Алупка дворец графа воронцова официальный. Ялта

Воронцовский дворец в Крыму – одно из прекраснейших творений рук человеческих. Все поражает в нем: изящный архитектурный стиль, красота скульптурных композиций, роскошь, окружающая буквально на каждом шагу и, конечно же, само место, где он построен. Всем этим он снискал огромную популярность и еще больший интерес среди туристов. Как следствие, не удивительно, что вопрос, как добраться до Воронцовского дворца из Ялты — один из самых часто задаваемых на ЮБК.

Где находится ансамбль в Крыму?

Воронцовский дворец расположен на южном берегу Крымского полуострова, в , недалеко от Ялты. Построен он в юго-западных предгорьях Крымского хребта, фактически у самого подножия горы Ай-Петри.

Дворец на карте Крыма

Открыть карту

История постройки Алупкинского дворца

В г. Алупка Воронцовский дворец строился как резиденция генерал-губернатора Новороссийского края, графа Михаила Воронцова. Следовательно, к возведению подошли с особой тщательностью. С момента разметки территории и до самого завершения постройки всем лично руководил генерал-губернатор. Строительные работы начались в 1828 г. и велись по совместному проекту признанных архитекторов — Франческо Боффо и Томаса Харрисона. Комплекс был спланирован в духе строгого классицизма – популярного стиля в то время, Воронцов без раздумий утвердил проект.

Однако после поездки в Англию, познакомившись с тамошними романтическими веяниями в архитектуре, он полностью изменил первоначальные чертежи. Согласно новому, окончательному проекту, дворец приобрел вид средневекового замка. К постройке был подключен молодой, талантливый английский архитектор Эдвард Блор, внесший последние штрихи в планировку. На постройку своего детища граф не жалел средств, в результате оно обошлось ему в астрономическую по тем временам сумму – 9 млн. рублей. Но благодаря этому в 1848 г. блестящий Воронцовский дворец в Крыму стал самым роскошным и величественным строением.

С установлением советской власти в Крыму в 1920 г., территорию этой национализировали. Уже в 1921 г. она преобразована в музей, но вместе с тем некоторые корпуса отданы под дачи партийным работникам. С началом Великой Отечественной войны из Алупкинского дворца эвакуировали музейных работников, кроме директора Щеколдина, не захотевшего оставлять экспозиции, которые в суматохе не успели вывезти. Но не успели их вывезти и немцы в 1944 г. – во многом благодаря все тому же директору музея.

Во время во располагалась британская делегация и сам Уинстон Черчилль. В период с 1945 по 1955 гг. он был дачей высших чинов НКВД, а с 1952 г. здесь также размещался санаторий. С 1956 г. он снова стал функционировать как музей, а в 1990 г. превращен в Алупкинский музей-заповедник дворцово-паркового искусства.

Удивительная архитектура Воронцовского

Где находится Воронцовский дворец в Крыму — сейчас знают многие, потому как еще с середины прошлого века он стал одной из самых посещаемых достопримечательностей полуострова. Такую широкую популярность он приобрел благодаря удивительному архитектурному стилю. Он представляет собой причудливую смесь разных эпох и культур, в нем гармонично переплелись романские, готические, классические традиции с элементами мавританского зодчества Южной Испании.

Интерьер и экспозиции

Внутреннее убранство Воронцовского дворца в большинстве выглядит почти,
как и 100 лет назад, в 1914 г.: интерьер его был изменен лишь незначительно. Для осмотра туристами сейчас открыто 8 залов, среди них:

  • Личный кабинет графа Михаила Воронцова;
  • Китайский кабинет, полностью оформленный в восточном стиле;
  • Вестибюль с портретами семейства Воронцовых;
  • Голубая гостиная с богатой лепниной в виде бутонов роз;
  • Ситцевая комната с оригинальной мебелью XIX века;
  • Столовая, выполненная в духе эпохи Тюдоров;
  • Оранжерея, представленная всеми видами экзотических растений;
  • Бильярдная комната.

За отдельную плату можно посетить и другие корпуса, входящие в дворцовый ансамбль и представляющие собой не меньший интерес для посетителей.

Живописные окрестности

В окрестностях раскинулся роскошный , разбитый на склонах горной гряды, представленный бесчисленными видами растений – как местных, так и совершенно экзотических для этих мест. Парковая зона включает живописные рукотворные пруды, прекрасные водопады, фонтаны, все это дополняют восхитительные по исполнению скульптуры. Аллеи выходят на пляж, откуда открывается совершенно потрясающий вид на утопающий в зелени особняк с нависающей над ним . Кстати, это излюбленное место туристов, где они неизменно снимаются на фото. Воронцовский дворец очень фотогиничен!

Как добраться из Ялты?

То, как добраться до Воронцовского дворца из Ялты, никогда не было проблемой, существует два способа. С морского вокзала можно совершить увлекательную прогулку на катере, который причаливает на пляже, откуда нужно просто подняться к южным воротам. С автовокзала на автобусе, нужные маршруты — №32 и №27, остановка носит красноречивое название «Алупкинский дворец», так что пропустить ее не получится, да и находится она совсем рядом с парком.

Туристов завораживает архитектурный Крым. Воронцовский дворец в Алупке — яркий представитель такового, причин посетить его может быть масса – для каждого они свои. Но что неизменно сопровождает приезжих во время каждого посещения, сколько бы их ни было – это романтика, которой, кажется, здесь пропитано буквально все, даже воздух! Напоследок предлагаем вашему вниманию видео об этой достопримечательности. Приятного просмотра!

Алупка – курортный городок в составе Большой Ялты, расположенный у подножья горы Ай-Петри в 17 км юго-западнее города Ялта в Крыму.

Воронцовский дворец и его парковый комплекс – «изюминка» Алупкинского пейзажа и главная достопримечательность приморского городка .

Отдых на Черном море в Алупке привлекает туристов мягким климатом без резких сезонных колебаний, лечебным морским и сосновым воздухом, в котором дышится легко и свободно, а также живописным видом на окрестности российского приморского городка на Южном берегу Крыма.

Особенно завораживающий вид открывается на Алупку с моря: в центре панорамы на холме красуется великолепный Алупкинский Дворец (Воронцовский); корпуса прибрежных санаториев цепочкой растянулись вдоль моря и утопают в зелени парков, а над ними главенствуют зубцы величественной горы Ай-Петри.

Ай-Петринский горный массив – один из самых высоких в Крыму. Словно щит закрывает он Алупку от северных холодных ветров, а наибольшее число солнечных дней в году (по сравнению с Черноморскими курортами Кавказа) делают этот городок на берегу Черного моря прекрасным курортом — вторым после Ялты на Южном побережье Крыма.

История Алупки.

История Алупки начинается в VI-V веке до н.э., когда на этих благословенных землях было основано первое поселение тавров. Археологи нашли на горе Крестовой остатки укреплений и большой могильник. В X веке Алупка принадлежит хазарам, в XIV веке переходит во владения генуэзцев, которые построили здесь порт и оборонительные сооружения, а в дальнейшем становится татарской деревушкой. После присоединения Крыма к России эти земли увидели новых хозяев: аристократов и царских вельмож. В 20-х годах XIX века Алупка стала поместьем генерал-губернатора Новороссийского края — графа Михаила Семеновича Воронцова, который решил возвести здесь дворец. До 80-х годов XIX века Алупка все еще оставалась небольшой деревушкой. Местное население занималось в основном садоводством и виноградарством.

В конце XIX века Алупка начинает быстрыми темпами развиваться как курорт благодаря тому, что русские «светила медицины» признают целебность здешнего климата для лечения бронхо-легочных заболеваний и оздоровления всего организма. В Алупке появляются дачи аристократов, магазины, пансионы, гостиницы, почта и телеграф, а также строятся дороги. В 1902 году еще в царской России в Алупке на добровольные пожертвования начинает действовать первый санаторий для детей.

В годы Советской власти в Алупке быстрыми темпами идет строительство санаториев, которых к 1940 году насчитывается уже более двадцати.

Статус города Алупка получила в 1938 году.

— это узкая полоса крупной и мелкой гальки, протяженностью 4 км вдоль береговой линии. Всего здесь 6 пляжей и 23 пляжа при санаториях. Основной пляж — бесплатный городской, который находится под Воронцовским парком. К пляжу «Лазурный берег», который расположен у автостанции, можно подъехать на машине (есть платная стоянка).

Мягкий климат, сухой воздух Алупки с ароматом сосны, Черное море – лучшее место для лечения заболеваний легких. Здесь находится первый в Европе детский санаторий для лечения костного туберкулеза (основатель профессор А.А. Бобров). В 1982 году в Алупке открылся дегустационный винный зал на 240 мест «Массандра».

Воронцовский дворец в Алупке.

Воронцовский дворец (Алупка) – это бывшая летняя Крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова . Сегодня – это Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник . Он идеально вписался в удивительный ландшафт с горной грядой, вечнозеленой растительностью и несколькими узкими улочками городка, поднимающимися в гору от морского побережья. Он построен из диабаза – материала, который по своей прочности превышает в 2 раза гранит и добывается на Крымском полуострове. Серо-зеленый цвет камня создает единую архитектурную композицию Воронцовского дворца с природой.

Фотографии Воронцовского дворца.

Дворец спроектировал английский архитектор Эдуард Блор. Строительство велось с 1828 по 1848 год. Отделка длилась до 1852 года. Архитектура дворца своеобразна. Она заключается в сочетании разных стилей:

  • Северный Фасад – это поздняя английская готика;
  • Западный Фасад — это европейский средневековый замок, крепость 8-12 веков;
  • Южный – элементы Индии и Востока. Огромный купол Южного фасада с арабскими надписями, открытый в сторону Черного моря, имеет романтический вид. «Львиная терраса» с постепенно настораживающимися «царями» зверей украшает великолепную лестницу, ведущую ко входу в замок со стороны парка. Три пары львов из каррарского белого мрамора выполнены в мастерской флорентийского скульптора Боннани, но самая известная (нижняя) — «Спящий лев».

Дворцовый ансамбль состоит из 5 корпусов , открытых и закрытых двориков, террас. Воронцовский дворец выглядит одновременно суровым и изящным, стабильным и романтичным. Западная часть дворца (так называемый Шуваловский проезд) предстает перед туристами в виде вымощенной камнем улицы средневекового города со старыми крепостными стенами с мощными башнями и узкими окнами-бойницами. Южный фасад знаменит высоким порталом с глубокой нишей, на фризе которой арабской вязью начертано изречение «Нет победителя, кроме Аллаха».

Восточную и Западную архитектуру объединяют резные каменные украшения дворца, зубцы и готические дымовые трубы, а также устремленные ввысь купола в виде минаретов мечетей и тоненьких башенок по бокам. Все это великолепие дополняется природным рисунком горы Ай-Петри.

Каждая из 150 комнат, входящих в дворцовый ансамбль, своеобразна: «Ситцевая комната», «Голубая гостиная», «Парадная столовая», «Зимний сад», «Китайский кабинет», «Бильярдная», «Вестибюль». Всюду видна роскошь и любовь хозяев к своему дому. Особая гордость Алупкинского дворца — роскошные камины в готическом стиле, выполненные из мраморовидного известняка и полированного камня диабаза.
«Парадная столовая» – самый величественный зал Воронцовского дворца. Ее интерьер выполнен в стиле рыцарских замков. Туристов впечатляет: декоративный мраморный фонтан, с возвышающимся над ним балкончиком для музыкантов; стены, украшенные резьбой по дереву; канделябры из уральского малахита. Торжественности залу добавляют высокие потолки, двери из мореного дуба, строгая мебель и дубовые панели.
«Голубая гостиная» — это светлая нарядная зала с лепным ажурным узором из листьев и цветов, покрывающим голубой негой стены и потолок. Она имеет турецкие предметы обстановки и роскошные ткани.
«Зимний сад» – сочетание мраморной скульптуры с редкими вечнозелеными растениями. Копии античных скульптур и портреты семьи Воронцовых, выполненные в мраморе, составляют основной интерьер «Зимнего сада».

Зимний сад в Воронцовском дворце Фото.

5 террас парка Воронцовского дворца – это стилизованные пять этапов средневековых садов с цветниками и стрижеными растениями. В Верхней террасе много мраморных ваз, фонтанов, скамеек среди розариев, а Нижняя отличается обилием пристенных фонтанов.

В 1921 году Воронцовский дворец стал музеем. С 1990 года – это Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Здесь проводятся экскурсии, выставки, в том числе «Фамильная галерея Воронцовых». В 2007 году здесь открыта новая экспозиция «Дом графа А.П. Шувалова».

Алупкинский парк. Воронцовский парк.

Дворцовый парк занимает площадь более 40 гектаров. Он поднимается от самого моря, а прибрежное шоссе делит его на Верхний и Нижний . Здесь растет около 200 видов деревьев и кустарников. С декабря 1824 года по апрель 1851 года его создавал немецкий ботаник – садовод Карл Антонович Кебах.

С Воронцовским дворцом связано немало романтических историй, которые вполне могли бы стать основой для десятка дамских романов. Скажу больше - в любовную интригу был замешан Александр Сергеевич Пушкин. Но обо все по порядку.

Дворец в Алупке настолько гармонично вписан в окружающий ландшафт, повторяя своими мавританскими башенками и готическими зубцами фасадов очертания расположенной в непосредственно близости горной гряды Ай-Петри, что кажется, будто весь этот архитектурно-природный ансамбль был здесь всегда.

Генерал-губернатор Новороссии Михаил Семенович Воронцов начал строительство представительской резиденции в Крыму в 1824 году. Помимо Алупки на юге Крыма Воронцову принадлежали Массандра (Массандровский дворец я показывала здесь), Ай-Даниль и Гурзуф. Но именно Алупкинское имение граф решил превратить в летнюю резиденцию.

Одновременно со строительством дворца началась прокладка дороги от Симферополя к Южному берегу Крыма.

В свете Михаил Семенович Воронцов слыл англоманом, поэтому нет ничего удивительного, что создание проекта дворца он доверил придворному архитектору английской королевы Эдварду Блору. Именно он проектировал Букингемский дворец в Лондоне. Примечательно, что за двадцать лет строительства Блор так ни разу не приехал взглянуть на свое детище. Руководил работами его помощник и ученик Вильям Гунт, благодаря которому в чертежи были внесены некоторые поправки в соответствии с особенностями местности.

За камнем для строительства далеко не ходили - брали прямо из-под ног крымскую вулканическую породу долерит (диабаз): из долерита сложены центральный, столовый, гостевой, библиотечный и хозяйственный корпуса дворцового комплекса. К слову, крымским долеритом вымощена Красная площадь в Москве.

Воронцовский дворец спроектирован в стиле поздней английской готики (стиль эпохи Тюдоров), но с элементами восточной архитектурой, отчего с разных ракурсов он выглядит то как средневековый замок, то как резиденция магометанского правителя.

Причина такого неожиданного сочетания стилей в облике дворца кроется в личностях архитектора и заказчика. Эдвард Блор был хорошо знаком с архитектурой британской колонии - с архитектурой Индии. Поэтому для него не составило труда соединить в одном проекте стиль Тюдоров с вариациями на тему индийской архитектуры периода Великих Моголов. Вероятно, в его представлении такая смесь должна соответствовать Крыму, учитывая, что долгое время полуостров был мусульманским. К тому же, в архитектурной моде превалировали романтические направления, что было по вкусу и графу Воронцову.

Портрет Михаила Семеновича Воронцова кисти Лоуренса, 1823 год

С западной стороны находится главный подъезд к дворцовому комплексу. Эта часть Воронцовского дворца напоминает средневековый замок с круглыми сторожевыми башнями, узкими бойницами и глухими крепостными стенами.

Здесь же мы видим Шуваловский корпус и Шуваловский воротный проезд. Дочь Михаила Семеновича Воронцова, выйдя замуж, стала графиней Шуваловой, и в правом корпусе располагались ее апартаменты.

Шуваловский проезд между двух похожих на крепостные стен грубой кладки из серых диабазовых блоков, с круглыми зубчатыми башнями и узкими стрельчатыми окнами заставляют поверить, что мы в средневековом замке.

Шуваловский проезд

Отдельные ворота ведут на хозяйственный двор. В центре двора растет платан, посаженный при строительстве дворца. Здесь же находится музейная касса, где вместо бумажного билета вам выдадут металлический жетон.

Минуя хозяйственные постройки, мы попадаем на парадный двор перед северным фасадом дворца, обращенного окнами к Ай-Петри и верхнему парку.

Cеверный фасад дворца

По словам специалистов, в архитектуре северного фасада с его вертикальными выступами, миниатюрными декоративными башенками и большими окнами-эркерами гармонично сочетаются элементы готики шестнадцатого века и архитектуры эпохи Возрождения.

Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В тенистой перголе из цветущих глициний укрылся фонтан "Сельсибиль" - копия "фонтана Слез" из Ханского дворцы в Бахчисарае, воспетого Пушкиным.

Рядом, у левого крыла дворца – беломраморный фонтан "Источник Амура".

Обойдем дворец с восточной стороны, чтобы взглянуть на обращенный к морю южный фасад, выполненный по мотивам индийской архитектуры.

Бело-голубая эскедра с двумя ярусами арочных окон украшена двойной зубчатой подковообразной аркой и покрыта лепным алебастровым орнаментом, выполненным в восточной традиции. На уровне второго этажа по ее декоративному фризу устроены три балкончика с ажурными решетками и рельефная арабская надпись - шестикратно повторяемое славословие пророку: "И нет победителя, кроме аллаха". В глубине экседры находится широкая стрельчатая дверь, ведущая в Голубую гостиную дворца, куда мы пойдем чуть позже.

Слева и справа от экседры тянутся два симметричных крыла открытой террасы второго этажа, покоящейся на чугунных колоннах с капителями в виде бутонов лотоса. К западу от эскедры находятся Зимний сад, за ним столовая, и дальше южный фасад Шуваловского корпуса.

От эскеды к морю спускается широкая лестница с тремя парами львов - Львиная терраса. У входа во дворец львы бодрствуют, стоя на страже, на средней площадке лестницы просыпаются или засыпают, а те, что ближе к морю, мирно спят, положив морду на лапы. Заканчивается Львиная терраса площадкой с выходами в нижний парк, к скале Айвазовского и Чайному домику на берегу моря.

Фонтан "Чаша" в нижнем парке

Южная терраса - излюбленное место для фотографирования в красивых позах и красивых нарядах.

Отсюда расходятся тропинки в Нижний Воронцовский парк.

После осмотра дворцового фасада интересно взглянуть на графские покои. Сразу выяснили, что второй этаж и антресоли для осмотра закрыты: было время, когда экскурсанты поднимались в комнаты второго этажа, но от этого страдали потолочные перекрытия первого этаже. В конце концов, в музее решили оставить доступными для туристов только девять залов первого этажа.

Как и многие другие крымские дворцы, после революции 1917 года Воронцовский замок был национализирован, но не превращен в здравницу, а стал музеем дворянского быта. Возможно, это счастливое обстоятельство сыграло не последнюю роль в сохранении дворцовых интерьеров. Во время Великой Отечественной войны дворец был разграблен, но не разрушен. С 1945 по 1955 годы здесь размещалась государственная дача. И наконец, 1956 году здесь вновь открыли музей.

Войдя во дворец с северной стороны, попадаешь в коридор, где раньше находилась гардеробная. Сейчас в шкафах из мореного дуба, полностью закрывающих одну из стен от пола до потолка, хранятся книги Алупкинской библиотеки графа Воронцова, который был известным библиофилом.

Другую стену украшают старинные гравюры, изображающие строительство дворца и Алупкинские пейзажи.

Пейзаж Карло Боссоли "Дворец князя Воронцова в Алупке"

Через коридор мы входим в Парадный кабинет хозяина дворца.

Центральное место на западной стене кабинета занимает портрет графа Воронцова работы Луизы Дессеме. Михаил Семёнович был одним из наиболее прославленных героев Отечественной войны 1812 года. Рядом разместились портреты героев Бородино Льва Александровича Нарышкина и Фёдора Семёновича Уварова кисти известного портретиста Джорджа Доу.

Стены кабинета оклеены расписными обоями, которые были специально заказаны в Англии. Массивные деревянные двери дополнены дубовыми панелями на стенах и лепным потолком под дерево.

У стены - антикварный книжный шкаф черного дерева в стиле Буль, купленный самим хозяином дворца. В отделке шкафа использованы панцирь черепахи и сложная резная инкрустация из бронзы.

Рядом с книжным шкафом уютно пристроились круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Такая расстановка мебели придаёт кабинету атмосферу, располагающую не только к деловым беседам, но дружеским встречам.

Еще одно напоминание об англомании Михаила Семеновича Воронцова - окно в виде эркера. Этот часто встречаемый в английской архитектуре элемент, зрительно увеличивает пространство кабинета и дает больше света. В эркер поместили крытый зеленым сукном стол и два кресла. Сидя в кресле, можно любоваться верхним парком, а в ясную погоду и вершинами Ай-Петри.

Из кабинета мы попадаем в Ситцевую комнату. Ситцевой она названа потому, что стены комнаты действительно затянуты ситцем.

На стенах оригинальная ткань, единственный изъян которой это выгоревший цвет. Первоначально ситец был малинового оттенка с небольшими вкраплениями голубого, что сочеталось с камином из розового уральского мрамора и люстрой в форме корзины. Розовато-голубые блики подвесок на люстре перекликались с цветом ситца на стенах.

Через Ситцевую комнату проходим в Китайский кабинет хозяйки дома Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, чей портрет кисти Джорджа Доу можно увидеть на правой стене от входа.

Комната оформлена в модном тогда восточном стиле, но без каких-то определенных привязок к Китаю, Индии или странам Востока вообще. Дубовые панели, высокие стрельчатые окна и двери, ведущие на южную террасу, к морю, неожиданно, но удачно сочетаются с расшитыми шелком и бисером рисовыми циновками на стенах и деревянными резными деталями в интерьере.

Потолок в комнате не деревянный, как может показаться, а лепной. Русский крестьянин Роман Фуртунов умело сделал потолок из гипса, имитируя резьбу по дереву.

У окна круглый столик из карельской березы. Рядом, за портьерой - небольшой угловой шкафчик, подаренный Воронцовым императрицей Александрой Федоровной, жены Николая I, в знак благодарности за оказанное им гостеприимство.

И немного лирических отступлений. Со школьной скамьи многим известно, что Александр Сергеевич Пушкин был увлечен женой новороссийского генерала-губернатора. Считается, что именно Елизавете Воронцовой Пушкин посвятил стихи "Сожжённое письмо", "Ненастный день потух…", "Желание славы", "Талисман", "Храни меня, мой талисман…". К тому же, по числу исполненных Пушкиным портретных рисунков Воронцовой, её образ превосходит все остальные - всего насчитали 17 портретов.

Ходили слухи, что именно Пушкин был отцом одной из дочерей Елизаветы Ксаверьевны. Однако у исследователей биографии поэта есть основания предполагать и то, что Пушкин был лишь прикрытием для романа Елизаветы Ксаверьевны с её родственником и другом Пушкина Александром Раевским. В любом случае, можно сказать спасибо Михаилу Семёновичу Воронцову, который "поспособствовал" смене южной ссылки поэта на ссылку в Михайловское. Потому что именно там Александр Сергеевич написал не только роман "Евгений Онегин", но и другие свои поэтические произведения, ставшие гордостью русской литературы. И кстати, те же исследователи утверждают, что у самого Воронцова была внебрачная дочь с лучшей подругой его жены Ольгой Станиславовной Нарышкиной. Портреты Ольги Станиславовны и ее дочери всегда хранились среди личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета.

Но не будем задерживаться в Китайском кабинете, а пойдем дальше - в Парадный вестибюль.

Парадный вестибюль расположен в центре дворца. С юга и севера к нему симметрично прилегают два небольших тамбура, а с запада и востока расположены кабинеты и комнаты для отдыха. Северный тамбур, как и северный фасад дворца, выполнен в английском стиле. В противовес английскости южный тамбур украшают ковры с изображением персидского шаха Фатх-Али.

Следуя традициям английского стиля, архитектор соединил вестибюль с покоями второго этажа лестницами, однако спрятал их за стеной, отчего с первого взгляда и не поймешь, как хозяева попадали с первого этажа в свои спальни.

На стенах вестибюля развешаны портреты именитых предков владельцев резиденции, чтобы с порога входящий во дворец имел представление о знатности рода и происхождении хозяев дома. Со стен на нас смотрят родители Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой - графиня Александра Васильевна Браницкая и её супруг, коронный гетман Польши Ксаверий Браницкий. Самое большое полотно - парадный портрет императрицы Екатерины II кисти Рокотова.

Из вестибюля мы проследуем в восточное дворцовое крыло, которое начинается с Голубой гостиной. Невозможно не заметить контраста между соседним парадным вестибюлем и этой залитой солнцем комнатой. Нежно-голубые стены и потолок покрыты лепным узором из листьев и цветов. Как и потолок в Китайского кабинета, искусная лепнина гостиной выполнена Романом Фуртуновым и его помощниками.

Гостиная поделена на южную и северную части выдвижными деревянными занавесами, которые в сложенном виде почти незаметны. В южной части располагался "зрительный зал", где разместился мебельный гарнитур, перевезенный в Алупку в конце XIX века из Одесского дворца. Интерьер дополняют резной камин из белого каррарского мрамора и огромные вазы - кратеры, расписанные в голубых тонах.

Для проведения музыкальных вечеров и театральных постановок в северной части Голубой гостиной установлен рояль. В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. В 1898 году в Воронцовском дворце под аккомпанемент Сергея Рахманинова пел Федор Шаляпин.

Из Голубой гостиной гости Воронцовых выходили в Зимний сад. В XIX веке почти в каждом европейском дворце был свой зимний сад, который использовался для чтения и отдыха.

Зимний сад служит переходом из центрального корпуса в столовый. Первоначально это была лоджия, которую впоследствии застеклили, сконструировав сверху большой фонарь для лучшей освещенности. Стены зимнего сада оплетает фикус-репенс. Фонтан и мраморные скульптуры стоят в окружении араукарий, саговника, финиковых пальм и монстеры.

У застекленной стены, состоящей из огромных французских окон, расположен ряд мраморных бюстов, среди которых скульптурные портреты представителей семейства Воронцовых - Семёна Романовича Воронцова, самого Михаила Семеновича и его жены Елизаветы Ксарьевны. По соседству с ними мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха. Говорят, за излишнюю реалистичность её изображения в камне стареющая императрица не только не заплатила за работу, но и выслала скульптора из России в течение суток.

Минуя Зимний сад, не забывая полюбоваться на открывающийся из окон вид на Южную террасу и море, попадаем в следующий зал - Парадную столовую. Это самая большая и помпезная часть дворца.

Площадь столовой около 150 кв.м., высота потолка 8 м. При Воронцовых её освещали десятки канделябров и люстр. Огромный стол, состоящий из четырех сдвинутых частей с полированными столешницами красного дерева, возвышается на тумбах со звериными лапами и занимает значительную часть комнаты. У окна установлен массивный сервант на таких же львиных лапах, как и столы, а под сервантом - ванна в египетском стиле для охлаждения вина, которую наполняли колотым льдом.

В центре северной стены парадной столовой между каминами расположен фонтан, ниша которого украшена майоликовым панно с изображением фантастических птиц и драконов. Над фонтаном - резной деревянный балкон для музыкантов.

С востока к Столовой примыкает Бильярдная. О близости этой комнаты к Столовой напоминают расположенные друг напротив друга два больших натюрморта кисти фламандского художника Петера Снейерса "Кладовая овощей" и "Кладовая с рыбой".

Воронцовы, как и многие другие аристократы, коллекционировали картины. Особенно в то время ценились полотна живописцев Голландии, Фландрии, Италии XVI- XVIII веков.

Это последняя доступная для осмотра комната покоев Воронцовых. Теперь мы можем прогуляться по Верхнему парку.

Работа по созданию парка, начатая даже несколько раньше, чем строительство дворца, в 1820 году, была поручена главному садовнику Южного берега Крыма Карлу Антоновичу Кебаху. При закладке парка учитывалось обилие горных источников, которые использовались для создания искусственных озер, многочисленных каскадов и небольших водопадов. В этой части парка беспрестанно слышится журчание воды.

Большинство дорожек Верхнего парка ведет к озерам и Большому Хаосу - огромному каменному завалу естественного происхождения.

Самое большое из озер парка - Лебединое. Садовник намеренно придал ему неправильную форму, чтобы создать иллюзию его природного, а не искусственного происхождения. При Воронцовых дно озера было усыпано полудрагоценными "коктебельскими камешками" - яшмой, сердоликами, халцедонами, которые в изобилии встречались в Коктебеле.

Рядом с Лебединым озером - Форелевый пруд и ещё дальше - Зеркальный. На Зеркальном пруду вода кажется неподвижной, отчего деревья и небо отражаются на его глади как в зеркале.

К востоку от озер в пейзажной части парка расположены четыре живописные поляны - Платановая, Солнечная, Контрастная, где посреди газона возвышаются кедр гималайский и тис ягодный, и Каштановая.

Выше прудов по дорожке сквозь Зал гротов, между искусно размещенными обломками скал, путь идет к Большому и Малому Хаосу. Миллионы лет назад застывшая магма в результате землетрясений и оползней превратилась в россыпь огромных обломков. Создатели парка оставили нетронутыми каменные глыбы, лишь убрали мелкие осколки и засадили верх соснами. Так получился знаменитый "алупкинский хаос".

На этом прервем прогулку по Воронцовскому парку, чтобы было зачем возвратиться сюда еще раз.

Дворец строился в 1826-1846 годах для графа М. С. Воронцова - одного из крупнейших русских деятелей первой половины XIX века.

В наше время его навали бы топ менеджером. Воронцов получил образование в Англии, где его отец был русским послом в конце XVIII - начале XIX века. Этим отчасти объясняется, что дворец выстроен в стиле английской архитектуры. В 1823 году он назначается генерал-губернатором Новороссийского края.

Для сооружения дворца и устройства большого парка Воронцов скупает земли у населения Алупки. За 10 лет (с 1824 по 1833 г.) были приобретены земельные участки у 158 лиц. Земли покупались за бесценок, местное население было вытеснено к горам, на каменистую почву.

Проект Воронцовского дворца в Алупке сделал английский архитектор Эдуарда Блор. Первоначально строительство дворца началось по проектам архитекторов Томаса Харрисона и Франческо Боффо. Именно им дворец обязан портальной нише. Руководил постройкой англичанин Вильям Гунт.

На основании сохранившихся планов и акварели (акварель находится в экспозиции) можно судить о первоначальном замысле Блора и изменениях, внесенных Гунтом. Блор проектировал дворец как легкий павильон с более ярко выраженными восточными чертами, чем это было осуществлено впоследствии Гунтом.

Гунт внес ряд небольших изменений в планировку внутренних помещений главного корпуса. Вместо открытой биллиардной выстроил застекленный зимний сад - легкий, обнесенный открытой галереей корпус, примыкающий к столовому крылу с запада, перестроил в более монументальное и тяжеловесное здание. Изменил форму западных башен, планировку хозяйственных построек и служебных флигелей.

С 1828 по 1830 г. составлялся проект дворца, заготавливался материал. Но настоящая стройка началась с закладкой первых камней только в марте 1830 года.

Строился дворец из диорита - красивого зеленовато-серого камня вулканического происхождения. Его брали из природной россыпи на территории Алупки. И в настоящее время нагромождения диорита сохранились в алупкинском парке в обильном количестве - так называемый каменный «хаос» . Для получения строительных блоков брались многотонные бесформенные глыбы диорита, требующие больших физических и временных затрат. Все выполнялось вручную орудиями того времени. Диорит сам по себе очень прочный и твердый камень. Сейчас даже не верится, что огромные прямы блоки для стен вырезаны вручную. Из этого же камня вырезались сложные орнаменты и украшения, высекались целые купола и зубцы на стенах. Тщательно отшлифованный диорит применялся для оформления внутренних помещений.

Как ни странно, но стройка строительство Воронцовского дворца началось не со знаменитого северного фасада центрального здания. Первым был выстроен столовый корпус и параллельно с ним с 1830 по 1834 год возводился Шуваловский корпус позднее преобразованный Гунтом в бильярдный зал . Изначально он был предназначен для гостей и зятя Воронцова Шувалова.

Уже после постройки западного крыла работы велись на восток. Центральный корпус, не смотря на все сложность реализации архитектурных замыслов, планировали закончить к приезду в Крым императорской семьи ы 1837 году. «С необыкновенными усилиями и издержками, - сообщалось в то время, - этот дом был окончен к приезду императорской фамилии. Он, лучше сказать, был приготовлен: ибо некоторые вещи, а особенно украшения, как внутренние, так и наружные, были сделаны только временно и после должны быть переделаны или вовсе уничтожены». Внутренняя и наружная отделка главного корпуса длилась еще четыре гола после визита императора в Крым.

В 1838 году была построена часовая башня и восточные флигеля. Зимний сад был закончен тогда же, но окончательно расцвел с появлением львиной террасы после 1841 года. Хозяйственные и библиотечный корпуса построены с 1841 по 1846 г.

Всю работу по строительству и внутренней отделке дворца выполняли не иностранцы, а простые русские и украинские мастера, главным образом крепостные Воронцова. Особенно много работало здесь владимирских каменотесов, издавна славившихся своим искусством возводить белокаменные соборы и высекать на камне сложные орнаментальные узоры.

Почти из всех вотчин Воронцова - из северных районов и украинских земель крепостные насильственно сгонялись в Крым. Многие добровольно шли сюда в надежде на заработки. К началу XIX века крепостные северных имений Воронцова были переведены на денежный оброк вместо барщины. В поисках заработка они пешком отправлялись из центральной России в Крым. Но их надежды были тщетны. За работу они получали ничтожную сумму, из которой должны были выплачивать оброк. Денег не хватало на хлеб. Работая до изнеможения, люди жили впроголодь.

На строительстве Воронцовского дворца дважды в 1833 и 1837 годах вспыхивали эпидемии, уносившие в могилу тысячи строителей.

Из-за отсутствия архивных данных трудно установить точное число крепостных, в течение 18 лет сооружавших дворец, но несомненно, что здесь работало несколько тысяч человек.

К сожалению, очень мало имен строителей дошло до нас. Известно, что здесь работали крепостные из Владимирской губернии: каменотес Дмитрий Боровков, садовод Максим Иванов, камнерез Ермолай Иванов, выполнивший фонтан «Трильби» и один из каскадных фонтанов у южного входа во дворец.

После смерти Воронцова дворец принадлежал его сыну, затем дальним родственникам Воронцовых - Воронцовым-Дашковым, богатым русским дворянам. После событий 1917 года дворец стал «народным» и был национализирован. В 1921 году здесь был открыт историко-бытовой музей дополненный предметами искусства и быта других дворцов и аристократических имений Южного берега Крыма.

Во времена второй мировой войны курорт могл лишится своей главной достопримечательности Алупки . Солдаты немецкой армии хотели взорвать дворец, но не успели. Весной же 1945 года во дворце разместилась английская делегация для участия в Ялтинской конференции. В 1956 открывается музей изобразительных искусств, ставший спустя два года архитектурно-художественным дворцом-музеем действующий по сей день.

В настоящее время музей занимает центральный, Шуваловский, столовый, хозяйственный и библиотечный корпуса дворцового комплекса. Вы можете посетить следующие выставки и экспозиции: парадные залы и Южные террасы, выставки «Дар профессора В.Н. Голубева», «Парижский архив», «Кабинет графа И.И. Воронцова-Дашкова», «Кабинет коменданта государственной дачи, «Украинская живопись», «Дом графа А.П. Шувалова» «Цветы в живописи» и «Воронцовская кухня».

Похожие публикации