Картины с самолетами 2 мировой войны. Наскальная живопись американских ввс
Украшать самолеты изображениями стали почти сразу после того, как появилась боевая авиация. Считается, что первым рисунком, нанесенным на фюзеляж самолета, стало изображение морского монстра на носу итальянской летающей лодки 1913 года.
Позднее нанесение рисунка на самолет стали называть nose art. Первоначально изображения на самолетах напоминали собой геральдические символы, похожие на те, которые наносили на щиты древние рыцари. Стоит вспомнить вставшего на дыбы жеребца (cavallino rampante) итальянского аса Франческо Баракки. Этот герб позднее использовала компания Ferrari.
Позднее рисунки на самолетах стали более разнообразными. Например, на фюзеляжах французских самолетов из Escadrille les Cigognes красовались аисты. Наиболее популярным nose art стал в американских ВВС во время Второй мировой войны. Инициаторами раскраски самолета часто выступали уже не пилоты, а обслуживающий его персонал. На развитие nose art в США большое влияние оказал пин-ап. Так, изображение обнаженной звезды пин-ап той эпохи Бетти Грейбл красовалось на многих военных самолетах. В СССР таких вольностей, конечно, не допускали, но рисунки на советских самолетах той поры также отличались красотой и изысканностью. С рисунками на самолетах многие советские зрители смогли познакомиться благодаря фильму «В бой идут одни “старики”». На фюзеляже самолета командира эскадрильи Алексея Титаренко, которого играл Леонид Быков, был изображен нотный стан. Изображение нот неслучайно. Такой рисунок, например, был на самолете имевшего музыкальное образование советского летчика-штурмовика Василия Емельяненко. Тут также вспоминается самолет, который подарил советским летчикам во время войны ансамбль Утесова. Случаи, когда самолеты строились на средства граждан, были нередки. Такие истребители обычно имели надпись с указанием того, на чьи деньги была создана машина. Иногда рядом с надписью было небольшое изображение.
Самолет Ла-5 Костылева в экспозиции Музея обороны Ленинграда.
Капитан Александр Лобанов (слева) и майор Александр Павлов рядом с Ла-5ФН, 10 апрели 1945 года
Лейтенант Забияка Г.И. на фоне именного Пе-2 205-й серии. Надпись «Забияка» белого цвета, молния – желтого
Лейтенант Геннадий Цоколаев. На борту - эмблема «Гвардия»
Капитан Александр Николаевич Килаберидзе из 65 ГИАП в кабине Як-9, Белоруссия
“Львиное сердце”, ЛаГГ-3 лейтенанта Юрия Щипова, 9 истребительный авиаполк ВВС
Командир эскадрильи 566-го ШАП Герой Советского Союза Василий Мыхлик
Самолет Ил-2 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза Григора Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. На самолете летал Нельсон Степанян.
Георгий Баевский (справа) и механик Собакин на фоне Як-9У. 5 ГвИАП. Аэродром Шпротау, Германия. Апрель 1945 г.
На киле ЛАГГ-3 Леонида Гальченко вместо красной звезды изображена чёрная кошка, играющая с мышкой. 1942 год. Первоначально кошка была белой
Малютина Елена Мироновна и ее ласточка
Командир звена 180-го Гвардейского истребительного Сталинградского Краснознамённого авиационного полка Гвардии старший лейтенант Виктор Лукошков на фоне Ла-5ФН, июль 19
Генерал-майор Георгий Захаров в кабине Як-3. На самолете – Георгий Победоносец, пронзающий змею с головой Геббельса. Весна 1945
Летчик 958-го штурмового авиационного полка, Герой Советского Союза Иван Мейлус.
Аэрокобра Вячеслава Сиротина
Орел Михаила Авдеева
Самолет Василия Емельяненко
Николай Прошенков и его «Аэрокобра»
Самолёт Як-9Б командира 168-го ИАП подполковника Григория Когрушева.
Капитан Алексей Закалюк, 104-й ГвИАП
Самолет Алексея Алелюхина
Капитан Георгий Урвачёв (слева)
Летчик-истребитель Владимир Дмитриев
Самолет старшего лейтенанта Василия Алексухина
Федор Добыш и Александр Помазунов на фоне Пе-2 с крокодилом
Самолет Абрека Баршта
Самолет Николая Диденко
Самолет Владимира Покровского
Нанесение рисунков на боевые самолеты во время Великой Отечественной войны не приветствовалось, хотя на это закрывали глаза. Чаще наносить рисунки на фюзеляж стали после сражения на Курской дуге в 1943 году, когда инициатива перешла к Красной армии. Нередко рядом с изображением на самолете виднелись звездочки по количеству сбитых самолетов противника (впервые это делать стали испанские летчики). На советских самолетах победы могли обозначаться звездочками нескольких цветов. Личную победу отмечали одним цветом, сбитые в группе самолеты - другим.
Были случаи, когда фюзеляж украшало изображение «Золотой Звезды», полученной за одержанную победу. Сохранились и старые традиции: нос истребителя иногда напоминал пасть мифического чудовища. Вообще устрашающие противника рисунки и эмблемы наносились часто. Например, на истребителе Як-9 Гугридзе был изображен дракон, зубастая пасть была на самолете Георгия Костылева.
Особых правил по нанесению эмблем не было. В каждой эскадрилье были свои обычаи. Некоторые летчики имели собственную эмблему, другие - общую для всех. Часто самолеты украшали карты или определенная масть. Как правило, это был туз. Его обычно наносили отличившиеся летчики. Так, тузы были нарисованы на самолете Ла-5 Александра Павлова, на ЛаГГ-3 Юрия Шилова.
Те, кому удавалось подбить немецкий самолет знаменитой эскадры, размещали на истребителе пронзенную стрелой или обвитую змеей эмблему этой эскадры или другой подобный символ. Например, самолеты эскадрильи 9-го гвардейского полка, которой командовал Алексей Алелюхин, несли на бортах придуманную летчиком Евгением Дранищевым эмблему с леопардом, разрывающим сердце. Это указывало на то, что летчики одержали победу над асами 9 Staffel JG 52 (сердце под кабиной было их отличительным знаком). Животных часто изображали на советских военных самолетах. Распространенными были и рисунки птиц. Так, подобные изображения были на самолетах таких известных летчиков, как Михаил Авдеев, Владимир Покровский, Вячеслав Сиротин. Особой популярностью пользовались символические изображения, например стрелы и молнии.
Война — это преходяще, а музыка — вечна!
Украшать самолеты изображениями стали почти сразу после того, как появилась боевая авиация. Считается, что первым рисунком, нанесенным на фюзеляж самолета, стало изображение морского монстра на носу итальянской летающей лодки 1913 года.
Позднее нанесение рисунка на самолет стали называть nose art. Первоначально изображения на самолетах напоминали собой геральдические символы, похожие на те, которые наносили на щиты древние рыцари. Стоит вспомнить вставшего на дыбы жеребца (cavallino rampante) итальянского аса Франческо Баракки. Этот герб позднее использовала компания Ferrari.
Франческо Барака позирует на фоне своего самолета!
Позднее рисунки на самолетах стали более разнообразными. Например, на фюзеляжах французских самолетов из Escadrille les Cigognes красовались аисты.
Наиболее популярным nose art стал в американских ВВС во время Второй мировой войны. Инициаторами раскраски самолета часто выступали уже не пилоты, а обслуживающий его персонал. На развитие nose art в США большое влияние оказал пин-ап. Так, изображение обнаженной звезды пин-ап той эпохи Бетти Грейбл красовалось на многих военных самолетах. В СССР таких вольностей, конечно, не допускали, но рисунки на советских самолетах той поры также отличались красотой и изысканностью.
Чаще наносить рисунки на фюзеляж стали после сражения на Курской дуге в 1943 году, когда инициатива перешла к Красной армии. Нередко рядом с изображением на самолете виднелись звездочки по количеству сбитых самолетов противника (впервые это делать стали испанские летчики). На советских самолетах победы могли обозначаться звездочками нескольких цветов. Личную победу отмечали одним цветом, сбитые в группе самолеты — другим.
С рисунками на самолетах многие советские зрители смогли познакомиться благодаря фильму «В бой идут одни “старики”». На фюзеляже самолета командира эскадрильи Алексея Титаренко, которого играл Леонид Быков, был изображен нотный стан. Изображение нот неслучайно. Такой рисунок, например, был на самолете имевшего музыкальное образование советского летчика-штурмовика Василия Емельяненко.
Самолет Василия Емельяненко
Сам маэстро!
Самолет Ла-5 Костылева в экспозиции Музея обороны Ленинграда.
Капитан Александр Лобанов (слева) и майор Александр Павлов рядом с Ла-5ФН, 10 апрели 1945 года
Лейтенант Забияка Г.И. на фоне именного Пе-2 205-й серии. Надпись «Забияка» белого цвета, молния - желтого
Лейтенант Геннадий Цоколаев. На борту - эмблема «Гвардия»
Капитан Александр Николаевич Килаберидзе из 65 ГИАП в кабине Як-9, Белоруссия, июнь 1944
“Львиное сердце”, ЛаГГ-3 лейтенанта Юрия Щипова, 9 истребительный авиаполк ВВС ЧФ.
Командир эскадрильи 566-го ШАП Герой Советского Союза Василий Мыхлик
Самолет Ил-2 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза Григора Тевосяна,
у которого на войне погибли два брата. На самолете летал Нельсон Степанян.
Георгий Баевский (справа) и механик Собакин на фоне Як-9У. 5 ГвИАП. Аэродром Шпротау, Германия. Апрель 1945 г.
На киле ЛАГГ-3 Леонида Гальченко вместо красной звезды изображена чёрная кошка, играющая с мышкой.
1942 год. Первоначально кошка была белой
Малютина Елена Мироновна и ее ласточка
Командир звена 180-го Гвардейского истребительного Сталинградского Краснознамённого авиационного полка
Генерал-майор Георгий Захаров в кабине Як-3. На самолете - Георгий Победоносец,
пронзающий змею с головой Геббельса. Весна 1945
Летчик 958-го штурмового авиационного полка, Герой Советского Союза Иван Мейлус .
Аэрокобра Вячеслава Сиротина
Николай Прошенков и его «Аэрокобра»
Самолёт Як-9Б командира 168-го ИАП подполковника Григория Когрушева.
Капитан Алексей Закалюк, 104-й ГвИАП
Самолет Алексея Алелюхина
Капитан Георгий Урвачёв (слева)
Летчик-истребитель Владимир Дмитриев
Самолет старшего лейтенанта Василия Алексухина
Федор Добыш и Александр Помазунов на фоне Пе-2 с крокодилом
Самолет Абрека Баршта
Самолет Николая Диденко
Самолет Владимира Покровского
Командир эскадрильи «Шербур» полка «Нормандия» Марсель Лефевр (Marcel Lefevre) и его советские товарищи (техник-лейтенант Тарасов и старший сержант Колупаев) у истребителя Як-9 №14
Как-то раз на сайте мы проводили приуроченный к юбилею Победы конкурс« Воздушный парад», где читателям предлагалось угадать названия некоторых из самых известных самолетов Второй мировой войны по их силуэтам. Конкурс был завершен, а теперь мы публикуем фото этих боевых машин. Предлагаем вспомнить, на чем воевали в небе победители и побежденные.
Редакция ПМ
Германия
Messerschmitt Bf.109
Фактически целое семейство немецких боевых машин, общее количество которых (33 984 штук) делает 109-й одним из самых массовых самолетов Второй мировой. Использовался в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика, истребителя-перехватчика, самолета-разведчика. Именно в качестве истребителя «мессер» заслужил у советских пилотов печальную славу — на начальном этапе войны советские истребители, такие, например, как И-16 и ЛаГГ, явно уступали в техническом отношении Bf.109 и несли тяжелые потери. Лишь появление более совершенных самолетов, например Як-9, позволило нашим пилотам сражаться с «мессерами» почти на равных. Самой массовой модификацией машины стал Bf.109G («Густав»).
Messerschmitt Bf.109
Messerschmitt Me.262
Самолет запомнился не своей особенной ролью во Второй мировой, а тем, что оказался первенцем реактивной авиации на поле боя. Me.262 начали конструировать еще до войны, однако настоящий интерес к проекту пробудился у Гитлера только в 1943 году, когда люфтваффе уже растеряла свою боевую мощь. Me.262 обладал уникальными для своего времени показателями скорости (около 850 км/ч), высоты и скороподъемности и поэтому имел серьезные преимущества перед любым истребителем того времени. В реальности же на 150 сбитых самолетов союзников пришлось 100 потерянных Me.262. Низкая эффективность боевого применения объяснялась «сыростью» конструкции, малым опытом использования реактивной авиации и недостаточной подготовкой пилотов.
Messerschmitt Me.262
Heinkel-111
Heinkel-111
Junkers Ju 87 Stuka
Выпускавшийся в нескольких модификациях пикирующий бомбардировщик Ju 87 стал своего рода предтечей современного высокоточного оружия, так как метал бомбы не с большой высоты, а с крутого пикирования, что позволяло более точно нацелить боеприпас. Был очень эффективен в борьбе против танков. Ввиду специфики применения в условиях высоких перегрузок машину оснащали автоматическими воздушными тормозами для выхода из пике в случае потери пилотом сознания. Для усиления психологического эффекта пилот при атаке включал «иерихонскую трубу» — устройство, издававшее страшный вой. Одним из самых знаменитых пилотов-асов, летавших на «Штуке», был Ганс-Ульрих Рудель, оставивший довольно хвастливые воспоминания о войне на Восточном фронте.
Junkers Ju 87 Stuka
Focke-Wulf Fw 189 Uhu
Тактический разведывательный самолет Fw 189 Uhu интересен прежде всего своей необычной двухбалочной конструкцией, за которую советские солдаты прозвали его «Рамой». И именно на Восточном фронте этот разведчик-корректировщик оказался наиболее полезным гитлеровцам. Наши бойцы хорошо знали, что вслед за «Рамой» прилетят бомбардировщики и нанесут удар по разведанным целям. А вот сбить этот тихоходный самолет было не так-то просто из-за его высокой маневренности и отличной живучести. При приближении советских истребителей он мог, например, начать описывать круги небольшого радиуса, в который скоростные машины просто не могли вписаться.
Focke-Wulf Fw 189 Uhu
Вероятно, самый узнаваемый бомбардировщик люфтваффе был разработан в начале 1930-х годов под видом гражданского транспортного самолета (создавать ВВС Германии запрещал Версальский договор). На начало Второй мировой Heinkel-111 был самым массовым бомбардировщиком люфтваффе. Он стал одним из главных персонажей Битвы за Англию — она явилась результатом попытки Гитлера сломить волю к сопротивлению британцев путем массированных бомбовых налетов на города Туманного Альбиона (1940 год). Уже тогда стало понятно, что этот средний бомбардировщик морально устарел, ему не хватает скорости, маневренности и защищенности. Тем не менее самолет продолжали использовать и производить вплоть до 1944 года.
Союзники
Boeing B-17 Flying Fortress
Американская «летающая крепость» в ходе войны постоянно наращивала свою защищенность. Вдобавок к великолепной живучести (в виде, например, способности вернуться на базу с одним целым мотором из четырех) в модификации В-17G тяжелый бомбардировщик получил тринадцать 12,7-мм пулеметов. Была разработана тактика, в рамках которой «летающие крепости» шли над вражеской территорией в шахматном порядке, защищая друг друга перекрестным огнем. Самолет оснастили высокотехнологичным на то время бомбовым прицелом Norden, построенным на основе аналогового вычислителя. Если британцы бомбили Третий рейх в основном в темное время суток, то «летающие крепости» не боялись появляться над Германией в светлое время суток.
Boeing B-17 Flying Fortress
Avro 683 Lancaster
Один из главных участников налетов бомбардировочной авиации союзников на Германию, британский тяжелый бомбардировщик Второй мировой. На долю Avro 683 Lancaster пришлось ¾ всего бомбового груза, выброшенного англичанами на Третий рейх. Грузоподъемность позволяла четырехмоторному самолету брать на борт «блокбастеры» — сверхтяжелые бетонобойные бомбы Tallboy и Grand Slam. Низкая защищенность предполагала использование «Ланкастеров» в качестве ночных бомбардировщиков, однако ночное бомбометание отличалось невысокой точностью. Днем же эти самолеты несли ощутимые потери. «Ланкастеры» активно участвовали в самых разрушительных бомбовых налетах Второй мировой — на Гамбург (1943) и Дрезден (1945).
Avro 683 Lancaster
North American P-51 Mustang
Один из самых знаковых истребителей Второй мировой, сыгравший исключительную роль в событиях на Западном фронте. Как бы ни защищали себя тяжелые бомбардировщики союзников, уходившие в рейды на Германию, эти большие, низкоманевренные и относительно тихоходные самолеты несли тяжелые потери от немецкой истребительной авиации. Компания North American по заказу британского правительства срочно создала истребитель, который мог не только успешно сражаться с «мессерами» и «фоккерами», но и иметь достаточный радиус действия (за счет подвесных баков), чтобы сопровождать рейды «бомберов» на континент. Когда в 1944 году «Мустанги» стали использоваться в этом качестве, стало ясно, что воздушная война на Западе немцами окончательно проиграна.
North American P-51 Mustang
Supermarine Spitfire
Основной и самый массовый истребитель британских ВВС военной поры, один из лучших истребителей Второй мировой. Его высотные и скоростные характеристики делали его равным соперником немецкому Messerschmitt Bf.109, и в очной схватке этих двух машин большую роль играло мастерство пилотов. «Спитфайры» отлично зарекомендовали себя, прикрывая эвакуацию англичан из Дюнкерка после успеха гитлеровского блицкрига, а затем в ходе Битвы за Британию (июль-октябрь 1940 года), когда английским истребителям приходилось бороться как с немецкими бомбардировщиками Не-111, Do-17, Ju 87, так и с истребителями Bf. 109 и Bf.110.
Supermarine Spitfire
Япония
Mitsubishi A6M Raisen
На начало Второй мировой японский палубный истребитель A6M Raisen был лучшим в мире в своем классе, даже несмотря на то, что в его названии присутствовало японское слово «Рэй-сэн», то есть «истребитель-ноль». Благодаря подвесным бакам истребитель обладал высокой дальностью полета (3105 км), что делало его незаменимым для участия в рейдах на океанском ТВД. Среди самолетов, участвовавших в нападении на Перл-Харбор, находились 420 A6M. Американцы извлекли уроки из общения с юрким, скороподъемным японцем, и уже к 1943 году их истребительная авиация превзошла своего некогда опасного противника.
Mitsubishi A6M Raisen
Самый массовый пикирующий бомбардировщик СССР начал выпускаться еще перед войной, в 1940 году, и оставался в строю до Победы. Низкоплан с двумя моторами и двойным килевым оперением был для своего времени весьма прогрессивной машиной. В частности, в нем была предусмотрена гермокабина и электродистанционное управление (которое в силу новизны стало и источником многих проблем). В реальности Пе-2 не так уж часто, в отличие от Ju 87, применялся именно как пикирующий бомбардировщик. Чаще всего он наносил бомбовые удары по площадям с горизонтального полета или с пологого, а не глубокого пикирования.
Пе-2
Самый массовый боевой самолет в истории (всего этих «илов» было выпущено 36 000 штук) считается настоящей легендой полей сражений. Одна из его особенностей — несущий бронекорпус, заменявший собой каркас и обшивку в большей части фюзеляжа. Штурмовик работал на высотах в несколько сотен метров над землей, становясь не самой сложной мишенью для наземных зенитных средств и объектом охоты со стороны немецких истребителей. Первые варианты Ил-2 строились одноместными, без бортстрелка, что приводило к довольно высоким боевым потерям среди самолетов этого типа. И все же Ил-2 сыграл свою роль на всех ТВД, где сражалась наша армия, став мощным средством поддержки сухопутных войск в борьбе с бронетехникой противника.
Ил-2
Як-3 стал развитием хорошо зарекомендовавшего себя в боях истребителя Як-1М. В процессе доработки было укорочено крыло и предприняты другие конструктивные изменения для снижения веса и улучшения аэродинамики. Этот легкий деревянный самолет показывал впечатляющую скорость 650 км/ч и имел отличные летные характеристики на малых высотах. Испытания Як-3 стартовали в начале 1943 года, а уже во время сражения на Курской дуге он вступил в бой, где с помощью 20-мм пушки ШВАК и двух 12,7-мм пулеметов Березина успешно противостоял «мессершмитам» и «фоккерам».
Як-3
Один из лучших советских истребителей Ла-7, поступивший на вооружение за год до конца войны, был развитием встретившего войну ЛаГГ-3. Все достоинства «предка» сводились к двум факторам — высокой живучести и максимальному использованию в конструкции дерева вместо дефицитного металла. Однако слабый мотор и большой вес превращали ЛаГГ-3 в неважного противника цельнометаллического Messerschmitt Bf.109. Из ЛаГГ-3 в ОКБ-21 Лавочкина сделали Ла-5, поставив новый мотор АШ-82 и доработав аэродинамику. Модификация Ла-5ФН с форсированным мотором уже была отличной боевой машиной, превосходя по ряду параметров Bf.109. В Ла-7 вес был снова снижен, а также усилено вооружение. Самолет стал очень хорош, даже оставаясь деревянным.
Ла-7
У-2, или По‑2, созданный в 1928 году, к началу войны безусловно был образцом устаревшей техники и вообще не проектировался как боевой самолет (учебно-боевой вариант появился только в 1932 году). Однако ради победы этому классическому биплану пришлось поработать ночным бомбардировщиком. Его несомненные плюсы — простота в управлении, возможность посадки вне аэродромов и взлет с маленьких площадок, малошумность.
У-2
На малом газу в темное время суток У-2 подбирался к вражескому объекту, оставаясь незамеченным практически до момента бомбометания. Поскольку бомбометание производилось с малых высот, точность его была весьма высока, и «кукурузники» наносили врагу серьезный ущерб.
Статья «Воздушный парад победителей и побежденных» опубликована в журнале «Популярная механика» (
Украшать самолеты изображениями стали почти сразу после того, как появилась боевая авиация. Родоначальниками такого вида росписи были итальянские и германские пилоты. Считается, что первым рисунком, нанесенным на фюзеляж самолета, стало изображение морского монстра на носу итальянской летающей лодки 1913 года. Позднее нанесение рисунка на самолет стали называть nose art.
Первоначально изображения на самолетах напоминали собой геральдические символы, похожие на те, которые наносили на щиты древние рыцари. Стоит вспомнить вставшего на дыбы жеребца (cavallino rampante) итальянского аса Франческо Баракки. Этот герб позднее использовала компания Ferrari.
Позднее рисунки на самолетах стали более разнообразными. Например, на фюзеляжах французских самолетов из Escadrille les Cigognes красовались аисты. Наиболее популярным nose art стал в американских ВВС во время Второй мировой войны. Инициаторами раскраски самолета часто выступали уже не пилоты, а обслуживающий его персонал. На развитие nose art в США большое влияние оказал пин-ап. Так, изображение обнаженной звезды пин-ап той эпохи Бетти Грейбл красовалось на многих военных самолетах. В СССР таких вольностей, конечно, не допускали, но рисунки на советских самолетах той поры также отличались красотой и изысканностью. С рисунками на самолетах многие советские зрители смогли познакомиться благодаря фильму «В бой идут одни “старики”». На фюзеляже самолета командира эскадрильи Алексея Титаренко, которого играл Леонид Быков, был изображен нотный стан. Изображение нот неслучайно. Такой рисунок, например, был на самолете имевшего музыкальное образование советского летчика-штурмовика Василия Емельяненко. Тут также вспоминается самолет, который подарил советским летчикам во время войны ансамбль Утесова. Случаи, когда самолеты строились на средства граждан, были нередки. Такие истребители обычно имели надпись с указанием того, на чьи деньги была создана машина. Иногда рядом с надписью было небольшое изображение.
Фото: Самолет Ла-5 Костылева в экспозиции Музея обороны Ленинграда.
Фото: Капитан Александр Лобанов (слева) и майор Александр Павлов рядом с Ла-5ФН, 10 апрели 1945 года
Фото: Лейтенант Забияка Г.И. на фоне именного Пе-2 205-й серии. Надпись «Забияка» белого цвета, молния - желтого
Фото: Лейтенант Геннадий Цоколаев. На борту - эмблема «Гвардия»
Фото: Капитан Александр Николаевич Килаберидзе из 65 ГИАП в кабине Як-9, Белоруссия
Фото: “Львиное сердце”, ЛаГГ-3 лейтенанта Юрия Щипова, 9 истребительный авиаполк ВВС
Фото: Командир эскадрильи 566-го ШАП Герой Советского Союза Василий Мыхлик
Фото: Самолет Ил-2 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза Григора Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. На самолете летал Нельсон Степанян.
Фото: Георгий Баевский (справа) и механик Собакин на фоне Як-9У. 5 ГвИАП. Аэродром Шпротау, Германия. Апрель 1945 г.
Фото: На киле ЛАГГ-3 Леонида Гальченко вместо красной звезды изображена чёрная кошка, играющая с мышкой. 1942 год. Первоначально кошка была белой
Фото: Малютина Елена Мироновна и ее ласточка
Фото: Командир звена 180-го Гвардейского истребительного Сталинградского Краснознамённого авиационного полка Гвардии старший лейтенант Виктор Лукошков на фоне Ла-5ФН
Фото: Генерал-майор Георгий Захаров в кабине Як-3. На самолете - Георгий Победоносец, пронзающий змею с головой Геббельса. Весна 1945
Фото: Летчик 958-го штурмового авиационного полка, Герой Советского Союза Иван Мейлус.
Фото: Аэрокобра Вячеслава Сиротина
Фото: Орел Михаила Авдеева
Фото: Николай Прошенков и его «Аэрокобра»
Фото: Самолет Василия Емельяненко
Фото: Самолёт Як-9Б командира 168-го ИАП подполковника Григория Когрушева.
Фото: Капитан Алексей Закалюк, 104-й ГвИАП
Фото: Самолет Алексея Алелюхина
Фото: Капитан Георгий Урвачёв (слева)
Фото: Летчик-истребитель Владимир Дмитриев
Фото: Самолет старшего лейтенанта Василия Алексухина
Фото: Федор Добыш и Александр Помазунов на фоне Пе-2 с крокодилом
Фото: Самолет Абрека Баршта
Фото: Самолет Николая Диденко
Нанесение рисунков на боевые самолеты во время Великой Отечественной войны не приветствовалось, хотя на это закрывали глаза. Чаще наносить рисунки на фюзеляж стали после сражения на Курской дуге в 1943 году, когда инициатива перешла к Красной армии. Нередко рядом с изображением на самолете виднелись звездочки по количеству сбитых самолетов противника (впервые это делать стали испанские летчики). На советских самолетах победы могли обозначаться звездочками нескольких цветов. Личную победу отмечали одним цветом, сбитые в группе самолеты — другим.
Были случаи, когда фюзеляж украшало изображение «Золотой Звезды», полученной за одержанную победу. Сохранились и старые традиции: нос истребителя иногда напоминал пасть мифического чудовища. Вообще устрашающие противника рисунки и эмблемы наносились часто. Например, на истребителе Як-9 Гугридзе был изображен дракон, зубастая пасть была на самолете Георгия Костылева.
Особых правил по нанесению эмблем не было. В каждой эскадрилье были свои обычаи. Некоторые летчики имели собственную эмблему, другие — общую для всех. Часто самолеты украшали карты или определенная масть. Как правило, это был туз. Его обычно наносили отличившиеся летчики. Так, тузы были нарисованы на самолете Ла-5 Александра Павлова, на ЛаГГ-3 Юрия Шилова.
Те, кому удавалось подбить немецкий самолет знаменитой эскадры, размещали на истребителе пронзенную стрелой или обвитую змеей эмблему этой эскадры или другой подобный символ. Например, самолеты эскадрильи 9-го гвардейского полка, которой командовал Алексей Алелюхин, несли на бортах придуманную летчиком Евгением Дранищевым эмблему с леопардом, разрывающим сердце. Это указывало на то, что летчики одержали победу над асами 9 Staffel JG 52 (сердце под кабиной было их отличительным знаком). Животных часто изображали на советских военных самолетах. Распространенными были и рисунки птиц. Так, подобные изображения были на самолетах таких известных летчиков, как Михаил Авдеев, Владимир Покровский, Вячеслав Сиротин. Особой популярностью пользовались символические изображения, например стрелы и молнии.
Традиция наносить картинки на боевые машины ведёт своё начало со времён первой мировой войны, родоночальниками её были немцы, но американцы поддержали эту традицию и глубоко развили. Такая «наскальная» живопись носит название Nose Art
Эпохой расцвета Nose Art стала Вторая мировая война, — практически все американские самолёты имели собственные имена, и, по всей видимости, около половины самолётов носили рисунки на носу. Сюжеты были самыми различными, но чаще всего это были герои мультфильмов либо девушки, нарисованные в стиле pin-up. Nose Art одобрялся командованием ВВС, как поднимающий моральный дух и оказывающий некоторую психологическую поддержку экипажу. Американские психологи, занимавшиеся исследованием феномена Aircraft Nose Art, считают, что таким образом самолет очеловечивался, напоминал лётчику о доме и мирной жизни, служил своего рода психологической защитой от войны. В наше время, пилоты летающие на исторических самолётах также наносят на свои машины Nose Art, либо в классическом виде, либо создают оригинальные изображения.
Авиационный Nose Art возник вместе с военной авиацией. Вот аэроплан итальянского аса Первой мировой войны Франческо Баракка
Эпохой расцвета Nose Art стала Вторая мировая война.
Практически все американские самолёты имели собственные имена. Точной статистики нет, но, по всей видимости, около половины самолётов носили рисунки Nose Art.
Наиболее удобным местом для размещения Nose Art естественно являются носовые части бомбардировщиков. Места много, есть где развернуться. Boeing B-17G N9323Z
Boeing B-17G N900RW.
Boeing B-17G N3193G и снова девушки.
У Либирейтора места под картинки ещё больше! Consolidated B-24A (LB-30) Liberator N24927
Правда позднее этот самолёт был перекрашен в защитный цвет и на нем появилась такая графика.
А это «Клубничная битч» из музея ВВС в Дэйтоне. Consolidated B-24D Liberator 42-72843.
«Мечта Бетти» (?) B-25J N5672V
Печальная Angela, TB-25N N345BG.
Принцесса Апачей, B-25J N1943J.
Nose Art одобрялся командованием ВВС, как поднимающий моральный дух и оказывающий некоторую психологическую поддержку экипажу.
Были и ограничения. Рисунки, как правило, носили только боевые самолёты, а в военно-морской авиации Nose Art были запрещены вовсе.
Знаки зодиака. Весы
Орёл с бомбой. B-25C N3774.
Капрал Ruby Newell — красивейшая девушка подразделения — у своего портрета:
Экипажи раскрашивали самолёты исключительно за собственный счёт. Этим занимались как любители, так и профи, служившие в частях – бывшие художники, карикатуристы.
Русские Get Ya! B-25J N747AF.
Девушки в стиле pin-up встречались гораздо чаще реальных жён и подруг. Нередко эти работы являлись копиями журнальных рисунков.
Как отмечают, на тихоокеанском театре военных действий девушки почему-то были гораздо легче одеты, чем в Европе.
Ночное задание
Douglas B-26 N7705C
Самый распространённый рисунок Aircraft Nose Art – акулья пасть – придуманный ещё во время Первой мировой.
Огромный носовой воздухозаборник на самолёте Р-40 дал возможность рисовать такие вот впечатляющие акульи пасти. Curtiss P-40N Warhawk NL40PN.
На Мустангах нос был поуже, и Nose Art у них частенько уползал под кабину. Хотя и акульи пасти тоже встречались. P-51D Mustang NL68JR.
Кид с томмиганом. P-51D Mustang NL151HR.
Позднейшее творчество, Большой босс с пулемётом на гоночном Grumman F7F-3 Tigercat NX805MB.
На Тандерболтах удобно было рисовать Nose Art на массивных капотах двигателя. Розовый Дамбо на P-47D 45-49167, музей ВВС.
Неандерталец, Republic P-47D Thunderbolt NX47DA.
В музее американских ВВС в Дейтоне хранится большая коллекция графики Nose Art в виде листов обшивки фюзеляжей, снятых с утилизированных бомбардировщиков Б-52 различных модификаций. Как напоминание о давно прошедших, но бурных временах.
Lockheed PV-2 Harpoon N7670C.
Транспортные самолёты. Несмотря на довольно крупные размеры, нос у знаменитого DC-3 сравнительно маленький и нарисовать на нём грандиозный Nose Art довольно затруднительно. DC-3 N47HL.
Карты, кости, четыре листка клевера – символы удачи.
«Доставка генералов». DC-3 N7772 в музее ЕАА.
Транспортники поменьше, С-45 тоже не отставали в Nose Art от своих более крупных собратьев. Beech C-45G N7694C.
Beech C-45H N167ZA.
Рыженькая. Beech C-45H N9550Z.
«Трудный ребёнок»
После вьетнамской войны Nose Art практически исчезает и постепенно возвращается только в 1980-х годах. Посчитали, что это восстанавливает преемственность славных боевых традиций.
Современное оригинальное творчество. Dee Howard 500 N500HP.
Кот натравливает ракету на МиГ-29
В 2007 году британское министерство обороны запретило использовать изображения девушек, как потенциально оскорбительные для женского персонала. Сейчас процедура усложнена: сначала экипаж представляет эскиз Nose Art своему командиру, а тот должен согласовать рисунок с командованием авиакрыла.