Пути следования екатерины в крыму екатерининская миля. Малоизвестный Крым
Нынешний год для Крыма юбилейный. Туристический сезон власти Республики приурочили к 230-летию путешествия императрицы Екатерины Великой на полуостров. Таврический вояж этой любвеобильной барышни, длившийся полгода, — мероприятие по тем временам беспрецедентное, и по масштабам, числу участников, стоимости, и по времени в пути.
По сей день сохранились в Крыму памятники архитектуры — отметки визита Екатерины — дорожные знаки, которые установили в 1784-1787 гг., на всем пути следования кортежа.
Маршрут вояж-инспекции Екатерины II по Таврической губернии в 1787 г. пролегал из Бериславля (Бериславль) через Перекоп, Ак-Мечеть, Севастополь, Бахчисарай и Карасубазар в Феодосию. По обочинам пути следования императрицы стояли изящные белоснежные колонны, отмерявшие ее путь в верстах и милях. Организатором их установки, как, впрочем, и всей поездки, был фаворит Екатерины — Григорий Потемкин, таким образом он как бы отчитывался своей покровительнице о проделанной работе в присоединенных землях.
Идею с обозначением пути подсказал Потемкину правитель Таврической области Василий Каховский (август 1784 г): «Не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых». В ответ Потемкин пишет ордер (сентябрь 1784 г): «Расстояние пути означить милями и верстами... каменными, ставя первые по десятки, другие же на каждой версте». Дорога в Крым по задумке светлейшего князя должна была стать «во много крат краше» римских (на то время служивших эталоном дорожного строительства).
В марте 1785 г. Каховский рапортует Потемкину: «Мили от Бериславля к Перекопу, от Севастополя через Бахчисарай, Акмечеть, Карасубазар до Феодосии все отделаны, а в апреле месяце и от Перекопа до Акмечети сделаны будут. Верст от Бериславля к Перекопу построено 60, от Перекопа к Акмечети 38, от Акмечети к Севастополю все 66, кои при наступлении теплых дней по своим местам поставлены будут; к отделке же остальных прилагается старание».
Строительством дорог и непосредственной установкой милевых столбов, занимались военные: казаки и солдаты разных пехотных полков, в том числе рядовые Албанской команды, находившиеся в Балаклаве. «Руководили работами секунд-майор Гриднев, капитан Боярский, поручик Галич и др. Нижние чины получали за работу в день 5 коп, частные же подрядчики брали за сооружение и установку мили 14 руб, версты - 3-5 руб. Камень для верст ломали в деревнях Сюрень, Кемельчи и др. Шел в дело и камень от старых фундаментов заброшенных домов и из других сооружений. В 1890-х при реставрации одной из Екатерининских миль возле деревни Чоргунь были найдены надгробные плиты с армянскими надписями»
Однако и сам проект колонн, и его автор остаются пока в числе неразгаданных тайн. Так же как и их точное количество. Известно лишь, что все работы по их сооружению закончили за год до начала турне в 1786 г. По одной из версий, «дизайном» миль занимался архитектор Иван Старов, который известен как талантливый зодчий, создавший дворцы и соборы в Санкт-Петербурге, а также Екатерининский собор в Херсоне и Потемкинский дворец в Екатеринославле (Днепропетровске). В 1786-1790 гг. Старов работал на юге Российской империи, по заказу Григория Потемкина в том числе. Вполне возможно, что именно его и попросил светлейший князь заняться дорожными знаками. Однако документов, подтверждающих или опровергающих эту теорию, пока не найдено.
Ни слова не найдено в письменных источниках и о реакции самой императрицы на архитектурное украшение крымских дорог в ее честь. Зато их отмечали многие путешественники, побывавшие в Тавриде позже. Вот что писал Петр Паллас, проезжая по пути царского кортежа, спустя семь лет: «На всех главных дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным в тесаном камне, а каждая десятая верста — милевым столбом в виде красивой круглой колонны, увенчанной родом восьмиугольной капители с округленной вершиной. Эти прочные знаки делают совершенно излишними вновь поставленные для обозначения верст деревянные столбы».
Меры по сохранности милевых и верстовых столбов предпринимались еще в период подготовки ко встрече императрицы. Так еще в начале 1785 г., за два года до императорского турне, комендант Перекопской крепости полковник Фок издал особое распоряжение, чтобы «обыватели из злости какой или невежества не портили дорожных знаков». Однако это не уберегло их в последующие годы от природных разрушений и действий «несознательных» граждан.
Фото ekaterina-ii.niv.ru
Первые работы по реставрации «свидетелей» крымских смотрин в начале 1830-х провел генерал-губернатор Новороссии граф Воронцов. Он же и выделил деньги на устройство вокруг милевых столбов оград и посадки деревьев. Уже на тот момент их оставалось всего 13 (!): четыре в Феодосийском уезде, одна в Днепровском и восемь в Симферопольском.
В периоды революций, смены государственного строя на волне «разрушим до основания», больших и разрушительных войн верстовые знаки исчезли совсем, а вот нескольким милям удалось уцелеть чудом.
До наших дней из всех Екатерининских миль сохранилось всего две в Днепропетровской, одна в Херсонской областях и пять в Крыму: в Севастополе на Северной стороне, в Бахчисарае возле Ханского дворца, на трассе Севастополь-Симферополь около с. Севастьяновка, на трассе Симферополь-Феодосия около с. Цветочное (но тут аутентично только основание, остальное новодел), на той же феодосийской дороге недалеко от с. Отважное стоит памятный знак в виде Екатерининской мили, сам монумент в 1998 г. был разрушен, а оставшиеся части перевезены во двор краеведческого музея Старого Крыма.
Бахчисарайская миля
Сейчас знак стоит возле северного въезда в Ханский дворец, на среднем каменном мосту через реку Чурук-Су. На квадратном постаменте колонна тосканского ордена, круглая снизу и шестигранная сверху. Ранее ее венчал двуглавый орел. Кстати, символ России появился на памятнике не сразу. Сперва он находился на башенке над Порталом Алевиза, заменив там полумесяц (мусульманский знак), который сняли в период реставрационных работ перед приездом Екатерины. Этого орла еще в 1820 г. видели на первоначальном месте Пушкин и Муравьев-Апостол, по отдельности посещавшие Бахчисарай. Лишь в 1825 г. птица «перелетела» на навершие Екатерининской мили, позже канув в лету.
Вид Северных въездных ворот с надвратной башней на территорию ханского дворца (со стороны р.Чурук-Су); на первом плане слева - Екатерининская миля. 1880-е
В 1818 г. миля обзавелась памятными табличками. Текст на одной выполнен на русском языке, на второй — на арабском: «Благородной памяти Императрица Екатерина II изволила быть в Бахчисарае в 1787 году мая 14».
Известняк, из которого сложен памятник, со временем ветшает — в 2012 г. проводились очередные работы по его реставрации. Но это не смущает предприимчивых местных торговцев, раскладывающих у ее подножия свои товары для туристов.
Севастьяновская миля
Путевой знак, установленный в тогдашнем Симферопольском уезде, на дороге из Симферополя в Бахчисарай, в имении Мазганы, дожил до наших дней. Он находится при выезде из Альминской долины, на повороте дороги за 19-м километром. По одну сторону от него село Севастьяновка, по другую — Новопавловка. От новопавловской мили до той, что стоит в Бахчисарае у Ханского дворца, расстояние составляет около 10 верст — как и было положено при их установке. Упомянутое же выше имение принадлежало некому господину Мазганы (Мазгани) в первой половине XIX в. Ранее эта местность называлась Хан-Эли, и по легенде здесь стоял татарский дворец Алма-Сарай. Позднее Хан-Эли стал совхозом, а земля вошла в состав села Новопавловка.
Народная молва также связывает появление названия еще одного соседнего села, Приятное Свидание, с вояжем Екатерины II. Якобы на этом месте состоялась ее тайная встреча с князем Потемкиным. Однако это не более чем красивая легенда — на самом деле он сопровождал государыню в поездке, начиная с Киева.
Миля из Цветочного
В числе оставшихся миль фигурирует и стоящая на 29-м километре шоссе Симферополь-Феодосия, сразу после моста через реку Бурульча, между селами Цветочное и Зуя. Маркевич, перечисляя сохранившиеся знаки, упоминает и о том, который находится в Симферопольском уезде, близ села Зуя. По всей видимости, речь идет именно про эту милю, хотя в современных источниках ее «приписывают» к Цветочному.
Строго говоря, сохранился от нее только постамент. В конце 50-х годов ХХ в. на нем еще стоял четырехгранный столб, но позже исчез и он. В советское время милю повредили трактором во время полевых работ. В июле 2012 г. на старинном постаменте возвели новодел, по образу и подобию остальных Екатерининских миль.
Миля из Отважного
Этой миле удалось «пережить» СССР. Она стояла на повороте к с. Отважное, между селами Первомайское и Насыпное (в документах за 1891 г. обозначена как «между деревнями Насыпкой и Карагазом»), недалеко от трассы Симферополь-Керчь.
Но в 1998 г. некие злоумышленники, якобы «движимые стремлением найти царские золотые червонцы, якобы спрятанных внутри мили» (так сообщало следствие), ее разрушили. Виновников так и не нашли. Обломки каменного столба «переселили» на стройплощадку совхоза «Старокрымский», а осенью 2002 г. перевезли во двор литературно-художественного музея Старого Крыма. Там реконструированный памятник сейчас и находится.
На прежнем месте у дороги в 2010 г. состоялось торжественное открытие памятного знака — копии разрушенной мили: бетонная колонна, установленная на квадратном постаменте и увенчанная двуглавым орлом.
Севастопольская миля
Стоит на Северной стороне, на улице Челюскинцев, в парке Учкуевка. Считается самым первым архитектурным памятником Севастополя.
Фото Subarev Sergei
В советское время при установке чугунных охранных табличек допустили ошибку, перенеся путешествие Екатерины на век вперед (1887 вместо 1787 г).
Фото aipetri.info
А. Маркевич, ИТУАК №11,1891
По материалам открытых источников
На предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой из Петербурга в Крым .
История сооружения
Инициатором установки этих знаков, по-видимому, был правитель Таврической области Василий Васильевич Нечуй-Коховский. Его предложение князю Григорию Александровичу Потёмкину было одобрено. Потемкин велел установить верстовые столбы на каждой версте, и особые «мили» через каждые 10 вёрст. К настоящему времени сохранились только «мили». О верстовых столбах информации нет. Находящиеся в Крыму «Екатерининские мили» представляют собой нижнюю часть колонны тосканского ордера с шестигранным перехватом посредине и конусообразным завершением, установленную на квадратном в плане постаменте. Изготовлением и установкой «миль» по маршрутам Бериславль - Перекоп - Ак-Мечеть и Севастополь - Бахчисарай - Ак-Мечеть - Карасубазар - Феодосия руководил В. В. Нечуй-Коховский. Изготовляли их, как и вёрсты, в Крыму. Три сохранившиеся до сегодняшнего дня дорожных знака от Екатеринослава до Бериславля отличаются по внешнему виду от находящихся в Крыму. История их установки неизвестна, но можно предположить, что их также установили во время подготовки дороги к путешествию Екатерины II.
Судьба памятников
В советское время большая часть Екатерининских миль, как «символов царизма», была уничтожена. Последний акт вандализма произошел в 1998 году , когда между городами Старый Крым и Феодосия (у поворота в село Отважное) екатерининскую милю, признанную памятником республиканского значения, преднамеренно разрушили неизвестные.
Современное состояние
До настоящего времени полностью или частично сохранилось пять Екатерининских миль в Крыму , две на территории Днепропетровской области и одна в Херсонской области .
- Первая в Севастополе на Северной стороне , на улице Челюскинцев, в парке Учкуевка.
- Вторая - в Бахчисарае рядом с Ханским дворцом .
- Третья - на трассе Симферополь - Севастополь , на повороте не доезжая 1 км до с. Севастьяновка.
- Четвертая - миля, располагавшаяся между селами Насыпное и Первомайское , при повороте на село Отважное , была разрушена в 1998 году. Тогда же куски мили перевезли во двор краеведческого музея в Старом Крыму . Сотрудники музея заново «собрали» милю, и теперь она в обломках хранится во дворе музея. 10 мая 2010 года на трассе Симферополь - Феодосия на повороте в село Отважное установлен памятный знак в виде екатерининской мили.
- Пятая - на 29-м км шоссе Симферополь - Феодосия (около села Цветочное).
Была восстановлена 12.07.2012. В принципе, это реконструкция на старом постаменте по типу других сохранившихся в Крыму знаков. {| align="center" |- valign="top" | |
|} - Шестая - стояла на территории военного полигона к северу от горы Агармыш на месте старой дороги в Карасубазар. Она сохранилась хорошо. Именно она находится во дворе Старокрымского историко-литературного музея.
- Одна миля - возле села Осокоровка в Нововоронцовском районе .
Напишите отзыв о статье "Екатерининская миля"
Примечания
Отрывок, характеризующий Екатерининская миля
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.
В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.
Описание окружающей местности
В 1787 году российская императрица Екатерина ІІ отправилась в свое знаменитое путешествие, дабы осмотреть "новоприобретенный край" - Южные земли империи.
Впервые сведения о памятнике встречаем в известных воспоминаниях запорожца Никиты Леонтьевича Коржа, в главе ІХ "О путешествии императрицы": "В здешней-же украйне т.е. в Екатеринославской и Херсонской губерниях, по грунту земли и достатку дикаго камня, были поставлены, на трактовых дорогах, высокие каменные мили, одна от другой в 10 верстах; некоторые из них и доселе по Херсонской дороге видны и называются памятниками Потемкина, поелику он приказал их в те времена устроить...".
Историк первой половины ХІХ века архиепископ Гавриил Розанов, редактор воспоминаний Коржа, в примечании к ним отметил: "Таковая миля находится и в Екатеринославе, подле Соборной Преображенской церкви. Она стояла на земляном кургане, который потом в 1834 году срыт, и миля, вместо того, обделана камнем с железным балюстрадом". Еще один автор середины ХІХ века, Г.Я. Титов в своих "Письмах из Екатеринослава" повествует: "Теперь пойдем, посмотрим на наш собор... По правую сторону и подле самой ограды, возвышается памятник из простого камня, или как на нем написано, миля, окруженная железною решеткою. Эта миля поставлена в 1787 году, на том месте, где стояла карета блаженной памяти Государыни Императрицы Екатерины ІІ, при заложении Ею собора, и откуда началось в тот же день Ея путешествие в Крым".
Сохранившиеся в архивах, а также опубликованные в ХІХ веке источники, дают достаточно полную картину подготовки путешествия Екатерины ІІ и строительства "Екатерининских миль". Изучение этих данных приводит в выводу, что "миля" в Екатеринославе - на самом деле один из дорожных знаков, которые были расположены по маршруту путешествия императрицы Екатерины ІІ еще до самого путешествия.
В 1787 году Екатерина II отправилась "в полуденные края России". Во время этого путешествия императрица предполагала осмотреть Киевское, Черниговское, Новгород-Северское и Екатеринославское наместничества и Таврическую область. Подготовка к путешествию, которое первоначально предполагалось совершить в 1785 году, началась еще в 1784 году. По всему маршруту следования императорского поезда провели масштабные реконструкционные работы: починка дорог и мостов, строительство временных "путевых" дворцов, высадка деревьев, разбивка "аглинских садов". Скорее всего, инициатором таких обширных мероприятий был сам "вице-король Юга" Григорий Александрович Потемкин. Чиновникам на местам она предписывал: "Дорогу от Кизикермена [Берислав] до Перекопа сделать богатой рукой, чтобы не уступала римским; я назову её Екатерининский путь".
Основные заботы легли на плечи правителя Таврической области Василия Васильевича Нечуя - Коховского. Некоторые исследователи считают, что именно он является автором оригинальной идеи отметить маршрут путешествия специальными дорожными знаками.
В августе 1784 года В. В. Коховский написал В. С. Попову, правителю канцелярии Г.А. Потемкина: "Если вы рассудите за благо, то прошу доложить: не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых [т. е. через каждые пять или десять верст]. Буде на оное последует повеление, прикажите оным сделать план и мне доставьте". Г.А. Потемкин отреагировал на это предложение ордером (приказом) от 8 (19) сентября 1784 года: "Расстояние пути означить милями и верстами... каменными, ставя первые по десятки [через каждые десять верст], другие же на каждой версте. Я пришлю тех и других рисунок".
Кто же является автором проекта "Екатерининских миль"? В общей композиции миля аналогична "верстовым пирамидам", установленным в окрестностях Санкт-Петербурга по проекту знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1760-1780-х гг. Однако типовой проект этих сооружений для Южной Украины не найден, автор неизвестен, поэтому выводы не этот счет делать пока рано.
В письме Попову от 22 октября 1784 г. В.В. Каховский отмечал, что в Акмечети, Бахчисарае и Карасубазаре начали делать "образцовыя версты". 19 декабря 1784 г. В.В. Коховский докладывал из Бахчисарая: "Строение дворцов у нас остановилось от великого снегу... Мили же и версты в избах продолжать делать стану". 4 марта 1785 года Коховский снова информировал Потемкина: "...Мили от Бериславля к Перекопу, от Севастополя чрез Бахчисарай, Акмечеть, Карасубазар до Феодосии все отделаны, а в апреле месяце и от Перекопа до Акмечети сделаны будут. Верст о Бериславля к Перекопу построено 60, от Перекопа к Акмечети 38, от Акмечети к Севастополю все 66, кои при наступлении теплых дней по своим местам поставлены будут; к отделке же остальных прилагается старание".
В 1785-1786 гг. дороги были закончены и вдоль них установлены каменные знаки с обозначением миль и верст на всем протяжении от Бериславля до Севастополя. Известный ученый, академик П. С. Паллас видел дорожные знаки путешествия семь лет спустя: "Версты здесь [в Крыму. - Е. В.] везде обозначены на поставленных красивых каменных колоннах или столбах. На больших дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным из дикого камня, и, кроме того, на каждых десяти верстах правильно стоит еще более замечательный каменный столб или круглая пропорционально вытесанная колонна, с украшением вроде осьмиугольной капители и с тупым верхом". В начале ХХ века в Крыму еще сохранялись дорожные знаки путешествия императрицы, однако известный крымский историк А. Маркевич констатировал, что "многия требуют ремонтировки". В настоящее время по всему Крыму сохранилось не более пяти "миль", а верстовые знаки исчезли совершенно. "Мили" имеют статус памятника архитектуры общегосударственного значения. Одна такая миля находится в Севастополе на Северной стороне, датируется 1786 годом и считается также старейшим каменным сооружением города. Мили стоят также у входа в Бахчисарайский дворец, возле поселка Зуя, на 29 км шоссе Симферополь - Бахчисарай и в других местах полуострова. Крымские мили сложены из хорошо обработанного известняка на известковом растворе. На квадратном в плане постаменте установлена усеченная часть колонны с базой тосканского ордера, увенчанная коническим завершением. Ствол колонны в средней части шестигранный.
Остается невыясненным до конца вопрос о числе и времени постройки дорожных знаков на территории Екатеринославского наместничества, т.е. от Екатеринослава до Бериславля. Нет оснований сомневаться, что знаки на этой территории сооружались одновременно с Таврической областью согласно единому распоряжению Г.А. Потемкина до путешествия императрицы.
Сегодня на территории Днепропетровской области сохранились лишь "мили" в Днепропетровске и в селе Волосское (частично разрушена). Хотя в конце ХІХ - начале ХХ века историки-краеведы свидетельствовали о большем их количестве. Д.И. Яворницкий, путешествуя по землям древнего Запорожья, отмечал, что на пути из Никополя в Капуловку длиной 20 верст, "есть еще так называемыя мили, т. е. каменные четырехгранные столбы, свидетели проезда здесь императрицы Екатерины II".
Нельзя не отметить, что бытующее в литературе название "верстовая миля" является анахронизмом (сравните: "метровый километр"). Памятник в Днепропетровске представляет собой верстовой знак, в отличие от "миль" (обозначающих расстояние пути в милях), которые сохранились на территории Крыма. "Екатерининская миля" в Днепропетровске - единственный полностью сохранившийся памятник такого типа на территории области и южного края в целом. "Миля" - старейший памятник Екатеринослава, свидетель закладки в 1787 г. Преображенского собора и всего города на правом берегу Днепра.
Екатерининская миля - оригинальный дорожный знак, установленный в Севастополе на Северной стороне, где улица Челюскинцев поворачивает на пляж Учкуевка.
История сооружения этого памятника архитектуры уходит корнями во времена правления императрицы Екатерины II. В 1787 году императрица направилась с визитом в Крым. Подготовка к визиту Екатерины заняла несколько лет – по пути следования поезда императрицы срочно ремонтировались старые мосты, высаживались деревья, сооружались усадьбы для отдыха во время остановок. Правитель Таврической области В.В. Каховский выдвинул оригинальную идею - отметить путь следования поезда специальными памятными знаками, которые планировалось установить через каждые пять или десять верст. Его предложение одобрил сам князь Григорий Потемкин, и в 1786 году были установлены верстовые столбы на каждой версте и «мили» через каждые десять верст. Памятные «мили» представляли собой колонны, установленные на квадратном постаменте. Имя автора проекта не сохранилось, считается, что предположительно им был инженер-полковник Н.И. Корсаков.
Во времена Советского союза большая часть екатерининских «миль» была разрушена, так как являлась символом царизма. До нашего времени частично или полностью сохранилось всего пять памятников в Крыму (один из которых и находится в Севастополе), а также еще две «мили» в Днепропетровской области и одна «миля» в Херсонской области.
Екатерининская миля в Севастополе
Манифест от 8 апреля 1783 года. Цель близка. Прекрасный Крым у ног Великой царицы. Он уже подданный ее императорского величества, и тем не менее, лишь документальные и эпические произведения служат опорой для фантазии, которая создает его образ рая на земле.
Ах, как хотелось воочию увидеть Екатерине II (1729 – 1796) плод столетия войн, интриг, политических ходов, ассигнований и человеческих жертв. Так было принято решение о торжественном проезде самодержицы всероссийской по вновь приобретенным землям с целью личного ознакомления с условиями жизни и хозяйствования во вновь образованной Таврической губернии.
Подготовка к этому масштабному мероприятию была начата тотчас же – благоустройство городов и сел, размещение воинских частей, создание постоялых дворов на всем пути правительственного кортежа численностью три тысячи человек из представителей русской аристократии и зарубежных дипломатических миссий проводились под личным чутким руководством Григория Александровича Потёмкина (1739 - 1791).
Охранная табличка Екатерининской мили в Севастополе
И одной из составляющих этого процесса было оборудование транспортной магистрали достойной этой великой чести - возводятся мосты, укрепляется дорожное полотно, высаживаются зеленые насаждения. Главным же новшеством становятся десятиверстные вехи, получившие название “Екатерининская миля”, протянувшиеся путеводной лентой по всему Новороссийскому краю вдоль предполагаемого маршрута следования императрицы с 1784 по 1787 годы.
Безымянными ваятелями этих дорожных указателей были простые смертные из числа солдат частей, на попечении которых находились определенные участи дороги. Именно они на месте изготавливали по чертежам, присланным из Петербурга, однотипные указательные столбы установленные через каждые десять верст.
22 мая 1787 года царское желание воплотилось во всей мере - была достигнута самая южная точка путешествия - город на берегу Севастопольской бухты, рожденный повелением Екатерины II четырьмя годами ранее.
И как памятный знак завершения путешествия и закрепления южной границы Российской империи царицу в Севастополе встретил грандиозній салют и… Екатерининская миля, что возвышается рядом с парком “Учкуевка” у Северного форта города. Она на ряду с другими своими сородичками, которых по Крыму насчитывается еще четыре (в Бахчисарае, селе Севастьяновка, поворот на Отважное и возле села Отважное), и нынче служит напоминает о том памятном событии.
Архитектура
Центральный вид Екатерининской мили в Севастополе
Екатерининская миля в Севастополе, созданная как и все прочие по чертежам столичных архитекторов в период с 1784 по 1787 годы, представляет собой вытесанную из цельного куска камня-известняка местной породы нижнюю часть колонны тосканского ордера.
Пьедесталом ей служит квадратный в плане постамент на одноярусном стилобате, составляющий треть общей высоты памятного знака, площадка вокруг которого ныне вымощена брусчаткой.
Сама колонна в верхней своей половине опоясана шестигранным перехватом, не доходящим до конусообразной вершины памятника архитектуры.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Севастополь, ул. Челюскинцев, парк “Учкуевка”.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Орел - Харьков - Днепропетровск - Запорожье - Мелитополь - Джанкой – Симферополь - Севастополь) или (М18) (Симферополь - Ялта - Севастополь) до поворота в районе аэропорта на дорогу Т27-07, которая переходит по городу в улицу Челюскинцев - месторасположение Екатерининской мили.
Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы) затем общественным транспортом (троллейбус, автобус, катер) от пл. Нахимова до Северной стороны города, откуда вдоль ул. Леваневского, а потом ул. Челюскинцев до памятника архитектуры Екатерининская миля.