«Остров сокровищ» главные герои. Остров сокровищ

Роберт Стивенсон очень правдоподобно описал пиратов XVIII столетия. Это злобный, глупый и пьяный сброд, лишенный всякой организации.

Сильвер, Флинт, Билли Бонс и Слепой Пью — конечно, вымышленные персонажи, но у них очень много общего с людьми, которые существовали на самом деле. Даже некоторые факты, упомянутые в книге, имели место в реальности.

Коллективный образ

Знаменитый диалог у бочки с яблоками, из которого Джим Хокинс узнает, что на корабле зреет заговор, буквально набит отсылками к реальным событиям.

«Мне ампутировал ее ученый-хирург — он учился в колледже и знал всю латынь наизусть. А все же не отвертелся от виселицы — его вздернули в Корсо-Касле, как собаку, сушиться на солнышке… рядом с другими. Да! То были люди Робертса, и погибли они потому, что меняли названия своих кораблей».

Джон Сильвер уговорит о знаменитом капитане Барте Робертсе, который несколько лет терроризировал моря Нового Света и Африки. Сам Черный Барт погиб в сражении, а вот пиратов из его команды в самом деле повесили в крепости Корсо-Касл.

Что же касается названия кораблей, то смена оного в самом деле считалась дурной приметой, причем не только среди суеверных пиратов, но даже и в английском флоте. Чуть позже в том же диалоге Сильвер упомянет Хауэлла Дэвиса, того самого, после смерти которого Робертс стал капитаном судна «Ровер» и начал свою «карьеру».

Таких отсылок в тексте романа вообще очень много. Слепой Пью будет говорить, что потерял зрение в битвах за короля Георга. Уцелевшие пираты, возвращавшиеся на сушу, зачастую рассказывали о себе как о бывших моряках Королевского флота.

Сильвер, мечтая о богатстве, упомянет, что хочет быть лордом и кататься в карете. Это вполне соответствует представлениям пиратов о богатой жизни. Каждый, у кого есть деньги, конечно, член парламента и только и делает, что разъезжает в экипаже.

Впрочем, главное, конечно, это коллективный образ пирата. Совершенно дикий, очень злой, к тому же вооруженный до зубов человек, который готов при первой возможности впиться в глотку своему же товарищу, — вот каков настоящий пират. Они много лет ходят по морям, но совершенно не умеют им управлять. Сильвер не хочет убивать капитана Смоллетта и остальных сразу, потому что точно знает, без них он не то что до Англии, до соседнего острова не доберется. А еще пираты, конечно, разбивают лагерь посреди болота. Потому что головы их не обременены никакими лишними знаниями. Вроде того, что на болотах водятся опасные для здоровья и жизни насекомые.

Капитан Флинт

Черная Борода — прототип Флинта. (pinterest.com)

Прототипом вымышленного Флинта принято считать Черную Бороду. О Черной Бороде мы . Он не был дьяволом во плоти и исчадием ада, он был человеком, любившим наводить на других страх. Именно таким предстает перед нами Флинт, со всем тем обилием жутких историй, которые про него рассказывают. Больше всех Черную Бороду боялись его собственные люди. Точно также боятся даже имени Флинта пираты, ходившие с ним на «Морже».

Роднит Флинта и Эдварда Тича и еще один персонаж — Израиль Хэндс. В книге он второй боцман, который, по словам Абрахама Грея, был у Флинта канониром. Это, кажется, единственный случай, когда среди персонажей появляется реально существовавший человек. Хэндс состоял в команде Тича и был там толи штурманом, то ли боцманом. Когда Черная Борода погиб в схватке у острова Окракок, Хэндса с ним не было. Незадолго до той истории, Тич прострелил своему офицеру колено во время попойки. Никаких веских причин для такой жестокости не было. Свой поступок Тич объяснил необходимостью поддерживать на борту дисциплину. Изувеченный Хэндс осел в Каролине, избежал смерти и даже виселицы. В «Острове сокровищ» он погибает от руки Джима Хокинса. При этом в романе Хэндс предстает как самый неприятный и отвратительный из пиратов — жестокий, наглый и вероломный. Он при этом знает, как управляться с кораблем, что для пирата без нужного образования — уже достижение.

Билли Бонс

Билли Бонс. (pinterest.com)

Бонс немного нетипичный пират. Именно немного. Он точно так же, как любой другой морской разбойник злоупотребляет ромом и хватается за нож при первом случае, но есть в его образе и важные отличия.

Во-первых, он штурман. А эта корабельная должность требует особых навыков и знаний, которые абы где не получишь. Боцманом и квартирмейстером может быть кто угодно, канониру достаточно уметь обращаться с пушками, а этот навык можно получить на практике. На вес золота на пиратских кораблях ценились доктора и штурманы. Люди, обученные медицине и навигации. Вычисление курса предполагает знание звездного неба, умение пользоваться сложными приборами для определения высоты тел, а также понимание основ математики и геометрии. Для понимания: многие пираты не знали, где север, а где юг, большинство не умели читать и писать.

У Бонса с этим проблем нет. Он не только образован (хоть и минимально), он еще имеет обыкновение за собой записывать. Вероятным его прототипом мог быть некто Блейз Кеннеди, который был штурманом у капитана Эдварда Ингленда, а потом сбежал от него.

Джон Сильвер

Сильвер с Джимом. (pinterest.com)

От всех прочих пиратов Сильвера отличает предприимчивость и наличие обаяния. Он не пропивает свою долю, как Слепой Пью или Бен Ганн, а пытается вложить ее в дело. У него и таверна собственная есть и жена со сбережениями. Если сказать прямо, то таких бережливых и предприимчивых людей среди пиратов не любили. Идея пропить все сразу происходила не столько от дикости, сколько от мысли о том, что тебя все равно рано или поздно повесят. Обидно болтаться в петле, когда в карманах полно денег.

На деле в середине XVIII века ситуация была именно такой. Почти все пираты кончили жизнь на виселице, некоторым повезло пасть в бою. Английские законы тех времен не позволяли пиратам не только тратить награбленное иначе, как в тавернах, но и вернуться в мирную жизнь. Время амнистий к тому моменту уже прошло.

Сильвер со своей «Подзорной трубой» и старухой, которая ждет в условленном месте, несомненно отличается от серой массы. Похож он на пиратов совсем другим. Во-первых, при всем своем уме он все-таки глуп. Он выбирает верную стратегию для себя, но ошибочную для общего дела. Доктор Ливси обманет его с обменом карты на корабль, а Сильвер не заподозрит подвоха. Типичная черта морского разбойника XVIII века — уверенность в себе, основанная на пустом месте. Самонадеянность и отсутствие критического мышления.

Сильвер зверски жесток, что можно заметить в последней главе. Джим испытал это на себе в тот момент, когда Сильвер думал, что вот-вот найдет сокровища. Сокровищ там не оказалось, Джим вновь стал нужен старому пирату, и он опять встал на его защиту. Но вот добить выстрелом умирающего товарища, усомнившегося в его авторитете, — это вполне себе черта пирата. А Сильвер ведь так и поступает.

Наконец, есть внешние атрибуты. Деревянная нога, попугай, морские словечки — это все в копилку классического образа пирата. Дополнить его можно еще и прозвище Сильвера. Он, если забыли, «Окорок». Происхождение прозвища нигде не объясняется, дело, видимо, в цвете кожи. За годы странствий в тропиках и субтропиках, она обветрилась, погрубела и стала коричневатой, точь-в-точь как курица, поджаренная на открытом огне.


Давид Черкасский Роли озвучивали Композитор Аниматоры Студия Страна

‎ (СССР )

Время Премьера

«О́стров сокро́вищ» - советский анимационно-игровой фильм, созданный на украинской студии «Киевнаучфильм », по одноимённому роману Роберта Льюиса Стивенсона. Состоит из двух частей: «Карта капитана Флинта» и «Сокровища капитана Флинта».

В 1992 году был выпущен в США под названием «The Return to Treasure Island» на видео. Американская версия на 34 минуты короче (без музыкальных номеров). В 2006 году объединение «Крупный план» выпустило отреставрированную версию мультфильма.

Комедийная экранизация знаменитого романа «Остров сокровищ » о поиске клада пирата Флинта. Мультипликационный сюжет прерывается музыкальными номерами, снятыми с участием актёров и иллюстрирующими события мультфильма или же касающимися определённых проблем, связанных с образом жизни пиратов (курение, алкоголизм). При этом манера съёмок различается в разных эпизодах: где-то изображение цветное, где-то чёрно-белое; одна сцена имитирует немой фильм, используя интертитры; в начальном эпизоде живые съёмки совмещены с мультипликацией.

Отличия от текста романа

Интересно, что реплики героев фильма практически полностью соответствуют репликам героев Стивенсона. Тем не менее, иногда для достижения комического эффекта или упрощения сюжета происходящее не полностью соответствует роману. Так, в книге Джим жил в трактире «Адмирал Бенбоу» вместе с родителями; его отец умирает, а мать отвозят в деревню перед разгромом трактира. Однако в мультфильме родители не появляются; Джиму помогает одноглазый кот, которого принёс с собой Билли Бонс, а мать Джима лишь упоминается вскользь ("Моя мама говорит..").

В мультфильме Слепой Пью погибает, скатившись с обрыва в бочке, тогда как в книге его затаптывают лошади солдат, прискакавших к «Адмиралу Бенбоу» на помощь.

В книге Джим опознаёт Чёрного Пса в «Подзорной трубе», поднимает крик, и тот сбегает, после чего Сильвер разыгрывает из себя славного малого, убеждая Джима, что они его поймают. В мультфильме Чёрный Пёс преспокойно распивает в таверне ром с другими забулдыгами, наблюдает бой Джима с толстым пиратом, а потом даже становится одним из матросов «Испаньолы», которых набрал Сильвер.

В «досье» Сильвера указано, что он не женат, как и все остальные герои мультфильма, а в книге (в письме сквайра Трелони), напротив, упомянут тот факт, что он женат на чернокожей женщине.

Джим обещает Бену Ганну «вот эдакую головку сыра», хотя тот о сыре не просит, в отличие от книги.

Иногда точное следование репликам персонажей романа приводит к противоречиям с происходящим на экране. Например, когда герои, будучи ещё на шхуне, узнают о заговоре, капитан Смоллетт, в ответ на вопрос Трелони «Сколько же на корабле верных нам людей?», произносит: «Нас семеро, вместе с Джимом», что соответствует сюжету книги, но не мультфильма. Тем не менее, после обороны форта он же говорит: «Нас было четверо против девятнадцати. Теперь нас четверо против девяти». В фильме количество пиратов учёту не поддаётся (в среднем их количество в кадре, кроме Сильвера, четверо, либо пятеро с маленьким пиратом в желтом балахоне, реже - шестеро; лишь один раз, когда Трелони по призыву капитана Смоллета браво идет "в рукопашную" в кадре одновременно появляется сразу одиннадцать пиратов; уже в следующей сцене, где они прислушиваются к цоканью пробки, их становится восемь; перед тем как броситься к макету, их можно насчитать шестнадцать - похоже, максимальное количество за весь мультфильм), тогда как положительных героев - всего четверо: пятый - Бен Ганн - присоединился к ним позже.

Кроме того, вернувшись в форт, который был сдан пиратам, Джим Хокинс говорит: «Это я убил Израэля Хэндса!..» (поскольку в книге Джим действительно убивает Израэля Хэндса). Между тем в сцене захвата шхуны Джимом Хэндс не погибает, а остаётся висеть между мачтами «Испаньолы», схватившись за концы каната, перерубленного его же кинжалом - более того, он остается там же когда пираты разбиты и герои отправляются в обратный путь.

Параллели с другими произведениями

  • Некоторые моменты мультфильма - откровенная пародия на американские мультфильмы и вестерны (перемещающаяся дверь в драке Билли Бонса и Чёрного Пса, неразбиваемое окно сквайра Трелони, сходство таверны «Подзорная труба» с салунами Дикого Запада, отображёнными, например, в отдельных сериях «Тома и Джерри», когда сквайр Трелон, доктор Ливси и Капитан Смоллетт сбежали с корабля пиратов, пираты сначала стреляли одним ядром, потом кучей а потом достали пулемётную ленту и стали стрелять не из пушки, а из пулемёта и пират, который стрелял из пушки стал стрелять как Рембо).
  • В сцене, в которой Джим встретился с Беном Ганном, показываются обезьяны, наблюдающие за происходящим с дерева. Эта сцена скопирована из диснеевского мультфильма «Книга Джунглей»
  • Первая строчка песни «Песня о вреде курения» («Колумб Америку открыл, великий был моряк / Но заодно он научил весь мир курить табак») перекликается с началом дворового романса (студенческой песни) «Коперник целый век трудился» («Колумб Америку открыл / Страну для нас совсем чужую. / Дурак, он лучше бы открыл / На нашей улице пивную»), восходящей к XIX веку.

Особенности анимации

Многие рисованные последовательности в мультфильме использованы по нескольку раз. Например, ночной налёт пиратов на трактир «Адмирал Бенбоу» и дневная атака форта (с той разницей, что Слепого Пью теперь заменяет Сильвер).

Гибель второстепенных персонажей в мультфильме показана условно. За весь фильм погибают по-настоящему, помимо Билли Бонса и кота, лишь два рисованных персонажа: Слепой Пью и толстяк, побеждённый Джимом с помощью ракеты (после гибели обоих пять пиратов на берегу скорбно обнажают головы). Остальные имеют тенденцию появляться снова. Например, бородач, стрелявший из «бомбомёта» (пушки, «модифицированной» под пулемёт) во время побега главных героев с судна, нагрелся и развалился, когда его решили охладить. Но ближе к концу фильма он опять присутствует в толпе пиратов. В финальных сценах второй серии в толпе можно увидеть также черноусого пирата, от которого чуть раньше Израэль Хэндс в качестве гэга оставил одни башмаки.

Над мультфильмом работали две команды мультипликаторов. Одна использовала метод классической рисованной анимации, а вторая - «плоской марионетки». Различие методов в том, что при классической отрисовке художник рисует зеркальный образ персонажа. В результате у Сильвера поочередно отсутствует то левая, то правая нога. Эта же ошибка встречается и в других фильмах Д. Черкасского, где у героев (моряков и пиратов) отсутствуют то разные ноги («Доктор Айболит»), то разные глаза («Приключения капитана Врунгеля»).

Досье на героев

В мультфильме при представлении зрителям пиратов и других персонажей используется манера «досье» телефильма «Семнадцать мгновений весны»:

  • Джим Хокинс - Очень, очень хороший мальчик. Вежлив, правдив, скромен, добр. Слушает маму. Каждое утро делает зарядку . Характер очень мягкий.
  • Доктор Ливси - Очень хороший и веселый человек. Характер общительный. Не женат.
  • Сэр Трелони - Туп, жаден, прожорлив, ленив, трусоват, надменен. Характер отсутствует. Не женат.
  • Капитан Смоллетт - Старый моряк и солдат. Говорит правду в глаза, отчего и страдает. Характер прескверный. Не женат.
  • Билли Бонс - Он же «Капитан». Обладатель карты Острова Сокровищ. Много пьет и всегда простужен. Характер скверный. Не женат.
  • Джон Сильвер - Он же «Окорок». Он же «Одноногий». Самый страшный пират, но удачно притворяется добрым. Характер скрытный. Не женат.
  • Чёрный Пёс - Друг Флинта . Охотится за картой Острова Сокровищ. Характер скрытный. Не женат.
  • Слепой Пью - Тоже старый пират. Друг Флинта. Хитёр. Жаден. Ради денег готов на все. Характер мерзкий. Не женат.
  • Бен Ганн - В детстве был благовоспитанным мальчиком, но начал играть в орлянку, связался с пиратами и покатился… Характер мягкий. Не женат.

Все герои мультфильма не женаты. Примечательно также то, что часто текст не совпадает с озвучиваемой версией. Так, в озвучании досье Трелони, вместо "трус" сказано, что он трусоват, а в интертитре Музыкальной Паузы пропущено имя Джима, которое диктор однако называет.

Исполнители и съёмочная группа

Роли озвучивали

В фильме снимались

  • Ансамбль «Гротеск» (Одесский Театр «Гротеск»):
  • На смерть Билли Бонса («Пятнадцать человек на сундук мертвеца…», Песня о пьянстве) - 02:35
  • Песня о пользе спорта («Соблюдает дня режим Джим…») -- 02:33
  • На борту «Испаньолы» (инструментальный номер)
  • Шанс - 02:49
  • Вступление № 2 («Сейчас пробьют полночь склянки…»)
  • Рассказ Бена Ганна (инструментальный номер)
  • Песня о жадности («Был пиратом жадный Билли… Раз, два, три, четыре, пять, знаете, наверно») - 02:19
  • Мы все - участники регаты
  • Песня о вреде курения («Минздрав предупреждает: курение - это яд…») - 01:56
  • Фортуна-лотерея («В жизни как в кино») - 01:11
  • Про одиночество (Финальная песня, «Лучше быть одноногим…») - 01:23

Музыка и песни в исполнении ВИА «Фестиваль». За исключением финальной песни (поёт Армен Джигарханян)

Награды

  • ВФ телевизионных фильмов, Минск 1989 - Большой приз.
  • 1-й Приз МКФ ТВ фильмов в Чехословакии
  • 1-й ВКФ анимационного кино, Киев, 1989, приз «За лучший полнометражный фильм»
  • Несмотря на то, что действие книги происходит в XVIII веке, герои поднимают над фортом «Юнион Джек » с ирландским косым крестом (крестом Св. Патрика). Известно, что он стал элементом британского флага только в 1801 году .
  • Есть ряд неточностей и с одеждой. Когда Сильвер в трактире "Подзорная Труба" идёт на костыле, когда он сворачивает костыль и открывает им замок чтобы пройти в ту комнату, где Джим подслушал заговор, шляпа у него не синяя, а красная. Во время разговора Смолетта с Сильвером перед атакой у Александра Смолетта несколько раз меняют цвет ботинки.
  • У некоторых пиратов постоянно, от кадра к кадру, меняется вид. Во время заговора Хендс предстаёт бородатым моряком, но после этого он предстаёт уже без бороды и во всём красном.
  • В сцене остановки конного экипажа у "Подзорной трубы", присутствует эффектный трюк - лошади не замедляют бег, а тормозят по инерции, причём одновременно слышен скрип тормозов.
  • Также единственными персонажами, названными в досье по имени и фамилии, были Сильвер, Хокинс и Бен (Бенджамин) Ганн. Александр Смолетт, Джон Трелони и Дэвид Ливси названы же вместо имени по званию или профессии.

Прототипы многих литературных героев существовали на самом деле. Шарль дю Бас д`Артаньян — французский дворянин на службе кардинала Ришелье, чья жизнь настолько богата приключениями, что до них далеко даже такому фантазеру, как А. Дюма. В основу истории Робинзона легла жизнь матроса Александра Селкирка, три года жившего на необитаемом острове. Военные подвиги капитана списаны с реальных побед знаменитого пирата .

Но за их приключениями бывает трудно следить, не зная, где именно и в какой исторической обстановке происходили те или иные события. Однако нередко автор бывает неточен или просто скрывает место действия своих героев. Мне, например, всегда было интересно, где находится остров Сокровищ, придуманный Р.Л. Стивенсоном; поначалу я полагал, что это где-то в Карибском море. Потом все же решил проверить свою версию.

Любопытный читатель, конечно же, возьмет в руки и сразу же скажет, что ответить на этот вопрос невозможно. Потому что в первых строках Джим Хокинс, от лица которого ведется повествование, сразу же заявляет: «указывать, где лежит этот остров, в настоящее время еще невозможно» (гл. I). Но нельзя ли хотя бы приблизительно узнать, в каких местах разворачивались драматические события романа? Попробуем; может быть, это не такая уж тайна.

Время действия романа — вторая половина XVIII века. флибустьеров на Антильских островах давно ушло в прошлое. Теперь пиратство полностью вне закона. Этим презираемым промыслом занимаются многочисленные, но разрозненные кучки авантюристов. В поисках добычи они бороздят два океана от Мексиканского залива на западе до Молуккских островов на востоке.

Нет сомнений, что капитан Флинт и его товарищи тоже искали добычу по всему свету. В бумагах Билли Бонса есть пометка: «против Каракаса» (гл. VI), старый попугай Джона Силвера » побывал на Мадагаскаре, на Малабаре, в Суринаме, на Провиденсе, в Порто-Белло» (гл. X), а Джим Хокинс находит в кладе пиратов: » английские, французские, испанские, португальские: странные восточные монеты» (гл. XXXIV). Значит, и пираты могли облюбовать себе остров или в Атлантическом, или в Индийском океане. Но только не в Тихом. В ту пору на бескрайних и суровых просторах, где на многие тысячи миль не попадается ни клочка земли, нечего было делать ни торговцам, ни тем более пиратам. К тому же один из героев романа говорит: «Если мы не вернемся к концу августа, Блендли вышлет нам на помощь корабль» (гл. XVIII). А путешествие «Испаньолы» началось в первых числах марта. Вряд ли на паруснике, скорость которого в лучшем случае составляла 10-12 узлов, можно за полгода добраться в такую даль и вернуться.

В каком же океане искать сокровища пиратов ? Ответ на этот вопрос дается абсолютно точно. Потеряв на злосчастном острове почти всю команду, путешественники взяли «курс на ближайший порт Испанской Америки, чтобы подрядить новых матросов» (гл. XXXIV). Если бы дело происходило в Индийском океане, уместно было бы направиться в одну из голландских, португальских или, еще лучше, английских колоний в Ост-Индии или в португальский Мозамбик, но никак не в Вест-Индию. Правда, при этом озадачивает название одной из бухт острова Сокровищ. Южный залив именуется стоянкой капитана Кидда, а ведь этот в действительности существовавший пират разбойничал именно в Индийском океане. Что это, авторская неточность? Возможно. Так или иначе, но это указание слишком косвенно для того, чтобы всерьез рассматривать версию об индоокеанском местонахождении острова.

Но Атлантический океан — это все еще, мягко говоря, приблизительный адрес. Нельзя ли точнее? Читаем X главу: «Мы двигались сначала против пассатов, чтобы выйти на ветер к нашему острову, а теперь шли к нему по ветру. Согласно вычислениям, нам осталось плыть менее суток. Курс держали на юго-юго-запад. Дул ровный ветер на траверзе» .

Несомненно, речь идет о Южном полушарии. Идя против северо-восточных пассатов, «Испаньола» двигалась бы именно на северо-восток, то есть точно туда, откуда пришла. Не менее странным выглядит и поворот на юго-юго-запад (почти на 180°). Значит, остров лежит южнее экватора, и перед маневром шхуна шла на юго-восток. Идем дальше. Ветер на траверзе — значит, перпендикулярно курсу судна. Но с какого борта? Вот вахтенный крикнул долгожданное «Земля!» , и «я побежал на наветренную скулу. Вдали на юго-западе мы увидели два низких холма» (гл. XIII). Корабль идет на юго-юго-запад, земля открывается ближе к западу, то есть правее по ходу судна. Стало быть, наветренный борт — правый, а ветер дует с северо-запада.

Но пассаты южнее экватора имеют прямо противоположное направление. А это значит, что «Испаньола» уже вышла из зоны этих постоянных ветров. Понятно, что точную границу области пассатов провести невозможно, да и в самой этой области возможны значительные отклонения ветра от юго-восточного, но все-таки ровный северо-западный ветер означает, что путешественники добрались уже как минимум до 20° южной широты.

При этом вряд ли остров расположен намного южнее. На нем имеется малярийное болото, водятся теплолюбивые гремучие змеи. На широтах, скажем, Фолклендских островов этого уже не найти. Но все-таки район поиска пока еще остается очень широким.

Попробуем определить, где в районе 20°-40° южной широты можно найти острова. Если взглянуть на карту рельефа дна Атлантического океана, то выясняется, что таких мест совсем немного. Вдоль Южной Америки до самых Фолклендов протянулись глубокие Бразильская и Аргентинская котловины, дальше к востоку с севера на юг идет Южно-Атлантический хребет, еще восточнее — оконечность Ангольской котловины и невысокий Китовый хребет, примыкающий к побережью Африки.

Может ли остров принадлежать Южно-Атлантическому хребту, как, например, о. Св. Елены или острова Тристан-да-Кунья? Снова обратимся к тексту романа. Этот клочок земли никогда не был колонизован, он использовался только для кратких пиратских стоянок, и завезти на него домашний скот было некому. Тем не менее, на острове в изобилии водятся козы, на которых, как вы помните, охотился несчастный Бен Ганн. Значит, искать его нужно не посреди океана, а в непосредственной близости от материкового побережья или в группе островов, к этому побережью примыкающих. Иначе придется признать слишком грубое допущение автора.

Кстати, другой классический роман — «Таинственный остров» Ж. Верна — как раз изобилует такими неточностями. В частности, как те же козы смогли оказаться на острове капитана Немо, расположенном посреди Тихого океана, совершенно непонятно.

Китовый хребет, как уже говорилось, невысок, и островов в его районе нет. Можно, конечно, предположить, что какой-нибудь пик выдается над водой, но тогда путешественникам пришлось бы до самого конца пути идти против пассатов. Да и поворот на юго-юго-запад опять-таки выглядел бы неоправданно.

Но есть и более подходящее место для искомого острова. Как раз в районе 20° южной широты, рассекая Бразильскую котловину почти пополам, от побережья Южной Америки на восток тянется длинная подводная гряда, увенчанная несколькими островами. Ее крайняя восточная точка — острова Тринидади (не путать с островом Тринидад у берегов Венесуэлы!) Вот в этом районе, но, вероятно, гораздо ближе к побережью, и следует искать остров Сокровищ.

В пользу этого предположения говорит и то, что преобладающие ветры в этих местах уже не юго-восточные, а северо-восточные, и ровный северо-западный ветер здесь гораздо уместнее, чем для тех же широт, но восточнее. Между прочим, и капитану Кидду этот остров мог быть по пути из Индийского океана.

Дело за малым — найти остров Сокровищ не за письменным столом, а на самом деле. К сожалению, это невозможно, так как Р.Л. Стивенсон придумал и сам этот остров, и спрятанный на нем клад.

Капитан британского королевского флота в 90-х годах XVII века был направлен в Индийский океан для борьбы с пиратами. Однако, вместо того, чтобы выполнять возложенные на него задачи, он сам занялся грабежами. Интересно, что в мировой приключенческой литературе упоминаются даже чаще, чем баснословные богатства, добытые Морганом или Дрейком. На самом же деле Кидд был фантастически невезуч: на его счету всего одна успешная операция, действительно принесшая неплохой барыш. Все остальные его «победы» — это захват мелких торговых судов и грабеж рынков в прибрежных городах для пополнения продовольствия. Кидд имел печальный конец: его обманом заманили в Америку (тогда еще английскую колонию), где арестовали, а затем переправили в Лондон, судили и повесили. Образ страшного разбойника ему создали лорды британского Адмиралтейства, стремясь показать эффективность своей борьбы с пиратами.

Можно только посочувствовать тому, кто не знает, кто написал «Остров сокровищ». Интересные истории о пиратах, о море, о кораблях и путешествиях - все найдется в этой книге. С другой стороны, можно и позавидовать тому, кто не знает, кто написал «Остров сокровищ». Читатель откроет для себя в первый раз необъятный мир, где много тайн и неизведанных мест. Даже зачитав это произведение до дыр в детстве, к нему можно время от времени возвращаться вновь и вновь, открывая новое, незамеченное ранее.

Немного о создании романа

Тот, кто написал «Остров сокровищ», задумал это произведение в деревне Бремор в районе Абердиншир. Автор рассматривал в дождливый день карту воображаемого романтического острова, который нарисовал его двенадцатилетний пасынок Ллойд Осборн. Теперь читателю известно, где написан «Остров сокровищ»: в горах Шотландии, в деревеньке, которая стоит на реке Ди.

Сейчас над дверью дома имеется большая которая гласит: «Здесь автор провел лето 1881 года и написал "Остров сокровищ", свою первую большую работу». Он решил, что история должна быть написана для мальчиков, поэтому тот, кто написал «Остров сокровищ», решил не перегружать ее психологическими тонкостями. Литератор успел за две недели написать 15 глав, и вдохновение покинуло его. Писатель совершенно отчаялся, на руках был договор с издателем! Но спустя некоторое время он ощутил прилив сил и совершенно легко, с удовольствием завершил работу. После этого он начал менять места жительства. Автор тщетно искал в Британии целых семь лет подходящий для его слабого здоровья климат.

Немного о писателе

Разумеется, мы знаем, кто написал роман «Остров сокровищ», однако пока не будем называть это всемирно известное имя. Может быть, кто-то читал «Похищенного» или «Катриону», приключения Дэвида Белфура, которому писатель дал фамилию своей матери? Этот же мастер увлекательных романов и является тем, кто написал «Остров сокровищ». Автор этого произведения - человек многогранный. Он - поэт, эссеист, драматург, создатель прославленных романов. Шотландец по национальности, он родился в 1850 году в Эдинбурге и оказался единственным и к тому же болезненным отпрыском состоятельной семьи морского инженера, строителя маяков. В он изучал право, однако, как и Вальтер Скотт, юридической практикой не занимался. Все его помыслы привлекала литература. Тот, кто написал книгу «Остров сокровищ», сначала побывал в Америке, поездил по Британии и, наконец, обосновался на тихоокеанских Здесь стоял его дом, который назывался Вайлима, между тем как самому хозяину туземцы дали имя - Рассказчик.

Он дружил с местными жителями, принимал живое участие в их судьбе и пользовался искренним ответным расположением. Автор «Острова сокровищ» умер в одночасье, перед вечерним ужином. Откупоривая бутылку вина, он вдруг спросил жену, почему так странно выглядят его лицо и руки, и неожиданно рухнул. Ему было 44 года, когда его не стало. В день смерти 3 декабря 1894 года на острове был объявлен национальный траур. Совет вождей выбрал самую высокую и открытую гору на Самоа.

Там его и похоронили.

Пиратский роман

Первоначально он назывался «Морской повар, или Остров сокровищ: история для мальчиков». Это произведение первый раз печаталось в журнале «Янг Фолкс» под псевдонимом «Капитан Джордж Норт». Иллюстрациями главы романа не сопровождались, и читающая публика его не заметила. Скорее, новая вещь читателям не понравилась. Негативные отклики в письмах шли в редакцию. Но отдельное издание, когда был опубликован «Остров сокровищ», автор произведения подписал своим именем - Роберт Луис Стивенсон.

Это произошло в 1883 году, и успех был неоспоримым. В 1885 году книга Стивенсона вышла, наконец, с иллюстрациями. И ей зачитывались люди разных возрастов. Известно, что премьер-министр Гладстон не мог оторваться от романа и читал его до глубокой ночи. С тех пор эта первая книга, которую написал Р.Л. Стивенсон, входит в золотой фонд английской и мировой литературы. О чем же, собственно, идет речь в этом увлекательном романе, в который автор, кстати, не поместил любовную интригу? Это мы рассмотрим ниже.

Завязка романа - трактир «Адмирал Бенбоу»

В тихом трактире на берегу небольшой бухты поселился обветренный моряк.

Он очень опасался одноного человека, и главному герою произведения, Джиму Хокинсу, сыну трактирщика, давал немного денег, чтобы мальчик предупредил его, если увидит человека с одной ногой. Но прибывает совсем другой моряк, после посещения которого постояльца трактира хватил удар, и он умер. Джим и его мать хотят получить деньги, которые задолжал им старый морской волк. Они вскрывают его сундук и находят в нем документы, которые Джим забирает себе. Хозяевам трактира приходится спасаться бегством, так как появились «друзья» их постояльца. Они ищут именно документы и, не найдя их, громят трактир. Но прибывает и грабители спасаются бегством. Тем временем Джим отправляется к доктору Ливси и сквайеру Трелони. Этим уважаемым людям он показывает бумаги старого пирата, и в них оказывается подробная карта острова, на котором Флинт спрятал свои несметные сокровища. Ливси и Трелони решают снарядить за ними экспедицию.

На море

Сквайер Трелони нанял шхуну «Испаньолу» и команду на нее. Он действовал так неосмотрительно, что все в порту вскоре знали, что судно идет за сокровищами Флинта. Команда как на подбор, за исключением нескольких человек, состояла из пиратов и темных личностей, которыми управлял кок - одноногий Джон Сильвер.

Этот человек необычайно умный, хитрый, изворотливый, обаятельный и чрезвычайно предприимчивый. который стал юнгой на «Испаньоле», готов часами слушать его рассказы. Случайно ночью он подслушивает разговор пиратов. Они собираются убить всех и сами добраться до заветного острова. Предупрежденные Джимом Трелони, Ливси и капитан благополучно добираются до острова и отпускают команду. Пираты бросаются на поиски сокровищ.

Кого на острове встретил Джим

На лодке вместе с пиратами, спрятавшись, отправился и Джим. Когда его находят, он успевает убежать и в глубине острова встречает заросшего о совершенно ободранного белого человека. Это Бен Ган. Раньше он был пиратом и хорошо знает зловещего Сильвера и его кровожадных дружков. Бен Ган хочет познакомиться со спутниками Джима.

Приключения на острове

Тем временем капитан, сквайер Трелони, доктор Ливси и слуги оставили судно. Пока они плывут к берегу, с корабля по ним стреляют пираты. Ядро пролетает совсем рядом, но никто не пострадал. И хотя ялик тонет, все выбираются на берег. Они находят укрытие за частоколом. В этом блокгаузе они поднимают британский с корабля обстреливают это укрытие, а другие, которые находятся на суше во главе с Джоном Сильвером, требуют, чтобы те, кто находится в крепости, сдались. отказывает им. Тогда пираты начинают атаку. Они лезут на частокол, и некоторые перебираются через него. Начинается рукопашный бой. Нападение отбито, но все понесли потери.

Приключения Джима на море

Джим решил угнать «Испаньолу». Когда он на нее прибыл, то нашел на ней двух пиратов, которые были сильно пьяны. Вместе с Джимом они поставили шхуну в безопасное место. И решили убить Джима, но подросток, понимая, что они очень ненадежные спутники, держался настороже.

В плену у пиратов

Ночью Джим вернулся в форт и обнаружил, что он в логове врагов. Пираты хотят его убить и Сильвера тоже. Но лукавый хромец заговорил им зубы и убедил никого не трогать. Оказывается, что теперь у них на руках карта острова, и они отправятся за сокровищами Флинта. Джима на поиски сокровищ вели на веревке. Они пришли к тому месту, где должен быть клад, но нашли пустую яму. Во всем пираты винили Сильвера и хотели, но не решались его убить.

Возвращение

В это время раздались выстрелы, многих они убили. Это команда доктора Ливси и сквайера Трелони напала на них. Сокровища благополучно погрузили на корабль. Был взят и одноногий кок, которого после возвращения в Англию должны были сдать властям. Но хитрец убежал, а наши путешественники благополучно вернулись на родину и честно разделили между собой сокровища.

Такую замечательную книгу, овеянную солеными морскими ветрами и полную приключений на суше и на море, написал Роберт Луис Стивенсон.

Роберт Стивенсон очень правдоподобно описал пиратов XVIII столетия. Это злобный, глупый и пьяный сброд, лишенный всякой организации. Алексей Дурново рассказал о реальных людях и фактах, которые использованы в знаменитом романе «Остров сокровищ».

Сильвер, Флинт, Билли Бонс и Слепой Пью - конечно, вымышленные персонажи, но у них очень много общего с людьми, которые существовали на самом деле. Даже некоторые факты, упомянутые в книге, имели место в реальности.

Коллективный образ

Знаменитый диалог у бочки с яблоками, из которого Джим Хокинс узнает, что на корабле зреет заговор, буквально набит отсылками к реальным событиям.

«Мне ампутировал ее ученый-хирург - он учился в колледже и знал всю латынь наизусть. А все же не отвертелся от виселицы - его вздернули в Корсо-Касле, как собаку, сушиться на солнышке… рядом с другими. Да! То были люди Робертса, и погибли они потому, что меняли названия своих кораблей».

Джон Сильвер говорит о знаменитом капитане Барте Робертсе, который несколько лет терроризировал моря Нового Света и Африки. Сам Черный Барт погиб в сражении, а вот пиратов из его команды в самом деле повесили в крепости Корсо-Касл.

Пьяница, головорез, но трус - вот истинный пират

Что же касается названия кораблей, то смена оного в самом деле считалась дурной приметой, причем не только среди суеверных пиратов, но даже и в английском флоте. Чуть позже в том же диалоге Сильвер упомянет Хауэлла Дэвиса, того самого, после смерти которого Робертс стал капитаном судна «Ровер» и начал свою «карьеру».

Таких отсылок в тексте романа вообще очень много. Слепой Пью будет говорить, что потерял зрение в битвах за короля Георга. Уцелевшие пираты, возвращавшиеся на сушу, зачастую рассказывали о себе как о бывших моряках Королевского флота.

Сильвер, мечтая о богатстве, упомянет, что хочет быть лордом и кататься в карете. Это вполне соответствует представлениям пиратов о богатой жизни. Каждый, у кого есть деньги, конечно, член парламента и только и делает, что разъезжает в экипаже.

Впрочем, главное, конечно, это коллективный образ пирата. Совершенно дикий, очень злой, к тому же вооруженный до зубов человек, который готов при первой возможности впиться в глотку своему же товарищу, - вот каков настоящий пират. Они много лет ходят по морям, но совершенно не умеют им управлять. Сильвер не хочет убивать капитана Смоллетта и остальных сразу, потому что точно знает, без них он не то что до Англии, до соседнего острова не доберется. А еще пираты, конечно, разбивают лагерь посреди болота. Потому что головы их не обременены никакими лишними знаниями. Вроде того, что на болотах водятся опасные для здоровья и жизни насекомые.

Капитан Флинт


Прототипом вымышленного Флинта принято считать Черную Бороду. О Черной Бороде мы уже писали. Он не был дьяволом во плоти и исчадием ада, он был человеком, любившим наводить на других страх. Именно таким предстает перед нами Флинт, со всем тем обилием жутких историй, которые про него рассказывают. Больше всех Черную Бороду боялись его собственные люди. Точно также боятся даже имени Флинта пираты, ходившие с ним на «Морже».

Черная Борода - вероятный прототип капитана Флинта

Роднит Флинта и Эдварда Тича и еще один персонаж - Израиль Хэндс. В книге он второй боцман, который, по словам Абрахама Грея, был у Флинта канониром. Это, кажется, единственный случай, когда среди персонажей появляется реально существовавший человек. Хэндс состоял в команде Тича и был там толи штурманом, то ли боцманом. Когда Черная Борода погиб в схватке у острова Окракок, Хэндса с ним не было. Незадолго до той истории, Тич прострелил своему офицеру колено во время попойки. Никаких веских причин для такой жестокости не было. Свой поступок Тич объяснил необходимостью поддерживать на борту дисциплину. Изувеченный Хэндс осел в Каролине, избежал смерти и даже виселицы. В «Острове сокровищ» он погибает от руки Джима Хокинса. При этом в романе Хэндс предстает как самый неприятный и отвратительный из пиратов - жестокий, наглый и вероломный. Он при этом знает, как управляться с кораблем, что для пирата без нужного образования - уже достижение.

Билли Бонс

Бонс немного нетипичный пират. Именно немного. Он точно так же, как любой другой морской разбойник злоупотребляет ромом и хватается за нож при первом случае, но есть в его образе и важные отличия.

Во-первых, он штурман. А эта корабельная должность требует особых навыков и знаний, которые абы где не получишь. Боцманом и квартирмейстером может быть кто угодно, канониру достаточно уметь обращаться с пушками, а этот навык можно получить на практике. На вес золота на пиратских кораблях ценились доктора и штурманы. Люди, обученные медицине и навигации. Вычисление курса предполагает знание звездного неба, умение пользоваться сложными приборами для определения высоты тел, а также понимание основ математики и геометрии. Для понимания: многие пираты не знали, где север, а где юг, большинство не умели читать и писать.

Знание навигации - огромная редкость для пирата

У Бонса с этим проблем нет. Он не только образован (хоть и минимально), он еще имеет обыкновение за собой записывать. Вероятным его прототипом мог быть некто Блейз Кеннеди, который был штурманом у капитана Эдварда Ингленда, а потом сбежал от него.

Джон Сильвер

От всех прочих пиратов Сильвера отличает предприимчивость и наличие обаяния. Он не пропивает свою долю, как Слепой Пью или Бен Ганн, а пытается вложить ее в дело. У него и таверна собственная есть и жена со сбережениями. Если сказать прямо, то таких бережливых и предприимчивых людей среди пиратов не любили. Идея пропить все сразу происходила не столько от дикости, сколько от мысли о том, что тебя все равно рано или поздно повесят. Обидно болтаться в петле, когда в карманах полно денег.

На деле в середине XVIII века ситуация была именно такой. Почти все пираты кончили жизнь на виселице, некоторым повезло пасть в бою. Английские законы тех времен не позволяли пиратам не только тратить награбленное иначе, как в тавернах, но и вернуться в мирную жизнь. Время амнистий к тому моменту уже прошло.

Сильвер со своей «Подзорной трубой» и старухой, которая ждет в условленном месте, несомненно отличается от серой массы. Похож он на пиратов совсем другим. Во-первых, при всем своем уме он все-таки глуп. Он выбирает верную стратегию для себя, но ошибочную для общего дела. Доктор Ливси обманет его с обменом карты на корабль, а Сильвер не заподозрит подвоха. Типичная черта морского разбойника XVIII века - уверенность в себе, основанная на пустом месте. Самонадеянность и отсутствие критического мышления.

Бережливость не приветствовалась среди пиратов

Сильвер зверски жесток, что можно заметить в последней главе. Джим испытал это на себе в тот момент, когда Сильвер думал, что вот-вот найдет сокровища. Сокровищ там не оказалось, Джим вновь стал нужен старому пирату, и он опять встал на его защиту. Но вот добить выстрелом умирающего товарища, усомнившегося в его авторитете, - это вполне себе черта пирата. А Сильвер ведь так и поступает.

Наконец, есть внешние атрибуты. Деревянная нога, попугай, морские словечки - это все в копилку классического образа пирата. Дополнить его можно еще и прозвище Сильвера. Он, если забыли, «Окорок». Происхождение прозвища нигде не объясняется, дело, видимо, в цвете кожи. За годы странствий в тропиках и субтропиках, она обветрилась, погрубела и стала коричневатой, точь-в-точь как курица, поджаренная на открытом огне.

Похожие публикации