Какие бывают самолеты — виды и классификация. Названия самолетов

Военные самолеты – это самолеты, применяемые для военных фронтовых или соответственно боевых вылетов, рассчитанные на большую мощность без учета экономичности, в отличие от самолетов гражданской авиации.

От военных самолетов, в первую очередь, требуется большая скоороподъемность, а также большая скорость, высота и дальность полета. Для оперативного ведения воздушной войны служат дальние самолеты-бомбардировщики и ракетоносцы для уничтожения военных объектов. Самолеты-заправщики, которые на борту имеют только топливо, имеют возможность осуществления дозаправки боевых самолетов непосредственно в полете. К военным самолетам относятся дальние самолеты-разведчики с большой дальностью, высотой и скоростью полета. К тактическим военным самолетам принадлежат самолеты-истребители (или истребители), истребители-бомбардировщики, легкие бомбардировщики и самолеты тактической разведки. Современные военные самолеты часто конструируются как многоцелевые, т.е. они предназначены для боевого применения как штурмовики, истребители-перехватчики и разведчики.

1) Самолеты-истребители (истребители)

Самолет-истребитель – это очень быстрый одно- или двухместный боевой самолет для уничтожения (поиска) вражеских боевых самолетов, беспилотных ракет и др. Все современные истребители, в качестве привода, оснащены одним или двумя воздушно-реактивными двигателями. Скорость превышает звуковую и в настоящее время составляет около 3500 км/ч, скороподъемность поблизости земли свыше 200 м/с и максимальная рабочая высота до 30 000 м. Вооружение состоит из от 2 до 5 неподвижных автоматических пушек (с калибром от 2,0 до 3,7 см) и баллистических, радиоуправляемых или самонаводящихся ракет класса „воздух-воздух“. Кроме того, по большей части, самолеты-истребители обладают обширным электронным оборудованием, таким как радар, устройство распознавания и др.

Тяжелые самолеты-истребители или истребители-бомбардировщики объединяют в себе полетную мощность и летные качества истребителей – высокую боевую скорость и скороподъемность, большую максимальную высоту полета, хорошую маневренность – и качества легких и средних бомбардировщиков – большую дальность полета, хорошее вооружение, высокую грузоподъемность, обширное электронное и радиолокационное оборудование. В своих боевых возможностях они отличаются высокой многогранностью. К числу их целевого назначения, кроме всего прочего, относятся действия по перехвату и штурму наземных целей, поиск подводных лодок, поддержка соединений кораблей и наземных боевых операций, боевое использование в качестве истребителя сопровождения или самолета-разведчика. Вооружение и оборудование соответственно отвечает поставленным задачам. Радиолокационные установки стандартные; вооружение состоит, как правило, из крупнокалиберных пушек и ракет (класса „воздух-воздух“ или „воздух-земля“), а также бомб и торпед в качестве бомбардировочного вооружения. Так как в фюзеляже этих военных самолетов нет свободного места, то бомбы, ракеты и дополнительные баки с топливом подвешены под и на концах крыльев. Скоростные показатели тяжелых бомбардировщиков находятся между числом Маха 0,2 и 2, максимальная высота полета – от 15 000 до 20 000 м, дальность полета – от 1500 до 4500 км.

Раньше существовали особые ночные истребители, которые применялись специально для ведения боевых действий в ночное время суток, так как были оснащены приборами для слепого полета. Большинство же современных самолетов истребителей являются всепогодными, т.е. они могут совершать боевые вылеты при плохих погодных условиях, а также ночью. Также, часто всепогодные самолеты-истребители называются тяжелыми истребителями, так как они в большинстве случаев двухместные и оснащены двумя двигателями.

Суть эффективной противовоздушной обороны заключается в том, чтобы „перехватить“ налетающего противника и помешать выполнению его боевой задачи, а следовательно уничтожить. Для этого нужны самолеты-истребители, обладающие хорошей взлетной мощностью, высокими скоростями, с большой максимальной высотой полета и хорошим вооружением, а именно истребители-перехватчики. Прежде всего, они дислоцируются по близости с границей промышленных центров и других охраняемых объектов.

Применение скоростных и высоколетающих боевых самолетов (бомбардировщиков) с реактивным двигателем значительно повысило требования, предъявляемые к скороподъемности, скорости и максимальной высоте истребителей-перехватчиков. Отсюда вытекают следующие мощностные характеристики: максимальная скорость от 2000 до 2500 км/ч, дальность полета составляет 2000-3500 км. Такие показатели требуют, при средней взлетной массе от 7 до 12 т, использование двигателей с тягой от 3000 до 5000 кгс, чья мощность может увеличиваться еще на 50% благодаря дополнительному сжиганию топлива. Для кратковременного ускорения, особенно при наборе высоты, могут служить дополнительные ракетные двигательные установки.

2) Самолеты-бомбардировщики (бомбардировщики)

Самолеты-истребители, в первую очередь, применяются для решения оборонительных задач, для бомбардировщиков же на первый план поставлены наступательные действия. Бомбардировщик – это большой, тяжелый военный самолет с несколькими турбореактивными двигателями (реактивные турбины или турбовинтовые двигатели). На коротких взлетных полосах или при чрезмерной загрузке бомбардировщики часто оборудуются вспомогательными стартовыми ракетами.

Перед бомбардировщиками стоит задача быстро и на большой высоте атаковать разрывными зарядами в форме бомб далеко расположенные цели. Из-за большой опасности при приближении к цели во вражеском районе все больше бомбардировщиков усовершенствуются до ракетоносцев, которые запускают ракеты на большом расстоянии от цели и дистанционно управляют до ее поражения, в то время как сам бомбардировщик находится за пределами района, который контролируется силами противника. Взлетная масса современных бомбардировщиков достигает 230 т, а полная тяга свыше 50 000 кгс или соответственно суммарная мощность приблизительно 50 000 л.с. Бомбовая нагрузка зависит от тактического радиуса действия; она составляет без дозаправки до 16 000 км, при дозаправке в воздухе и того больше. Высота полета достигает 20 000 м, а численность экипажа может составлять 12 человек. Скорость современных бомбардировщиков превышает отметку в 2000 км/ч; на данный момент проектируются бомбардировщики, которые будут иметь еще большую скорость. Оборонительное вооружение состоит из ракет, пулеметов и автоматических пушек.

Как и все виды самолетов, бомбардировщики также можно классифицировать по разным аспектам, например по бомбовой нагрузке и тем самым взлетной массе (легкие, средние и тяжелые бомбардировщики) или в зависимости от их боевого назначения (тактические и стратегические бомбардировщики).

Тактические бомбардировщики – это самолеты, которые предназначены для решения определенных частных задач оперативного ведения войны, а именно для тактических заданий. Под этим подразумеваются такие действия, которые меняют ситуацию на определенном участке фронта и подчиняют себе всю цель, а следовательно уничтожение в определенном районе сосредоточения вражеских войск, районов сбора, огневых позиций, аэродромов, путей подвоза и т.д.

Исходя из такой постановки задачи можно сформулировать основные требования к тактическим бомбардировщикам: высокая боевая скорость, бомбовая нагрузка до 10 т, предельная дальность полета до 6000 км. Вследствие этих требований определяются конструктивные особенности, которые можно резюмировать следующим образом: самолет с одним, двумя, тремя или четырьмя реактивными двигателями со взлетной массой от 20 до 50 т, с управляемым на расстоянии оборонительным вооружением или ракетами класса „воздух-воздух“, электронным и радиолокационным оборудованием, с прочным корпусом, способным выдерживать большие нагрузки при полете на малых высотах. Из всего этого можно утверждать, что тактические бомбардировщики имеют определенное сходство с тяжелыми истребителями, как по своим задачам, так и по параметрам.

Стратегические бомбардировщики. Стратегия – это наука о ведении войны в больших масштабах. Слово стратегический означает масштабные боевые действия. Этим также объясняется боевое назначение стратегических бомбардировщиков. Данные военные самолеты предназначены для выполнения боевых задач в глубоком тылу противника.

Все бомбардировщики оснащены радиолокационными приборами (радар) для поиска цели и определения местонахождения атакующих самолетов-истребителей. Боевой вылет совершается небольшими группами или в одиночку. Так как современные бомбардировщики имеют практически такую же скорость, как и истребители, одинаковую с ними дальность полета, а также значительную обороноспособность благодаря ракетам класса „воздух-воздух“, на сегодняшний день часто отказываются от прикрытия истребителями.

Впервые бомбардировщики стали применяться во время первой мировой войны в одиночку или в составе небольших групп. Во второй мировой войне происходили „массированные“ боевые вылеты в составе крупных групп, которые насчитывали несколько сотен бомбардировщиков и летели под прикрытием самолетов-истребителей. Тогдашние бомбардировщики имели несколько двигателей, были относительно медленными, рассчитанные на максимальную бомбовую загрузку и большое количество оборонительного вооружения. Современные же, напротив, сконструированы для большой дальности, высоты, а также скорости полета. В большинстве случаев самолеты-разведчики летели впереди и предназначались для поиска цели. В отличие от тогдашних бомбардировщиком они были оснащены радиолокационными приборами. Благодаря светящимся авиационным бомбам, сбрасываемых на парашютах происходило обозначение цели. Особым типом считался пикирующий бомбардировщик, который с большой высоты приближался к цели, затем в быстром пикирующем полете таранил ее, и с небольшого расстояния сбрасывал одну или несколько бомб. После этого бомбардировщик снова выравнивал свое положение в полете. После проектирования межконтинентальных ракет бытовало мнение, что стратегические бомбардировщики устарели. Но благодаря их усовершенствованию до ракетоносцев и до летящих стартовых установок в последнее время они снова приобрели свое значение.

3) Самолеты-разведчики (разведчики)

Это многоместные, легко вооруженные истребители или бомбардировщики (без бомбовой нагрузки), которые оборудованы аэрофотокамерами, радиолокационными приборами, часто приборами для передачи телевизионных сигналов или также корабельные самолеты для воздушной разведки, т.е. для разведки позиций, объектов и др. противника, территории и погодных условий в интересах всех частей собственных вооруженных сил. Раньше в зависимости от максимальной дальности полета и области применения различали самолеты-разведчики ближнего и дальнего действий. Сегодня же говорят, зависимо от боевого назначения, о тактических и стратегических разведчиках. Существуют специальные самолеты-разведчики для ведения артиллерийского огня с воздуха, для разведки местности в зоне обстрела собственной артиллерии благодаря визуальной разведке или аэрофотоснимкам, а также для контроля замаскированности собственной артиллерии. Такие самолеты называют артиллерийскими самолетами. Они относятся к разведчикам ближнего действия или тактическим разведчикам.

4) Военно-транспортные самолеты

Это большие самолеты, которые имеют от 2 до 8 двигателей и дальность совершения полетов от 3000 км и больше. Они имеют легкое вооружение или вообще не вооружены и предназначены для транспортировки предметов снабжения для войск (продовольствие, топливо, боеприпасы, оружие, также орудия, танки, транспортные средства и др.). Военно-транспортные самолеты применяются для высадки (десантирования) воздушно-десантных войск, а также перевозки войск при перегруппировках. Парк транспортных средств военно-транспортной авиации состоит из транспортных самолетов, грузовых планеров и вертолетов, которые оснащены соответствующим образом.



План:

    Введение
  • 1 Классификация самолётов
    • 1.1 По назначению
    • 1.2 По взлётной массе
    • 1.3 По типу и числу двигателей
    • 1.4 По компоновочной схеме
    • 1.5 По скорости полёта
    • 1.6 По роду посадочных органов
    • 1.7 По типу взлёта и посадки
    • 1.8 По роду источников тяги
    • 1.9 По надёжности
    • 1.10 По способу управления
  • 2 Конструкция самолётов
  • 3 История самолётов
  • 4 Интересные факты
  • Литература

Введение

Самолёт (он же аэроплан ) - летательный аппарат с аэродинамическим способом создания подъемной силы при помощи двигателя и неподвижных крыльев (крыла) и используемый для полётов в атмосфере Земли. (Далее в этой статье термин самолёт трактуется только в этом смысле.)

Самолёт способен перемещаться с высокой скоростью, используя подъёмную силу крыла для поддержания себя в воздухе. Неподвижное крыло отличает самолёт от орнитоптера (махолета) и вертолета, а наличие двигателя - от планера. От дирижабля самолёт отличает аэродинамический способ создания подъемной силы, - самолётное крыло в набегающем потоке воздуха создает подъемную силу.

Приведённое определение является «классическим» и актуальным для самолётов, существовавших на заре авиации. По отношению к современным и перспективным разработкам в авиационной технике (интегральные и гиперзвуковые аэродинамические компоновки, использование изменяемого вектора тяги и др.) понятие «самолёт» требует уточнения: Самолёт - летательный аппарат для полётов в атмосфере (и космическом пространстве (напр. Орбитальный самолёт)), использующий аэродинамическую подъёмную силу планера для удержания себя в воздухе (при полёте в пределах атмосферы) и тягу силовой (двигательной) установки для маневрирования и компенсации потерь полной механической энергии на лобовое сопротивление.


1. Классификация самолётов

Классификация самолётов может быть дана по различным признакам - по назначению, по конструктивным признакам, по типу двигателей, по лётно-техническим параметрам и т.д и т. п.

1.1. По назначению


1.2. По взлётной массе

Лёгкомоторный самолёт МАИ-223

  • 1-го класса (75 т и более)
  • 2-го класса (от 30 до 75 т)
  • 3-го класса (от 10 до 30 т)
  • 4-го класса (до 10 т)
  • легкомоторные
  • сверхлёгкие (до 495 кг)

Класс самолёта связан с классом аэродрома, способного принять самолёт данного типа.


1.3. По типу и числу двигателей

Звездообразный двигатель в разрезе

Компрессор турбореактивного двигателя (ТРД)

  • По типу силовой установки:
    • поршневые (ПД) (Ан-2)
    • турбовинтовые (ТВД) (Ан-24)
    • турбореактивные(ТРД) (Ту-154)
    • с ракетными двигателями
    • с комбинированной силовой установкой (КСУ)
  • По числу двигателей:
    • однодвигательные (Ан-2)
    • двухдвигательные (Ан-24)
    • трёхдвигательные (Ту-154)
    • четырёхдвигательные (Ан-124 «Руслан»)
    • пятидвигательные (He-111Z)
    • шестидвигательные (Ан-225 «Мрия»)
    • семидвигательные (К-7)
    • восьмидвигательные (АНТ-20, Boeing B-52)
    • десятидвигательные (Convair B-36J)
    • двенадцатидвигательные (Dornier Do X)

1.4. По компоновочной схеме

Классификация по данному признаку является наиболее многовариантной). Предлагается часть основных вариантов:

  • По числу крыльев:
    • монопланы
    • полуторапланы
    • бипланы
    • трипланы
    • полипланы
  • По расположению крыла (для монопланов):
    • высокопланы
    • среднепланы
    • низкопланы
    • парасоль
  • По расположению хвостового оперения:
    • нормальная аэродинамическая схема (оперение сзади)
    • летающее крыло (бесхвостый)
    • бесхвостка
    • типа «утка» (оперение спереди);
  • По типу и размерам фюзеляжа:
    • однофюзеляжные;
      • узкофюзеляжные;
      • широкофюзеляжные;
    • двухбалочной схемы («рама»);
    • бесфюзеляжные («летающее крыло»).
    • Двухпалубный самолёт
  • По типу шасси:
    • Сухопутные;
      • с колёсным шасси;
        • с хвостовой опорой;
        • с передней опорой;
        • велосипедного типа опорой;
      • с лыжным шасси;
      • с гусеничным шасси;
    • Гидросамолёты;
      • амфибии;
      • поплавковые;
      • «летающие лодки».

1.5. По скорости полёта

  • дозвуковые (до 0,7-0,8 Маха)
  • трансзвуковые (от 0,7-0,8 до 1,2 М)
  • сверхзвуковые (от 1,2 до 5 М)
  • гиперзвуковые (свыше 5 М)

1.6. По роду посадочных органов

  • сухопутные
  • корабельные
  • гидросамолёты
  • Летающая подводная лодка

1.7. По типу взлёта и посадки

  • вертикального (ВВП)
  • короткого (КВП)
  • обычного взлёта и посадки

1.8. По роду источников тяги

  • винтовые
  • реактивные

1.9. По надёжности

  • экспериментальные
  • опытные
  • серийные

1.10. По способу управления

  • пилотируемые лётчиком
  • беспилотные

2. Конструкция самолётов

Основные элементы летательного аппарата:

  • Крыло - создаёт при поступательном движении самолёта необходимую для полёта подъёмную силу.
  • Фюзеляж - является «телом» самолёта.
  • Оперение - несущие поверхности, предназначенные для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки самолёта.
  • Шасси - взлётно-посадочное устройство самолёта.
  • Силовые установки - создают необходимую тягу.
  • Системы бортового оборудования - различное оборудование, которое позволяет выполнять полёты при любых условиях.

3. История самолётов

Виктор Васнецов «Ковёр-самолёт», 1880 г.

В древнеиндийской литературе описаны летательные аппараты виманы. Имеются также упоминания летательных аппаратов в фольклоре разных народов (ковёр-самолёт, ступа с Бабою Ягой).

Первые попытки построить самолёт предпринимались ещё в XIX веке. Первым самолётом, построенным в натуральную величину в 1882 году и запатентованным, является самолёт Можайского А. Ф. Кроме того, самолёты с паровыми двигателями строили Адер и Максим. Однако ни одна из этих конструкций не смогла подняться в воздух. Причинами этого служили: слишком высокая взлётная масса и низкая удельная мощность двигателей - (паровых машин), отсутствие теории полёта и управления, теории прочностных и аэродинамических расчётов. В связи с этим самолёты строились «наобум», «на глазок», несмотря на наличие инженерного опыта у многих пионеров авиации.

Первым самолётом, который смог самостоятельно оторваться от земли и совершить управляемый горизонтальный полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года. «Флайер» продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Детище Райтов было официально признано первым в мире аппаратом тяжелее воздуха, который совершил пилотируемый полёт с использованием двигателя.

Их аппарат представлял собой биплан типа «утка» - пилот размещался на нижнем крыле, руль направления сзади, руль высоты спереди. Двухлонжеронные крылья были обшиты тонким небелёным муслином. Двигатель «Флайера» был четырёхтактный, со стартовой мощностью 16 лошадиных сил и весил всего (или целых, если оценивать с современной точки зрения) 80 килограмм.

Аппарат имел два деревянных винта. Вместо колёсного шасси Райты использовали стартовую катапульту, состоящую из пирамидальной башни и деревянного направляющего рельса. Привод катапульты осуществлялся с помощью падающего массивного груза, связанного с самолётом тросом через систему специальных блоков.

В России практическое развитие авиации задержалось из-за ориентации правительства на создание воздухоплавательных летательных аппаратов. Основываясь на примере Германии, русское военное руководство делало ставку на развитие дирижаблей и аэростатов для армии и не оценило своевременно потенциальные возможности нового изобретения - самолёта.

Свою отрицательную роль в отношении летательных аппаратов тяжелее воздуха сыграла и история с «Аэромобилем» В. В. Татаринова. В 1909 году изобретатель получил 50 тысяч рублей от Военного министерства для постройки вертолёта. Кроме того, было много пожертвований от частных лиц. Те, кто не мог помочь деньгами, предлагали бесплатно свой труд для воплощения замысла изобретателя. Россия возлагала большие надежды на это отечественное изобретение. Но затея закончилась полным провалом. Опыт и знания Татаринова не соответствовали сложности поставленной задачи, и большие деньги были выброшены на ветер. Этот случай отрицательно повлиял на судьбы многих интересных авиационных проектов - русские изобретатели не могли больше добиться государственных субсидий.

В 1909 году русское правительство наконец проявило интерес к самолётам. Было решено отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолёты своими силами. Конструировать самолёты поручили офицерам-воздухоплавателям М. А. Агапову, Б. В. Голубеву, Б. Ф. Гебауеру и А. И. Шабскому. Решили строить трёхместные самолёты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Никто из проектировщиков не только не летал на самолётах, но даже не видел их в натуре. Поэтому не приходится удивляться, что самолёты терпели аварию ещё во время пробежек по земле.

«Кудашев-1» - первый российский летающий самолёт

Крылатый Бенц . Русский аэроплан в кузове грузовика на Кавказском фронте первой мировой. 1916 год.

Первые успехи русской авиации датируются 1910 годом. 4 июня профессор Киевского политехнического института князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции.

16 июня молодой киевский авиаконструктор Игорь Сикорский впервые поднял свой самолёт в воздух, а ещё через три дня состоялся полёт самолёта инженера Якова Гаккеля необычной для того времени схемы биплан с фюзеляжем (бимоноплан).


4. Интересные факты

  • В 1901 году два профессора одного из университетов США «доказали», что летательный аппарат тяжелее воздуха принципиально никогда не сумеет оторваться от земли, что это подобно «перпетуум мобиле». Сенат США запретил Пентагону финансировать разработки, но через три года самолёт братьев Райт взлетел, что дало дорогу авиационным разработкам.
  • Гиперзвуковой самолет X-43A является самым быстрым самолётом в мире. Аппарат X-43A недавно установил новый рекорд скорости - 11230 км/час, тем самым превысив скорость звука в 9,6 раза. Для сравнения: реактивные истребители летают со скоростью звука или превышающей ее всего в два раза.

Литература

  • История конструкций самолётов в СССР - Вадим Борисович Шавров. История конструкций самолётов в СССР 1938-1950 гг // М. Машиностроение, 1994. ISBN 5-217-00477-0.
  • "ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА. Записки авиаконструктора." Л.Л.Селяков

Классификация самолетов может быть дана по различным признакам - по назначению, по аэродинамической схеме, по типу двигателей, по летно-техническим параметрам и т.п.

(аэродинамическая схема самолета, схема крыла, схема оперения, схема шасси, схема фюзеляжа, силовая установка).

Качества самолета и его эффективность определяются целым рядом характеристик и параметров,

наиболее важные из которых следующие:

взлетная масса,

масса целевой нагрузки,

максимальная скорость,

крейсерская скорость,

потолок,

дальность полета,

скороподъемность,

маневренность,

взлетно-посадочные характеристики,

надежность и безопасность эксплуатации,

ресурс.

Конструкция самолета должна отвечать многим требованиям, выработанным на основе многолетнего опыта

проектирования, производства и эксплуатации самолетов. Основным требованием всегда будет требование

обеспечения высокой эффективности самолета при

определенных затратах на его разработку, создание и эксплуатацию. Выполнение этого требования обеспечивается

высоким уровнем аэродинамического совершенства и

совершенства силовой установки, авиационного и радиоэлектронного оборудования самолета, достаточной

прочностью и жесткостью конструкции, высокой надежностью,

живучестью и безопасностью полета при заданном ресурсе самолета, его хорошими эксплуатационными качествами, а также высоким уровнем технологичности конструкции. Все эти требования должны выполняться при наименьшей массе конструкции и самолета в целом. Последнее требование является важнейшим для любого самолета, т.к. перетяжеление конструкции всегда приводит к увеличению

общей массы самолета и к снижению его эффективности.

карта маршрутов самолета Ил-96-300.

карта маршрутов самолета Ту-204

При изучении разделов комплекса можно дополнительно использовать источники:

Житомирский Г. И. Конструкция самолетов - М.: Машиностроение, 1995. - 416 с.

Гребеньков О.А. Конструкция самолетов. - М.: Машиностроение, 1984. - 238 с.

Егер С.М., Мишин В.Ф., Лисейцев Н.К. Конструкция самолетов. - М.: Машиностроение, 1983. - 616 с.

Шульженко М.Н. Конструкция самолетов - М.: Машиностроение, 1971. - 416 с. и др.

Для выполнения воинских воздушных перевозок используются различные транспортные самолеты и вертолеты военной и граждан­ской авиации.

С точки зрения перевозок транспортные самолеты и вертолеты можно классифицировать по назначению, грузоподъемности и типу установленных двигателей.

По назначению транспортные самолеты (вертолеты) подразде­ляются на пассажирские, грузовые и грузопассажирские.

Пассажирские самолеты предназначены в первую очередь для перевозок пассажиров, багажа и почты, для чего они имеют со­ответствующее бытовое оборудование, обеспечивающее удобства и комфорт пассажирам. Перевозки в них грузов можно производить в небольших количествах в багажниках, расположенных под полом пассажирской кабины.

Пассажирские самолеты гражданской авиации в зависимости от пассажировместимости, дальности полета и класса используемых аэродромов подразделяются на магистральные и самолеты местных воздушных линий.

Магистральные самолеты в свою очередь делятся на дальние (ДМС), средние (CMC) и ближние (ВМС).

К ДМС относятся: Ил-62, Ту-114 и первый сверхзвуковой пасса­жирский самолет Ту-144.

К CMC -Ту-154, Ту-104, Ан -10, Ил-18.

К ВМС - Ту-134, Ту-124.

К самолетам местных -воздушных линий относятся: Ан-24, Як-40, Бе-30, Ан-2.

Грузовые самолеты предназначены для перевозки грузов и техники, имеют специальное оборудование, обеспечивающее погрузку грузов и их крепление, а также необходимые климатические ус­ловия внутри грузовой кабины во время полета. В случае необходи­мости они могут оборудоваться съемными сиденьями для перевозки людей.

К грузовым самолетам относятся: Ан-24т, Ан-12, Ан-22 и верто­леты Ми-4А, Ми-8, Ми-6, Ми-10.

Грузопассажирские самолеты предназначены для перевозки пассажиров и грузов. В грузопассажирских самолетах имеются отдельные помещения для пассажиров (обычно верхний этаж) и грузов (обычно нижний этаж) или пассажирское оборудо­вание кабины выполняется легкосъемным, что позволяет в случае необходимости быстро приспособить самолет (вертолет) к комбини­рованной или чисто грузовой перевозке. Самолеты, приспособлен­ные к -быстрому переоборудованию из пассажирского в грузовой ва­риант, называются конвертируемыми самолетами.

По грузоподъемности транспортные самолеты и вертолеты подразделяются на легкие, с нормальной десантной нагрузкой до 11 т, - средние - до 20 т и тяжелые - более 20 т.

Легкие самолеты и вертолеты в работе органов военных сообще­ний используются сравнительно мало - лишь для выполнения от­дельных небольших перевозок или в условиях, когда в районе вы­грузки нет аэродромов, пригодных для посадки самолетов средней грузоподъемности.



Для воинских перевозок в настоящее время наиболее -широко используются средние самолеты: грузовые типа Ан-12 и пассажир­ские типов Ил-18, Ту-104, Ан-10 и Ту-154. Однако извест­но, что по мере увеличения грузоподъемности и пассажировместимости самолетов производительность труда работни­ков воздушного транспорта возрастает, а себестоимость перевозок снижается, создается возможность выполнить заданный объем пе­ревозок меньшим числом самолетов, что способствует уменьшению частоты движения самолетов в районах аэропортов и улучшает без­опасность полетов. Учитывая развитие воинских воздушных перевозок, есть все основания полагать, что для их выполнения все большее применение будут находить тяжелые транспортные самолеты грузоподъемностью 100 т и выше и пассажирские или конвертируемые самолеты вместимостью 300-500 человек и более.

По типу установленных двигателей современные транспортные самолеты и вертолеты подразделяются на имеющие газотурбинные (ГТД) и поршневые (ПД) двигатели.

Самолеты с газотурбинными двигателями в свою очередь делятся на имеющие турбореактивные двигатели (ТРД) и турбовинтовые (ТВД).

Самолеты с турбовинтовыми двигателями имеют гораздо меньший по сравнению с реактивными удельный расход топлива.

В настоящее время все большее распространение получают транспортные самолеты с двухконтурными турбореактивными двигателями (ДТРД), занимающими по экономичности промежуточное положение между ТВД и ТРД.

С дальнейшим ростом скоростей транспортных самолетов наибо­лее перспективными являются самолеты с бескомпрессорными во­здушно-реактивными двигателями, прямоточными (ПВРД) и пуль­сирующими (ПуВРД), имеющими при крейсерских скоростях поле­та, соответствующих числу М > 3, лучшие по сравнению с ДТРД эксплуатационные характеристики.

С точки зрения, ведомственной принадлежности транспортные самолеты (вертолеты) делятся на военные и самоле­ты (вертолеты) гражданской авиации.

На военных самолетах устанавливается дополнительное оборудование, связанное с выполнением боевых задач (вооружение, спе­циальное оборудование для парашютного десантирования войск, техники и грузов, система заправки топливом в полете и т. п.).

Летные геометрические и весовые характеристики, общая компоновка, применяемое оборудование, а также конструкция отдельных частей во многом определяются назначением самолета. По назначению все самолеты можно разделить на две большие группы: 1) гражданские и 2) военные.

Гражданские самолеты
Гражданские самолеты служат для перевозки пассажиров, грузов, почты и для обслуживания различных отраслей народного хозяйства. Они, в свою очередь, могут быть разделены на следующие основные типы.

1. Пассажирские самолеты, предназначенные для перевозки пассажиров, багажа и почты. В зависимости от дальности полета, количества перевозимых пассажиров, размеров и типа взлетно-посадочных полос эти самолеты делятся на магистральные и самолеты местных линии.

Магистральные самолеты в зависимости от дальности полета делятся на:
а) ближние с дальностью полета 1000…2000 км;
б) средние с дальностью полета 3000…4000 км;
в) дальние с дальностью полета 5000…11 000 км.

Самолеты местных линий подразделяются на:
а) тяжелые с числом пассажиров 50…55;
б) средние с числом пассажиров 24…30;
в) легкие с числом пассажиров 8…20.

2. Грузовые самолеты, основным назначением которых является перевозка различных грузов.

3. Самолеты специального назначения, применяемые в различных областях народного хозяйства. Это самолеты полярной, сельскохозяйственной, санитарной авиации, самолеты для геологической воздушной разведки, для охраны лесов от пожаров, для аэрофотосъемок и др.

4. Учебные самолеты, служащие для подготовки пилотов. Они подразделяются на самолеты первоначального обучения и переходные. Самолеты первоначального обучения — это двухместные самолеты, достаточно простые в освоении и технике пилотирования. Переходные самолеты служат, для обучения пилотов полетам на находящихся в эксплуатации серийных самолетах.

Военные самолеты служат для нанесения ударов с воздуха по военным объектам, коммуникациям, живой силе и технике противника в его тылу и в прифронтовой полосе, для защиты своих объектов.и войск от авиации противника, для высадки десантов, транспортировки войск, техники и грузов, для разведки, связи и л.

В зависимости от конкретного назначения военные самолеты можно разделить на следующие типы.
1. Бомбардировщики, назначением которых является нанесение бомбовых ударов по важнейшим объектам, узлам коммуникаций, местам сосредоточения техники и живой силы противника в его тылу.

2. Истребители, которые служат для борьбы с авиацией противника. Они, в свою очередь, могут быть разделены на несколько видов:
а) истребители сопровождения, предназначенные для защиты от авиации противника своих бомбардировщиков, выполняющих боевую задачу;
б) фронтовые истребители, обеспечивающие защиту своих войск от
авиации противника над полем боя и в прифронтовой полосе;
в) истребители противовоздушной- истребители перехватчики, назначением которых является перехват и уничтожение бомбардировщиков противника.

3. Истребители-бомбардировщики, снабженные бомбами, ракетным и пушечным вооружением и служащие для нанесения ударов по объектам в районе передовых позиций и в ближнем тылу противника и для уничтожения его авиации.

4. Военно-транспортные самолеты, используемые для высадки десантов, транспортировки войск, техники и различных, грузов.

5. Самолеты-разведчики, предназначенные для ведения воздушной разведки в тылу противника и над театром военных действий.

6. Вспомогательные самолеты, куда относятся самолеты-корректировщики, самолеты связи, санитарные и т.п.

Основные части самолета и их назначение
Основными частями самолета являются крыло, фюзеляж, оперение, шасси и силовая установка.

Крыло — несущая поверхность самолета, предназначенная для создания аэродинамической подъемной силы.

Фюзеляж — основная часть конструкции самолета, служащая для соединения в одно целое всех его частей, а также для размещения экипажа, пассажиров, оборудования и грузов.

Оперение — несущие поверхности, предназначенные для обеспечения продольной и путевой устойчивости и управляемости.

Шасси — система опор самолета, служащая для взлета, посадки, передвижения и стоянки на земле, палубе корабля или на воде.

Силовая установка, основным элементам которой является двигатель, служит для создания тяги.

Кроме этих основных частей самолет имеет большое количество различного оборудования. На нем устанавливаются системы основного управления (управления рулевыми поверхностями: элеронами, рулями высоты и направления), вспомогательного управления (управление механизацией, уборкой и выпуском шасси, створками люков, агрегатами оборудования и т.п.), гидро и пневмо оборудование, электро оборудование, высотное, защитное оборудование и др.

Классификация самолетов по схеме
Классификация самолетов по схеме производится с учетом взаимного расположения, формы, количества и типа отдельных составляющих самолет агрегатов. Схема самолета определяется следующими признаками:

1) количеством и расположением крыльев;
2) типом фюзеляжа;
3) расположением оперения
4) типом шасси;
5) типом, количеством и расположением двигателей.

Полностью охарактеризовать схему самолета можно лишь на основании всех этих пяти признаков. Классификация же лишь по одному или нескольким из них не может дать полного представления о схеме.

По количеству крыльев все самолеты делятся на бипланы и монопланы, а последние в зависимости от взаимного расположения крыла и фюзеляжа — на низко планы, среднепланы и высоко планы. По типу фюзеляжа самолеты делятся на одно фюзеляжные и двух балочные. В зависимости от условий взлета и посадки самолёты могут Иметь шасси колесное, лыжное, поплавковое. У гидросамолетов фюзеляж может выполнять функции и лодки. Встречаются смешанные схемы: колесно-лыжное шасси, лодка-амфибия.

В качестве основных двигателей на современных самолетах применяются поршневые и газотурбинные двигатели. Наибольшее распространение в настоящее время получили газотурбинные двигатели, которые, в свою очередь, делятся на турбовинтовые, турбореактивные, турбореактивные с форсажем и турбореактивные двухконтурные. Выбор типа двигателей, их количества и расположения определяется в значительной степени назначением самолета и оказывает существенное влияние на его схему.

Похожие публикации