Киевский фуникулер время работы. История Киева.Киевский фуникулер

Киевский фуникулер самый популярный народный транспорт на Подоле и одна из главных достопримечательностей столицы. Он появился больше 100 лет назад из-за необходимости, хотя гости Киева чаще воспринимают его, как аттракцион.

My-Kiev узнал, каким был и каким стал столичный фуникулер, почему его спасла война, и главное, для 4 миллионов пассажиров в год, которых он перевозит в год, фуникулер аттракцион или – необходимость?

Почему в Киеве появился фуникулер?


Столичные спуски и подъемы всегда приносили киевлянам массу неудобств. В конце 19 века с Подола к Верхнему городу приходилось добираться по деревянным лестницам, у которых было по 500-600 ступенек. Кони с такими крутыми подъемами не справлялись, поэтому подняться можно было только пешком. Что и делали киевляне исключительно в случаях крайней необходимости.

И если по Владимирскому спуску таки удалось пустить трамвай, то на Андреевском подъем был очень крутой. Поэтому вопрос комфортного подъема стоял остро, особенно в начале 1900-х годов.

Идея сооружения в Киеве фуникулера принадлежала Артуру Абрагамсону. Его называли «инженером в квадрате». У него было два диплома: один – Цюрихского политехникума, а второй – Санкт-Петербургского Института инженеров путей сообщения. Абрагамсон, еще когда учился в Швейцарии, интересовался простыми, но в то же время эффективными подъемниками. Их в гористой Швейцарии было очень много.

Поэтому молодой инженер решил предложить и в Киеве соорудить подобный подъемник.
И хотя идея была достаточно проста и понятна, Абрагамсону пришлось потратить почти 20 лет, чтобы ее утвердила столичная власть. И только в 1902 году было принято решение проектировать Михайловский электрический канатный подъем. Именно таким было первое название киевского фуникулера.

Над проектом работал инженер Николай Пятницкий – он разработал путевые конструкции, а также архитектор-строитель Александр Барышников. Он спроектировал павильоны верхней и нижней станций.

Строительство фуникулера

Интересно, что киевский фуникулер спроектировали и построили очень быстро, как для такого сооружения. Всего за 3 года.

Изначально планировали строить фуникулер на Андреевском спуске. Но позже решили перенести, так как там очень много памяток архитектуры. Поэтому проектировали подъемник, который бы соединил Почтовую площадь с Верхним городом.

Киевские историки отмечают, что идея разместить фуникулер в столице именно в этом месте возникла у авторов проекта еще в конце 19 века. Но одна из владелиц усадьбы, через которую планировали провести линию фуникулера, захотела очень много денег в качестве компенсации.

Строительные работы начались в 1903 году. Длина маршрута изначально составляла чуть больше 200 метров, а вагоны заказали в Швейцарии. Если судить по рамкам тех времен, то киевский фуникулер был сооружен с использованием самых современных технологий.

Торжественное открытие фуникулера


Киевский фуникулер стал третьим в Российской империи. Первым в 1896 году открыли Кремлевский фуникулер в Нижнем Новгороде, вторым – в 1902 году в Одессе.

Торжественное открытие фуникулера в Киеве – «Михайловского электрического канатного подъема» состоялось 7 мая 1905 года. Это было настоящее событие для Киева. На открытии городской глава В.Н. Проценко перерезал красную ленту со словами: «Открываю на славу и гордость древнего Киева новый путь - Михайловский подъём». Все закричали «Ура» и вагон начал спускаться вниз под песни хора Михайловского Златоверхого монастыря.

И уже на следующий день, 8 мая 1905 года, впервые вагончики между Подолом и Михайловской площадью начали перевозить людей со скоростью 2 метра за секунду.

Интересно, что новый необычный транспорт сразу понравился киевлянам. Ведь только за первый день фуникулер перевез 22 тысячи человек. Пассажиры радовались не только тому, что так легко, всего за 2 минуты можно в любой момент добраться к Верхнему городу, а еще и любовались прекрасными видами Киева.

С момента открытия и до 1928 года вагоны киевского фуникулера были открытые, что было не совсем удобно зимой. Также изначально они вмещали 70 человек. А нижняя станция была на 30 метров выше, чем сейчас.

СМИ того времени то и дело писали о киевском фуникулере и сразу окрестили его «чудом современной техники».

Фуникулер: опасный ли транспорт?


В столице фуникулер считается самым безопасным транспортом, несмотря на свою конструкцию. Ведь за всю его историю была всего одна авария с фуникулером в 1928 году. Один из вагонов обрушился на большой скорости вниз и разбил второй вагон. Правда, это случилось без пассажиров, во время технического обслуживания.

По словам экспертов, авария произошла в результате изношенности троса. После этого случая был проведен капитальный ремонт фуникулера. Также изготовили новые вагоны и удлинили протяжность маршрута на 38 метров.

Интересно, что швейцарские вагоны – заменили на киевские, которые сделали на заводе им. Домбаля.

И в начале апреля 1929 года специальная комиссия испытала новые вагоны и удлиненный маршрут. А заработал после реконструкции фуникулер 2 мая 1929 года и стал уже называться «Подъемом им. Иванова» – в честь советского государственного деятеля.

В 1958 году состоялась вторая реконструкция фуникулера. Тогда заменили вагоны и машинное оборудование, перестроили станции. В 1986 году уже сделали капитальный ремонт фуникулера, заменили и вагоны, и канаты.

До осени 2020 года киевские власти обещают провести капитальный ремонт фуникулера, с заменой систем управления и вагонов.

Как фуникулер спасла война?


Сейчас Киев сложно представить без фуникулера, вроде он был здесь всегда. Но, есть данные, что самого романтического столичного транспорта могло бы и не быть сейчас.

Эта история напрямую связана с перенесением столицы Украины в 1934 году из Харькова в Киев. Но оказалось, что в красивом и древнем Киеве не было огромных партийных зданий и жилья для массы чиновников, которые тоже переехали в столицу.

Фуникулер – аттракцион или средство передвижения? Можно сказать, что и то, и другое, ведь в будние дни он (в основном!) используется для рабочих поездок от до , а в выходные — доставляет горожан и гостей столицы к живописному парку и многочисленным достопримечательностям Верхнего города. Поэтому если у вас возникнет вопрос где отдохнуть в Киеве, а погода выдастся подходящей для прогулок, смело езжайте на Почтовую площадь и заходите в здание с надписью «Фуникулер». Уверены, что такое времяпровождение вам понравится, ведь будет не только интересно, но и познавательно!

«Михайловский электрический канатный подъем», — так изначально назывался Фуникулер в Киеве, — открыли 7 мая 1905 года. И с тех пор это сооружение является не только удобным видом транспорта, позволяющим без труда преодолеть подъем на крутой днепровский склон и пуститься в увлекательные . Это — памятник архитектуры XIX века, популярный аттракцион и одна из визитных карточек города. Что не удивительно. Ведь в свое время столичный подъемник стал вторым фуникулером в Российской империи (первый был открыт в Одессе тремя годами ранее), а сегодня представить культурно-развлекательную жизнь Киева без него попросту невозможно. При этом мало кто знает, что киевскому фуникулеру пришлось пройти долгий и непростой путь.

До 1905 года, чтобы пройти путь, по которому сейчас резво бегают вагонетки, необходимо было одолеть 500 ступеней и 36 пролетов крутой деревянной лестницы. И хотя важность такого средства передвижения постоянно витала в кулуарах киевской власти, идея построить на склонах Днепра подъемник пролежала «в ящике» целых двадцать лет.

Задержка с устройством средства передвижения осложнялась тем, что пустить по маршруту традиционное транспортное средство, — к примеру, трамвай, — было технически невозможно.

Тем не менее, в 1902 году столичные градоначальники дали зеленый свет к началу работ по возведению электрического подъемника. В ход пустили проект, поданный еще 1883 году «инженером в квадрате» Артуром Адольфовичем Абрагамсоном. Руководителем строительства стал сам затейник, а проектирование поручили выдающимся инженерам А. Барышникову и Н. Пятницкому.

Интересный факт: По разным сведениям на инновационный проект было потрачено от 172 000 до 230 000 рублей, что по тем меркам было баснословной суммой!

Строительство фуникулера проводилось на деньги Бельгийского акционерного общества. Оборудование и тележки вагонов были сделаны в Швейцарии. И уже 7 мая 1905 года состоялся испытательный запуск фуникулёра, а на следующий день устройство ввели в эксплуатацию. На то время канатная дорога соединяла улицу Боричев Ток (внизу) и Михайловскую площадь (наверху). Длина маршрута составляла 200 метров, а два вагона фуникулера вмещали по 70 человек каждый.

Все изменилось, когда в 1928 году произошла авария. Истирание тросов загубило обе вагонетки и дало стимул для капитальной реконструкции всего устройства.

Старые неудобные и крайне медлительные вагоны, — скорость перемещения по канатке составляла всего 2 м/с, — заменили на новые. Их изготовили по спецзаказу на Киевском заводе электротранспорта. Кроме того маршрут подъемника продлили на 40 метров. Так киевский фуникулер соединил Михайловскую площадь и улицу Сагайдачного, благодаря чему сегодня ответ на вопрос, куда пойти в Киеве чтобы развлечься, не вызывает затруднений: конечно же, на фуникулер!

Это интересно: Формы верхней станции не изменялись с 1905 года, а значит, сейчас мы видим ее в первозданном виде. А вот местоположение и экстерьер нижней станции переделывали, хотя общий ансамбль фуникулера можно смело назвать гармоничным.

Апгрейд произошел и в XXI веке. Так, с середины октября 2013 года закурсировал новый вагон — с отремонтированными механизмами и каркасами, бесшумными колесами, новым дизайном. По данным КГГА, это была масштабная реконструкция, на которую затратили 430 000 грн из госбюджета.

Интересный факт: ежедневно фуникулер перевозит от 10 000 до 15 000 пассажиров.

И средства не были потрачены зря: на сегодняшний день фуникулер — это одно из самых популярных мест, и друзьями любят не только киевляне, но и гости столицы.

Три гривны за вход, не больше 7 минут ожидания, всего три минуты в пути. Зато эмоций и впечатлений — на годы вперед! Если вы все еще думаете над тем, куда пойти в Киеве — выбирайте фуникулер, не прогадаете!



Проблема связи между Верхним городом и нижним, Подолом, существовала всегда, сколько стоит Киев. Сначала древние киевляне пользовались крутыми тропами, потом - , который под этим названием известен с позапрошлого века, но существовал значительно раньше. Затем от Крещатика до Подола - Владимирским спуском прошел первый трамвай, и путь стал хотя и длиннее, зато удобнее.



Идею построить между верхней и нижней частями города механический подъем в виде наклонной небольшой железной дороги с канатной тягой подал инженер А. А. Абрагамсон. Проект разработали инженеры М. К. Пятницкий и Н. И. Барышников. Строительство фуникулера длилось с 1902 по 1905 год. Пути подъема протянулись на двести метров. Сначала он соединял верхнюю террасу Владимирской горки с улицей Боричев ток. Ранее Киевский Фуникулер назывался Михайловским механическим подъемом, потому что рядом были здания Михайловского Златоверхого монастыря.



В то время это было довольно прогрессивное инженерное решение: рельсы лежали на крепкой железобетонной эстакаде, хорошо действовали и подъемные машины.
Вот с каким восторгом писали в путеводителе по Киеву, изданном в 1912, о фуникулере «Михайловский подъем - чудо современной техники. Верхняя станция как будто висит в воздухе. Она кажется Игрушечной беседкой... Все сделано не только изящно, но и прочно. В то время, как один вагон с пассажирами, точно воздушный шар, «взлетает» вверх, второй - плавно опускается вниз...» Первую реконструкцию фуникулера было проведено в 1928 году. Строители проложили еще около сорока метров колеи, и с тех пор нижняя станция была перенесена на улицу Жданова, у Почтовой площади.



В 1958 году проведена кардинальная реконструкция Киевского фуникулера . В машинном зале установили новое совершенное оборудование, которое, кроме всего, гарантировало полную безопасность движения, в конце 1984 года фуникулер имени А. В. Иванова пережил еще одно обновление. Ежегодно этот необычный вид транспорта перевозит около 2,8 миллиона пассажиров, среди которых немало туристов, любуются панорамой Днепра Подола.
В мае 1915 года киевский фуникулер отметил - 110 лет со дня открытия.



КАК ДОБРАТЬСЯ ДО КИЕВСКОГО ФУНИКУЛЕРА


От Вокзальной площади, 1 (центральный ж/д вокзал в Киеве) необходимо пройти 110 метров (2 минуты) в направлении остановки (Центральный ж/д вокзал). Далее сесть в автобус №24, №114, (время ожидания транспорта на остановке может занять у вас 4 минуты), далее отправиться в направлении остановки “ Майдан Незалежности - Площадь Независимости” (примерное время в пути - 8 минут). От остановки пройти 930 метров (12 минут) в направлении Киевского фуникулера (ул. Трехсвятительская, 6). Также до фуникулера можно добраться и на собственном автомобиле. Рассчитать маршрут вы можете



Дорогие посетители наш онлайн путеводитель по Украине желает Вам приятного отдыха.


Контактная информация о достопримечательности:


  • - Адрес: Украина, Киев, Нижняя ст. – ул. Петра Сагайдачного, 3, Почтовая площадь, Верхняя ст. – ул. Трехсвятительская, 6

  • - Координаты: 50°27′27″ с. ш. 30°31′24″ в. д.

  • - Телефон: нет

  • - Сайт: нет

  • - Почта: нет

  • - Цена: Стоимость проезда - 3грн.

Маршрут от Контрактовой площади до Золотых ворот считается одним из самых красивых и популярных в Киеве. Секрет прост - это исторический район с красивейшей архитектурой, по дороге есть несколько парков, множество сквериков. Также можно полюбоваться набережной Днепра и Речным портом. Увидеть Михайловский и Софиевский соборы. Перекусить в столовках Министерства иностранных дел и Министерства юстиции, где и цены оооочень доступные, и блюда вкусные. Но есть одно НО.

Дорога пролегает через горку. И тут вам выбирать то ли подниматься по тропкам и ступенькам парка Владимирская горка,а это 500 ступеней и 36 пролётов, то ли идти по брущатке Андреевского спуска, не говоря уж о том, что дорога достаточно крутая и зимой скользкая, или же покататься на Фуникулёре.

Киевский фуникулёр - фуникулёрная система с Подола в Верхний город в Киеве (Украина). Один из первых фуникулёров в бывшей Российской империи, открыт в 1905 году.

Время работы фуникулера с 7 ч. до 23 ч.

Проезд 8 грн или 0,29 долл, цена стандартная для городского транспорта Киева, такая же как в автобусе, тролейбусе, метро, только вот длительность поездки гораздо меньше

Поездка около 3 минут, но оно того стоит)))


Внизу есть станция метро Почтовая площадь и Речной вокзал


Станции (Верхняя и Нижняя) крытые, как бы куполом, но продуваемые


Кстати вагончики сделаны ступеньками, так что вы можете любоваться видом не только через боковые окна


Но стоит признать, что интереснее всего именно в первом вагончике, так как видна вся дорога, Речной порт, площадь. Также на верней площадке есть балкончик, который я очень люблю, так как вид там шикарнейший, особенно вечером.

Интересные факты:

  • На сегодня длина Киевского фуникулера составляет 222 метра. Он проходит этот путь под уклоном 18-20° всего за 3 минуты развивая скорость 7,2 км/ч (2 м/с).
  • Разница высот между верхней и нижней станцией - 75 м.
  • Ширина колеи фуникулера равна 1,2 м, при этом ширина железнодорожной колеи -1,5 м.
  • Верхняя часть трассы фуникулера расположена на железобетонной эстакаде.
  • Вагоны подписаны буквами "Л" (левый) и "П" (правый) относительно верхней станции.
  • Вместительность каждого вагона около 100 человек, при этом 30 - сидячие места.

Благодаря своей своеобразной экзотике и месторасположению Фуникулер давно уже стал не просто средством передвижения, а и туристической достопримечательностью. Здесь всегда много иностранцев, влюблённых парочек, прогуливающихся.

Транспортная система Киева поражает своим разнообразием, здесь есть метрополитен с самой глубокой станцией в мире, есть обычный и скоростной трамвай, автобус троллейбус и герой сегодняшнего поста - фуникулер. На Украине существует всего две линии фуникулера, а на территории бывшего СССР их осталось не более десятка.

В 1905 году Киев стал третьим городом Российской Империи, получившим этот экзотический вид транспорта, до него фуникулеры строили только в Нижнем Новгороде и Одессе:

Проблема строительства фуникулера появилась с развитием общественного транспорта. Киев стал первым городом Российской Империи, запустившим трамвай, при этом из-за преграды в виде Владимирской горки сообщения между Подолом и Верхним городом не было:

Андреевский спуск для трамваев был слишком узким и крутым, поэтому городские власти приняли решение организовать механический подъем прямо по склону горы:

Работы по возведению системы начались в 1903 году и завершились в 1905, их стоимость составила 230 тысяч имперских рублей, или 230 миллионов рублей ($4 млн) на сегодняшние деньги:

Оборудование фуникулера и тележки вагонов были изготовлены в Швейцарии:

Длина системы сегодня 222 метра, однако по первоначальному проекту она должна была составить 250 метров:

Планам помешала владелица одной из усадеб, расположенных на склоне Владимирской горки. За снос имения она затребовала неподъемную по тем временам сумму, в итоге проект системы укоротили почти на 70 метров:

В 1929 году, когда проблема частной собственности уже не мешала властям, фуникулер удлинили на 40 метров - до Почтовой площади, в том же году был построен павильон нижней станции, который сохранился до наших дней:

Последняя реконструкция была проведена в 1983-1984 годах, тогда же в последний раз были заменены вагоны, которые работают и сегодня:

Каждый вагон вмещает до 100 человек:

Буквы "Л" и "П" означают "левый" и "правый" относительно верхней станции:

Четкое разделение по сторонам необходимо из-за особенности конструкции киевского фуникулера. Для разъезда вагонов в середине пути используется так называемая стрелка Абта, разработанная швейцарским инженером Карлом Абтом в 1882 году:

Ее суть заключается в том, что внешние рельсы остаются сплошными, а внутренние имеют разрыв для пропуска каната. Внешнее колесо каждого вагона имеет два гребня, которые обхватывают рельс и предотвращают боковое смещение, внутренние колеса толстые и широкие, при этом гребней не имеют, чтобы свободно проходить разрывы между внутренними рельсами:

Для обеспечения прямолинейного и криволинейного движения канат уложен в систему блоков, расположенную между рельсами:

Скорость движения вагона составляет 2 метра в секунду, расстояние между станциями он проходит за 2,5 минуты:

Сверху через круглое окно за движением вагонов наблюдает оператор:

Буферы нужны для амортизации в случае столкновения:

Вход в вагон осуществляется прямо со ступенек:

Путь инвалидам или мамам с колясками сюда закрыт, единственный выход - заносить коляску на руках:

Стоимость проезда копеечная, составляет всего 3 гривны, почти в 10 раз дешевле, чем :

Для прохода турникетов нужен вот такой жетон, никаких надписей, в отличие от жетона метро на нем нет:

Обе станции красиво оформлены, на окнах и потолках установлены витражи:

На стенах красивые светильники:

Нижняя станция выходят на Почтовую площадь, в 10 метрах от выхода находится одноименная станция метро, церковь через дорогу - восстановленный в 2004 году храм Рождества Христова:

Улица Сагайдачного - главный проспект киевского Подола, вид в сторону Контрактовой площади:

Исторические здания на пересечении улиц Сагайдачного и Боричев спуск - на углу бывший доходный дом, в котором жил писатель Александр Куприн, за ним - здание бывшей мельницы, ныне Подольское отделение Национальной парламентской библиотеки:

На сегодняшний день киевский фуникулер является одновременно и полноценным видом транспорта и популярной достопримечательностью, работая с 6 утра до 11 вечера, он ежедневно перевозит до 15 тысяч пассажиров. Годовой пассажиропоток доходит до 4 миллионов:

Разговоры о реконструкции фуникулера ведутся уже как минимум 10 лет, со времени последнего ремонта прошло уже три десятилетия, подвижной состав сильно износился, но попытки провести тендер, которые прошли в 2008 и 2011 годах не увенчались успехом. Одна из главных достопримечательностей Киева до сих пор ждет своего инвестора.

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:

Другие пост об Украине:

Похожие публикации