Новый взгляд на ливадийский дворец. Ливадийский дворец в ялте Большой белый ливадийский дворец

Если рассматривать фото Ливадийского дворца в Крыму , сложно представить атмосферу, которая царит внутри него, проникнуться его энергетикой. Здание за свою историю смело несколько хозяев, поэтому его внешний облик и внутреннее убранство периодически менялось. Ливадийский дворец находится в республике Крым в поселке Ливадия. Это бывшая южная резиденция российских императоров. Руководствуясь статьей 412 (по продолжению) тома десятой части первого Свода законов Российской империи, Ливадия, являясь имуществом Императорского дома, причислялась к личной собственности, могла быть делима, а также передаваема по завещанию частям его особам. По итогу событий роскошная обитель стала местом для проведения Ялтинской конференции союзников, повлиявшей на послевоенное устройство мира.

Таким образом, перед тем как узнать адрес Ливадийского дворца , рекомендуется кратко ознакомиться с его историей. В 1834 году город Ливадия стал собственностью состоятельного поляка Льва Полоцкого. С этого момента начинается история архитектурного памятника. По приказу богача- поляка возвели шикарный дворец по проекту архитектора Эшлимана. Красивый парк, разбитый вокруг дворца, занимал 40 га. Перейдя в наследство жене императора Александра II, 1902- 1916 годы стали годами его перестройки и появлением Малого дворца, уничтоженного во время Второй мировой войны, под руководством архитекторов Краснова Н.П и И. Монигетти, при помощи молодого мужчины Александра Ротача, ставшего далее знаменитым реставратором.

Ливадийский дворец

Вся долгая история Ливадийского дворца пронизана историями, связанными с царскими семьями и аристократией. Выполнено это строение в легком итальянском стиле. Оно предназначалось для будущего монарха – Александра III. Стык XIX- XX веков в архитектуре ознаменован появлением модного направления, которому приписывается проектировка строений жилого типа, следуя необычной последовательности, называемой зодчими «изнутри наружу». То есть сначала разрабатывался фасад здания, а после планировка внутри. Белый Ливадийский дворец стал таким нововведением.

Композиционный центр комплекса выполнен мастером в виде итальянского патио-внутреннего дворика и присоединенных к нему большое количество помещений, разных по величине.


Черчилль, Рузвельт и Сталин на Ялтинской конференции во внутренем дворе дворца с 4 по 11 февраля 1945 года.

Принимая во внимание существующие стилистические правила эпохи Возрождения, дворик классической итальянской принадлежности со всех сторон был обнесен арками. Своеобразные радиальные дорожки, изготовленные по типу мозаики, выстелены из диоритовых плит, сошлись в центре. Если рассматривать фото Ливадийского дворца из Крыма , можно отметить несколько особенностей. На территории внутреннего двора для отдыха находились причудливой формы мраморные скамьи. Интересной особенностью дворца является арабский внутренний дворик- колодец, который является специфическим осветителем комнат, из которых нет хода на двор. Нижний этаж Ливадийского дворца состоит из таких помещений:

  • Парадная ожидательная, в оформлении которой был использован благородный оттенок «темный орех», к нему также была подобрана драпировочная ткань темных тонов. Крупные орнаментальные детали, выдержанные в стиле Ренессанса, украсили эту комнату (на деревянном потолке красуются элегантные розетты, а на стенах – характерные тому времени выступающие карнизы. На которых устанавливали картины и поделки царских детей). Интерьер этой комнаты, по данным истории Ливадийского дворца в Крыму , оформлен с использованием теплых тонов. Ее украшением служит, выписанная по заказу из Италии ажурная люстра, изготовленная из муранского стекла.
  • Белый зал (столовая), интерьер которого уникален в своем роде. Четыре его крупногабаритные колонны, декорированные мраморными капителями, относящимися к коринфскому ордену, задают торжественный тон всему помещению. Потолок залы отделен от стен орнаментальным поясом с изображением гербов всех крупных губерний России. Освещали столовую, по настоянию Краснова, электролампы. Таким образом удалось выделить рельефы потолка и стен комнаты. Скульптура Пенелопы, установленная в нише восточной стороны помещения, стала настоящим украшением Белого зала внутри Ливадийского дворца.
  • Парадный кабинет императора. Если изучать фото внутри ливадийского двореца , он выполнен в строгом стиле жакоб. Верх стен комнаты украшен золотистым шелком, двери, диван и зеркало отделаны красным деревом с оттенком бронзы. Рельефный орнамент потолка завершает хрустальная с позолоченной бронзой люстра. Кресло с пюпитром для чтения- удивительная деталь для удобства.
  • Бильярдная, которая была оформлена в английском стиле, по моде того времени. Стены этого помещения обшиты резным деревом из каштана. Потолок игральной изготовлен из прессованного картона, раскрашенного масляными красками выглядит как деревянный.
  • кабинет - лаборатория Рузвельта.

Верхний этаж также отличается разнообразием представленных интерьеров, которые за время своего существования множество раз реставрировались, перенимая особенности определенной эпохи и ее стиля. Таким образом, Ливадийский дворец внутри стоит увидеть, возможно, даже не раз. Существует мнение, что при различном естественном освещении его залы будут выглядеть совершенно иначе. Например, ясный день делает комнаты просторными, светлыми, радужными, а отсутствие солнечного света – мрачным, таинственным, устрашающим.

Дворец представляет собой двухэтажное здание, поэтому сегодня турист может посетить и его верхний ярус. Комнатам тут характерна особая манера оформления. Второй этаж состоит из помещений:

  • Верхний кабинет императора, обустройство которого полностью отражало стиль эпохи Модернизма и вкус самого императора. Дизайн комнаты выполнен в спокойном серо- зеленом цвете с добавлением теплых оттенков. Пространство помещения зонировано (для работы и отдыха) при помощи мебели. «Изюминка» Верхнего кабинета - ковер ручной работы, который подарил дому Романовых персидский шах. Несмотря на то, что на страницах сети можно найти фото Ливадийского дворца внутри с описанием , его необходимо увидеть своими глазами.
  • Рабочий кабинет императрицы в интерьере которого преобладает дерево светлых пород, делающее комнату более светлой и нарядной. Там стоит специальный письменный стол со встроенной доской для рисования, так как его владелица любила рисовать.
  • Опочивальня их Величеств, имеющая маленький секрет - тревожную кнопку для вызова охраны. Шикарная комната Ливадийского дворца выполнена в светлых тонах, а также обставлена мебелью из выбеленного кленового дерева. Стены спальни обтянуты хлопковой тканью с набивным рисунком. Две смежные кровати располагаются под шелковым балдахином.
  • Будуар императрицы, предназначенный для семейных посиделок, использовался как гостиная. Белый рояль отлично гармонирует со светлой отделкой этой комнаты. Все могут найти, где находится Ливадийский дворец на карте , однако редкий человек знает, что вкус императрицы, любящей музицировать, выдают дорогие картины, оригинальные вазы и изысканные детали декора, которые замечательно вписываются в интерьер будуара.
  • Малая семейная столовая для оформления которой применено тисовое дерево, умельцем Шиллингом. Украшением уютной столовой является буфет, увенчанный необычными резными элементами.

Изюминкой дворца являются камины. Они расположены в каждой комнате и оформлены по- разному. Так в Парадной ожидательной камин отделан темно- зеленым мрамором и обложен бронзой. Такое сочетание материалов не отпугивало своей чрезмерностью и отлично гармонировало с панелями и драпировкой. Камин Белого зала выполнен в итальянском стиле. Для того что бы подчеркнуть стилистическую особенность Парадного кабинета императора туда был транспортирован из старого здания камин, изготовленный из белого мрамора. Мастер установил его так, чтобы его верхняя плита опиралась на 4-хгранную колонну, венцом которой служило скульптурное изображение головы. Камин на втором этаже внутри Верхнего кабинета оформлен темной бронзой, внутри Рабочего кабинета, принадлежавшего императрице, он облицован белой плиткой, а также обрамлен рамкой из деревянной ясеневой этажерки с вмонтированным в ее верхнюю часть зеркалом. Украшением, а также цветовым акцентом Опочивальни их Величеств служит зеленый камин, окаймленный этажеркой с небольшими шкафчиками из клена. Внутри Малой семейной столовой располагается камин, облицованный керамической плиткой и обрамленный металлом темного цвета.

Если турист не знает, как добраться из Ялты в Ливадийский дворец , он может воспользоваться услугами любого экскурсионного бюро либо просто купить билет на автовокзале до Ливадии. Прибыв на место, можно взять такси либо дождаться рейсовый автобус, который останавливается неподалеку от исторической достопримечательности.

Россия, Республика Крым, городской округ Ялта, поселок городского типа Ливадия, улица Батурина, 44А
Телефон +7 3654 31-55-81, +7 3654 31-55-79

Время на чтение: 10 минут

Ливадийский дворец в своём великолепии

В пригороде Ялты на восточном склоне горы который спускается прямо к морю, среди роскошного ландшафтного парка расположен Ливадийский дворец, бывшая резиденция трех поколений российских императоров. В центре этого исторического комплекса находится белый дворец, посторонней по указу Николая Второго в начале 20 века. Но история ялтинского поместья началась задолго до строительства этого архитектурного шедевра на южном берегу солнечного Крыма.

Старинная постройка Большого дворца в Ливадии

Краткая предыстория

  1. До 1861 года принадлежала графу Льву Потоцкому, влиятельному сановнику и дипломату.
  2. После его смерти поместье было выкуплено у его наследниц министерством императорского двора и уделов, чтобы Александр Второй мог сделать красивый подарок своей больной супруге.
  3. Императрица Мария Александровна страдала туберкулезом, и ей был настоятельно рекомендовано отдыхать у теплого моря, среди гор и хвойных лесов.
  4. По проекту придворного архитектора Ипполита Монигетти был перестроен старый дом Потоцкого, и новое сооружение стало именоваться Большим Дворцом.
  5. Рядом был воздвигнут Малый Дворец наследника, который был решен в восточном стиле а ля Бахчисарай и ряд других архитектурных построек.

Из всего комплекса, воздвигнутого талантливым Ипполитом Монигетти, сохранилось немногое. Русский архитектор, талантливый художник много работал по заказам царской семьи и высшей аристократии. В своих отчетах о работе в Ливадии он отмечал, что большая часть построек возведена "во вкусе татарской избы". Ипполит Антонович был вдохновлен крымским романтизмом, и на основании богатого опыта и многочисленных путешествий строил с русской душой и восточными мотивами.

Наследие Монигетти - Крестовоздвиженская домовая церковь

Главный Ливадийский дворец, построенный Ипполитом Антоновичем, не сохранился. Его съела сырость из-за высокого уровня грунтовых вод, и в 1909 году было принято решение его разобрать. Однако сохранилось одно из самых интересных и значимых сооружений ливадийского наследия, Крестовоздвиженская домовая церковь, построенная Монигетти в 1863 году. Известный писатель и путешественник Е. Марков, посетивший Крым, так описывал это строение: "Церковь при Дворце крошечная, но изящная как игрушка. Это настоящий образец византийско-русского стиля".

Маленький размер строения был обусловлен тем, что храм предназначался только для императорской семьи и ее ближайшего окружения. Квадратная, однокупольная церковь была богато украшена: иконостас из белого резного мрамора, более 50 святых образов с тремя большими панно, литые врата с паникадилом из бронзы, дорогие ковры, привезенные из самого Парижа. В центре церковного свода голубое с золотом небо, на котором выделялся монографический символ Иисуса Христа. В храме покоились бесценные реликвии, мощи святых, привезенные в дар монаршей семье из далекой Палестины и от потомков грузинских царей.

Интересные факты:

  • В маленькой церквушке молились три поколения русских царей, семьи Александра Второго, Александра Третьего и Николая Второго.
  • Осенью 1894 года в Ливадию привезли умирающего императора Александра Третьего. Тут же в храме Воздвижения Креста после смерти отца Николай Второй принес присягу на верность Отечеству.
  • Сам великий Иоанн Кронштадтский отслужил молебен по миротворцу Александру Третьему и помазал на царствование Николая Второго.
  • Этот же священник, почитаемый святым еще при жизни, совершил миропомазание Гессенской принцессы Алисы и нарек ее императрицей Александрой Федоровной. Во время богослужения присутствовала ее сестра Елизавета Федоровна, ставшая впоследствии великомученицей, в 1918 году ее живую сбросили в Алапаевскую шахту.

Зимний вид Ливадийского дворца

Освещено здание церкви было по желанию Марии Александровны в один из самых известных и почитаемых праздников Воздвижения Креста Господня, отсюда и пошло ее название, но главной ее особенностью было соединение коридором с кабинетом великого императора Александра Романова.

Во времена формирования Советской власти в Ливадии открыли санаторий, здесь лечили крестьян и церковь закрыли на долгие годы. Здание использовалось в разных целях от склада до сварочной мастерской, но с 1991 года красота храма вновь восстановлена и радует всех верующих прихожан, посещающих крымскую Ливадию.

Ливадийский Дворец - эпоха архитектора Краснова

Император Николай Второй, получил в наследство крымскую резиденцию в качестве летней дачи, но старые постройки не удовлетворяли запросы царской семьи и было принято решение о сносе старого и постройке нового величественного Ливадийского Дворца. Проект летней резиденции был поручен известному крымскому архитектору Николаю Краснову, автору проектов многих общественных зданий и элитных особняков.

Основная идея будущего Дворца была навеяла путешествием Николая Второго в Италию, где его поразила величественная архитектурная красота Турина и Флоренции. Архитектору Краснову была поставлена задача, спроектировать дворец в духе итальянского возрождения, но с учетом всех современных веяний 20 века. Проект был готов в кратчайшие сроки и в декабре 1909 года без нареканий и с похвалой утвержден для строительства монаршей рукой.

Николая Петровича Краснова можно, без преувеличения, назвать героем своего времени, гением архитектуры с феноменальным природным талантом. Выходец из простой крестьянской семьи в 12 лет попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась только высшая творческая элита России. В 24 года он уже занял пост главного архитектора Ялты и занимался строительством дач для представителей самых знатных родов российской империи. За время своей деятельности в Крыму он возвел свыше 60 значительных архитектурных сооружений, дошедших до наших дней.

При проектировании Ливадийского Дворца перед Красновым стояла сложнейшая задача. На место небольшого старого здания поместить величественную постройку с учетом сложного рельефа местности и разрушающего действия грунтовых вод. Он взял за основу четырехугольное ядро внутреннего дворика и нарастил вокруг него сложную систему архитектурных объемов. Выполнив все пожелания заказчика, он сумел совместить в проекте стили историзма и модерна, включить все свои творческие идеи и технические решения.

23 апреля 1910 года – день торжественной закладки строительства дворца. Николаю Краснову были даны широкие полномочия, но и поставлены жесточайшие сроки. На возведение грандиозного строения было отведено 17 месяцев, и помимо главного дворца необходимо было возвести ряд других важных построек, включая электростанцию, проложить дороги, облагородить парк и обставить все помещения необходимой мебелью и оборудованием. Удивительно, но Краснов как былинный богатырь, сражаясь с силами природы, холодной и снежной зимой, эпидемией холеры и потоками грунтовых вод, идеально организовал строительство. К концу лета 1911 года, точно в срок установленный заказчиком, Дворец был представлен Николаю Второму и его приближенным.

Экспозиция Ливадийского дворца - архитектурные стили и вехи истории

В период с 1911 по 1914 годы царская семья ежегодно отдыхала в ялтинской резиденции. Император с детства любил это поместье, но после того как вложил сюда 2 600 000 рублей серебром из личных средств, стал ценить его еще больше. Дворец был построен с применением технологических хитростей, камень пропитывался специальным составом, а итальянские и отечественные мастера вручную трудились над отделкой каждого сантиметра.

Величественное строение, построенное практически по мановению волшебной палочки, делилось на два этажа и включало в себя:

Кабинет Франклина Рузвельта

  • Вестибюль в стиле Итальянского Возрождения с массивными двухстворчатыми дверями и большим камином из белого мрамора.
  • Парадную столовую как самый большой зал Дворца, в котором главный акцент сделан на декоративной лепнине потолка с элементами растительных и геометрических орнаментов. В столовой всегда было много света за счет больших арочных окон и дверей, интерьер дополнялся четырьмя колонами и великолепной статуей Пенелопы работы немецкого скульптора Бруггера. На протяжении многих десятилетий зал вносил свою лепту в мировую историю и в феврале 1945 года послужил местом встречи глав трех великих держав. , где встретились лидеры СССР И.Сталин, США Ф.Рузвельт и Великобритании У.Черчилль решала судьбу побежденной Германии, Европы в целом и дальнейшее обустройство мирового пространства.
  • Приемный кабинет с ожидательной комнатой были отделаны панелями из красного дерева. В центре помещения огромное зеркало над мраморным камином, украшенное резьбой и античными скульптурами. В период конференции кабинет служил спальней президента США Ф.Рузвельта.
  • Бильярдную, обшитую каштановым деревом, и выдержанную в стиле Тюдоров с расписным потолком использовали в качестве столовой для президента. Тут были подписаны важные итоговые документы Ялтинской Конференции.
  • Итальянский дворик, который был задуман как место для прогулок и отдыха царской семьи, выдержан в стиле эпохи Возрождения. В центре мраморный фонтан, он него расходятся прямые дорожки в разные части дома. В этом дворике 9 февраля была сделана известная фотография "Большая Тройка".
  • Арабский дворик, который не предназначался для прогулок, а служил только источником света, был украшен великолепными плитами с восточным орнаментом и включал в себя маленький мраморный фонтан "Мария".

Кабинет императрицы

На втором этаже Ливадийского Дворца располагались другие значимые помещения. Среди них:

  • Рабочий кабинет императора, который Николай Второй считал удачей архитектора и лучшей комнатой Дворца. Помещение сохранило торжественность и в наше время за счет массивного камина в духе модерна, богатой отделки зеленым камней, бронзой и панелями маренного клена.
  • Гостиная и кабинет императрицы отличались легкостью и изяществом, отделка в теплых тонах из светлых пород ясеня и клена. Из всех предметов мебели императрицы до наших дней сохранился трехстворчатый стеклянный шкаф со встроенными стеклами, а в кабинете с камином овальные зеркала и акварельные картины.
  • Спальня их Императорских Величеств выполнена в белых тонах, на стенах богатые лакированные панели, а в угловой нише массивная кровать. Сохранился камин, обделанный кленом и некоторые предметы мебели. Из спальни был выход на широкий балкон, где семья Романовых любила устраивать обеды и семейные чаепития.
  • Классная комната Великих княжон полностью отделана дубовым массивом, а петербургские мастера изготовили венскую мебель в соответствующем стиле. Царственные родители уделяли большое внимание образованию детей, и сам архитектор Краснов преподавал им азы рисования.
  • Библиотека в духе аристократической строгости и простоты. Книжные шкафы из красного дерева полностью опоясывают стены, создавая ощущение сплошной деревянной обшивки. Фотография была одним из главных увлечений царственных особ, в библиотеке и в других комнатах дворца сохранилось множество любительских фото об отдыхе императорской семьи в Ливадии.
  • Малая столовая была любимым местом для семейных обедов и уютных посиделок, она скромно отделана тисовым деревом, а главным акцентом комнаты служит камин с керамической плиткой. Большой обеденный стол никогда не пустовал, императорская семья была хлебосольной, и до наших дней сохранились предметы из царских сервизов с вензелем "Ливадия".

Ливадийский парк в своей красоте

Также к прилегающей территории дворца относится Ливадийский парк, который занимает 40 гектаров, заложенный знаменитым садоводом Делингером. На территории парка произрастает много разных видов деревьев, включая Ливанские и Гималайские кедры, сосна крымская, пицундская, секвойядендрон, земляничник крупноплодный и много других растений. От парка в сторону начинается , другое название "Солнечная". Её создали специально для прогулок царской семьи, которые любили подышать свежим морским воздухом.

Ливадийский дворец расположен на южном побережье Крыма не далеко от города Ялта. Он был построен для отдыха императорской семьи. Три поколения Романовых проводили летние каникулы в этом дворце. С ним связаны самые яркие исторические события и судьбы людей XX века. В течение столетия ему отводились разные роли: резиденции семьи Романовых, санатория, госпиталя, государственной дачи № 1. Многократно дворец принимал в своих стенах международные встречи и конференции. Сегодня двери Ливадийского дворца открыты для всех.

Цены на билеты в Ливадийский дворец 2019

Обзорная экскурсия по основной экспозиции:

  • Полная стоимость — 400 рублей;
  • Льготный билет (пенсионерам, студентам) — 250 рублей.

Стоимость посещения интерактивной выставки об императорской семье — 100 рублей.

Экскурсия по маршруту «Царский Солярий» — 100 рублей.

Подробная информация на официальном сайте Ливадийского дворца.

История дворца

Ливадийский дворец был построен более века назад. Его история начинается с 1911 года. Проект выполнял ялтинский архитектор Николай Петрович Краснов по заказу императора Николая II. За кротчайшие сроки в 16 месяцев он сумел завершить строительство дворцово-паркового комплекса из нескольких зданий. По окончанию строительства Николай Романов был восхищен работой. Каждое лето в течение четырех лет императорская семья отдыхала и занималась спортом в своем уединенном поместье в Ливадии. Дворец стал любимым местом для своих постояльцев. 1914 год Романовы покинули дворец и больше в него не вернулись.

Ливадийский дворец — последнее сооружение, воздвигнутое для семейства Романовых.

С приходом к власти большевиков Ливадийский дворец переделали под первый крестьянский санаторий. В военные годы, после освобождения Ялты от фашистских захватчиков во дворце организовали госпиталь для солдат.

Отдельной строкой в его истории стоит февраль 1945, когда дворец был выбран для проведения Ялтинской (Крымской) конференции правителей СССР, Великобритании и США. В это время в нем размещалась вся американская дипломатическая делегация с президентом Рузвельтом.

После войны до 1953 годы дворец определили под Государственную дачу № 1 для высшего руководства страны. Только в 1993 году он становится государственным музеем. Сейчас именуется «Ливадийский дворец-музей». С 1998 в его залах регулярно проводятся международные встречи высокопоставленных чинов.

Экспозиция и выставки

В залах Ливадийского дворца работает музей с двумя постоянными экспозициями. Первая посвящена семье последнего императора, вторая — Крымской конференции 1945 года. Также регулярно организуются временные тематические выставки. Специалисты насчитывают порядка 116 помещений, выполненных в разных декоративных стилях.

В них входят экспозиционные комнаты: итальянский и арабский дворики, парадная столовая, вестибюль, ожидательная, бильярдная, рабочий кабинет императора и императрицы, спальня Их Императорских Величеств, библиотека, гостиная, малая столовая, классная комната для детей.

Один из самых известных фотоснимков «Большая тройка» — Сталина, Рузвельта и Черчилля, сделали в итальянском дворике Ливадийского дворца.

Постоянная выставка посвящена одному из главных увлечений последнего императора. Собраны фотокарточки и картины на охотничью тематику. Охотничьи трофеи Николая II можно увидеть на выставке «Царская охота».

Экскурсии по Ливадийскому дворцу

В Ливадийском дворце-музее проходят экскурсии по двум основным экспозициям:

  • «Семья Романовых в Ливадии»;
  • «Крымская конференция глав СССР, США и Великобритании».

Обзорная экскурсия продолжается в течение 1 час 30 минут. Во время нее посетители могут увидеть парадные залы первого этажа, послушать рассказ экскурсовода о событиях февраля 1945 года, связанных с работой Ялтинской конференции. Второй этаж посвящен трем поколениям Романовых и их пребыванию на Южном берегу Крыма. С верхней террасы открывается прекрасный вид на море.

Как добраться до Ливадийского дворца из Ялты

Ливадийский дворец находится недалеко от южного побережья Чёрного моря в посёлке Ливадия Ялтинского района Крыма. Около 3 км. от Ялты на восточном склоне горы Могаби. До дворца можно добраться на общественном транспорте либо машине.

Общественный транспорт

От Железнодорожного вокзала в Симферополе отправляются автобусы и троллейбусы «Симферополь-Ялта». Выходить на остановке «Автовокзал Ялта».

От Автовокзала или центра города в Ялте:

  • на автобусах № 100, 102, 115 до остановки «Ливадия»;
  • на маршрутном автобусе № 11 до остановки «Ливадия».

Машина

На машине от центра Ялты около 30 минут. Проехать нужно по Южнобережному или Севастопольскому шоссе.

В трех километрах от Ялты находится одно из роскошных крымских сооружений — Ливадийский дворец, расположенный на склоне предгорья Ай-Петринской Яйлы. Ливадия привлекает туристов со всего мира необыкновенным сочетанием роскошной субтропической природы, изысканной красотой белого дворца и магией памяти о великих событиях и бывавших здесь людях. Это место оказало огромное влияние на развитие всего региона и сыграло роль в судьбе всего мира.

Фото Ливадийского дворца:



На заметку:

Имение в Ливадии с 1861 года приобрело статус южной резиденцией российских императоров. Здание белого Ливадийского дворца построено в 1811 году с применением технических новшеств того периода.

История Ливадийского дворца

Со временем живописная «лужайка» (Ливадия по-гречески) превратилась в имение польского магната Потоцкого. С этого момента начинается история Ливадии:

  • В 1860 году император России Александр II искал место на южном берегу Крыма для климатического лечения жены. Для этой цели было куплено имение в Ливадии, принадлежащее князю Потоцкому. Посетив имение, царская семья принимает решение перестроить его. В 1861 году это поручили сделать придворному архитектору Монигетти. Работы над проектом продолжались более пяти лет, и в 1866 году преображенная Ливадия предстала перед взором августейших особ. Монигетти перестроил и возвел заново около 70 строений. Ему удалось так органично вписать новые постройки в окружающий пейзаж и прочувствовать крымскую природу, что стилизованный под татарские дома дворец восхищал любого, кто приезжал в этот уголок Крыма.
  • Появление по соседству с Ялтой царского имения дало мощный толчок к развитию города. Новые владельцы крымского дворца, а именно Александр III с семьей, также любили бывать в Ливадии. Император продолжил работы по дальнейшему преображению Ялты, и к 1890 году город вошел в число лучших курортов Европы.
  • В 1894 году в Крестовоздвиженской церкви в Ливадии приносит присягу на верность Отечеству новый император России Николай II. После смутного начала XX века, дух романтизма не угас в умах и чувствах российской интеллигенции. Поэтому, заказывая ялтинскому архитектору Краснову проект перестройки летней резиденции, внимание царственной четы обращается в сторону архитектурных традиций эпохи итальянского возрождения — романтическому символу прогресса и духовного расцвета. Старый дом Потоцкого по проекту Монигетти решено снести до основания. Весной 1910 года происходит закладка нового будущего дворца. Талант Краснова совершает чудо — почти за полтора года на крымском берегу вырастает замечательный белый дворец. Увидев обновленную Ливадию в сентябре 1911 года, император Николай II был потрясен красотой созданного Красновым комплекса.
  • После революции начинается разграбление дворца, брошенного на произвол чиновников. Из Ливадии вывозятся целые коллекции картин, предметов искусства и старины. В 1925 году правительство принимает решение организовать во дворце первый в мире санаторий для крестьян, который просуществовал до Великой Отечественной войны.
  • Вторая мировая пришла на территорию Крыма и повредила много строений Ливадийского комплекса. В феврале 1945 года взоры всего мира прикованы к Ливадии — во дворец приезжают главы самых могущественных держав: Ф. Рузвельт (США), У. Черчилль (Англия), И. Сталин (СССР). Это событие остается в мировой истории под именем Крымской или Ялтинской конференции.
  • Когда миновали бурные военные годы, Ливадийский дворец превратился в закрытую партийную дачу. На восемь лет его окружают высоким безликим забором с вооруженной охраной у каждой калитки. В феврале 1953 года Сталин распорядился передать Ливадию профсоюзам. Здесь вновь открывают санаторий для трудящихся.
  • В 1974 году несколько парадных залов на первом этаже отводится под мемориал Крымской конференции. В 1993 году под сводами дворца начинается создание музея. По крохам и мелким осколкам, на которые безжалостное время разбило память и душу Ливадии, восстанавливается ее прежний облик.
Обратите внимание:
Сегодня Ливадийский дворец открыт для всех. Он снова стал одним из духовных центров Крыма, а храм — местом успокоения человеческой души.

Убранство Ливадийского дворца

Здание дворца так умело вписано Красновым в окружающий ландшафт, что со всех сторон освещается солнцем. Интерьеры внутренних помещений имеют высокую художественную ценность.


  • Устройство самого главного здания комплекса летней резиденции Романовых продумано Красновым с любовью и тщательностью. Белое здание дворца искусно вписано в разросшийся субтропический парк. Здание опоясывают балконы, с которых открывается замечательный вид на Ялту, море и окрестности. На крыше устроен естественный солярий, куда ведет лифт.
  • Предназначенный для отдыха дворец имеет пять парадных залов. Самое большое помещение в здании — белый парадный зал. Чтобы не загромождать потолок, украшенный каменной резьбой, во фризе установлено 300 ламп. Здесь устраивались приемы и давались балы.
  • На втором этаже здания находится рабочий кабинет, где Николай II принимал министров, встречался с иностранными гостями и решал неотложные государственные вопросы. Здесь также располагались княжеские комнаты, покои императрицы, игровые залы и кабинеты для занятий. Светлое дерево, особенно в императорских покоях, придавало теплый, возвышенный тон всему окружающему. Комфорт и обстановка в стиле модерн создавали ощущение праздника и радости. Маленькая столовая обставлена очень скромно, но уютно. Из музыкального салона с небольшими балконами открывается прекрасный вид на Ливадию и Ялту.

Итальянский дворик

Поистине замечательное творение Краснова — внутренний итальянский дворик. Сюда ведет множество дверей из белого зала и комнат первого этажа. В центре дворика был колодец, который позже заменили на фонтан. Разбитые вдоль дорожек клумбы, обрамляются симметричными рядами колонн. Мраморные прохладные скамейки и стилизованные под старину фонари воссоздают обстановку настоящего итальянского дворика эпохи возрождения. В тени колоннад любила отдыхать императрица вместе с детьми. Со стороны церкви установлены необыкновенной красоты ворота, как будто свитые из металлических цветов и лиан. Это излюбленное место деятелей кинематографа.

На заметку:
Кроме итальянского дворика есть еще один, называемый «арабским» за изумительную красоту майолики, украшающую его стены. Этот высокий световой колодец освещает внутренние помещения дворца.

Дворцовый парк

Неизменные восторги у приезжающих в Ливадию вызывает парковая территория, окружающая дворец. В уютных уголках с превосходными панорамами можно посидеть и подумать под умиротворяющий шум моря. Садовники постарались сделать так, чтобы у прогуливающихся по парку людей создавалось ощущение, что они побывали в разных странах мира. Привезенные со всех частей света растения, отлично прижились под теплым крымским солнцем. Над созданием паркового ансамбля трудились лучшие специалисты Никитского ботанического сада.


Крестовоздвиженская церковь

Рядом с дворцом построена небольшая, рассчитанная на царскую семью и ее ближайшее окружение, домовая церковь. Архитектурных шедевров, созданных Монигетти, сохранилось не много, но Крестовоздвиженская церковь, построенная в византийском стиле с элементами грузинского храмостроения осталась почти в неизменном виде. Церковь представляет собой однокупольное здание с высокими арочными окнами, украшенными резными наличниками. Рядом с храмом построена изящная звонница на 6 колоколов, декорированная резным орнаментом, и мраморная колонна с письменами на турецком и арабском языках.

Видео обзор дворца

Экскурсии во дворец

В курортный сезон двери дворца открыты для туристов с 10:00 до 20:00 ежедневно. Предоставляются экскурсионные услуги по экспозициям:

  1. Основная обзорная экскурсия
  2. Ялтинская конференция
  3. Романовы в Ливадии
  4. Царский солярий

Как добраться в Ливадийский дворец

От Автовокзала Ялты идут автобусы под номерами 11, 100 и 108. Можно воспользоваться маршрутным такси № 5, 11, 27 или 32. Остановка «Ливадия». Пятиминутная прогулка по парку приводит к Ливадийскому дворцу.

Путешествие в Ливадию дает возможность окунуться в потоки времени, ощутить связь с прошлым и возможность лучше понять настоящее.

Ливадийский дворец на карте Крыма

GPS Координаты: 44° 28′ 3.48″ N 34° 8′ 36.64″ E Широта/Долгота
Похожие публикации