Большая ступа в санчи - индия. Большая Ступа в Санчи — мандала, несущая память о космическом порядке Ступа в санчи описание

B III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм в Индии был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашока их было построено более 8 тысяч.

Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось ни одной. Однако из построек времен Ашока до наших дней дошло выдающееся сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал.

Большая Ступа является самым древним из сохранившихся архитектурных сооружений буддизма в Индии. В II- I веках до н. э. она была перестроена из более древней и меньшей по размерам ступы. Ступа в Санчи — сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота — в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика — она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Это монументальное сооружение явно возводилось на века.

Вокруг ступы — массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха — три льва, изображенные в гербе страны. Изображение ворот в Санчи давно стало хрестоматийным сюжетом, растиражированным в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты бесконечно разнообразными рельефными и скульптурными изображениями, и создают эффект зрительного контраста на фоне лишенной украшений гладкой поверхности ступы.

Ворота святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот в Санчи являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Основные темы, изображенные на рельефах — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, птиц и животных — слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Среди рельефов ворот в Санчи можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например, летающих львов. А фигуры якшини — женского божества природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности, торс якшини с южных ворот, находятся в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

В окрестностях Бхопала имеется один знаменитый, хотя и не часто посещаемый иностранцами исторический памятник из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С Бхопальской автостанции на Хамидия Роад в Санчи регулярно отправляются разноцветные "Татовские" народные басы. На них обычно так и написано латиницей: SANCHI. Ездят они вообще-то до Видиши, но через Санчи. В пути – час, стоят 25 рупий.
Санчи – единственный крупный буддийский памятник Индии, не связанный непосредственно с жизнью Будды. Зато он связан с деятельностью знаменитого ревностного буддиста Ашоки. В 3-м веке до нашей эры он женился на дочери торговца из Видиши и построил на холме неподалёку ступу и одну из своих колонн. Место это тогда звалось Каканайя. Во 2-м веке до нашей эры, при Шунгах, были построены ещё две ступы. Но в следующие века Каканайя была заброшена и заросла джунглями.
Возродилась она в 5-м веке уже нашей эры, во времена династии Гуптов. Санчи стал главным буддистским центром Северной Индии, ступы были отремонтированы, построены новые храмы. Следующий этап развития Санчи связан с царём Харшавардханом, в первой половине 7-го века сумевшем ненадолго объединить Северную Индию, при нём были построены монастыри. Буддийская жизнь в Санчи в 7-8 веках била ключом, бывали тут и китайские путешественники.
На рубеже тысячелетий буддизм в Индии начал угасать, поглощаясь индуизмом. Эта тенденция отразилась и в поздних постройках Санчи 11-12 веков. Археологические находки 13-го века носят уже совершенно индуистский характер. В 14-м веке место было окончательно заброшено.
Открыл Санчи для мира заново британский генерал Тейлор в 1818 году. В 1912-1919 под руководством главного археолога Британской Индии сэра Джона Маршалла руины были приведены в свой сегодняшний вид.
Автобус высаживает прямо на дороге Бхопал-Видиша.


Современный Санчи – обычная деревушка, карабкающаяся вверх по склонам холомов.


Но нам туда не надо, а под арку с ярким плакатом и вверх по хорошей асфальтированной дороге.


Вход стоит 250 рупий, но мне повезло – я оказался в Санчи в годовщину его причисления к Всемирному наследию ЮНЕСКО, отчего вход был бесплатный.
Откровенно говоря, увидев объявление, поверил не сразу. Даже когда добрался до закрытой билетной будки у забора музея. И лишь когда в музее не взяли положенные 5 рупий – наконец поверил.
Музей находится в симпатичном небольшом парке на дороге к месту. Сам он невелик – пара залов, обильно уставленных самыми заметными скульптурными находками в Санчи. Явно, много чего валяется в запасниках. Фотографировать, как во всех индийских музеях, нельзя.


Ещё в музейном парке растёт большой баньян. Растёт, похоже, не первый век.


Не исключено, что он – потомок Того Самого Дерева из Бодгаи, под которым Гаутама стал Буддой. Но вот буддизм в Санчи умер почти тысячу лет назад, так что точно никто не знает.
От парка с музеем ещё минут пять идти вверх по асфальту, пока справа у нас не появится древний бассейн.


За ним прямо вверх уходят плиты подъёма к самой вершине.


Ещё минут пять ходьбы – и вот она, автостоянка:)


Тут есть и лавки, где бутылка воды стоит 20 рупий – на дороге в самом Санчи обычные индийские 10. Торговцы сувенирами, разумеется, тоже присутствуют, но тут они особо не домогаются.
Справа от входа на территорию самого комплекса имеется здание визитёр-центра, запомнившееся мне ужасной пылякой. Там есть ячейки для хранения крупногабаритных предметов, да книжная лавка. Там прикупил пару книжек Археологической службы Индии о Санчи. Вышло 129 рупий, заплатил 127 рупий – у мужика не было сдачи с 500-рупийной бумажки, а я набрал мелочи только столько.
Слева от входа возвышается современный буддийский монастырь, ланкийский.


На входе – обычная для Индии рамка металлоискателя. Симпатичная девушка-мусульманка в форме турполиции Мадхья-Прадеша попросила открыть наплечную сумку. Чуть поодаль, в тенёчке сидела и парочка нормальных полицейский с карабинами.


Дорожка от входа ведёт прямо к северным вратам ступы № 1 или Большой ступы.


Это самая большая ступа в Индии, 37 метров в диаметре и 16-ть высотой. Построена Ашокой. Через 75 лет, при Шунгах, окружена забором, в котором сделаны 4-ро врат по сторонам света. Собственно, эти врата и есть самая главная ценность Санчи.
А точнее, их богатое скульптурно-резное убранство, изображающее различные сцены из жизни Будды и бодхистав, а так же сюжеты буддийской космогонии.
Напротив каждого входа уже Гуптами в 5-м веке были установлены статуи Будды, лишённые голов в средние века.


На ступу можно подняться.


Особых панорам там нет, зато сверху можно хорошо разглядеть верхние части ворот.


По дороге от входа к главной ступе, слева находится ступа № 3 – заметно меньше, высотой чуть более 8 метров. Ограды у неё нет, зато есть врата, также украшенные скульптурой и резьбой.


Ближе к большой ступе – храм № 31, построенный в 6-7 веках, и несколько мелких ступочек.


Перед храмом стоит неплохо сохранившаяся скульптура нага (такие человеко-змеи), датируемая 4-м веком нашей эры.
Дальше, у восточных ворот большой ступы – ряд мини-ступ и колонн, в т.ч. колонна Ашоки. Правда, знаменитой львиной капители на месте нет. Находится она в том самом музейчике, а попала туда от местного помещика-заминдара, не одно поколение предков которого использовали капитель в качестве пресса для отжима сахарного тростника.


От восточных ворот ведёт лестница на верхнюю платформу комплекса. Из здешних построек наиболее примечателен монастырь и храм № 45, построенный в 7-8 веках.


С южной стороны сикхары сохранилась и статуя Будды (голова, во всяком случае, уцелела).


Можно побродить по тёмным комнаткам монастыря, посмотреть с террасы на окрестности.


В скульптурах Ганги и Ямуны на храмовых вратах, возведённых в 10-11 веках, обычно видят свидетельство "паганизации" (есть такой научный термин) индийского буддизма.


И правда, скульптуры скорее напоминают Каджурахо, чем те же врата большой ступы Санчи.
Напротив 45-го монастыря – обширные фундаменты монастырей № 46 и 47, на которых разложены многочисленные фрагменты и обломки колонн.

В нём некогда варили еду всей монастырской братии. Как - я не понял.
Дальше тропа ведёт через выжженный индийским летом лес, мимо древнего бассейна


К ступе № 2, построенной во 2-м веке до нашей эры.


Зачем её построили в полукилометре от основного комплекса – непонятно. Археологи предполагают, что это место использовали учителя общины дабы уединятся от суеты.


У ступы № 2 есть забор, но ворот со скульптурами нет. Резные изображения, правда не особо "замороченные", есть на заборе.
Ещё у ступы дежурит одинокий турполицейский – сказал, что я сегодня у него третий, с утра только парочка пожилых англичан приходила.
Да уж, спускаться вниз было хорошо. Но вот набирать обратно 360 метров высоты до главной платформы по индийской полуденной жаре – занятие не особо вдохновляющее.


Зато с главной платформы идти уже только вниз – минут пять до дороги Бхопал-Видиша, где быстро поймался автобус в Бхопал.

Б ольшая Ступа в Санчи (Махаступа) была построена гораздо южнее тех мест, где жил и проповедовал Будда, и не соотносится напрямую с его деятельностью. Пришедший к власти в третьем веке до н.э царь Ашока стал возрождать уже начавший угасать к тому времени буддизм, сделав его практически основной религией государства. Он идентифицировал по остаткам сооружений многие места, связанные с деятельностью Будды и по всей стране возвёл множество культовых буддийских сооружений, в общей сложности более восьмидесяти тысяч.

К этому времени относится строительство множества ступ. В отличие от других типов буддийских построек, жилых помещений – вихар, и молитвенных залов – чаитий, которые имели внутренние помещения, ступа была монолитной.

Большая Ступа в Санчи – первая из построек подобного рода, послужила прообразом для всех остальных.

Именно эта ступа считается старейшей из всех буддийских ступ, сохранившихся до наших дней.

Внутрь ступы в Санчи, в самый её центр, заложена кубическая урна с останками Будды. По легенде, Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний и увенчал всё это своим посохом. В такой форме и построено большинство ступ в Индии. Первоначально ступы служили именно для хранения реликвий или останков, позднее же стали интерпретироваться как символическое воплощение космоса.

В довольно сложной конструкции ступ ― а со временем они стали гораздо более замысловатыми, чем первые чашеобразные формы, ― нет ни одного элемента, начиная от ступеней основания и заканчивая положением рук скульптурных изображений Будд или украшениями на их одеждах, которые не имели бы своего определённого значения.

Цоколь ступы в Санчи, с террасой, служившей для проведения церемоний, обозначает Землю, со всеми присущими ей страстями и искушениями. Сама ступа построена в форме идеальной полусферы, символизирующей небесный свод и, соответствующий ему, мир богов. Через весь купол проходит начинающийся от основания стержень, символически обозначающий Мировую Ось, Мировое Древо, гору Меру. На вершине купола столб окружает хармика ― миниатюрная копия основной ограды, скрывающая «ось мира» от нескромных взоров.

Сокрытие центрального столпа обусловлено древним индийским обычаем огораживать сакральные объекты, такие как священное дерево или храм. Центральный столб наверху украшен тремя зонтами: атрибутами, в буддизме означающими высший уровень вселенной, доступный лишь существам, достигшим просветления, трёх верхних небес. Кроме того, три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Дхарму и монашескую общину, или Сангху.

Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой ― ведикой (символ охраны святыни), лишённой всяких украшений.

При династии Сатаваханов (I в. до н. э.) вокруг большой ступы были выстроены мощные квадратные ворота (торана), ориентированные по сторонам света «выходы во вселенную». Каждые из ворот ― это филигранное произведение искусства, они создавались с разрывом в десятилетия. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними - западные.

Капители колонн выполнены в виде фигур четырех слонов, львов или карликов-якш, поддерживающих поперечные балки. Многочисленные изображения на воротах, покрытых обильной резьбой, рассказывают о жизни Будды Шакьямуни, воспроизводят сюжеты джатак, то есть рассказов о его предыдущих рождениях. Сам Будда в многочисленных сюжетах не всегда предстаёт в человеческом облике, часто его присутствие передаётся через символы ― лотос, колесо, дерево. Лотос означал его рождение, Дерево Бодхи ― просветление, колесо ― его учение, а отпечатки ног и трон ― его присутствие. Например, сцена просветления изображает лишь пустой трон. Другое изображение показывает обезьяну, предлагающую Будде (представленному как Дерево Бодхи) чашу с мёдом. Такой подход был характерен для раннего буддизма. Можно часами ходить вокруг ступы, изучая причудливые барельефы, сюжеты которых рассказывают о способах избавления от страдания, связанных с круговоротом в сансаре.

Проход через такие ворота к ступе уже сам по себя можно считать священнодействием. Но у посетителей есть возможность совершить и полную парикарму, обойти ступу и даже подняться на второй круг.

Вокруг большой ступы в Санчи имеется два круговых обхода: первый ― на уровне земли между ступой и оградой, а второй ― на верхней террасе платформы вокруг купола ступы. Верхний обход огорожен невысокой оградой, подобной внешнему ограждению и имитирующей стиль деревянных ограждений древности. Несмотря на то, что во внешней ограде имеется четверо ворот, ведущих к нижнему круговому обходу, попасть на верхний уровень можно только через единственный вход с двумя лестницами, устроенный с южной стороны ступы. Отсюда, со «второго этажа», уже легче мысленно перенестись, на площадку, находящуюся на куполе под тремя зонтами, то есть на символическом уровне совершить восхождение от нашего земного мира, полного страстей, в мир, в котором обитают просветлённые существа.

Архитектурный план ступы полностью отражает свастику в движении. На плане контуры входов и географические оси образуют символическую фигуру ― мандалу в форме свастики ― солярный символ, столь важный для древних народов. Линии, соединяющие стороны света, символизируют пространство, а входы, изогнутые входы, повторяющие направление движения звезд, ― время. Совершающий парикарму монах или паломник, входя в мандалу, становится частью мирового порядка. Его энергия вписывается в космический вихрь, вращающейся вокруг мирового центра, центра мандалы.

Со временем в Санчи был сооружён целый комплекс из семи ступ, из которых до нашего времени сохранились ещё две, остальные же были практически разрушены.

Вторая ступа, построенная в сотом году до нашей эры, находится на середине западного склона. Она имеет изогнутые входы их Г-образная форма в плане также складывается в изображении правильной свастики, закрученной по часовой стрелке и являющейся геометрическим выражением гармонии, созидания, порядка.

Поскольку идеальная форма ступы не допускает никаких украшений, то у ранних ступ декорироваться могла только ограда - геометрическим или растительным орнаментом, изображениями мифологических животных, сценами из священных текстов. Археологи предполагают, что это место использовали учителя общины дабы уединятся от суеты, именно поэтому ступа поставлена в полукилометре от основного комплекса.

Третья ступа находится северо-восточнее и по оформлению во многом копирует Большую Ступу, но по размеру она значительно меньше. Путь к ней обозначается единственными резными воротами. Эта ступа содержала останки двух главных учеников Будды: Шарипутры и Маудгальяяны. В 1853 году их перевезли в Лондон, но позднее вновь вернули в Индию. Сейчас они покоятся в специально построенной для этого на территории парка вихаре (буквально слово «вихара» переводится как «гробница»).

Ступы были окружены деревянными монастырскими строениями, но до нашего времени они не сохранились. Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окружённого монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты.

Комплекс Санчи включает в себя и другие старинные архитектурные достопримечательности ― есть тут и так называемая Колонна Ашоки, и многовековые храмы, а также археологический музей с коллекцией древностей. Интересны крохотные пещерные храмы, высеченные в очень твёрдых каменных породах.

Во времена Ашоки комплекс Санчи был крупным религиозным центром. Ступы были оштукатурены и покрашены, а во время праздников их щедро украшали цветами и прочими ритуальными подношениями. Сюда стекались многолюдные процессии, состоявшие не только из монахов, но и из мирян.

Рельеф на северных воротах Махаступы изображает большую торжественную процессию с дарами и музыкальными инструментами, направляющуюся к святыне. Во главе процессии идут слоны. На этом рельефе мы можем увидеть, как выглядела ступа, украшенная гирляндами и цветами. В древнем Санчи кипела религиозная жизнь, а монахи постоянно общались со своими светскими покровителями.

Во втором и первом веках до нашей эры Санчи оставался важным религиозным центром, однако, после был заброшен. Всё здесь заросло джунглями. Главным буддийским центром северной Индии Санчи стал уже при династии Гуптов, в 5 веке нашей эры. В этом время ремонтируются ступы, воздвигаются новые храмы. На рубеже тысячелетий буддизм в Индии начал угасать, поглощаясь индуизмом. Археологические находки 13-го века носят уже совершенно индуистский характер. В 14-м веке это место окончательно запустевает.

В 1818 году эти постройки были открыты и описаны англичанами. Позднее, в 1851 г., полковником английской армии Александром Каннингемом на холме Санчи были обнаружены останки двух наиболее известных проповедников буддизма - Шарипутры и Маудгальяяны. Весь комплекс существенно пострадал в результате непрофессиональных попыток вскрыть ступы. В 1822 г. капитан Джонсон взломал «Махаступу», пробив брешь в одной из её сторон, что привело к значительному разрушению памятника. Монолитная колонна Ашоки, расколотая на части местными вандалами, использовалась в качестве пресса для сахарного тростника.

С 1881 по 1884 г. под руководством майора Коула был проведён ряд восстановительных работ. Была заделана брешь в стене «Великой ступы», заново установлены и отреставрированы разрушенные ворота. В двадцатых годах двадцатого века ступам был придан их нынешний вид. Сейчас на этом месте открыт музей, а комплекс Большой Ступы в Санчи считается одним из выдающихся историко-культурных памятников страны.

Согласно плану Ашоки, комплекс задумывался как место медитации и самосозерцания. Он должен был расположиться вне суеты крупных городов и поселений монахов, но одновременно в пределах досягаемости для всех желающих. Деревня Санчи идеально подходила для реализации этого проекта. Расположенная изолированно и в то же время недалеко от города Видишья, она стала идеальным местом для практики на многие века.

Здесь даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями, несущими память о мировой гармонии, о великом космическом порядке. Уже ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе энергию практики многих поколений, стоит ехать в Индию – загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.

Большая Ступа в Санчи

В III веке до н. э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ – буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тысяч. Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось ни одной. Однако из построек времен Ашоки до наших дней дошло выдающееся архитектурное сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии.

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, в II–I веках до н. э. была перестроена из еще более древней и меньшей по размерам ступы. Она кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Ступа стоит на круглом цоколе диаметром в 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Подобно платформе, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В толщу кирпичной кладки вмурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота – в красный. Весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились.

Буддийский ансамбль в Санчи

Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика – надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты – три священных неба.

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) – выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали сегодня таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха. Изображение ворот в Санчи давно стало хрестоматийным сюжетом, растиражированным в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты бесконечно разнообразными рельефными и скульптурными изображениями, и контрастно выделяются на фоне лишенной украшений гладкой поверхности ступы.

Рельефы ворот являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Они представляют соой целый сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Основные темы рельефов – жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма – колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы – якшинь, птиц и животных – слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Здесь можно видеть и фантастические образы, неизвестные в индийском искусстве: например, летающих львов. А фигуры якшинь – женских божеств природы – на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности, торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Большая сделка Экономические, социальные и психологические последствия брежневского «нефтяного угара» были чудовищны. Фактически власть и народ в начале 70-х годов заключили Большую Сделку.Трудящиеся получили возможность жить не по средствам, повышать свой жизненный

Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

Большая порка Спервых часов Великой Войны националисты активно развернулись в тылах РККА, благо имелся опыт аналогичных действий в Польше. Двигаясь в авангарде немецких войск, «походные колонны» обеих ОУН, входя в городки и села, организовывали там новую власть. «Идем

Из книги Секреты пирамид [Созвездие Ориона и фараоны Египта] автора Бьювэл Роберт

VI БОЛЬШАЯ ПИРАМИДА Даже сейчас, частично разрушенная и потерявшая почти все белые плиты облицовки. Великая пирамвда производит сильное впечатление. Она возвышается над окружающей пустыней и пригородами современного Каира и кажется настолько странной деталью пейзажа,

Из книги Вторая мировая война автора Колли Руперт

Большая тройка Первая встреча Большой тройки, Сталина, Рузвельта и Черчилля, состоялась в ноябре 1943 г. на Тегеранской конференции. Сталин, считая, что Советский Союз несет на себе основную тяжесть войны, подталкивал союзников нанести по Германии удар с запада. Большая

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги «Кровавый карлик» против Вождя народов. Заговор Ежова автора Наумов Леонид Анатольевич

«Большая чистка» Подчеркнем, что в данном случае мы анализируем лишь деятельность регионального управления НКВД по Москве и Московской области. Следует учитывать, что в Москве работал также центральный аппарат НКВД, который сам вел наиболее важные дела. Понятно, что в

Из книги В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в XI-XX веках автора Мак-Нил Уильям

Большая история Эта книга написана настолько прозрачным языком - который стоило немалого труда сохранить при переводе на русский - что фундаментальное исследование Уильяма Мак-Нила запросто можно счесть за популярный бестселлер. Тем более, что речь здесь идет об одном

Из книги Полеты богов и людей автора Никитин Юрий Фёдорович

Аэрофуга. Ступа. Помело Древние рукописи настаивают на том, что когда-то в далеком далеке было построено «нечто такое», что могло летать. До тех пор пока этот со всех точек зрения проблематичный летательный аппарат вновь не будет построен, ответить на вопрос утвердительно

Из книги Учитель и Ученик: суперагенты Альфред Редль и Адольф Гитлер автора Брюханов Владимир Андреевич

2.4. Большая торговля Двусмысленные или даже трехсмысленные воспоминания Максимилиана Ронге содержат множество интереснейших историй. Они дают возможность разобраться в совершенно неожиданных для читателя сторонах деятельности разведок. Мы позволим себе поэтому

Из книги Древний Восток автора

Ступа Ступа - это буддийская святыня, сооружение, заключающее в себе частицу мощей Будды или одного из святых; также в ней могут сохраняться иные реликвии - вещи, принадлежавшие Будде, священные тексты. Ступа строилась в виде купола, покоящегося на основании, имеющем

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Кушанский царь Канишка и его ступа в Пурушапуре Из всех кушанских царей наиболее известен в Индии был Канишка. В его правление владычество кушан достигло особенного размаха. Владения Канишки в Индии, помимо ее северо-западных областей, захватывали и часть долины Ганга -

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Буддийские ступы из Санчи В Санчи (Западный Декан) находятся, пожалуй, самые известные и хорошо сохранившиеся древние буддийские ступы. Еще при Ашоке здесь существовала деревянная ступа; в последующие века, при династии Сатаваханов, она была подвергнута перестройке -

Из книги Московские легенды. По заветной дороге российской истории автора Муравьев Владимир Брониславович

Большая Лубянка Здание ОГПУ. Фотография начала 1930-х гг.За Лубянской площадью Троицкая дорога шла по улице, которая теперь называется Большой Лубянкой. В разные времена эти места и сама улица назывались по-разному: Кучково поле, Никольская улица, Сретенская, Лубянка,

Из книги Последние Рюриковичи и закат Московской Руси автора Зарезин Максим Игоревич

Большая игра Непросто представить, где начинается непосредственное вмешательство Ивана IV в ливонские и крымские дела, где правительству удается отстоять свою позицию, где мы имеем дело с компромиссом, а где с последствиями ошибок самих руководителей московской внешней

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Ступа «Деревянная ручная посудина для очищения проса, ячменя от шелухи толкачом» (Е. Шевченко).Народное сознание приписывало толкачу (песту, пестику) и ступе эротические функции, сопоставив эти предметы с мужским детородным органом и женским лоном. В некоторых свадебных

  • Ступа в Санчи
  • Ступа в Санчи

  • Ступа в Санчи
  • Ступа в Санчи

  • Ступа в Санчи
  • Ступа в Санчи

  • Первоначально здание главной ступы представляло собой полусферу, выстроенную из необожженного кирпича и окруженную деревянной оградой. В середине II в. до н. э. ступа была увеличена, полусферу увенчала дарохранительница с каменным шпилем и нанизанными на него тремя хармиками (зонтиками), которые символизировали ступени восхождения к вершине неба.

    Историческая справка

    При династии Сатаваханов (I в. до н. э.) для большой ступы были выстроены каменные ворота-торана, ориентированные по сторонам света «выходы во вселенную». Форма ворот также напоминает деревянную архитектуру: две мощные квадратные колонны перекрыты тремя каменными балками, завершающимися спиралями (подобно священным буддийским свиткам-сутрам). Капители колонн выполнены в виде фигур четырех слонов, львов или карликов-якш, поддерживающих поперечные балки. Вся поверхность ворот покрыта обильной каменной резьбой, промежутки между балками и навершие ворот заполнены скульптурой.

    Эти многочисленные изображения повествуют о жизни Будды после его появления на Земле и в прежних рождениях (джатаки), представляют сцены почитания буддийских святынь ступ, дерева Бодхи, Колеса дхармы и являют картину буддийского мира людей, животных и растений, радостно приветствующих явление Будды. Этот мир населен также персонажами добуддийских верований якшами, превращенными в ревностных почитателей буддизма. Сам Будда изображен в человеческом облике только в джатаках; как персонаж исторической биографии он представлен в символических образах (следы его ступней, лотос и т. п.). В сцене просветления под деревом Бодхи изображен лишь пустой трон. Ворота увенчаны символическим изображением «трех сокровищ» (триратна): лотос (Будда) увенчивает колесо (дхарма, буддийское учение), опирающееся на четырехступенчатую пирамиду (буддийская община).

    Архитектура

    Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в форме балкончика – она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

    Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Это монументальное сооружение явно возводилось на века.

    Вокруг ступы – массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой ступы (они называются торана) – выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры.

    Рельефы ворот в Санчи являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I в. до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Основные темы, изображенные на рельефах, – жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют много-численные символы буддизма – колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы – якшинь, птиц и зверей – слонов, львов.

    Похожие публикации