Мыс доброй надежды в африке. Кейптаун и мыс Доброй надежды Кто открыл мыс доброй надежды

Был в числе первых португальцев, ступивших на землю Бразилии..

Известно, что Диаш был дворянского происхождения и находился в ближнем окружении короля. Фамилия Диаш достаточно распространенная в Португалии, есть предположения, что он состоял в родстве с некоторыми известными мореплавателями той поры.

В юности изучал математику и астрономию в Лиссабонском университете. Но самое главное – посещал знаменитую школу мореплавателей в Сагрише, основанную знаменитым принцем Генрихом Мореплавателем, которая приготовила целый каскад блистательных португальских мореходов.

Как почти все у всех дворян в Португалии, деятельность Бартоломео Диаша была связана с морем, он с юности участвовал в различных морских экспедициях. В походе 1481-82 гг. к берегам Ганы был уже капитаном одной из каравелл. Какое-то время Диаш исполнял обязанности главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне. Есть сведения, что он был знаком с никому еще тогда неизвестным Христофором Колумбом, и они с Диашем даже участвовали в каких-то совместных плаваниях.

После смерти Генриха Мореплавателя (1460) в португальской заморской экспансии наступила пауза – внимание королевского двора было отвлечено на другие вещи. Но как только внутренние проблемы были решены, внимание первых (и вторых) лиц государства снова обратилось к заморской экспансии, прежде всего к исследованию и грабежу Африки, и к поискам пути в Индию. Следует помнить, что в эту эпоху в сознании моряков и картографов еще был переходный период – многие из них были уверены, что земля плоская! Другая часть в этом уже сомневалась. Но несмотря на это исследования Африки и поиск новы путей на Восток в обход турок продолжался.

Мысль о том, что Атлантический и Индийский океаны соединяются, впервые громко была озвучена португальским мореходом Диего Каном. Именно Кан первым дошел до устья Конго (Заира). Именно он обратил внимание на то, что южнее 18 градуса южной широты береговая линия отклоняется на восток. Отсюда Кан высказал догадку, что морская дорога вокруг Африки в Индийский океан существует.

Проверить предположения Кана португальский король поручил Бартоломео Диашу, назначив его руководителем экспедиции, целью которой было максимальный прорыв на юг вдоль африканского побережья и поиск выхода в Индийский океан .

Десять месяцев Бартоломео Диаш готовил экспедицию, тщательнейшим образом подбирал корабли, комплектовал команду, просчитывал запас провизии и всего, что может понадобиться в плавании в неизвестно куда. В состав экспедиции из трех судов входил и так называемый грузовой корабль - плавучая кладовая, с запасами еды, оружия, запасной оснастки, стройматериалов и тп. Руководящий состав флотилии составили выдающиеся мореходы того времени: Лейтао, Жуао Инфанте, Перу де Аленкер, описавший потом первое плавание Васко да Гамы, Алваро Мартинш и Жуао Грего. Грузовым кораблем командовал брат Бартоломеу - Перу Диаш. Кроме того в экспедицию взяли нескольких чернокожих африканцев, задачей которых было облегчить контакты с аборигенами новых земель.

Экспедиция стартовала от португальских берегов в августе 1487 года. В начале декабря того же года Диаш и его товарищи достигли берегов нынешней Намибии, где их настигла сильнейшая буря. Как опытный мореход Диаш поспешил вывести суда в открытое море. Тут их и трепали морские волны в течение двух недель. Когда ураган стих, ни Диаш, ни его пилоты не могли определить свое местонахождение. Поэтому сначала взяли кус на запад, в надежде «уткнуться» в африканский берег, потом повернули на север. И они его увидели - 3 февраля 1488. Высадившись на побережье, первопроходцы заметили туземцев и попытались, вступили с ними в контакт. Чернокожие толмачи экспедиции, однако, не понимали язык местного населения. А те вели себя достаточно агрессивно и Диашу пришлось ретироваться.

Но Диаш и его командиры обратили внимание, что побережье в этом месте тянется не на юг, а прямо на восток. Диаш решил продолжить плавание в этом направлении. Но тут случилось неожиданное – все руководство флотилии высказалось за то, чтобы возвращаться. Да и команда грозила бунтом в случае отказа. Диаш вынужден был принять их требования, выторговав условие, что плавание продолжится в восточном направлении еще три дня.

Пройдя за это время отрезок примерно в 200 миль (парусники тех времен вполне позволяли такой бросок - 200 миль при попутном ветре каравелла могла пройти за сутки! корабли достигли устья реки, которую Диашь назвал Риу-ди-Инфанти - в честь Жуана Инфанти, одного из капитанов флотилии, первым сошедшего здесь на берег. Тут же был воздвигнут и очередной падран. Этими падранами португальцы как бы столбили свои владения на Африканском континенте.

Делать нечего, экспедиция повернула восвояси. И уже на обратном пути Бартоломео Диаш открыл самую южную оконечность Африки, назвав его мысом Бурь. Легенда гласит, что по возвращении из плавания, после доклада Бартоломео Диаша король Жуан II предложил переименовать это место в Мыс Доброй Надежды , которое самая южная оконечность Африки носит по сей день. За мысом берег круто поворачивал на север.

Несмотря на то, что формально португальцы находились на юге от берегов своей страны, и на то, что февраль в южном полушарии - летний месяц, все члены команды обратили внимание, что в этих широтах было очень холодно.

Экспедиция Диаша вернулась в гавань Лиссабона в декабре 1488 года. Они провели в плавании в общей сложности 16 месяцев и 17 дней – это в три раза дольше, чем Колумб в своей первой экспедиции!

Диаш не получил никакой награды за свое открытие.

Мыс Доброй надежды - это место на самом краю юго-западного берега Африки, место встречи двух океанов - Индийского и Атлантического.

Открытие Мыса Доброй Надежды.

Мыс Доброй Надежды был открыт португальским мореплавателем Бартоломеу Диашем. Это событие произошло в 1488 году. Мореплавателю нужно было найти кратчайший путь к берегам Индии. До конечной точки своего маршрута он так и не добрался, но зато оказался первым из европейских мореплавателей, обогнувших африканский континент с южной стороны. Его корабль попал в сильные бури, которые не отступали несколько дней. Когда наступил штиль, Диаш поплыл далее на север, открыв путь к Индийскому океану. Но его команда после пережитого не желала плыть дальше и Диашу пришлось развернуть судно в обратном направлении. Возвращаясь, он увидел мыс, который выступал из моря и назвал его мысом бурь. Однако португальский король Жуан 2 переименовал его в Мыс Доброй Надежды, надеясь открытому морскому пути в Индию. Спустя несколько лет другой португальский мореплаватель Васко да Гама доплыл до индийского берега, обогнув Мыс Доброй Надежды.


Маяк

Мыс Доброй Надежды является не очень гостеприимным местом для приплывающих сюда кораблей. Сильные ветры, шторма и часто возникающие туманы делали мореплавание в этих местах не безопасным. Прибрежные скалы очень похожи друг на друга и из-за этого моряки часто сбивались с нужного курса. К тому же, иногда в эти воды приплывают айсберги и столкновение с ними могло привести к кораблекрушению. В середине 19 - го века власти решили строить маяк, чтобы корабли смогли найти путь в гавань. Маяк построили на горе Кейп-Пойнт, которая находится рядом с мысом Доброй Надежды на высоте 270 метров. С этого места маяк был виден на расстоянии 80 км. Но английские инженеры, проектировавшие это сооружение, не учли одну особенность. Верхушка горы, на которой расположен маяк, часто закрывалась облаками. По этой причине пользы от маяка не было ни какой. Он проработал на том самом месте около полувека, но несколько кораблекрушений заставили власти задуматься о данной проблеме. Последней каплей стала катастрофа португальского лайнера, налетевшего на рифы. К счастью почти всем пассажирам удалось спастись. Маяк закрыли. В наше время он служит музеем и смотровой площадкой, с которой открывается потрясающий вид на бескрайний океан.

Новый маяк расположен на высоте 88 метров и виден он с расстояния 40 км. Пользы он стал приносить гораздо больше, а кораблекрушения в этих местах прекратились. Сегодня там расположен ресторан, к которому можно добраться с помощью фуникулёра.


Фауна

Помимо типичных жителей Африки, таких как обезьян, гепардов и антилоп, здесь можно увидеть пингвинов! Очковый пингвин, переселившийся когда то из Антарктиды, отлично чувствует себя в новых условиях. Холодные воды Бенгальского течения спасают птиц от жары. Размеры очковых пингвинов не велики: рост около 65-70 см, а вес 3-5 кг. Питаются в основном мелкой рыбой. Вид находится на грани исчезновения, поэтому занесён в Красную книгу. Врагами очковых пингвинов являются человек, акулы, чайки и морские котики, также приплывшие на самый юг Африки из Антарктиды.


Летучий Голандец

Мыс Доброй Надежды упоминается в легенде о Летучем Голландце, легендарном корабле-призраке, обречённом на страдания вечно бороздить просторы мирового океана. По одной из версий легенды, возвращавшееся из Ост-Индии голландское судно попало в сильный шторм в районе мыса Доброй Надежды. Моряки предлагали переждать непогоду в бухте около берега, но капитан был непреклонен. Он поклялся, что не один из членов корабля не выйдет на берег, пока судно не обогнёт мыс и тем самым навлёк на корабль и его экипаж проклятие.

Информация для туристов.

Добраться к мысу Доброй Надежды можно на поезде от Кейптауна до города Саймонстаун. Время в дороге займёт около часа и далее несколько минут на такси до пляжа Боулдерс-Бич.

Сразу скажем, что Мыс Доброй Надежды это не самая южная точка Африки. Но определенно он самый известный на всем её южном побережье.
В эпоху Великих географических открытий (с конца 15 века) корабли, огибая континент, впервые меняли курс, поворачивая на восток в сторону Индийского Океана, именно здесь. Поэтому люди считали этот мыс самым южным. С тех пор наука шагнула вперед и уточнила, что на самом деле Мыс Игольный, расположенный в 150 км к юго-востоку, следует считать южной точкой материка. А Мыс Доброй Надежды носит почетный титул самой юго-западной точки африканского континента.

Мыс Доброй Надежды на карте

  • Географические координаты -34.357890, 18.475453
  • Расстояние от столицы ЮАР Претории примерно 1340 км
  • Расстояние до ближайшего международного аэропорта Кейптауна около 45км

Интересный факт – в ЮАР целых 3 столицы. Претория — официальная столица государства. Но вот парламент в Кейптауне, а верховный суд в Блумфонтейне. И эти города тоже называют столицами. Это объясняется так: в начале своего становления, ЮАР была конфедерацией, в состав которой вошли 3 территории – Южноафриканская Республика (Претория), владения Британии (Кейптаун), и страна с весьма экзотическим названием Оранжевое Свободное Государство (Блумфонтейн). При образовании ЮАР, было решено распределить органы власти по этим городам равномерно.

Вернемся все же к Мысу Доброй Надежды. Изначально его называли Мысом Бурь. И неспроста.
История возникновения названия такова:
Европейцы искали морской путь в Индию. С этой целью в середине прошлого тысячелетия из Португалии отправилась экспедиция. И в 1488 году капитан Бартоломео Диаш впервые обогнул этот мыс. Но добраться в Индию этим ребятам не удалось, так как команда устала и подняла бунт. Диаш был вынужден повернуть назад. На обратном пути в районе мыса бушевал шторм. Корабль и его команду изрядно потрепало. Моряк не стал выдумывать оригинальное имя, назвав скалистый выступ просто Мыс Бурь. Чуть позднее король Португалии Жуан II решил переименовать его в Мыс Доброй Надежды, справедливо полагая, что такое название не только не отпугнет других моряков, но и даст им надежду на скорое завершение пути.

Инициатива короля оправдались. Уже в 1497 году Васко-Да-Гама проложил путь из Старого Света в Индию. Экспедиция прошла успешно, и с тех пор за этим скалистым выступом прочно закрепилось название Мыс Доброй Надежды. Этим маршрутом стали пользоваться многие мореходы.

Да, конечно души моряков переполняла надежда при подходе к этому мысу, ведь бОльшая половина пути позади. Радость растекалась по лицам команды. Но каким бы удивительным и завораживающим видом не привлекал к себе внимание Мыс Доброй Надежды, для мореплавателей он довольно опасен. Бури и штормы вполне нормальное явление для здешних мест. До сих пор в окрестных водах можно увидеть около трех десятков затонувших кораблей.

Для облегчения навигации в 1857 году построили маяк высотой 238 метров над уровнем моря. Но он оказался слишком высоким, а иногда облака и туман и вовсе закрывали его полностью.


Старый маяк мыса Доброй Надежды

После очередного кораблекрушения 1911 года было принято решение о переносе маяка. С 1913 по 1919 годы маяк построили в другом месте и не такой высокий. Новый маяк возвышается над уровнем моря всего на 87 метров. Но его видно с расстояния более 60 км. Это самый мощный маяк на всем южном побережье Африки. С этих пор морской путь в районе мыса стал значительно безопасней.


Новый маяк мыса Доброй Надежды

Есть интересное недоразумение. По факту корабли, проходя из Атлантики в Индийский Океан, огибают мыс Кейп-Пойнт, расположенный немного дальше. Но именно Мыс Доброй Надежды пользуется всемирной славой.

За мысом Кейп-Пойнт расположилась уютная бухта Фалсбай, похожая на гавайскую Ханаума-Бэй . Здесь есть прекрасный пляж, омываемый теплым течение Индийского Океана.

Отличные пляжи на границе двух океанов, завораживающие виды на окрестности, разнообразие флоры и фауны в районе Мыса Доброй Надежды привлекают сюда огромное количество туристов.

Мыс Доброй Надежды в фотографиях

На Мыс Доброй Надежды впервые наткнулся португальский морской путешественник Бартоломеу Диаш. Произошло это знаменательное событие в 1488ом году. Он нарек его мысом Бурь. Но португальскому королю Жуану II такое название не пришлось по вкусу, и он велел переименовать его в Мыс Доброй Надежды, надеясь, что название каким-то образом задобрит морскую пучину и путь в Индию будет открыт, что в дальнейшем и произошло.

Мыс Доброй Надежды - символ Южной Африки. Расположен мыс на Капском полуострове. Из Кейптауна дорога сюда занимает 4 часа. Время пролетит незаметно: красивые саванны, гуляющие страусы, бабуины, антилопы - все это выглядит чрезвычайно красиво и органично.

Далее путь лежит через заповедник с таким же названием. Поверхность земли здесь покрыта густой низкой растительностью, поэтому передвигаться пешком почти невозможно, только на автомобиле. Растения, произрастающие в заповеднике, нельзя увидеть больше нигде на планете.

Фауна также уникальна. Здесь и мартышки, и гепарды, и носороги, и львы, и другие хищники. А главное, что наряду с этими представителями жаркой Африки, здесь разгуливают пингвины. Такого вы точно нигде не увидите.

На мысе Доброй Надежде можно позагорать и покупаться на пляжах. Купальный сезон с сентября по май.

Главная достопримечательность Доброй Надежды, конечно же, маяк высотой 240 метров, построенный в 1860ом году. Сегодня маяк не работает, поскольку часто его окутывает пелена облаков и кораблям его все равно не видно. Зато на нем оборудована смотровая площадка. К ней ведет канатная дорога, можно и пешком. Здесь же стоит ресторанчик и лавка с сувенирами. Забравшись на площадку, возникает ощущение полета над двумя океанами. Здесь место встречи Индийского океана с Атлантическим, в честь чего даже устроен специальный аквариум в Кейптауне . С одной стороны мыс омывается одним, с другой другим. Если приглядеться, можно заметить, что океаны несколько отличаются по цвету.

С мыса Доброй Надежды можно отправиться на катере к острову морских котиков. На этом же маленьком острове, всего четыре кв. км, была когда-то тюрьма, а теперь музей, рассказывающий об исторических событиях страны.

Бартоломео Диаш, португальский мореплаватель, первым обогнул мыс в 1488 году. Когда он возвращался, то остановился у юго-за-падной оконечности Африки и назвал ее мыс Бурь. Но король Португалии Иоанн II переименовал его, назвав мысом Доброй Надежды. Этот мыс обогнул в 1497 году корабль Васко да Гамы на пути в Индию. Смелые путешествия португальских мореплавателей позволили проложить морской маршрут вокруг мыса, затем начались регулярные плавания, однако из-за обманчивой береговой линии и опасных туманов эти места повидали немало кораблекрушений.

Для того чтобы снизить риск возможных катастроф, было решено соорудить на мысе маяк. Первый маяк был построен в 1857 году высотой 238 м над уровнем моря, но оказалось, что он так высок, что туманы и облака закрывают его более чем на 900 часов в год. После того как в 1911 году потерпел крушение португальский лайнер «Лузитания», маяк был перенесен на другое место и построен высотой всего 87 м над уровнем моря. Работы по строительству начались в 1913 году и продолжались в течение почти шести лет из-за сложности доставки сюда строительных материалов и неблагоприятных погодных условий. Маяк является самым мощным на побережье Южной Африки. Видимый на расстоянии 63 км, он испускает каждые 30 секунд три вспышки света мощностью 10 миллионов свечей.

Район вокруг маяка

На берегу вокруг маяка и сегодня можно видеть останки 26 кораблей, которым не удалось обогнуть мыс. Одним из самых известных кораблекрушений стало крушение корабля «Томас Т. Такер», одного из сотен судов, построенных Соединенными Штатами Америки для того, чтобы союзники могли перевозить припасы в годы Второй мировой войны. В первое же плавание корабль сбился с курса из-за тумана и налетел на скалы.

Живописный район вокруг маяка состоит из зеленых холмов, через которые проложены тропы, спускающиеся на уединенные пляжи, где водятся антилопы-эланы, бабуины, страусы и бонтебоки - антилопы яркой окраски. С этой стороны мыса трудно даже представить себе, как много трагедий случились совсем рядом.

Похожие публикации