано с другими видами транспорта: паромами, морскими судами, поездами и самолетами. Для путешествующих по Норвегиисуществуют два вида абонементов: на 7 дней и на 14 дней. Для детей - льготная цена. Абонемент действителен в течение года.
Поезд. Монополист железных дорог в Норвегии - NSB (Норвежские государственные железные дороги). Большинство составов это экспрессы, которые имеют вагоны первого и второго класса. Существует специальная система скидок, которая позволит вам сэкономить средства в вашем путешествии. Можно путешествовать на поезде, купив, например, месячный абонемент по Норвегии(или всей Скандинавии) на железные дороги. В нем не указывается пункт назначения, время прибытия поездов и он предназначен для неограниченного числа поездок. Вы сами выбираете свой маршрут. В этом случае вы садитесь в любой поезд в любом направлении на свободное место и перемещаетесь куда хотите. Очень удобно и дешевле, чем фиксированное место в купе. Но стоит запомнить, что если вдруг подойдет человек с билетом на место, где вы сидите, то вы обязаны ему уступить и пересесть на другое. Ничего страшного здесь нет, и никто на вас косо не посмотрит - так путешествуют все. День - в городе, ночь - в поезде. Однако все же стоит учесть, что бронирование мест на большинстве поездов дальнего следования обязательно.
Водный транспорт. Множество пассажиров перевозят морские суда, паромы и катера. Компания Хуртигрута (Прибрежный экспресс), обеспечивает пассажирские морские перевозки круглый год, обслуживая побережье от Бергена до Киркенеса и севернее, до российской границы. Район фордов обслуживают многочисленные паромы. От набережной напротив ратуши отходят паромы на полуостров Бюгдё (Бьогде), от набережной Акер-Брюгге - в Несодден, от набережной Виппетанген - на остров Ховедёйя, а с июня по август - на пляж Лангёйен. Переходы длятся от 10 мин. до 2 ч. Старые каботажные суда, развозящие местных жителей из отдаленных районов, летом достаточно привлекательны для туристических поездок. Каюту необходимо забронировать за месяц. Перевозить автомобили способны только суда современной постройки. Во многих местах есть специализированные катерные стоянки, на которых обычно швартуются как регулярные суда, перевозящие пассажиров из отдаленных фьордов, так и частные катера, с владельцами которых всегда можно договориться как о поездке в тот или иной район, так и о рыбалке или экскурсионном рейсе.