Баган город где находится. Баган — удивительный город тысячи храмов


Страницы: 1

Баган - еще одна бывшая столица еще одного царства, когда-то существовавшего на территории современной Мьянмы. У берега Иравади на площади в 40 м2 сохранилось около четырех тысяч буддистских религиозных сооружений: храмов, ступ, рукотворных пещер. Почти все они построены с XI по XIII века в период расцвета царства. Вскоре, когда на эти земли пришли монголы, город был разграблен и пришел в упадок. Сейчас от него осталось лишь несколько деревень, разбросанных в округе. Около деревни Ньяунг-У есть аэропорт, из которого вечером следующего дня мы улетим в Янгон.

В Багане, Мьянма // gur-095.livejournal.com


Поезда

Полтора года назад я уже испытал радость путешествия на поезде в Юго-Восточной Азии. Тогда мы проехали за ночь около 250 километров с востока на запад острова Цейлон. Сейчас предстояло что-то похожее, только вот за 8 часов мы должны покрыть расстояние еще меньшее - всего в 150 километров, разделяющих Мандалай и город храмов Баган. Прикинув среднюю скорость и вспомнив состояние ланкийских вагонов первого класса с засаленными креслами и циклопических размеров тараканами, про мьянмарские вагоны я решил даже не думать, а принять их как необходимость. Альтернатив три - либо лететь самолетом, который преодолеет полторы сотни километров за двадцать минут и опустошит ваш кошелек на 100 долларов, либо ехать на автобусе - часов пять-шесть по бездорожью в тесном салоне. Третий вариант - спуститься на лодке по реке Ирравади. Есть "скоростная" лодка - путь займет около 9 часов и будет стоит долларов 40, и дважды в неделю есть "калоша" для местных - без всяких удобств, с циновками на палубе, зато в колоритной компании - 12 часов и 10 долларов. Поезд, билет на который в высший класс стоил 15 долларов, показался мне самым правильным вариантом. И вообще, я люблю поезда.

Поезд ночной, но спальных вагонов не предусмотрено. Люди здесь привычные к такому времени в пути, и удобно спать им, судя по всему, не полагается. Хотя в поезде Баган-Янгон стальные места есть. Но там-то ехать все девятнадцать часов, а нам всего-то восемь. Вагоны оказались сравнительно неплохими для Юго-Восточной Азии, лучше, чем те, в Шри-Ланке. По два широких мягких сиденья с каждой стороны, с трудом закрывающиеся окна, совсем не закрывающийся туалет вида "дырка в полу", потрепанный обшарпанный столик - вот и весь интерьер. Но в целом чисто.

Вскоре после отправления становишься настоящим буддистом. Осознается, что даже в спальном вагоне уснуть было бы проблематично - вагон уверенно раскачивает во всех плоскостях. Моментами подлетаешь сантиметров на пять, да так, что кажется, точно находишься в седле верхом на лошади. Вправо-влево вагоны раскачиваются относительно друг друга настолько сильно, что если смотреть на дверь следующего вагона, она в какие-то моменты будет перекрываться корпусом нашего вагона почти на треть. Перед самым опасным участком, когда казалось, что вагон вот-вот перевернется, по салонам прошли контролеры и попросили все тяжелые вещи снять с верхних полок. Интересно, какие законы физики нарушаются в Мьянме, что поезд при таких амплитудах остаётся на рельсах. Антон назвал это явление "Мьянмар шейк", чем здорово повеселил наших попутчиков.

С нами в вагоне ехал Эйри из Нью-Йорка, который путешествует по миру уже не первый месяц, и молодая пара из Страны басков. Антон достал бурбон из штата Кентуки, купленный в домодедовском дюти-фри и початый еще в Бангкоке. Эйри оживился, и разговор пошел. Чашка за чашкой наш американский попутчик рассказывал о своих приключениях в Европе и на Ближнем Востоке. Его особенно впечатлил самый высокий небоскреб мира Бурж Халифа в Дубаи, который, по его словам, был "so f*cking tall!".

Вскоре бурбон закончился, и все мы заснули в экстремальных позах. Баск спал в спальнике прямо на полу. Я устроился на два свободных сидения, продлив спальную плоскость своим чемоданом. Поезд медленно влачился сквозь дикую темноту. Ветки деревьев скребли по корпусу вагона и попадали в открытые окна. На редких остановках я слышал сквозь сон, как переговариваются между собой пассажиры, как мальчики на перроне кричат на своем округлом языке повторяющиеся фразы, предлагая купить какую-то снедь. Эти фразы я помнил потом еще долго, так и не зная, что они означают. И до сих пор иногда вдруг всплывают в памяти эти бирманские голоса, подслушанные на неведомых полустанках. В пять утра, когда еще едва светало, поезд прибыл в Баган.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Затерянный мир

Накрапывал мелкий дождь. В полудреме рассвета виднелись силуэты пагод. Их были десятки. Нет, их были сотни вокруг! Перед тем, как пойти смотреть на одно из самых необычных мест в мире, мы решили пару часов поспать в гостинице после ночного переезда. Но я никак не мог уснуть. Мне не терпелось увидеть Баган. А еще я вспоминал Тин Зу и Маа Зи и мальчика Ни-Ни из Инвы. Мне все представлялось, как там они, изо дня в день, на пристани. Наверное, если приехать туда через пару лет, то можно будет без труда отыскать их в деревне, на том же месте. И подарить им фотографии.

// gur-095.livejournal.com


Немного практической информации: остановиться можно либо в новом Багане, либо в Старом. Последний находится в самом сердце археологической зоны, вблизи всех самых интересных достопримечательностей. Новый Баган - поселение в трех с половиной километрах южнее от старого, небольшой поселок, жители которого зарабатывают на туризме и скотоводстве. Гостиниц немного, в сезон спрос превышает предложение, поэтому цены достаточно высоки, а бронировать номер надо заранее - через booking или agoda.com (бюджетных предложений совсем мало), либо через местную турфирму. В старом Багане остановиться дороже, чем в Новом.

// gur-095.livejournal.com


По Багану правильно передвигаться на велосипеде или на повозке. Я уже почти смирился с дождем, но внезапно распогодилось и выглянуло солнце. Было решено брать велосипед. Аренда обошлась в 2 доллара в день. Мне, как большому любителю велотуризма, было очень интересно испытать себя на просторах Мьянмы. Антон не садился на велосипед много лет, и было видно, что сначала он был не очень рад затее, с опаской поглядывая на видавший виды двухколесный транспорт. Байки были и правда древними, с изогнутым рогами рулем и почти нерабочими тормозами. Но пока доехали до Нового Багана, приноровились.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Провинциальный Баган в отличии от шумного Мандалая - рай для туристов. Все, что существует вокруг, сделано по сути для них и для многочисленных паломников, которые приезжают в эти намоленные места со всей буддистской Азии. Туристов много, большинство приехали по элитным индивидуальным турам, но есть и бэкпекеры из Западной Европы и Америки. Соотечественников замечено не было, кроме одного интересующегося местной культурой мужчины в вечернем баре, но тот знал, зачем сюда приехал.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Туризм развивает не самые лучшие черты у местного населения. Такие наивные и искренние люди из Мандалая здесь уже активные дельцы, которые всеми правдами и неправдами пытаются завоевать расположение вашего кошелька и обогнать в этом своих конкурентов. Конечно, до арабских купцов им еще расти и расти, но девушкам, продающим сувениры, уже больше интересны не вы сами, а то, сколько у вас с собой денег. Хотя и здесь на рынках человеческие отношения случаются. Одной девчушке я подарил несколько рублевых монет в качестве сувенира, она улыбнулась, убежала куда-то и принесла мне в ответ открытки из Багана, пожелали друг другу удачи. А вот в самой знаменитой здесь пагоде Швезигон, сплошь позолоченной огромной ступе, мне совсем не понравилось. Уже на подступах к ней идет бойкое соперничество за иностранцев. Женщины-торговки в летах нападают на путника как коршуны, играют в тонкие психологические игры, всучивая ему какую-то безделушку и называя это подарком. Потом чуть ли не силой усаживают напротив из прилавка и предлагают кучу всего ненужного. Отвязаться от них оказалось сложным занятием. А внутри самого двора пагоды тоже орудуют проходимки: представляясь работницами храма, заманивают непонимающих иностранцев в какую-то клетушку с Буддой, якобы посмотреть на статую, делают вид, что совершают некий обряд, после этого требуют за него денег. Были посланы успешно. Да, здесь совсем не те наивные девушки-красавицы и мальчишки с добрыми глазами, которые нам встречались в Мандалае. Недаром чувствую я - массовый туризм, он до добра не доводит. Хотя и хорошо оздоровляет экономику.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Туристы с гидами ходят в основном по проторенным дорогам вокруг самых знаменитых и древних храмов. Но если вы на велосипеде, это дает огромный простор в познании Багана. Просто сверните на любую проселочную грунтовку, удаляясь от основной дороги, и вы увидите все то же великолепие, только вокруг не будет ни души.

// gur-095.livejournal.com


На некоторые ступы можно подняться по ступенькам. С их тесных террас открываются космические виды. Большое туристическое развлечение здесь - наблюдение заката с одной из таких ступ. Про нее написано во всех путеводителях, и обычно вечером она полна желающих увидеть световое представление, что не способствует его правильному восприятию. А ведь таких ступ со ступеньками несколько, стоит просто поискать.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Сейчас тысячи пагод, огромных и совсем крохотных, странными артефактами утопают в траве среди тропического редколесья. Большинство никак не поддерживается и продолжает разрушаться временем и землетрясениями. Некоторые храмы восстанавливают и даже надстраивают, что, на мой взгляд, не всегда идет на пользу атмосфере места. Наверное, стоит их защищать от исчезновения, но никак не подновлять позолотой и мрамором - тогда не потеряется мистическая суть древнего покинутого города.

// gur-095.livejournal.com


И недели не хватило бы, чтобы насладиться этим местом. Осмотрев основные храмы из путеводителей, можно забраться глубже, уехать, куда глаза глядят и найти там не менее интересные храмы: изучать, удивляться, чувствовать себя настоящим первооткрывателем.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Вечером в старом Багане приятно посидеть в каком-нибудь ресторане за тарелкой риса и кружкой пива. Найти в Багане место, комфортное для европейского желудка, труда не составляет. В отличии от того же Мандалая, где в миллионном городе рестораны с европейскими условиями (не говорим даже про еду) можно отыскать лишь при паре-тройке крупных гостиниц, здесь кафе - на каждом шагу. Подают в основном, конечно, местную кухню, но адаптированную - не такую острую, не такую специфичную. Мы попробовали салат из чая - диковинное блюдо, о котором я даже не слышал. Дело в том, что Бирма единственная страна, где чайный лист не только заваривают, но и едят. Никогда бы не подумал, что это даже будет вкусно! Что до пива, то местное Myanmar beer, показалось нам очень похожим на настоящий хмельной напиток: плотное, пенистое, ароматное. С какой бы опаской я не относился к азиатским маркам пива, Maynmar beer - совсем уж неожиданное открытие. То ли колониальные традиции англичан уверенно законсервировались после их ухода, то ли здесь еще не поняли, что пиво можно разбавлять для получения большей прибыли, но качество действительно удивляет. Еще есть менее приятное Mandalay Beer, с необычным сладковатым привкусом.

Просидеть в этих заведениях можно допоздна, вот только если вы на велосипеде и живете в Новом Багане - вам не повезло. Три с половиной километра в кромешной тьме нам дались с трудом. Дороги здесь освещаются только звездами и луной, а в пасмурный день их вовсе не разглядеть. После девяти трафик на дорогах пропадает, и ехать жутковато. На середине пути нами даже заинтересовался полицейский патруль. Справившись о том, кто мы такие и куда держим путь, полицейские пристроились позади, принялись нас сопровождать и освещать путь фарами, пока мы не свернули на проселок к своей гостинице.

// gur-095.livejournal.com


Справедливости ради и для особо сомневающихся надо сказать, что с безопасностью в Мьянме все хорошо. Многие мои знакомые, когда-то что-то слышавшие про Бирму, уверяли, что здесь военное положение, стрельба и бандитизм. Во-первых, надо понимать, что объективной информации оттуда очень мало: большинство западных, да и не только, государств настроено к существующему режиму Мьянмы негативно, поэтому события, происходящие там, будут преподноситься соответствующим образом, в виде раздутого из мухи слона. А во-вторых, все события из недавних весенних сообщений о неспокойствии в Бирме, происходили только в приграничном с Бангладеш штате Ракхайн, и касались межконфессиональных и бытовых трений между буддистами и мусульманами-рохиджья, что не имело никакого отношения ни к туристам, ни к большей части страны в целом. Для правильной оценки актуальной ситуации в стране лучше пользоваться инсайдерскими источниками. Вот, например, блог русского резидента Янгона , который раньше жил в Перьми.

Уровень преступности, особенно по отношению к иностранцам, уверенно стремится к нулю. Карманных краж, пропаж вещей из номеров гостиниц и прочих мелких проблем вовсе нет: для людей, живущих здесь, буддизм - это не просто слово. Большинство из этих людей не будет делать зла другим, дабы не учинять проблемы своей карме. Мы чувствовали себя в Мьянме в абсолютной безопасности, намного безопаснее, чем ощущаем себя в Москве. Но о разумных правилах безопасности, конечно, забывать не стоит.

Летайте самолетами местных авиалиний

Аэропорт находится километрах в семи от Старого Багана, около деревни Ньяунг-У. Во всех расписаниях он так и будет значиться - аэропорт Ньяунг-У. Здание, стилизованное под буддистскую храмовую архитектуру, выглядит серьезно. Я ожидал увидеть здесь нечто вроде ветхого ангара с расположенной рядом старой взлетно-посадочной полосой, который посоперничал бы в убогости с рекордсменом моего личного рейтинга - аэропортом сербского города Ниш, а увидел я живой новый терминал, полный иностранных туристов.

Здание-то новое, но мы в Мьянме. В зале вылета у служащих не видно ни одного компьютера. Хотя с недавнего времени со скрипом работает wi-fi. Расписание рейсов написано маркером на белой доске. За стойками регистрации от руки выписывают посадочные талоны и бирки на багаж. Нам торжественно объявляют, что рассадка в салоне свободная. Чемодан забирает грузчик, а нас отправляют ждать объявления рейса. Работник улыбается во весь рот и, не скрывая эмоций, показывает на новые, видимо, только недавно установленные мониторы LG - наш рейс появится на них!

// gur-095.livejournal.com


Авиация в Мьянме представлена несколькими авиакомпаниями, выполняющими рейсы в основном на старых турбовинтовых самолетах ATR. Маршруты между главными аэропортами страны у всех компаний строятся одинаково - самолет летит из Янгона по кругу - либо по часовой, либо против часовой стрелки - садясь в промежуточных пунктах, высаживая и подсаживая пассажиров и через 15 минут снова взлетая, точно воздушная маршрутка. Янгон-Озеро Инле-Мандалай-Баган-Янгон. Еще самолеты летают на север - в горные провинции у подножья Гималаев; в новую столицу Мьянмы Нейпьидо; на побережье в Нгапали бич и куда-то на юг, в небольшие городки. Но в Мьянме надо быть начеку, рейсы часто отменяют, переносят, поэтому за день до вылета стоит уточнять положение дел в каком-нибудь турагентстве.

// gur-095.livejournal.com


Перед самой посадкой народ загоняют в накопитель перед гейтом. Там пассажиры ждут, пока подъедет автобус, а о готовности посадки объявляет специальный человек с номером рейса в руках. Он бегает по залу, машет табличкой и громко называет пункт назначения и авиакомпанию.

Летели с AirBagan. Самолеты вопреки ожиданиям не убитые, хорошие. Внутри чисто, уровень обслуживания вполне обычный. В пути, правда, попали в грозу и нехилую турбулентность. За окном сверкало. Небольшой самолет, как лодчонку во время бури, швыряло мощными потоками во все стороны, и пришлось понервничать. Но через час с небольшим мы уже приземлились в Янгоне.

gur_095
19/02/2014

Страницы: 1


Когда говорят Мьянма, многие даже не знают, в какой стороне это находится. А эта страна — соседка всем известного Таиланда. Раньше эта экзотика называлась Бирмой – душная и жаркая, иногда пыльная, но не менее желанная. Так что если будете отдыхать в Таиланде, советуем нанести визит в Мьянму, где намного меньше путешественников, но зато есть множество памятников архитектуры.

Город Баган, возведенный древними людьми, дожил до наших дней и сегодня, как никогда, привлекает внимание многих туристов. Часто называется «городом тысячи храмов», хотя их там на самом деле около четырех сотен, и влечет к себе туристов, маня своей особенной атмосферой.

Удивительный Баган

Сегодня это застывший каменный город, где главный герой – каменные здания – наполовину одухотворенные пагоды, буддистские храмы, ступы. Здесь же находятся и самые красивые из всех храмов мира. Этот, уже уснувший навсегда город, в далеком прошлом был политическим, культурным и религиозным центром Бирмы. Сейчас остались только отголоски былого величия, к которому стремятся любители утонченной экзотики. Река Иравади – самая большая в Мьянме – держит свой путь мимо Багана и отважные путешественники к заветному городу могут добраться именно по ней. Гораздо интереснее попасть в этот заветное место рекой на маленьком пароме, чем прибыть банально самолетом или автобусом. Эта река величественно украшает окрестности и среди развалин не раз напомнит что вечное, а что проходящее.

История города

В былые великие времена этого города, люди в нем жившие и ходившие меж храмов, чувствовали всю свою приземленность в сравнении с ошеломляющим торжеством этих строений. А сейчас в точности наоборот, ты не чувствуешь себя никчемным и выцветшим, ты сильный и свободный там, где уже все рассыпается. Но тебя все равно не покидает какая-то тайна, разгадка которой уже не за горами.

Наблюдаешь за осколками древней цивилизации и чувствуешь себя настоящим археологом, который отыскал целый город и боится поверить верит своим глазам, чтобы не разрушить и малой части этих сокровищ. Но хочется дальше участвовать и открывать новые горизонты.

Мистика города

Руины придали окрестностям некое мистическое очарование. Азиатская архитектура и заброшенность этих мест увлекают некой утонченностью, но без угрюмости так присущей старым развалинам. Удивительное томление плавно растеклось в местном воздухе, причем независимо от времени суток. Завитки местных храмов разительно отличаются от любых мировых архитектурных течений, и только присматриваясь к ним, ты можешь постичь сильное различие в культурах Запада и Востока. Покажется, что изгиб каждого сооружения, которое тебя обступает, хочет что-то внушить или повлиять на твой разум.

Смотровая площадка

Для самых глубоких впечатлений забирайтесь повыше, чтобы посмотреть на открывающийся шикарный вид. Подъем на храмовую площадку – пункт номер один для туристов в Багане. От восторга у вас перехватит дыхание! При восходе солнца, как только первые капли солнца начнут падать на строение, вы подумаете, что тайна наконец-то открыта.

Но даже вид с самой высокой точки поблекнет в сравнении с полетом на воздушном шаре. Полет над городом храмов и руин, где выступают витиеватые верхушки — незабываемое зрелище. Ты не просто окунешься в атмосферу, ты прочувствуешь, как она создана.

К огромному сожалению, не все здания в городе сохранились и не разрушились временем. Некоторые были восстановлены, но без учета их первоначального вида, что и не дало Багану войти в список наследия ЮНЕСКО. Также сюда уже начинает приближаться цивилизация с современными шоссе и туристическими развлечениями. Так что спешите сюда с визитом, пока в Багане ещё царит таинственная древность.

Отдых в Багане: всем по карману

Среди всех городов Мьянмы Баган идеально подходит для путешественников, независимо от времени года. Здесь нет дождливого сезона, поэтому город можно исследовать круглогодично. Сказывается близость тропиков: дневная температура может достичь 40 градусов, а ночью опускается до 27 ̊С. Для беглого тура можно посетить самые известные почитаемые храмы. Все обожают храм Shwesandaw, где каждый вечер собирается толпа зевак.

Сегодняшний Баган условно делится на три части: северо-восточная, северо-западная (Старый Баган) и юго-западная (Новый Баган). На северо-востоке самый большой выбор бюджетных , покушать можно буквально за копейки, но находятся такие заведения далеко от центральных достопримечательностей. В Новом Багане обычно останавливаются туристические группы, здесь располагаются гостиницы классом выше. Старый Баган обслуживает, как правило, состоятельных туристов, жилье здесь дорого, но и находятся рядом с архитектурными памятниками.

Баган (Паган ) - главная достопримечательность государства Мьянма (Бирма) , которую обязательно нужно посетить, путешествуя по стране. Тысячи старинных буддийских храмов и пагод, словно проросшие семена, рассыпанные в поле с древних времен, предстают взору на многие километры, погружая в таинственный мир и восхищая туристов со всего света. Рай для историков и паломников, позитивная энергия, одно из наиболее интересных и неповторимых мест не только в Мьянме, но и за ее пределами.

История Багана

Баган до недавнего времени был не столь известен в мире, как, например, храмовые комплексы в Камбодже или на индонезийском острове Ява, но по своей художественной ценности находится в одном ряду с ними. В 850 г. князь по имени Пьинбу (этническое происхождение его неизвестно) основал на месте небольшой крепости Паган столицу своего владения. Удачное расположение - на пересечении торговых путей - закономерно дало импульс развитию города. К XI в. под его властью находилась вся территория современной Мьянмы. Когда в 1057 г. король Аноратха (1044-1077 гг.) присоединил к своим владениям соседнее государство монов, Паганское королевство стало одним из крупнейших и влиятельнейших в Юго-Восточной Азии.

Аноратха конфисковал священные буддийские Палийские рукописи, хранившиеся в столице монов - городе Татоне, переселил в Паган буддийских монахов, художников и ремесленников. Буддийское учение Тхеравада стало государственной религией. Затем Аноратха попросил помощи в Шри-Ланке, также придерживающейся Тхеравады, и оттуда тоже прибыли монахи. Анаратха был также большим ценителем всего прекрасного и разумного. Постепенно Паган превратился не только в религиозный центр, но и в один из крупнейших центров торговли, культуры, науки и искусства, в городе были университет и несколько библиотек. Развивались фольклорный театр, этнические музыкальные жанры, живопись, в том числе фресковая, замечательные образцы которой можно увидеть в храмах Пагана. Велись исторические хроники Мьянмы.

При короле Чанзитхе (1084-1113 гг.) Паган переживает расцвет: идет грандиозное храмовое строительство. Каждый новый король считал своим долгом добавить несколько храмов и пагод к уже имеющимся. Приближенные царя, да и просто богатые люди, старались не отставать, каждый хотел построить хотя бы одну ступу, пусть небольшую. Но внутренние распри ослабили страну, с XIII в. начинается период упадка королевства, оно стремительно теряет свои территории и приходит в упадок под ударами пришедших с севера монголов. В 1369 г. паганский король упоминается в исторических хрониках последний раз. Жители столицы постепенно покидают ее.

Давно заросли улицы города, разрушились деревянные строения, но буддийские храмы и ступы сохранились. В течение многих лет Мьянма была закрытой страной по внутриполитическим причинам, и Паган соответственно тоже - terra incognita. Сейчас ситуация меняется, туристов из-за рубежа и паломников здесь становится все больше. К Пагану нет железной дороги, лишь один небольшой аэропорт расположен вблизи него, так что трудности с посещением города есть и у жителей Мьянмы, но тем не менее это сейчас одно из самых почитаемых мест в стране. По некоторым данным (правда, у многих историков они вызывают сомнения), первым европейцем, увидевшем Паган, был Марко Поло (1254-1324 гг.), в его записях есть описания города, войны с монголами, но, возможно, это изложение чужих рассказов.

Затем город выпадает из поля зрения европейцев вплоть до XVIII в., когда до него добрался англичанин Сайме, увидевший уже разрушающийся Паган и зарисовавший его. Английские офицеры и миссионеры начинают посещать город, но не задерживаются здесь. Мьянма (а тогда она называлась Бирма) была самой дальней окраиной Британской империи. В 1885 г. Бирма официально стала английской колонией под названием Британская Бирма. Для Пагана наступила эпоха авантюристов и алчных грабителей, пытавшихся вывезти всё, вплоть до целых фрагментов фресок, а в первую очередь, конечно, золото.

Ученые - археологи, историки, искусствоведы - пришли в Паган только в начале XX в., но настоящее изучение Пагана началось только после обретения Бирмой независимости от Великобритании, и это произошло в 1948 г.

Баган, археологический памятник Мьянмы

Археологический памятник Мьянмы - руины города Паган (Баган) находится в центре страны, в 145 км на юго-запад от города Мандалай , на плато западного, левого берега полноводной и самой крупной реки Мьянмы Иравади , истоки которой находятся на юго-восточных склонах Гималаев. Территория Пагана тянется приблизительно на 13 км вдоль берега реки.

В Пагане не найти и двух одинаковых храмов - каждый по-своему уникален. Почти в каждом крупном храме есть колокол. Если загадать желание и ударить в колокол три раза, то желание непременно сбудется.

Сейчас обжитая часть Пагана - всего лишь небольшая деревня, в то время как храмы и пагоды раскинулись на площади более 40 км 2 . Храмы разбросаны без какой-либо системы. Некоторые заросли кустарником, другие стоят на открытом месте, а иные скрыты под сенью пальм. Большинство их сложено из красного кирпича и белого камня, наиболее значимые - покрыты листовым золотом.

Подходы к наиболее известным храмам заасфальтированы, и вокруг этих ступ всегда много торговцев и людей, желающих быть проводниками: помочь за скромное вознаграждение подняться по лестнице, посветить фонариком. Однако сохранилось огромное количество заброшенных храмов, затерянных в бескрайних полях Багана. Многие из них разрушены, некоторые реставрируются, а некоторые и по сей день представляют собой площадку для археологических изысканий. Ниже приведены фотографии находок, обнаруженных автором этой статьи за время пребывания в этом удивительном городе.

Чаще всего храмы имеют симметричную форму, четыре алтаря и четыре выхода, ориентированных по сторонам света. Есть «губьяучжи» - пещерные храмы с лабиринтами коридоров, покрытых фресками. Из огромного количества пагод и ступ всех размеров и форм самые яркие, крупные, запоминающиеся в Багане — Мануха .

Достопримечательности Багана

Ананда (Ananda Pahto)

Один из первых великих храмов Багана, остается и поныне одним из наиболее привлекательных и часто фотографируемых. Этот шедевр монского архитектурного стиля, с некоторым северо-индийским влиянием, отражает переход от раннего к среднему периоду бирманской архитектуры. Располагающаяся к востоку от старых городских стен, внушительных размеров белая конструкция доминируют над окрестностями. Храм сильно пострадал во время разрушительного землетрясения 1975 г. и тщательно восстанавливался.

Храм был построен в период с 1090 по 1105 г. во время правления короля Чанзиттха (Kyanzittha) и призван символизировать нескончаемую мудрость Будды. Храм вдохновлял и последующих правителей на возведение прекрасных сооружений. Он отличается совершенством пропорций и симметричностью форм. Периметр храма представляет собой квадрат, каждая сторона которого - 53 м.

Основной массив здания состоит из террас с окнами. Центральная башня достигает в высоту 51 м. Здесь самое большое в Багане количество терракотовых изразцов, а также 4 впечатляющие позолоченные статуи стоящего Будды высотой 9,5 метра, изготовленные из тика и направленные к 4 сторонам света. Однако только 2 статуи (направленные на север и юг) - подлинные, и являются ровесниками здания. Две другие - это копии, созданные для замены разрушенных во время пожара ок. 200 лет назад. В западной части святилища установлены статуи основателя и настоятеля храма Ананда. На пьедестале западного портала видны отпечатки стоп Будды. Первоначально, стены храма были украшены настенной живописью и фресками, однако до наших дней сохранилось немного. В январе, 3 дня во время полной луны проводится ежегодный фестиваль (Ananda Paya Festival).

Суламани (Sulamuni Pahto)

Храм был построен в 1181 году по приказу короля Нарапатиситху и являет собой сочетание двух стилей бирманской архитектуры: раннего и средневекового стиля. Для первого характерны горизонтальные и плоскостные объекты экстерьера, для второго напротив вертикальное направление. Такое сочетание желает храм очень необычным и интересным для туристов.

Храм стоит на террасе и имеет два этажа, что придает ему сходство с пирамидой, его кирпичная кладка считается одной из лучших в Багане. Храмовый комплекс окружает высокая стена, когда-то к её внутренней стороне примыкали сотни монашеских келий, но до наших дней они не сохранились. Пагоды находятся по углам основной террасы.

Внутри храм Суламани представляет собой образец декоративных традиций Багана: резные карнизы, фронтоны и расписные стены. Все это сегодня восстановлено мастерами в первозданном виде.

Дхаммаянджи (Dhammayangyi Pahto)

Гигантский, похожий на одну из древних пирамид храм Дхамаянджи - один из крупнейших буддийских храмов Бирмы, крупнейший по площади храм Багана, построен во второй половине XII века.

Храм Дхаммаянджи построен в 1167 г. королем Наратху (1167-1170 гг.), известным своим жестоким нравом - он убил отца и задушил брата. По злой иронии судьбы, в своем храме Наратху и погиб, убитый заговорщиками. Дхаммаянджи виден практически из любой точки Пагана, он напоминает ступенчатую пирамиду и издали кажется мощной крепостью. Внутри его много сумрачных коридоров, и Будды не золотые, как обычно, а раскрашенные в разные цвета.

Швезигон (Shwezigon Paya)

Ансамбль является одним из крупнейших и наиболее почитаемых буддийских комплексов в Бирме. В святилище Швезигона находятся великие реликвии буддизма: лобная кость Будды и его зуб (впрочем, возможно, что это копия священного зуба, хранящегося в храме «Зуба Будды» в Канди). Эти реликвии - дары Швезигону от сингальского правителя Виджаябаху I (1059-1144), усердного защитника учения хинаяны - одного из толкований буддизма, получившего распространение в Бирме во времена царя Аноратхи. По преданию, король Аноратха велел поместить налобную повязку самого Будды на спину белого слона, сказав: «Там, где слон упадет на колени, будет построена ступа для хранения священных реликвий». Слон опустился на колени на том месте, где сейчас стоит Швезигон. Это единственный храм, сохранивший свое золотое убранство с древних времен. Снаружи он светлый и легкий, но внутри слабо освещен, полон таинственности.

Центром храмового ансамбля является Швезигон-четия - ступа, воздвигнутая на трех больших террасах, возведенных на восьмиугольном многоступенчатом цоколе. Террасы и цоколь золотой ступы первоначально служили для процессий паломников, которые должны были обходить ступу вокруг, поднимаясь и переходя с террасы на террасу. Такие же процессии устраивались и в Боробудуре. Этот обход ступы по часовой стрелке - прадакшина - являлся для буддийских паломников способом выразить почтение к этому месту, посвященному памяти Будды. Специально для этих процессий вокруг Швезигон-четии устроен широкий обход, вымощенный каменными плитами. По углам, на парапетах террас, находятся небольшие кирпичные храмы - уменьшенные копии верхушки ступы. Три террасы опоясаны плитами из покрытой глазурью терракоты, на которых изображены религиозные буддийские сюжеты.

Центральную ступу окружают многочисленные каменные и деревянные постройки, храмы и павильоны различного назначения - для молитв, отдыха и т. д. Деревянные храмы увенчиваются резными многоярусными крышами - пьятта. На территории ансамбля находится множество изваяний демонов-охранителей храма. Предметами поклонения служат 37 статуй натов - древнебирманских языческих божеств, причудливо смешавшихся в Швезигоне с буддийскими святынями.

Татбинью (Thatbyinnyu Pahto)

Массивный и величественный храм Татбинью — это самый высокий храм Багана. Он находится к западу от храма Ананда, в пределах городских стен, к северу от ворот Тог. Высота Татбинью составляет 61 метр, длина каждой стороны – 58 метров. Он был построен около 1150 году в период правления короля Алаунситу. Отличительные особенности храма — многоуровневый архитектурный дизайн в индийском стиле и художественная кирпичная кладка.

В средние века Татбинью был не просто храмом, а целым религиозным комплексом. На первом этаже располагался монастырь, на втором – библиотека. Верхнюю часть здания занимали святилище и ступа. Здание сильно пострадало во время землетрясения в 1979 году, поэтому сейчас вход на верхние террасы для туристов запрещен.

Хтиломинло (Htilominlo Pahto)

Представляет собой храм высотой 46 метров, который имеет сходный архитектурный стиль с Суламани. Он был построен королем Хтиломинло, также известным как Надаунгмьяр. Легенда гласит, что когда король Нарапатиситу задумался о выборе преемника, он решил кинуть жребий, расположив пятерых своих сыновей вокруг белого зонтика в центре. Раскрутив зонтик, он доверился судьбе. Зонтик указал на Хтиломинло, который по и был выбран, став следующим королем.

Храм был построен на месте, где был выбран король Хтиломинло, который, вероятно, выстроил его в знак признательности богам за свое избрание. Снаружи храм покрыт барельефами различных мистических существ. Внутри посетители смогут увидеть четыре больших изваяния Будды, расположенных в каждой стороне храма.

Швезандо (Shwesandaw Paya)

Была построена в 1058 году при короле Аноратха для того, чтобы поместить сюда подаренный королём государства Баго волос Будды. Сама пагода не так архитектурно изыскана, как остальные, но именно с нее открывается потрясающий вид на Баган.

Для того, чтобы увидеть закат с неё, придётся подняться по крутым ступеням вверх. И причём, чем выше, тем круче ступени. Во время заката все стоящие в округе храмы и пагоды окрашиваются в розовато-золотистый цвет, который просто невозможно передать фотоснимками.

Gawdawpalin Pahto )

— один из величайших храмов в Багане, построенный королем Нарапатиситу и завершенный его преемником Хтиломинло. Это двухэтажное здание высотой 55 метров, но несмотря на то, что масштаб храма довольно впечатляющий по сравнению с другими, его архитектурный стиль не столь изыскан.

Существует легенда, что во время царствования король Нарапатиситу, возомнив о себе, самонадеянно провозгласил себя божественной особой, чьи заслуги превосходят заслуги предков. В качестве наказания боги послали ему слепоту, и ему удалось прозреть только после того, как он, выстроив храм, искупил свои грехи.

Самый необычный храм Пагана построен Манухой, пленным королем побежденных монов. Мануха был почетным пленником, ему оставили слуг, часть казны и разрешили построить храм. Он представляет собой три приставленных друг к другу куба, лишенные каких бы то ни было украшений. Но пустоты внутри нет, все пространство занимает статуя сидящего Будды; голова его упирается в потолок, локти - в стены; для того чтобы пройти в следующее помещение, надо протискиваться между стеной и ладонью статуи.

В следующих залах - снова статуи, которым явно мало места. Особенно впечатляет лежащий Будда, и он так стеснен, что кажется, будто комната служит ему гробом. Этот стиснутый стенами Будда - будто бы сам Мануха, выразивший таким образом протест против неволи.

Город Баган – это Мьянма в миниатюре. Уникальный древний комплекс состоит из нескольких тысяч буддистских культовых памятников – пагод, ступ, храмов.

Ранее это была столица средневекового королевства. Множество памятников на его территории еще не идентифицированы, еще больше – не реставрированы, хотя процесс этот идет очень активно.

Некоторые из строений Багана принадлежат к числу особо почитаемых буддистских святынь. В них, как и во всей Мьянме , сохраняются священные реликвии – частички мощей Будды или принадлежавших ему вещей, либо «заверенные копии» таких реликвий (есть в буддизме и такая традиция!).

Древняя Бирма

Баган (признан археологическим парком) ныне производит странное впечатление, поскольку в нем стоят только культовые сооружения. На деле все очень просто – они были выстроены, по традиции, из камня и кирпича, а жилые строения из дерева.

Оно не пережило веков и разрушительного влияния деятельности человека (в том числе многочисленных войн), а камень хотя бы относительно устоял. По этой причине в городе сохранилось мало буддистских монастырей – их чаще тоже строили из дерева.

Экскурсии по Багану обычно совершают на коляске с лошадью (пешком ходить затруднительно – площадь памятника 42 кв.км!). есть и еще более экзотический вариант – осмотр панорамы с воздушного шара. В некоторые отреставрированные храмы открыт доступ.

Главные достопримечательности

Их здесь много, выбрать основные непросто. Но наиболее уважаемые все же есть.

Храм Ананда Пайя несет в себе черты как местной, так и индуистской архитектуры. Выстроен он в XII веке. С ним связывают довольно типичное для архитектурных шедевров предание о казни строителей – буддистских монахов из Гималаев – чтобы они более не построили ничего подобного.

Пагода (ступа) Швезигон (Золотая пагода) – одна из самых почитаемых не только в Мьянме, но и в мире. Она сооружена в XI веке. По сути, пагода представляет собой целый храмовый ансамбль, призванный дать возможность паломникам почитать целых три заключенных здесь реликвии. Ступа сооружена на трех террасах, украшенных покрытыми глазурью плитами, изображающими разные эпизоды из жизни Будды.

С этой пагодой связано также довольно обычное для Юго-восточной Азии почитание белого слона. По легенде, такой слон остановился как раз на этом месте. У него на спине были закреплены священные реликвии.

Является своеобразной загадкой Багана, поскольку внутри имеется изображение Брахмы – бога-творца индуистов. Хотя буддисты весьма терпимы к другим верованиям, все же изображать в своих храмах чужих богов им несвойственно.

Храм Шинбинтальянг может похвалиться громадной статуей лежащего Будды – длина ее 18 м. Это самое большое лежащее изваяние в Багане.

Перечислить все достопримечательности Багана не получится – их слишком много. Весь город представляет собой одну сплошную достопримечательность.

Похожие публикации