Зиновия кипр. Затонувший у берегов Ларнаки паром «Зенобия» украсят к Рождеству

Затонувшее судно Зенобия

В полтора километрах от берега на глубине 42 метра лежит затонувшее грузовое судно «Зенобия», длинной 172 метра.

Это шведское судно было оснащено по последнему слову техники и было построено в Швеции в 1979 году. Затем, на пути из Сирии в Грецию, в июне 1980 году , в свое первое плавание судно прибыло в Ларнаку и именно здесь накренилось и затонуло.

Наиболее вероятной причиной затопления судна называют сбой в компьютерной системе балансировки корабля, в результате которого он получил крен и пошел ко дну вместе со всем своим грузом. А груза там было много, около ста грузовиков 40-ка тонных грузовиков с грузом. Весь экипаж был эвакуирован до затопления, поэтому ни один человек не пострадал.

А сейчас «Зенобия» является одним из самых любопытных объектов для дайвинга в мире, недаром его называют Титаником Средиземноморья . У дайвингистов есть возможность посмотреть все судно целиком , включая трюмы, коридоры и машинное отделение. А грузовики, которые так и остались прикрепленные к кораблю свисают на цепях. Величественный вид корабля впечатляет. А те, кто ещё не решился на акваланг, может просто поплавать с трубкой и маской на поверхности, посмотреть на корабль с расстояния. В хорошие дни прозрачность воды до 35 метров !

Затонувшие корабли молчаливы, суровы и скрытны. Каждое судно скрывает в своих трюмах миллион историй и человеческих тайн. Какие-то из них утонули, сбившись с пути или попав в шторм. Другие пострадали в военных компаниях, гордо уйдя на дно. Но есть судна, гибель которых кажется глупой и нелепой. Именно к таким судам можно отнести знаменитый паром "Зенобия".

История

В 1979 году в Швеции на воду был спущен новейший океанический грузовой паром под названием "Зенобия". Судно было предназначено для транспортировки крупногабаритных грузов на дальние расстояния. Его оснастили современным навигационным и компьютерным оборудованием. "Зенобию" в то время гордо именовали флагманом швейцарского грузового судоходства.

Паром был оснащен просторными грузовыми трюмами, в которых легко размещалось больше сотни фур и контейнеров с другим грузом. Разработчики судна позаботились и о том, чтобы на пароме комфортно могли разместиться команда и водители грузовиков. Поэтому, помимо грузовой палубы и капитанского мостика, "Зенобия" включала в себя комфортабельную кают-компанию, столовую, медицинские помещения и др.

Судно впечатляло своими масштабами, и ему пророчили долгую "трудовую жизнь". Но, к сожалению, этому не дано было случиться. 7 июня 1980 года, совершая свой первый дальний рейс, паром затонул у берегов Кипра.

Длина судна составляла 178 метров, ширина - 28 метров. - 10 500 тонн.

Причины крушения

На сегодняшний день существует две версии крушения парома "Зенобия". Официальные источники говорят, что причиной катастрофы стал сбой в электронной системе управления балансом. Компьютер перекачал воду в неправильный отсек, тем самым спровоцировав роковой крен.

Неофициальная версия более запутана. Очевидцы утверждали, что проблемы с балансом возникли еще в пути. Чтобы стабилизировать судно, капитану в соответствии с протоколом нужно было перекачать балласт. Но в целях экономии времени и топлива этого решено было не делать. "Зенобия" дошла до порта Ларнаки. Экипаж и пассажиры были успешно эвакуированы, никто не пострадал. После эвакуации судно отогнали на полтора километра от порта и попытались исправить работу приборов. Но спасти корабль так и не удалось. Он затонул спустя двое суток после прибытия.

Сегодня паром "Зенобия" так и остался лежать недалеко от Ларнаки (Кипр). Его левый бок находится на глубине 42 метра от поверхности воды, а правый - на 16 метрах.

Затонувший груз

К счастью, это кораблекрушение обошлось без жертв. А вот груз спасти не удалось. Вместе с затонувшим паромом "Зенобия" на дне оказались 104 фуры с грузом: строительные материалы, спирт, детские игрушки, продукты питания и др. А также несколько грузовиков (они валяются на дне в нескольких метрах от корабля), автомобиль "Жигули", который принадлежал капитану, и другие полезные предметы.

"Зенобия" для туристов

Спустя несколько лет паром "Зенобия" (фото выше) стал излюбленной туристической достопримечательностью. К месту затопления едут как обычные туристы, так и профессиональные дайверы. К счастью, прозрачность воды в Средиземном море позволяет рассмотреть объект с поверхности.

Итак, что же представляют собой стандартные экскурсии для туристов на Кипре? Паром "Зенобия" входит в стандартное экскурсионное предложение множества туристических компаний. Сама экскурсия состоит из катания на корабле, обеда, и возможности поплавать с маской над паромом. Как правило, купившие такую экскурсию могут рассмотреть верхний борт судна и миллионы пузырьков, поднимающихся вверх (примерно как на снятом над водой фото парома "Зенобия", размещенном ниже).

Стоимость такой экскурсии варьируется от 30 до 70 евро (2-5 тыс. руб.) с человека. Все будет зависеть от того, где приобретен тур. Самые выгодные предложения можно найти непосредственно в порту. Недалеко от причала уютно расположились стойки туроператоров. Как правило, это прямые предложения компаний, которые отличаются более низкой ценой и высоким качеством.

Дайвинг на паром "Зенобия"

Если обычный турист к парому относится как к обычному туристическому объекту, то для дайверов "Зенобия" является чуть ли не культовым местом. Специалисты вносят его в десятку лучших затонувших объектов мира. Средняя стоимость одного погружения на паром в среднем будет стоить 50 евро (3500 р.) на человека. Цена может варьироваться в зависимости от клуба, но, как и в случае с традиционными экскурсиями, цена не всегда равна качеству.

Сложность погружения будет зависеть от первоначальной квалификации дайвера. Новичкам предложат осмотреть паром по периметру. Опытные дайверы смогут прогуляться по палубам и трюмам: тщательно осмотреть кают-компанию, осмотреть грузовики, заглянуть в капитанскую рубку.

Самой интересной и сложной частью "Зенобии" считается машинное отделение. Но сейчас туда могут попасть только хорошо подготовленные профессионалы, прошедшие курс погружения на затонувшие объекты.

Лучшее время для посещения парома

С весны до конца сентября на Кипре традиционно много туристов. Теплая морская вода делает осмотр объекта приятным как для простых туристов, так и для дайверов. А вот адептам технического дайвинга лучше всего этот период пропустить и приехать понырять на "Зенобию" в ноябре или декабре. Туристы и дайверы-любители не будут мешать спокойному осмотру. Кроме того, море со стороны Ларнаки отличается спокойствием, и шторма в этом месте явление очень редкое, даже зимой. Средняя температура воды на дне составляет порядка 16-19 градусов.

Паром "Зенобия" поражает туристов своей суровой красотой. Большинство людей, которым посчастливилось познакомиться с этим объектом, так или иначе стремятся увидеть его вновь.

Либо на подводной лодке, либо с аквалангистами вы обязательно попадете на Паром Зенобия:
местонахождение: 10 минут на лодке из гавани г. Ларнаки
регистрационный номер: 7806087
построен: в 1979 году, компанией Kockums, Швеция
общая длина: 172,02 метра
ширина: 23.04 метра
осадка: 13.01 метр
водоизмещение: 12 000 тонн
максимальная скорость: 21.5 узлов

Зенобию часто называют Титаником Средиземноморья - как из-за ее размеров, так и потому, что, так же как и Титаник, она затонула в свой первый рейс.

Абсолютный лидер среди всех дайв-сайтов Кипра, Зенобия также входит в четверку самых почитаемых подводных объектов у дайверов всего мира. Зрелище 172-метрового гиганта, опрокинутого на бок, вокруг которого как детские игрушки разбросаны многотонные грузовики, впечатляет уже при первом приближении, а возможность проникнуть во все отсеки, внутренние помещения и таинственные переходы корабля, заставляет учащенно биться сердце не одного дайвера.

Шведский грузовой паром Зенобия, только что сошедший с верфи, оснащенный по последнему слову техники, отправился в свой первый рейс из Сирии в Грецию в июне 1980 года. На борту и в трюмах судна было около сотни 40-тонных грузовиков-автопоездов с грузом. Неизвестно по какой причине, по заходу в гавань Ларнаки, корабль начал крениться на левый борт. Ходят разные версии причин гибели Зенобии, среди которых называют неполадки в компьютерной системе корабля, намеренное вредительство с целью получения страховки, не исключают и причастность к катастрофе службы безопасности Ближнего Востока. Все же наиболее вероятной причиной специалисты называют сбой в компьютерной системе балансировки корабля, в результате которого он получил крен и пошел ко дну вместе со всем своим грузом. К счастью, при этом не погиб ни один человек, так как экипаж к тому моменту эвакуировали.

Чтобы паром не блокировал акваторию порта, его отбуксировали на полтора километра от берега, где он сейчас и покоится. В ясную погоду темный силуэт Зенобии, проступающий сквозь толщу воды, можно видеть даже с борта самолета.

Паром лег левым бортом на дно на глубину 42 метра, правый борт не доходит до поверхности 16-18 метров, позволяя совершать осмотр дайверам самых разных уровней. Палуба судна стоит почти вертикально к морскому дну, некоторые из грузовиков до сих пор прикованы к ней цепями и представляют собой незабываемое зрелище. Грузовики хорошо сохранились, в кабинах некоторых из них можно даже посидеть, в каких-то хорошо сохранился груз: спальные мешки, медицинские ампулы и прочее.

Для осмотра парома, начиная со средних глубин лучше использовать нитроксные смеси, позволяющие продлить пребывание под водой. Для технически подготовленных дайверов наибольший интерес представляют внутренние отсеки Зенобии, а наиболее смелые рискуют проникать даже в сердце корабля - машинное отделение. Интересно осмотреть ресторанный зал, где сохранились машины для варки кофе, различная посуда, бутылки пива и кока-колы, а так же грузовую палубу (верхнюю и нижнюю) и дно вокруг корабля, где раскидан самый разнообразный груз. Возможно также проникнуть на капитанский мостик, навигационную и радиорубку.

Корабль настолько большой и обладает таким количеством переходов, коридоров, отсеков, что каждое новое погружение на него не похоже на предыдущее. Дайверы ныряют туда раз за разом, оттачивая свое техническое мастерство: зрелище масштабной катастрофы, победы стихии над творением человеческих рук всегда завораживает.
Палуба "Зенобии"


Риск: следует держаться подальше от 40-тонных грузовиков, висящих на цепях, так как цепи постепенно теряют прочность. Любое проникновение внутрь судна требует величайшей осторожности и должно быть тщательно спланировано.

Морские обитатели: косяки барракуд, желтохвостов и груперов. Иногда встречаются дельфины

Лучшее время для погружения: с мая по октябрь, но в принципе паром доступен в любое время года.

Максимальная глубина погружения: 42 метра

Видимость: 35 метров

Температура воды:
Январь - 17,7
Февраль - 16,6
Март - 16,4
Апрель - 17,6
Май - 19,2
Июнь - 23
Июль - 25,5
Август - 25,5
Сентябрь - 28,8
Октябрь - 24,2
Ноябрь - 22
Декабрь - 19,5

Требования по сертификации: начиная от Advanced Open Water Diver с как минимум 30 погружениями. Для различных уровней сертификации устанавливаются соответствующие пределы глубины.

К декомпрессионным погружениям допускаются только аквалангисты уровня от IANTD Advanced Nitrox / TDI Deco Procedures с соответствующим снаряжением, опытом и уровнем сертификации.

The Wealth of Larnaka’s Underwater World
By Nana Asmeni Pavlou (Senior Officer, Larnaka Regional Tourism Body)
Diving in Larnaka

With the beautiful Mediterranean sea surrounding its coast, Larnaka is an ideal diving destination for both beginner and experienced scuba divers.

The climate is good all year round, the water temperature is high, there are no strong currents and the sea is very safe.

Apart from its tranquil and clear waters, Larnaka has some unusual and quite surprising treasures for adventure seekers.

The sunken wrecks of HMS Cricket, a British helicopter, and the magnificent aweinspiring site of the Zenobia ferry are sights to behold.

Additionally, other diving sites to explore include the enigmatic "Octopus Reef" and the "Sheep Dip", the meaning of which will reveal itself to visiting adventurers.

The Zenobia - one of the top 10 wreck dive sites worldwide

The Zenobia, a Swedish roll-on-roll-off ferry, was fully loaded with 104 trailers and trucks when she sunk on her maiden voyage to Cyprus in June 1980, off Larnaka’s fishing harbour.

The wreck of The Zenobia is now lying on her port side at 42 meters, 1.5 kms from the shore.

The sea bed in at a depth on 42m and the top of the wreck is 16m below the water surface.

The water visibility is up to 50m, with the temperature ranging from 16o C in the winter to 27o C in summer.

The Zenobia wreck has now become a protected artificial reef, with many species of fish making it their home, including Dusky and Striped Groupers, Sea Bass, Amberjacks, Barracuda, Parrotfish, a variety of Bream and Wrasse, to name but a few.

In fact, the marine life in and around the wreck is unique, and the dive site is currently rated amongst the top ten wreck dive sites of the world.

The Zenobia wreck dive is an absolute must, for all serious divers, visiting Cyprus.

A luxury photographic tribute to the Zenobia ferry wreck has just been produced by the Larnaka Regional Tourism Body with the winning photographs of an underwater photo competition and is available for a limited time only.

The book is a visually stunning time capsule of this world famous undersea paradise and is a must for serious divers.

For more information, or to obtain a copy, please contact the Larnaka Regional Tourism Body (Tel: 00357 24657070).

В акватории Ларнаки находится затонувшее судно «MS Zenobia» – ради того, чтобы попасть на судно, осмотреть его изнутри и проплыть по его корридорам, на Кипр едут дайверы с других континентов. «MS Zenobia» лежит на глубине 42 метров (138 футов).

Судно сошло с верфи Kockums Varv AB в Швеции в конце 1979 года и затонуло неподалеку от Ларнаки в июне 1980 года - примечательно, что это был первый рейс «Зенобии ». Грузовое судно водоизмещением 10 000 тонн, длиной 178 метров и шириной 28 метров в конце мая 1980 года вышло в свой первый рейс из шведского порта Мальме , куда ему не суждено было вернуться. Судно направлялось в сирийский порт Тартус . Неполадки с герметичностью нижней палубы обнаружились уже в пути и 5 июня судно пришвартовалось в порту Ларнаки. Через день судно вышло из порта и встало на якорь в 1,5-2 км от берега. Ранним утром 7 июня около 2.30 судно затонуло. На борту находились новые грузовые и легковые автомобили, которые «Зенобия» увлекла с собой на дно моря. Стоимость груза составляла около £200 млн. К счастью, члены экипажа успешно эвакуировались заранее и никто не пострадал.


Через некоторое время после этого инцидента затонувшее судно стало излюбленным местом для погружения у дайверов и в настоящее время входит в десятку лучших мест для дайвинга во всем мире.

В четверг, 13 марта 2014 произошел третий по счету несчастный случай, связанный с «Зенобией» – погиб 57-летний турист из Великобритании . Как стало известно, мужчина лишился чувств во время погружения. Друзья доставили его на берег, но им не удалось привести его в сознание. Тело дайвера было транспортировано в госпиталь Ларнаки, где врачи констатировали смерть. Морская полиция провела осмотр места происшествия – возможно, смерть наступила в результате несчастного случая. Точная причина смерти будет установлена в ходе патологоанатомического вскрытия, но, согласно предварительному заключению, смерть наступила в результате асфиксии из-за произошедшего на глубине сердечного приступа.

Предыдущая жертва «Зенобии» - Катерин Викар, тоже являвшаяся гражданкой Великобритании. Она совершала погружения у места затопления «Зенобии» с группой дайверов летом 2010 года, это было ее третье погружение.

В 2003 году еще один британец, Дин Эндрю Херне, утонул в этом же самом месте. Он, как и Катерин Викар, потерял ориентир, оказавшись внутри затонувшего судна, запаниковал, и снял кислородную маску и прочее снаряжение, пытаясь выбраться из чрева «Зенобии».


Погружения на «Зенобию» являются существенной статьей доходов многочисленных дайвинг-центров, организующих экскурсии дайверов, приезжающих на Кипр со всего мира. Затонувшее судно является интереснейшим объектом для погружений для дайверов всех уровней. Одна сторона «Зенобии» находится сравнительно неглубоко – до нее около 16 метров от поверхности воды, и она подходит для погружений начинающих дайверов. Внутренняя палуба судна, а также жилые помещения для экипажа и грузовой отсек – крайне интересные, но в то же время исключительно опасные места, требующие внимания, опыта и большой сноровки. Удовольствие от пребывания там доступно лишь очень опытным дайверам под контролем инструкторов. Но даже это, как известно, не может гарантировать безопасность погружения. Человек, рискующий бросить вызов стихии и забраться внутрь затонувшего корабля, лежащего на большой глубине, должен отдавать себе отчет в риске и рассчитывать на свои силы и знания: в случае непредвиденных обстоятельств помощь может просто не успеть, ведь в случае проблем с кислородом счет идет на минуты и даже секунды.

Тем не менее, «MS Zenobia» продолжает магнитом притягивать любителей приключений со всего мира.

Кипр в частности его южное побережье известно наличием большого количества рэков, как доисторических так и относительно современных. Достаточно подобрать и купить тур на Кипр, для того чтобы убедиться в справедливости утверждения про первое место шведского парома Зенобия среди дайв-сайтов Кипра (паром также входит в десятку лучших мировых рэков).

Являясь главной подводной достопримечательностью Кипра – Зенобия может претендовать также на звание одного из наименее мрачных мировых рэков – кораблекрушение обошлось без жертв , команду вовремя эвакуировали.

Поражают размеры корабля, океанский паром «Zenobia» - корабль не просто огромный, только для поверхностного его осмотра понадобится около шести погружений. Многие дайверы проходят на этом корабле курс advanced open water diver. Корабль лежащий на доступных рекреационных глубинах в гавани Ларнаки в полутора километрах от берега словно предназначен для этого.

Правый борт парома находится в 16-18 метрах от поверхности, а дно под левым бортом уже на 42.

Средиземноморский Титаник – сравнительное название Зенобии довольно часто повторяемое дайверами, оба корабля затонули в первом рейсе, правда в отличии от Титаника на борту Зенобии обошлось без жертв.

Шведский паром Зенобия отправившийся в июне 1980г. в свой первый рейс из Греции в Сирию на тот момент был оснащен по последнему слову науки и техники. Основной груз на борту перевозимый паромом около сотни 40 тонных грузовиков. Спустя некоторое время после выхода в районе греческих островов паром стал кренится на левый бок, возникли проблемы из за неполадки бортового компьютера отвечающего за распределение воды в балластных отсеках. Проблема была устранена и до прихода в гавань Ларнаки не возникала.

В порту Ларнаки уже у причальной стенки крен влево возобновился, к тому же многотонные грузовики закрепленные цепями сместившись только усилили проблему. Попытки как то изменить положение к успеху не привели, да еще и система автоматики начала заполнять водой часть трюмов, и вскоре когда крен достиг 45 градусов было принято решение эвакуировать экипаж и отбуксировать паром подальше от берега в более глубокое место, чтобы Зенобия не заблокировало вход и не парализовала работу порта Ларнаки.

Зенобия затонула не сразу , наблюдатели еще долго фотографировались на фоне тонущего исполина. Паром ушел на дно (42 м.) левым бортом, расстояние от правого борта до поверхности 16-18 метров, винты на 27-36 м. В хорошую, ясную погоду с борта самолета можно увидеть Зенобию лежащую под водой в бухте Ларнаки.

В этой истории много белых пятен, по официальной версии паром затонул в результате неисправности компьютера распределения баланса, но звучали также версии вредительства с целью получения страховки владельцами парома, не обошлось также без версии причастности к гибели Ближневосточных служб безопасности. По крайней мере официальная версия со сбоем компьютера выглядит довольно убедительно.

Доступность , большое количество разнообразных помещений и отсеков, внутренних переходов побуждают дайверов снова и снова погружаться на этот подводный объект каждый раз открывая для себя что то новое. Груз перевозимый паромом включая 108 грузовиков остался на судне в момент катастрофы. Палуба парома практически перпендикулярна дну, но многие грузовики до сих пор остаются прикованные к ней со всем своим грузом, остальные висят на цепях или разбросаны по морскому дну.

Поверхностный осмотр и дно вокруг парома где разбросан разнообразный груз может занять не одно погружение учитывая размеры корабля, хотя некоторых сразу интересуются внутренними отсеками. Капитанский мостик, радиорубка, ресторанный зал, грузовые палубы, различные коридоры и переходы, на судне большое количество помещений различного назначения.

Ну и конечно здесь можно встретить большое количество морских обитателей, так как со временем Зенобия превращается в огромный рукотворный риф.

Не стоит забывать, что лабиринты внутренних отсеков корабля требуют тщательного планирования погружений. Также необходимо соблюдать осторожность рядом с «прикованными» грузовиками длительное нахождение в соленой воде ослабляют крепеж и цепи. Для более детального обследования корабля на средних глубинах лучше использовать нитрокс, увеличивая тем самым бездекомпрессионное донное время.

Лучшее время погружения на паром Зенобия считается с мая по октябрь , но при наличии сухих костюмов паром доступен практически круглый год. Видимость в районе парома приблизительно 35 метров.

Общая информация, характеристики Шведского Парома Зенобия:

Паром класса RORO – Roll- on/roll-of – означает, что основной груз автомобили трейлеры или вагоны – не загружаются кранами а закатываются самостоятельно.

Регистрационный номер по Ллойду 7806087

Построен в 1979 году, компанией Kockums, Швеция

Общая длина: 172,02 метра

Ширина: 23,04

Осадка: 13,01м

Водоизмещение: 12000 тонн

Мощность двигателей: 18760л/с

Максимальная скорость: 21,5 узлов


P.S. Многие отдыхающие по состоянию здоровья или иным причинам не могут заниматься дайвингом. Для них в Ларнаке на лодке Садко (туристической субмарине с иллюминаторами) организуется 50 минутная экскурсия к шведскому парому Зенобия.

Похожие публикации