Церковь иоанна крестителя в риме. Собор Сан Джованни ин Латерано (San Giovanni in Laterano)

Базилика святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме считается не только главным кафедральным собором Рима, ее статус в церковной иерархии выше всех католических церквей мира, включая Собор святого Петра в Ватикане. Самая главная церковь христиан является и самой древней: ее летопись начинается в античные времена. Неофициальное название базилики – «мать церквей всего мира» – возникло из-за начертанной на ее фасаде надписи: «Святейшая Латеранская церковь, мать и глава всех церквей города и мира».

Главный фасад Собора святого Иоанна Крестителя

История базилики

В далекие времена там, где сейчас стоит храм, находился дворец знатного римского семейства Латерани. После участия одного из его членов в заговоре против Нерона, род Латерани стал опальным, а принадлежавшее ему имущество конфисковали. В 313 году Латеранский дворец и земля рядом с ним были переданы императором Константином I римскому епископу. Затем около дворца возвели базилику, и в 324 году освятили ее в честь святого Иоанна Крестителя. Много веков эта базилика была главной церковью всего христианского мира, а дворец – папской резиденцией. К XII веку комплекс перестроили и расширили, освятив новые помещения именем Иоанна Богослова, и с тех пор у базилики стало 2 покровителя.

Фронтон Собора святого Иоанна Крестителя в Риме

В XIV веке, во времена Папы Климента V, главным городом католической церкви стал французский Авиньон. Покинутая «Мать церквей» пришла в запустение и дважды пострадала от сильных пожаров. К моменту возвращения папского престола в Рим церковь пришла в полный упадок. Резиденцией понтификата был избран Ватикан.
В XVI веке старую базилику снесли по распоряжению Папы Сикста V, а вместо нее начали возводить новый храм. В XVI–XVII веках над его строительством работали архитекторы Доменико Фонтане и Франческо Борромини. В 1735 году работы завершились. Последним в ряду сменявших друг друга архитекторов был Аллесандро Галилеи, спроектировавший фасад храма.

Архитектура и интерьер базилики

«Визитной карточкой» архитектурного облика любого храма является главный фасад. У базилики на Латеранском холме он выполнен в виде портика, опирающегося на монументальные опоры. Строгий фасад оживляет балюстрада в барочном стиле, над которой возвышаются 7-метровые изваяния Христа, Иоанна Евангелиста, Иоанна Крестителя и Учителей Церкви.

Скульптурная группа над главным входом в Базилику

Между мощными колоннами расположены 5 входов в церковь с лоджиями над ними. Один из входов – крайний справа – называется Святыми Вратами и открывается только в юбилейные годы. Тимпан портика украшен мозаикой с изображением Христа, перенесенной из базилики-предшественницы. Пол внутренних помещений – тоже ее «наследство», он был выполнен в XIII веке мастерами из семейства Космати, также как и примыкающий к храму клуатр с красивыми витыми колоннами. В храме сохранились и более старинные детали, например, мраморные, бронзовые и гранитные колонны, датируемые IV веком. В прямоугольной нише на левой стороне фасада установлена старинная статуя императора Константина древнеримского периода. Бронзовые створки дверей главного входа еще древнее – они были созданы в III веке для Курии Юлия в Римском Форуме, откуда в XVI веке были взяты для украшения базилики святого Иоанна Латеранского.

Интерьер Базилики святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме

Пятинефная базилика имеет богатейшее внутреннее убранство. Потолок главного нефа поддержан кессонами, а своды боковых нефов выполнены в виде куполов. Роспись потолка предположительно принадлежит Пирро Лигорио. Великолепный орган XVI века расположен в северном трансепте церкви. В южном трансепте расположен большой алтарь под готическим балдахином XIV века. Барочный киворий-дароносительница алтаря инкрустирован драгоценными камнями.

Алтарь с древним балдахином над ним

В апсиде находится папская кафедра, свод над ней украшен мозаикой, изображающей святого духа, крест и святых. Дизайн внутренних помещений храма был выполнен в XVI веке Франческо Борромини и с тех пор мало изменился. В XVIII веке убранство церкви пополнилось рядом скульптур, изображающих апостолов, пророков и святых.

Реликвии храма

Считается, что в папском алтаре скрыт фрагмент кедровой доски, которая, согласно поверью, служила столом во время последней вечери Христа. Над алтарем за резной решеткой расположены 2 позолоченных реликвария с головами апостолов Петра и Павла. Кроме этого, среди реликвий храма – фрагмент ризы Богородицы и частица губки, при помощи которой поили распятого Христа.

Кафедра папы римского в Соборе святого Иоанна Крестителя

Известная всему миру Святая лестница была включена в храмовый комплекс архитектором Доминико Фонтана распоряжением Папы Сикста V. Эта лестница сохранилась с античных времен, считается, что по ней прошел Иисус перед тем, как предстать перед судом Пилата. В XVI веке из-за большого количества паломников мраморные ступени покрыли досками из орехового дерева. Через отверстия, специально проделанные в досках, верующие могут прикасаться к реликвии. Подниматься по Святым ступеням разрешено только на коленях. Святая лестница ведет к Папской капелле, к Святой Святых. На архитраве над капеллой есть надпись: «Нет места более святого, чем это».


Кафедральный собор Сан-Джованни-ин-Латерано – место нахождения трона папы и римской епископской кафедры. Этот древнейший сохранившийся к нашему времени христианский храм занимает самое важное место в католической епархии мира. О его высоком положении свидетельствует фраза на фасаде: «Святейшая Латеранская церковь всех церквей города и мира мать и глава».

История Латеранской базилики

Полное название базилики - «Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме». Ее предшественником был древнеримский храм, воздвигнутый по императорскому указу Константина в IV веке. Соседом храма был Латеранский дворец, служивший резиденцией римских епископов. Благодаря их влиянию базилика быстро получила статус самого главного христианского сооружения Рима.


С момента основания Латеранский собор не раз попадал в руки вандалов, пережил страшные землетрясения, пожары, войны. Однако каждый раз он восстанавливался руками неравнодушных людей, становился величественней и лучше. В его истории выделяют такие моменты:

До разграбления в V веке здесь прошли пять знаменитых вселенских соборов, именуемых Латеранскими. В это время он был убран дорогими подарками императоров и имел славу «золотой базилики».
1215-1231 год – появление монастырского двора .
До 1309 года храм – место постоянного пребывания папы. Во время потери влияния понтификов на жизнь Европы и их пребывания в Авиньоне он пришел в упадок.
При правлении Сикста V (1521-1590) храм был снесен с целью возведения нового, богато украшенного здания.
В XVI веке вклад в строительство базилики внес Доменико Фонтане. Он установил в неглубоких нишах большие статуи апостолов .

Иаков Заведеев

Петр

Симон Кананит

Фома



Андрей

Фаддей


Матфей

1650 год – полномасштабное восстановление базилики под руководством архитектора Франческо Борромини.
1735 год – окончание возведения монументального фасада , над которым работал Алессандро Галилеи.

Изначально собор строился в честь Христа Спасителя. В 909 году папа Сергий III принял решение посвятить его Иоанну Крестителю, но в 1144 году папа Луций II перекрестил храм в честь апостола Иоанна Богослова. История здания тесно переплетена с судьбой религиозной Италии. В 774 году здесь крестили Карла Великого, в 1929 году подписали Латеранское соглашение, по которому был определен статус Ватикана и обозначены привилегии Католической церкви в Итальянском королевстве.

Латеранская базилика – гармоничное смешение архитектурных стилей

Латеранская базилика Франческо Борромини и Алессандро Галилеи – величественное сооружение, которое относят к монументальному коринфскому ордеру. С ней соседствует монастырь XIII века


и баптистерий San Giovanni , где проходит обряд крещения младенцев, и где согласно легенде был крещен император Константин.


Здание базилики выполнено в стиле барокко. Слегка выдающийся вперед портик восточного фасада имеет два этажа, датируется XVIII веком. В притворе слева расположена статуя Константина Великого , найденная в руинах терм Диоклетиана.


На северном фасаде базилики, выполненном Доменико Фонтана, расположена двойная лоджия с расписным потолком, изображающим ангелов и почитаемых святых.


Ее восточный фасад с колоннами имеет строгие классические формы. Он увенчан пятнадцатью статуями из травертина, каждая из которых достигает высоты 7 метров. Центральная фигура композиции - Иисус в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. По бокам расположились Учители Церкви.


Внутреннее убранство базилики

В собор святого Иоанна Латеранского ведут 5 врат с лоджиями над ними. Вход справа (Порта Санта) открывается по большим праздникам в Святой год. Бронзовые центральные врата из курии Юлия сохранились от первой базилики 324 года, в свое время были реконструированы Борромини.


Они ведут в главный неф, который ослепляет белизной стен, стройных колонн и мраморных статуй. Контраст им составляют массивные золотые своды работы Джакомо Делла Порта и мозаичные полы школы мастеров Космати .


Убранство базилики поражает величием. В плане она представляет христианский крест с 5-ю нефами. Разницу между ее размерами и человеком оттеняют гигантские статуи апостолов и пророков в масштабе центрального нефа. В его глубине находится хранилище реликвий, украшенное изящными фресками. Под скинией расположена Конфессия (место для исповеданий), а сверху – алтарь, на котором имеет право вести богослужения только папа.


Во время реконструкции архитекторы сумели сохранить античную структуру базилики, и многие ее элементы относят к ранним историческим периодам. В храме можно увидеть гранитные колонны (IV век) у алтаря Святого Причастия, 24 колонны в нефе – фланговые статуи фигур апостолов. В северном трансепте расположен величественный орган XVI века. Колокольни храма датируются XII веком.


Интересные факты

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано хранит удивительные артефакты. Среди них:

Мощи святых Петра и Павла в реликвариях.
Часть ризы Пресвятой Богородицы. Фреска Джиотто с изображением папы Бонифация VIII, который объявляет Юбилейным 1300 год.
4 колонны из храма Соломона, расположенного в Иерусалиме.
Мозаика IV века, изображающая Искупителя.
Частицу кедрового стола, за которым проходила новозаветная Тайная Вечеря (находится в районе Алтаря Святого причастия).
Часть губки, с которой по преданию пил Христос перед распятием.
Усыпальницы 6 пап: Сергия IV, Александра III, Климента XII, Иннокентия III, Мартина V, и Льва XIII.
Особо почитаемая святыня (лестница со следами крови Иисуса, по которой он восходил на суд к Пилату) находится в древней капелле Святая Святых. Она напротив собора.


Как проехать к собору?

Латеранская базилика расположена в юго-восточной части Рима. Расписание работы и месс можно посмотреть на ее официальном сайте . Добраться до храма можно двумя путями:

Пешим шагом от Колизея по улице Via di San Giovanni in Laterano. Маршрут занимает 15 минут.
На метро ехать по линии А до станции San Giovanni. После выхода на поверхность видна древняя окружная стена. За ней находится базилика.

Латеранский собор безупречно красив. Его посещение – важная часть экскурса Риму. Трепетная встреча с прошлым продемонстрирует возможности итальянских мастеров, позволит ощутить силу и энергетику одного из самых почитаемых мест мира.

Латеранский собор онлайн .

Новые предложения каждый день: отелей, апартаментов, вилл и не только...на любой бюджет!

Piazza di San Giovanni in Laterano, 4, пн-вс 7.00-18.30.

Это самая главная церковь Рима и одна из древнейших христианских церквей в Европе. В католической иерархии базилика Сан Джованни-ин-Латерано стоит выше всех остальных храмов мира, включая и собор Св. Петра, о чём свидетельствует надпись над входом: “Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава”.

Базилика Сан Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, базилика святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме; офиц. название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) - кафедральный собор города Рим, место нахождения кафедры римского епископа и папского престола. Базилика, основанная в эпоху императора Константина, была разрушена и восстановлена несколько раз. Нынешнее здание восходит к XVII в.

Несколько выступающий вперед фасад здания украшен балюстрадой, которая оживляет весь собор, придавая ему ярко выраженный барочный характер. Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви.

В церковь ведут пять входов с расположенными над ними лоджиями. Крайний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только по церковным праздникам. Центральный фасад этой базилики Рима называют самым красивым в городе. Силуэт собора виден с любой римской возвышенности.

В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец, перешедший в его владение, римскому епископу. Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X веке её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет - Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.

В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце, здесь же состоялись пять Вселенских соборов. Храм был убран драгоценными дарами императоров, из-за чего его прозвали “золотой базиликой”. Все украшения были утрачены при разграблении Рима вандалами в V веке. Главной реликвией храма во все времена считалась Святая лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и, по преданию, находившаяся прежде во дворце Понтия Пилата. Предполагается, что именно по этой лестнице поднимался несколько раз Христос. Сегодня Святая лестница находится в церкви Св.Лаврентия-ин-Паллатио (Chiesa di San Lorenzo in Palatio ad Sancta Sanctorum), расположенной рядом с главной базиликой.

Среди реликвий базилики самыми ценными являются фрагмент Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с помощью которой, по преданию, был напоен уксусом Иисус Христос во время своих мучений на кресте. Кроме того, за ажурной решёткой табернакля XVI века, расположенного над папским алтарем, в двух реликвариях из позолоченного серебра, выполненных в форме поясных бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.

В период Авиньонского пленения пап базилика дважды горела и вскоре пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить на ее месте более крупный и богаче украшенный храм. Многие поколения архитекторов приложили руку к возведению здания, ведущая роль среди них принадлежит архитекторам Доменико Фонтане и Франческо Борромини. В 1735 году, на завершающем этапе строительства, Алессандро Галилеи пристроил к собору фасад колоссальных пропорций из травертина, подобающий скорее дворцу, чем храму. В самом соборе сохранилась фреска Джотто, изображающая папу Бонифация VIII, впервые объявляющего 1300 год юбилейным.

Алтарная часть базилики обращена на запад, как и у некоторых других раннехристианских церквей. На подобном расположении сказалось влияние восточного культа бога Митры. Лишь в V в. ориентация церквей на восток стала непреложным правилом при строительстве храмов. В папском алтаре хранится драгоценная реликвия - грубая деревянная доска, которой, как считается, пользовался Святой Петр во время богослужения в катакомбах.

Величественное здание собора Святого Иоанна Крестителя представляет собой латинский крест, его внутреннее пространство разделено на пять нефов. Роскошный потолок, предположительно, был расписан Пирро Лигорио. Вдоль стен размещены статуи пророков, святых и апостолов, выполненных по эскизам Борромини его учениками в XVIII веке. В самом храме похоронены шесть пап - Александр III, Сергий IV, Климент XIII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.

Там, где центральный неф пересекается с трансептом, находится сердце Латеранского собора - табернакль, выполненный Джованни ди Стефано.

Мраморный узорчатый пол в базилике является одной из самых ярких работ знаменитых мастеров семейства Космати, называвших себя римскими мраморщиками. Инкрустационный стиль, разработанный ими, совершенствовался несколькими поколениями и во многом определил неповторимый облик Вечного города. Стиль этот заключался в отделке стен и полов тонкими мраморными плитами разного цвета. Белые, розовые, синие, зеленые и черные плитки тщательно подгоняли друг к другу. В результате получался причудливый узор из геометрических фигур: квадратов, окружностей, ромбов, прямоугольников и полос различной длины и ширины.

Средневековый дворик Сан Джованни-ин-Латерано, окруженный изящными колоннами и украшенный мозаикой, выполнен Пьетро Вассаллетто. Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них примечателен баптистерий 440 года, который долгое время был единственной постройкой такого рода в Риме, и несколько зданий готического стиля XII века, сохранившихся от древнего Латеранского монастыря.

На площади перед базиликой стоит самый большой египетский обелиск не только в Риме, но и в мире – его высота составляет 47 метров. Когда-то он украшал египетский храм в Карнаке и был перенесен в Рим Констанцием, сыном императора Константина. Это один из самых древних обелисков города – его создание относят к эпохе правления фараонов Тутмоса III и Тутмоса IV (около 1449 г. до н.э.). На нынешнем месте, перед базиликой святого Иоанна Крестителя, монумент был установлен в XVI в.

Собор Святого Иоанна Латеранского, или Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, является самым важным храмом в мировой католической Епархии, поскольку является местом нахождения кафедры римского епископа и Папского трона.

Кафедральный собор был заложен императором Константином в 324 году, когда он принял христианскую веру. ”Базилика Спасителя” - так называли вначале этот храм.


Современный вид Собора восходит к XVII веку, над его фасадом трудился архитектор Алессандро Галилеи в 1735 году. На балюстраде помещены 15 статуй, изображающих Христа, святого Иоанна Крестителя и Святых. В портике можно видеть древнюю статую императора Константина, она была найдена на Императорских термах в Квиринале. Из портика пять дверей ведут в храм, последняя дверь справа – Святая дверь. Ее открывают только в Юбилейные годы.

Собор длинной в 130 метров состоит из пяти нефов и разделен древними гранитными и мраморными колоннами IV века. Их мастерски поместил в виде пилястров архитектор Боромини, между ними в нишах расположены статуи святых из белого мрамора. Сочетание зеленого цвета мраморных колонн, белого цвета скульптур и серого - постаментов создают мягкий цветовой контраст с мозаичным полом школы Космати.

В глубине центрального нефа находится внушительная скиния (хранилище реликвий), украшенная двенадцатью прекрасными фресками. На верху, за витыми решетками, находится главная реликвия Собора – две позолоченные серебряные вазы в виде бюстов, в которых, как утверждается, хранятся головы Апостолов Петра и Павла. Считается, что они были перенесены сюда во время французской оккупации в XVIII веке и спрятаны в крипте.

Под скинией находится Место исповедания – Конфессия, а сверху находится папский алтарь, в котором может совершать мессу только Папа Римский. Предполагается также, что здесь хранятся и другие важные реликвии. В Соборе можно видеть прекрасные фрески Джиотто и древнюю мозаику, изображающую Искупителя (IV век).

Собор Св. Иоанна в Латерано находится на площади, где стоит здание Святой Лестницы. Эту лестницу привезла в Рим императрица Елена, мать императора Константина. По преданию, это та самая лестница, по которой Иисус поднялся в дом Пилата. По ее 28 ступеням можно подниматься только на коленях. На вершине лестницы находится папская капелла старого Патриархата. Она называется Святая Святых.

Собор очень красив, но осмотрев его, не забудьте свернуть в дверь слева, она ведет в чудесный и очень гармоничный дворик. Это шедевр XIII века, проектировал его архитектор Вассаллетто, а украшен он мозаикой работы известных римских мраморщиков семьи Космати.

P.S. Напомним вам, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в . Будьте готовы к волнующей встрече с прошлым и обсудите с гидом варианты вашего маршрута.

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) – это папская архибазилика, расположенная в . В иерархии католических храмов Латеранская базилика стоит на самой высшей ступени, превосходя древние и почитаемые церкви такие, как (Basilica di S.Maria Maggiore) и (Basilica di San Pietro). Именно в этой церкви находится кафедра и трон папы римского.

В дохристианские времена земли возле холма Целио (Celio) принадлежали богатой римской семье Латеранов (Laterani). В «Анналах» Тацита осталось упоминание о том, как в I веке н.э. Плауцио Латерано (Plauzio Laterano) был изобличен в интригах против императора Нерона (Nerone).

Переворот сорвался, и все имущество мятежного римлянина ушло в императорскую казну.

Во II веке н.э. на месте Латеранской базилики был разбит мощный конный корпус для войск императора Септимия Севера (Settimio Severo).

Подтверждения этого факта были обнаружены в ходе раскопок в окрестностях храма. Основателем же базилики считается римский император Флавий Валерий Константин (Flavio Valerio Costantino). Перед решающим боем с Максенцием, Константин Великий увидел в небе хризму – монограмму имени Христа, которая предвестила победу. Таким образом, в начале III столетия правитель империи признает свободу вероисповедания, а в Риме появляется первая христианская церковь.

Храм Христа Спасителя в IX столетии также был посвящен Иоанну Предтече (San Giovanni Battista), в XII – Иоанну Богослову (San Giovanni Evangelista). С IV и по XIV века кафедральный собор святого Иоанна Крестителя оставался единственным папским храмом. В прилегающих постройках располагались папские резиденции. В самой церкви был установлен трон понтифика. Церковь стала свидетелем 5 вселенских соборов – наивысших церковных собраний, на которых рассматривались краеугольные религиозные вопросы.

Реконструкции

Богато убранный собор святого Иоанна Крестителя в Риме неоднократно подвергался разграблению и последующему восстановлению. Во второй половине V века папа Илларион пристроил к простой базилике зал для крещения. Помимо купели в баптистерии были созданы три капеллы, названые в честь Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и Святого Креста. В IX столетии папа Лев III реконструировал потолок храма и украсил его апсиду витражами. В X веке к базилике была пристроена часовня, освященная в честь святого Фомы.

На протяжении XIV века Рим утратил свою привилегию считаться центром христианства, понтификат переехал во французский Авиньон (Avignon).

В этом столетии некогда величественный собор пришел в упадок и дважды был предан огню. По возвращению папской власти в Рим, Латеранская базилика была предана забвению, новой резиденцией был избран . Старинная постройка была практически разрушена.

Реставрацией храма в XV веке занялся папа Мартин V. Благодаря его усилиям были восстановлены стеновые росписи Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano) и его ученика – Пизанелло (Antonio Pisanello). В последующее десятилетия, в ходе строительных работ, была разрушена большая часть романских колонн, чтобы уступить место раннебарочному стилю. В XVI веке купол крестильни (баптистерия) обрел восьмигранную форму, которую он сохранил и до сегодня.

За время своего существования собор Святого Иоанна Крестителя претерпел немало изменений. Внешний вид здания демонстрирует вкрапления романского стиля, классицизма, барокко. Множество характерных элементов декора храма были созданы на протяжении XVII века. Так, инженер и архитектор Доменико Фонтана (Domenico Fontana) украсил фасад церкви скульптурами апостолов. Затем (Francesco Borromini) взял на себя труд перестроить неф и проходы базилики в барочном стиле. Из Римского форума были взяты великолепные бронзовые двери, которые в настоящее время служат главным входом в храм.

Окончательно внешний облик Сан-Джованни ин Латерано сформировался в XVIII столетии. Реконструкцией церкви и украшением фасада занимался архитектор Алиссандро Галилеи (Alessandro Galilei). Его заслуга – строгие классицистические колонны и внушительные статуи, установленные над входом в базилику.

В XIX и XX веках храм пережил несколько реставраций, призванных сохранить исторический облик и наполнение задания. А к 2000 юбилею в сборе были открыты Святые двери, созданные Флориано Бодини (Floriano Bodini).

Интерьер

Базилика Сан-Джованни ин Латерано поражает и завораживает красотой внутреннего убранства. Ценнейшие мозаики, времен императора Константина сохранились в апсиде храма. Раннехристианские мученики со свитками в руках, а также лик Иисуса, возвышающегося над ними, выполнены в византийской манере. В XIII веке мозаики подвергались реставрации Якомо Торитти (Giacomo Torriti). Мастер добавил к древним рисункам символы ордена Францисканцев.

Кафедра папы римского находится под сводом апсиды. Драгоценные порфировые столбы и яркая византийская мозаика служат торжественными декорациями для проповедей понтификов. Над центральным алтарем храма в кевории хранятся древние христианские реликвии – головы апостолов Петра и Павла.

Неф храма поражает своим богатым убранством. Мозаичные полы испещрены контрастными кругами и квадратами, столь характерными для стиля косматеско. Колоны нефа облицованы нумидийским мрамором. Белоснежные плиты украшены декоративной резьбой и эмблемами понтификов. Много сил на восстановление нефа в XVII столетии положил Борромини. Особого внимания стоит отреставрированный деревянный потолок нефа, декорированы кессонными орнаментами. В центре богатого резного потолка красуется панель с гербом папы Пия V. Между мраморными колоннами в XVII-XVIII веках были установлены статуи и картины, изображающие апостолов.

В нефе Сан-Джованни ин Латерано можно наблюдать частично сохранившуюся фреску, изображающую папу Бонифация III. Автором этой искусной работы принято считать великого Джотто (Giotto di Bondone).

Внутри церкви находится несколько часовен, каждая из них имеет собственное посвящение.

Капелла святой Марии Успенской (Capella S. Maria Assunta) появилась в XVIII веке, чтобы вместить в себя гробницу кардинала Джулио Аквавия, умершего в XVI столетии. Другая часовня посвящена мученику Иоанну Непомуцкому (San Giovanni Nepomuceno). Она была создана в XIX веке и отличается богатым убранством: алтарь, инкрустированный полудрагоценными камнями, скульптуры, икона «Снятие с креста».

Капелла Массимо (Massimo) была спроектирована архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta) в XVI веке. Основная реликвия часовни – полотно «Распятие Христа». Есть капелла, освящена в честь Иоанна Богослова. Она украшена фреской с изображением святого Иоанна, которому явилось видение Непорочной девы. В капелле находится гробница португальского кардинала Антонио Мартинеса де Чавеса (Antonio Martinez de Chavez), умершего в XV веке.

Музей

При храме работает музей, в котором можно увидеть священные реликвии XI-XIX столетий.

Наиболее ценные экспонаты музея архибазилики: рака с мощами XI в, ларец с плащом Иоанна Богослова, драгоценный крест XIII в, мощи великомученицы Екатерины, герб Климента VIII, выполненный из шелка и драгоценностей, многочисленные гобелены, с изображениями гербов понтификов прошлого, церковные чаши и кубки, выполненные из серебра и драгоценных камней.

Музей был создан в 1984 году папой Иоанном Павлом II. Дверь к экспозиции находится сразу же за статуей Иннокентию III.

  • Над входом в собор нанесена надпись «мать всех церквей в Риме и мире». Таким образом, понтификат отметил наивысшую значимость храма.
  • Ежегодно 9 ноября у католиков отмечается празднование в честь освящения Латеранской базилики.
  • В стенах Сан-Джованни ин Латерано упокоены шесть римских пап : Сергий IV, Александр III, Иннокентий III, Мартин V, Климент XII, Лев XIII.
  • Неподалеку собора установлен , исполненный из красного гранита . Этот необычный столп был привезен в IV веке н.э. из египетского храма фараона Тутмоса III, расположенного в Карнаке.

Расположение и часы работы

Собор находится по адресу: Piazza di San Giovanni in Laterano. На следует доехать до станции San Giovanni либо на автобусе № 116, 81, 85, 87, 810, 16.

  • Латеранская базилика работает ежедневно с 7:00 до 18:30.
  • Ризница – с 8:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00.
  • Баптистерий открыт с 7:00 до 12:30 и 16:00 до 19:00.
  • Музей – с 10:00 до 17:30.
  • Официальный сайт: www.vatican.va
  • Виртуальная экскурсия: www.vatican.va/various .

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Похожие публикации