Архитектура эстонии. Архитектура Эстонии Информацию О
До 1561 г. Эстония входила в состав владений Ливонского ордена, а после его ликвидации оказалась под властью Швеции, Дании и Польши. С 1629 г. она вся находилась под властью Швеции, а в начале XVIII в. была присоединена к России. Все это, а также международные торговые связи Эстонии обусловили связи ее архитектуры с архитектурой других стран на протяжении XVI - 1-й половины XIX в. Внутренними причинами, влиявшими на развитие эстонской архитектуры, были развитие ремесел и торговли и зарождение в XVI в. капиталистических отношений, способствовавших возвышению бюргерства, и вызванные этим изменения в области мировоззрения (сказавшиеся в церковной реформации и распространении лютеранства). Войны XVI, XVII и начала XVIII в., ведшиеся и на территории Эстонии, препятствуя развитию архитектуры и ограничивая строительство, вызывали в то же время строительство укреплений.
Так, в 1532-1558 гг. в Таллине на юг и северо-запад от старой крепостной стены были возведены новые укрепления с бастионами, такой же бастион появился перед Вирускими воротами, а перед Карьяскими воротами появилась новая башня для артиллерии. В Нарве на рубеже XVI и XVII вв. к старой крепостной стене были пристроены новые бастионы.
Жилых зданий в это время строилось мало; больше перестраивались старые, что относится и к загородным усадьбам. Построенный в конце XVI в. дом Оржеховского в Тарту, известный по рисунку XVII в., имел фасад из трех частей, каждая из которых завершалась своим щипцом с волютами в духе нидерландско-немецкого Ренессанса. Близки к этим формам были и общественные здания Таллина XVI в. - не существующее теперь здание городских весов (1554) с высокой крышей, сдвоенными окнами и медальонами между ними и так называемый Государственный зал, пристроенный в 1590 г. к западной стене передней части Вышгородского замка.
Самым ценным памятником архитектуры Ренессанса в Эстонии является фасад таллинского дома Черноголовых (рис. 1), построенный в 1597 г. таллинским мастером А. Пассером (бывшим также и строителем крепостей, и скульптором, выполнившим в 1595 г. надгробный памятник П. Делагарди в таллинском соборе). Узкий симметричный фасад дома Черноголовых, увенчанный высоким щипцом с волютами, расчленен горизонтальными поясами и украшен порталом и рельефами: Христа и аллегорий Правосудия и Мира в щипце, герба Черноголовых над порталом, гербов важнейших ганзейских городов в междуэтажном поясе, голов короля Сигизмунда и королевы Уны во фронтонах нижних окон и скачущих Черноголовых в доспехах на плитах в простенках верхнего этажа. Церквей в это время строилось мало. Иоанновская церковь в Нарве (1641-1651, мастер З. Гофман Младший), предельно простая снаружи, зальная, трехнефная, имела круглые сужающиеся кверху столбы на высоких постаментах.
Со 2-й половины XVII в. в связи с более спокойной исторической обстановкой строительная деятельность оживляется и в архитектуре более заметными становятся формы барокко, на первых порах сдержанного, родственного северной Германии и влиявшим на нее Нидерландам.
В некоторых городах новая застройка велась по регулярному плану, как в увеличенном более чем вдвое Пярну с новой центральной площадью перед старыми Рижскими воротами и параллельной реке главной улицей. При реконструкции Нарвы после пожара 1659 г. новая застройка, придавшая городу большую целостность, велась по старым улицам. В 1686 г. по проекту видного шведского военного инженера Э. Дальберга были начаты постройкой новые укрепления Нарвы в виде пояса с шестью бастионами, не законченные к 1704 г., когда город был взят русскими. Также остались незаконченными укрепления Таллина, начатые постройкой в 1627 г., и укрепления Тарту. В Пярну от пояса из семи бастионов сохранились построенные по проекту Дальберга монументальные Таллинские ворота. В Курессааре, получившем права города в 1563 г., все четыре бастиона сохранились до наших дней.
Жилищное строительство XVI в. лучше всего представлено постройками Нарвы, восстанавливавшейся после пожара 1659 г. Дома были двухэтажными с гладкими стенами, резными каменными порталами в нидерландском духе и эркером-башенкой посреди фасада, на углу или на обоих углах, как можно видеть в доме бургомистра Шварца, построенном в 1686 г. мастером Ю. Тейфелем (рис. 2). В Пярну дома имели еще старозаветные высокие щипцы, но их детали иногда были барочными. Самым монументальным был дом Таубе в Тарту (1688), известный по рисунку того времени и имевший более широкий фасад, расчлененный пилястрами, и монументальную лестницу перед входом.
Пышные порталы и наружные лестницы были свойственны и общественным зданиям того времени - вроде ратуши в Нарве, построенной Ю. Тейфелем в 1670-х годах, с редко расставленными пилястрами фасада, стройной башенкой 1727 г. и скульптурными украшениями портала работы фламандского мастера Г. Миллиха (рис. 3). Близка к ней по формам и биржа в этом городе, законченная в 1704 г. по проекту архитектора и скульптора И. Г. Херольдта. В Пярну. в 1669-1688 гг. по проекту шведского архитектора Н. Тессина Старшего был перестроен для нужд университета прежний орденский замок. Новый фасад, известный только по рисункам, отличался строгостью и лаконизмом, характерными для этого архитектора. В Курессааре в 1663 г. было построено здание для городских весов, а в 1670 г. была построена ратуша со скромным барочным порталом.
Сдержанный, близкий другим странам Северной Европы характер архитектуры был к началу XVIII в. традиционным для Эстонии, почему присоединение ее к России в начале XVIII в. не вызвало резкого перелома в ее развитии, хотя строительство казенных зданий, руководимое из Петербурга, и постройка в некоторых эстонских городах отдельных зданий по проектам петербургских и московских архитекторов оставили свой след. Но все же большая часть эстонских построек 1710-1770-х годов следовала старым традициям, сочетая их с некоторыми элементами рококо.
Среди немногочисленных жилых домов этого времени характерен дом на улице Уус, 15 в Таллине (1751, рис. 4). В нем на фоне гладких стен, прорезанных довольно крупными окнами, с мелкими переплетами выделяется изящный портал в формах рококо. Но в это время чаще строились примитивные деревянные дома в предместьях. Более интенсивным было дворцовое и усадебное строительство. Особое место занимает дворец в Кадриорге в Таллине, построенный в 1718-1725 гг. петербургскими архитекторами Н. Микетти и М. Земцовым (рис. 5). Убранство его фасадов имеет несколько плоскостной характер, свойственный петербургской архитектуре времени Петра I, но убранство главного зала с двумя монументальными каминами значительно богаче и родственно в некоторых отношениях североитальянскому барокко.
Но в других дворцах, возводившихся в усадьбах, видно больше сходства с образцами немецкого позднего барокко, особенно в их интерьерах. Это относится к усадебным домам в Сааре с интересным барочным залом и в Сагади, построенному в 1750 г. мастером Валлем и имевшим изящное убранство зала. В 1753 г. был построен дом в усадьбе Палмсе, а в 1755 г. - в усадьбе Хийу-Сууремыйза. В 1760-1770-х годах был перестроен старый орденский замок в Пыльтсамаа (рис. 6), интерьеры которого были отделаны в формах рококо в 1772-1774 гг. под руководством берлинского мастера И. М. Граффа, работавшего и в Латвии, где он отделывал интерьеры дворцов Бирона в Елгаве и Рундале, построенных Растрелли.
Связи с поздним немецким барокко видны и в здании губернского правления в Таллине, законченном постройкой в 1773 г. по проекту Я. Шульца, но интерьер зала этого здания выполнен уже в духе раннего классицизма. Лишь православная Екатерининская церковь в Пярну является образцом позднего русского барокко (1768, московский архитектор В. Яковлев). Лютеранская Елизаветинская церковь в том же городе (1747), построенная рижскими мастерами И. X. Гютербоком и И. X. Вюльберном, очень скромна, но имеет интересный портал. В Таллине в 1779 г. по проекту И. Гейста был построен барочный верх колокольни Преображенской церкви и в те же годы на кладбище Мыйгу сооружены барочная капелла Мантейфеля и ряд более скромных капелл на кладбище Копли.
Более заметными стали связи с русской архитектурой в 1770-1840 годах - в пору классицизма, хотя и с немецкой архитектурой связи не прерывались. Для Эстонии это время было временем экономического подъема, расширения внешней торговли, оживления строительства и расцвета архитектуры, соответствовавшего тому расцвету, который переживала в это время и архитектура всей Российской империи.
Проводившиеся русским правительством в широком масштабе работы по перепланировке городов коснулись и Эстонии, будучи особенно заметными в городах, пострадавших от пожаров (Тарту, 1775). По регулярному плану велось и строительство нового уездного города Выру. В жилищном строительстве новые черты больше всего сказывались в фасадах, тогда как планировка домов часто следовала старым традициям. Кое-где применялась и традиционная композиция фасадов с высокими щипцами, украшенными волютами. Иногда фасады членились пилястрами в верхних этажах; нижний этаж рустовался, а среднюю часть здания венчали фронтон или аттик. Таков дом на Ныукогудевяльяк, 8 в Тарту, где в рисунке оконных наличников еще видны отзвуки барокко (рис. 7).
Чаще фасады жилых домов не имели пилястр, но их довольно богатое убранство заключалось в наличниках окон, фризах и лепных гирляндах, розетках и медальонах. По общему характеру эти фасады близки архитектуре домов в северогерманских городах, уроженцами которых были многие мастера, работавшие тогда в Эстонии. Таковы таллинские дома на улице Уус, 10 (1791), на улице Пикк, 19 (рис. 8), на улице Рааматукогу, 2 с богатым убранством фасада, на улице Кохту, 2 (1798), некоторые дома в Курессааре, Пярну, Выру, Хаапсалу и др.
Усадебные дома этого времени обычно имеют три ризалита, средний, более широкий иногда увенчан фронтоном. Фасады зачастую членятся пилястрами, но портики еще редки. Примерами усадеб этого времени являются не сохранившаяся усадьба в Паде (арх. Ж. Б. Валлен Деламот), усадьбы в Сауэ, Ээсмяэ, Рягавере, Роозна-Аллику-Мыдрику и др. Из общественных зданий этого времени нужно отметить здание суда в Таллине, начатое постройкой в 1784 г. по проекту И. Моора, очень строгое по архитектуре и похожее на усадебный дом своими парадным двором и флигелями, а также ратушу в Тарту (1789, арх. И. X. Вальтер, рис. 9) со скромным убранством фасада и башенкой на коньке крыши. В те же годы были построены многочисленные почтовые станции и корчмы. Из церквей того времени более интересны лютеранская церковь в Валге, начатая постройкой в 1787 г. по проекту рижского архитектора К. Хаберланда, но законченная лишь в 1816 г., и церковь в Выру (1793, рис. 10). Наконец следует отметить Каменный мост в Тарту, законченный в 1783 г. (возможно, по проекту французского инженера Перроне) строением средней части, напоминающий триумфальную арку.
Период позднего классицизма (1800- 1840) был для Эстонии временем еще большего оживления строительства. В это время велись работы по улучшению санитарного благоустройства городов и упорядочению их застройки, в чем положительную роль сыграло распоряжение 1809 г. о применении разработанных в Петербурге альбомов «образцовых фасадов» жилых домов. Расширялось и жилищное строительство, особенно в Тарту, где основание университета в 1802 г. способствовало росту города.
Ведущими архитекторами были И. В. Краузе, И. А. Кранхальс Старший и Г. В. Гейст. Фасады жилых домов этого времени были строгими, даже торжественными. Их украшали лишь пилястры с фронтонами в центре и филенки с орнаментом между окнами первого и второго этажей. Таковы дом на улице Ныукогудевяльяк, 16 (арх. И. В. Краузе) и не сохранившиеся дома на улицах Калуры, Яама, Александри и др. Особняк на улице Кохту, 8 в Таллине еще монументальней благодаря своему шестиколонному ионическому портику (1811-1814, арх. К. И. Янихен).
Среди общественных зданий того времени заслуживают внимания главное здание Университета в Тарту (1804-1809, арх. И. В. Краузе, рис. 11) с рустовкой нижнего этажа, шестиколонным тосканским портиком и ионической колоннадой актового зала и построенная тем же архитектором в 1804-1805 гг. ротонда университетского анатомического театра (флигеля, 1825-1827). Видную роль в облике Тарту играли торговые ряды, законченные, в 1821 г. (рис. 12). Их колоннада замыкала одну из сторон прямоугольной площади с однотипными фасадами окружавших ее зданий и памятником фельдмаршалу Барклаю де Толли работы В. И. Демут-Малиновского в центре. В 1-й половине XIX в. продолжали строить почтовые станции и корчмы (рис. 13). Гладкие стены, упрощенные колоннады и высокие крыши придавали облику этих построек своеобразный сельский характер.
Усадебные дома этого времени по своей планировке и убранству фасадов и интерьеров приближались к дворцам. Портики теперь стали почти обязательными для новых домов и часто пристраивались к старым, а на дворовых фасадах стала обычной ротонда. Увеличилось число помещений. Появились комнаты для приема гостей и для игр, библиотеки, картинные галереи, зимние сады и т. п. Большой зал украсился внутренней колоннадой, хорами для музыкантов и галереей для оркестра. Из эстонских усадебных домов этого периода наиболее интересны дом с ротондой в Хыреда (около 1812 г., рис. 14), дом в Рийзипере с красивым залом (1821), дома в Саку (около 1820 г.), Райкюла, Мяо и др.
Среди церквей начала XIX в. интересна православная Никольская церковь в Таллине - кубическая с куполом и двумя колокольнями и портиком западного фасада (рис. 15). Проект ее был сделан петербургским архитектором Л. Руска в 1807 г., но, видимо, был изменен городским архитектором Шаттеном, построившим церковь в 1822-1827 гг.
Период классицизма в Эстонии был очень плодотворным и оставил большое количество ценных в художественном отношении построек, которые наряду с готическими придают как городам, так и сельским местностям страны своеобразный облик.
Глава «Архитектура Эстонии XVII - первой половины XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII - первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова.
Пример эстонской национальной архитектуры Эстонская национальная архитектура состоит из нескольких традиционных стилей народной архитек … Википедия
Основная статья: Культура Эстонии Содержание 1 Начало XX века 1.1 Литература 1.2 Архитектура … Википедия
Содержание 1 Начало XX века 1.1 Литература 1.2 Архитектура … Википедия
В начале XX вeкa в архитектуре Эстонии популярным стал модерн. Примером этого стиля является здание театра «Эстония» в Таллине, здание Института зоологии и геологии Тартуского университета и др. Важные события в Эстонии Эстонский язык стал… … Википедия
Доля русскоязычных среди всего населения Эстонии (по данным переписи 2000 года) Русский язык в Эстонии является, по данным переписи … Википедия
Доля русских среди населения Эстонии в 2010 году по данным департамента статистики Эстонии Русские (эст. venelased) крупнейшее национальное меньшинство в Эстон … Википедия
История школьного образования в Эстонии начинается с первых монастырских и соборных школ, появившихся в XIII XIV веках. Первый букварь на эстонском языке был издан в 1575 году. Старейшим университетом Эстонии является Тартуский университет,… … Википедия
Эстония. Расположена на северо западе Европейской части СССР. Древнейшие сооружения на территории Эстонии, хижины, покрытые дёрном или берёстой по коническому жердевому каркасу, относятся к 3 2 му тысячелетию до н. э. В 1 м тысячелетии до … Художественная энциклопедия
Почтовая марка СССР из серии «Столицы союзных республик» (1990), посвящённая Таллину … Википедия
- (эст. Vana Pääla mõis, нем. Taubenpöwel) … Википедия
Книги
- Сергей Квач. Графика, живопись, архитектура, дизайн , Наталья Квач. Сергей Квач родился 25 мая 1956 года в г. Урене Горьковской области. В 1975 году закончил художественное училище и в 1980-Архитектурно-строительный институт в Нижнем Новгороде (бывшем г.…
Сегодня - немного видов современных построек города Тарту и на этом пока рассказы о нем завершим. Здесь будут как вечерние кадры, снятые 2-го апреля, так и сделанные на следующее утро, 3-го апреля. Поскольку условия не слишком благоприятствовали фотографированию, особых шедевров под катом не будет, а вот на архитектуру посмотреть стоит. ;-)
Начну рассказ с научного центра с необычным названием Аххаа, который вы видите на фото выше. К сожалению, внутри центра мы не были, так как оставался еще месяц с небольшим до его открытия... Но приведу здесь с сокращениями текст одной статьи, рассказывающей о его чудесах (отсюда):
Научный центр Ahhaa начал свою деятельность 1 сентября 1997 года как проект Тартуского университета. С 2000 года Ahhaa работал в помещениях Тартуской обсерватории, а с 2009 года – в торговом центре Lõunakeskus в Тарту и на площади Свободы в Таллинне.
Для тех, кто не знает, что это такое
Задача Аhhaa – популяризировать научные открытия и достижения, делая информацию о них доступной для самой широкой аудитории: от маленьких детей до их прабабушек и прадедушек. В фойе нас встретила Нино Фещина, директор по маркетингу, которая и была нашим гидом, рассказывая о том, что уже сделано, а что еще предстояло смонтировать, установить, отрегулировать и тому подобное.
2.
Новые ощущения ожидают посетителей уже в вестибюле: достаточно попробовать посидеть на скамейке, утыканной массажными шариками разных размеров. Вообще местам для сидения – гибким шезлонгам, принимающим форму тела, табуретам-волчкам, диванчикам-гамакам – в новом Ahhaa уделяется особое внимание. Это и понятно, ведь после многочасового хождения по залам ногам нужен отдых.
Но если по порядку, то после вестибюля посетитель попадает в кассу. Во время нашего посещения она, конечно, еще не работала, но нам рассказали, что билетов как таковых в Ahhaa не будет: проходить через турникет придется, приложив палец к специальному сканеру. Естественно, что ваш отпечаток попадет в базу данных при оплате входа. Так делается во многих интерактивных музеях мира, например, в американском Disney World. В научном магазинчике можно будет купить не банальные сувениры, а научно-развлекательные, а значит, полезные. В ресторанчике-закусочной тоже будут подавать не гамбургеры, а салаты и свежевыжатые соки. И, наконец, экспозиция. В ее монтаже приняли участие американские, немецкие и японские наладчики.
3. Издали выглядит чем-то космическим:
Сфера, башня и велосипед
Нино проводит нас в один из просторных залов, в центре которого находится огромный серебристый ажурный шар. Это – сфера Хобермана, которая может уменьшаться и увеличиваться на глазах. Шар будет висеть под куполом и удивлять посетителей своими спонтанными изменениями. А пока инженеры из США заканчивают его монтаж: нужно успеть к открытию! Рядом с шаром – башня Хеэге высотой девять метров, на которую каждый легко поднимет себя сам, что мы и попробовали сделать. Забавно чувствовать себя ребенком, особенно когда тебя не видят собственные дети: можно отчаянно визжать от восторга, смешанного со страхом. Именно так вели себя взрослые тети и дяди, запертые в бешено крутящейся центрифуге, которая находится как бы на антресолях этого круглого зала.
Тут же, на девятиметровой, вровень с башней Хеэге, высоте находится эффектный и совершенно безопасный аттракцион: велосипед, с которого невозможно упасть. На этом велосипеде, закрепленном на тросе с противовесом в виде ядра весом в 200 килограммов, может прокатиться «над пропастью» даже тот, кто не осмеливается сделать это на асфальте. Тут же, рядом, находится таинственный лифт в подземелье. Представьте себе: вы заходите в якобы обычный лифт. Стены кабины тут же преобразуются в 3D-картинку, и в динамике начинает звучать голос, повествующий о науке геологии. Внезапно происходит «короткое замыкание», лифт начинает двигаться вниз, к центру Земли, и вы видите, как за стенками изображение подземных городских коммуникаций в разрезе сменяется срезом земной коры, и так все глубже и глубже, в центр Земли...
4.
Яблоки Ньютона в окне, цыплята в инкубаторе, звезды на стенах
В одном из вестибюлей в двухэтажном окне установлена семиметровая конструкция, в ассоциативной форме иллюстрирующая ньютоновский закон всемирного тяготения. Разноцветные шарики (чем не яблоко Ньютона!) поднимает наверх моторчик, а оттуда они сами спускаются вниз, приводя в движение различные замысловатые конструкции. «Этот экспонат приехал из Германии, – рассказывает Нино Фещина. – Когда его устанавливали, на улице собралась толпа, так был интересен сам процесс монтажа!»
В новом доме Ahhaa во время нашей экскурсии многие помещения еще пустовали: химические лаборатории, залы, где будут демонстрировать научно-популярные фильмы и играть веселые спектакли труппы специальных театров, физического и химического. Был уже готов зеркальный лабиринт, в котором мы с удовольствием заблудились, натыкаясь друг на друга и на зеркала. В отдельном зале расположен огромный Водный мир, который тоже приобретен в Германии. Ласково журчала вода, а мы, забыв про диктофоны и фотоаппараты, принялись нажимать на кнопки и рычаги, запуская и заставляя замирать на месте тугие струи.
В этом же зале должен быть установлен муравьиный дом – прозрачный контейнер, заглядывая в который, можно наблюдать за сложной и насыщенной событиями жизнью муравьев. А также здесь устроят самый настоящий... инкубатор. Наблюдение за тем, как развивается куриный эмбрион, вплоть до того момента, когда цыпленок вылупляется на белый свет, безусловно, очень понравится посетителям.
5. Интересная отделка стен - простая и эффектная:
В этом же зале будут работать передвижные выставки. Так, в конце мая ожидается прибытие уникальной выставки под названием Robot Zoo. Созданные в США с анатомической и даже физиологической точностью, движущиеся механические муха, утконос, жираф, саранча и многие другие существа, вплоть до динозавра, прибудут к нам из Израиля – после триумфального путешествия по всему миру. Уникальная выставка продлится около полугода, поведала нам Нино.
Самый дорогой по исполнению и очередной эффектный экспонат нового Ahhaa – необыкновенный планетарий. Очутившись в небольшом зале с великолепной акустикой, мы могли себе вообразить, как после открытия попавшие сюда зрители окажутся в центре звездного неба, где можно будет рассмотреть самые мелкие и далекие звездочки, слушая при этом прекрасную музыку, заказав ее на свой вкус... Конечно, это только имитация, но какая точная! Не зря автор проектора звездного неба, инженер из Японии Охира Такаюки, получил за эту работу диплом Книги рекордов Гиннесса. Он приехал на монтаж оборудования лично и руководил работой, обещая успеть к открытию. Зато на крыше здания будет оборудована настоящая мини-обсерватория.
6. Козырек с балконом решены оригинально:
7 мая – день X
Заканчивая нашу экскурсию, директор по маркетингу Нино Фещина сказала: «Коллектив надеется, что к открытию успеют подготовить все экспонаты. В день мы ждем тысячу посетителей, а за год хотим, чтобы новый Ahhaa посетило 100 000 человек». В интерактивном центре будут работать двадцать специально обученных гидов-инструкторов, которые готовы общаться с посетителями, кроме эстонского и русского, еще и на финском, английском, латышском, немецком языках. Все экспонаты, наделенные голосом, тоже «разговаривают» по меньшей мере на русском, эстонском и английском.
Новый дом Ahhaa открылся 7 мая в 9 вечера и первые трое суток проработал в режиме нон-стоп.
После открытия центра мы связались с Нино Фещиной, и она рассказала, что открытие прошло отлично, планетарий пользуется огромным успехом, время для его посещения бронируют заранее. Все работает, вертится и крутится, как положено. Круглосуточный режим работы оправдал себя, потому что многие люди просто не хотели уходить. К утру 8 мая центр посетило 888 человек
7. Вид на центр от башни-улитки:
8-9. "Башня-улитка", по-эстонски - Тигуторн, вечером и утром следующего дня:
10-11. Посмотрим же на отдельные детали башни:
12-13. Виды гаражной части комплекса:
14. Входы в башню:
15. Обычно архитекторы акцентируют вход порталом или навесом. Здесь главный акцент - цветом:
16. А вот так это выглядело при ночном освещении:
17. Башня в городе видна издалека:
18. Зрелище незабываемое. Когда я впервые увидела башню, то удивилась такому зиккурату:
19. Еще один вид издалека:
20. Напротив башни-улитки поблескивал своей обшивкой еще один центр - торговый или нет, не знаю:
21. Приближаюсь к нему:
22. И оглядываюсь оттуда на башню. Снимок справа сделан со стороны автовокзала:
23. Давно мечтала сделать такой кадр с освещенным концом:
Теперь покинем башню и перейдем к другим постройкам Тарту.
Рыночный мост (Turusild)
Пешеходный вантовый мост был построен в 2003-м году. Мост предназначен только для пешеходов, велосипедистов и маленьких мопедов. Он соединяет район Аннелинн и городской рынок. Мост имеет длину 251,5 метра и 7 пар вантов. Приблизительная высота от поверхности воды составляет 7,5 метров.
Turusild - лучшее строение 2003 года в Тарту, получившее титул события года.
http://www.dorpat.ru/index/rynochnyj_most_turusild/0-16
24. Вантовый мост поздно вечером:
25. И утром:
26. Арочный мост (Kaarsild)
Там, где более полтора столетия соединял берега реки Эмайыги знаменитый Каменный мост, в 1959 г. был построен арочный мост для пешеходов, железобетонные арки которого опираются на фундамент разрушенного Каменного моста.
http://www.dorpat.ru/index/arochnyj_most_kaarsild/0-15
27. И один из самых красивых новых мостов Тарту:
Мост Свободы (Vabadussild)
В ходе работ по вскрытию котлованов при строительстве моста Vabaduse через р. Эмайыги в г. Тарту были обнаружены интересные археологические находки, датированные 19-м веком (топоры, стеклянные бутылки, гвозди, сохранившиеся от ранее существовавшего на этом месте деревянного моста). Также здесь были найдены несколько немецких мин, сохранившихся в грунте со времен Второй мировой войны.
В 2006 г. ОАО «Трансмост», выиграв «идейный» конкурс на проектирование моста в г. Тарту, разработал рабочую документацию к нему и в 2007 г. Эстонский филиал фирмы «Tilts» приступил к его строительству. ОАО «Трансмост» осуществлял авторский надзор за строительством.
30.07.2009 в Тарту состоялось торжественное открытие нового автомобильно-пешеходного моста через реку Эмайыги. Мост Свободы, строительство которого продолжалось более двух лет, перекинут через реку и соединяет улицы Лай и Вене. Название нового моста было предложено городской комиссией по культуре и уже использовалось в документах мэрии. Мост оснащен изменяемой подсветкой. Стоимость моста длиной 90 и шириной 18,75 м составила 161 045 951 крону.
Мемориальная доска на мосту гласит:
«Мост Свободы
Мост построен 30 июля 2009
Заказчик - городская управа Тарту
Проектировщик - ОАО «Транс-Мост»
«Санкт-Петербург»
Строитель - SIA Tilts „Riia”»
Таллинн пользуется популярностью среди путешественников, но, зачастую, из них мало кто знает, чем он отличается от других европейских столиц. Кто-то скажет, что он похож на Хельсинки, кому-то он напоминает Прагу. В XIX веке его называли Северным Неаполем, но на самом деле Таллинн всегда остается Таллинном.
А стоит выйти из Старого города и через дорогу - ультрамодный квартал Ротерманна, а дальше - старинное предместье Каламая. Оно застроено в основном деревянными домами, в которых раньше жили рыбаки. Сегодня это один из самых известных хипстерских районов Европы.
В районе Кадриорг барочный дворец соседствует с современным художественным музеем KUMU. А рядом – живописный квартал, в котором до сих пор сохранилась атмосфера провинциального губернского города XIX века.
В центре Таллинна строгая и цельная представительская архитектура Первой Республики соседствует с советской.
Готика
На холме Тоомпеа уже с XI века существовало укрепленное городище, а вокруг современной Ратушной площади было поселение и торг обнесенные оградой. Неподалеку находилось два торговых двора: скандинавский и русский.
С приходом крестоносцев в 1219-м году, на холме Тоомпеа возводится замок и Домский собор. Первая крепостная стена вокруг Верхнего города начала строиться в 1229-м году. В Нижнем городе первая стена появляется 1265-м году по настоянию королевы Маргариты. Дошедшая до нашего времени крепостная стена относится к XIV веку. В это время сложился город, состоявший из двух самостоятельных частей, – Тоомпеа (Домберга – Верхний город), столицы Эстляндского герцогства, и Нижнего города, ганзейского Ревеля.
Наиболее значительным периодом в развитии архитектуры Таллинна были XIII-XVI-й века. Таллиннская готика сформировалась под влиянием архитектуры острова Готланд, Нижне-Рейнских земель, Вестфалии, а в дальнейшем архитектуры городов Ганзейского союза и Тевтонского ордена. Своеобразие этому стилю придавал известняк, местный строительный материал.
К XIV веку Таллиннский замок превращается в одну из самых мощных крепостей Ливонского ордена. Планировка замка, строгость и простота его архитектуры послужили образцом для других крепостных сооружений региона. Перестройки избежали только западная и северная наружные стены, а также три башни, в том числе один из символов Эстонии – Длинный Германн.
В XV веке (период поздней готики) в городе появились Ратуша, здания гильдий, монастырские постройки и жилые дома. Это вытянутые вверх фасады с высокими щипцами. Среди различных в плане зданий преобладали дома с двумя помещениями – диеле и дорнсе. Диеле – просторное, высотой в два этажа помещение с очагом у задней стены служило, в основном, торговой конторой, мастерской. За ним располагалось дорнсе, жилое помещение с калориферным обогревом. Верхние этажи, подвалы и чердаки использовались под склады.
Такие жилые дома в их первоначальном виде сохранились на улице Pikk (группа «Три сестры», Pikk 71), на улице Lai («Три брата», Lai 38, 40, 42) и на Старом рынке («Отец и сын», Kuninga 1).
Старый город Таллинна был внесен в список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО как хорошо сохранившийся средневековый город. Он является уникальным не только для региона Балтийского моря, но и для всей Европы.
Образцы готической архитектуры в Талинне:
1. Ратуша (XV век), Raekoja 1.
2. Домской собор (XV век), Toom-Kooli 6.
3. Церковь Святого Николая (Нигулисте)(1420), Niguliste 3.
4. Церковь Святого Олафа (Олевисте)(XV век), Pikk 65 / Lai 50.
5. Церковь Святого Духа (XV век), Pühavaimu 2.
6. Здание Большой гильдии (1417), Pikk 17.
7. Здание гильдии Св. Олафа (1422), Pikk 24.
8. Комплекс зданий доминиканского монастыря Св. Екатерины (XIV- XV век), Vene 12/14.
9. Здание Новой богадельни (XVI век), Rüütli 7/9.
10. Конная мельница (XIV-XVIII века), Lai 47.
11. Развалины монастыря Святой Бригитты (1417), Merivälja tee 18.
Ренесссанс
Зданий эпохи Ренессанса до наших дней дошло немного. Например, дом Братства черноголовых (1597) Pikk 26. Наиболее яркое выражение в Таллинне ренессанс нашел в декоре, особенно в резных деталях и декоративных росписях.
Барокко
К началу XVII века в Таллинн приходит новый стиль – барокко, или северное барокко, которое можно назвать протестантским. Этот очень сдержанный стиль отличается рациональностью и простотой.
В XVIII веке барокко прослеживается в основном в перестройках: со времен Петра I до середины XVIII века по всей Российской империи, кроме Санкт-Петербурга, каменное строительство было запрещено.
Жемчужина барокко в Таллинне – «Старый дворец», или дом Розена (1670-е, Pikk 28). Самая монументальная постройка этой эпохи в Таллинне – Кадриоргский (Екатеринентальский) дворец архитектора Николло Миккети в стиле итальянского барокко (1718, A. Weizenbergi 37). Еще один образец – здание резиденции Эстляндского губернатора и губернского правления в переходном стиле рококо с элементами раннего классицизма (1773, архитектор Йохан Шульц, Lossi plats 1). Дом Стенбока на улице Lai 17 (1685), который некоторое время принадлежал А. Д. Меньшикову, представляет собой образец голландского барокко.
В церкви св. Николая (Нигулисте) в XVII веке фасад северного притвора был украшен скульптурами, а в самом конце того же столетия кивер башни был перестроен в стиле барокко (Niguliste 3).
Классицизм
В эпоху классицизма (конец XVIII – начало XIX веков) в Верхнем городе было возведено, а в Нижнем городе перестроено множество зданий. В ходе перестройки многие средневековые фасады обрели модный облик в стиле классицизма. Со стороны двора готика часто сохранялась.
Яркие примеры классицизма в Таллинне: Дом правительства (около 1790, Rahukohtu 3), дом Розена (1830, Lai 5), дом Бенкендорфа (1814, Kohtu 8), первая купольная постройка – Никольская церковь (1827, Vene 24).
Историцизм
К середине XIX века возникла мода на исторические стили и эклектику. Первыми образцами такой архитектуры в Таллинне стали здание гильдии св. Кнута (1864, Pikk 20), построенное в стиле Тюдоровской готики на ул. Пикк, и здание Рыцарского собрания (1848, Kiriku plats 1). Собор Александра Невского (1900, Lossi plats 10) представляет образец псевдорусского стиля. Дом Райхмана (1909, Pikk 21/23) является интересным образцом стиля нео-маньеризм.
Со второй половины столетия исторический центр Таллинна динамично меняется. К концу века активно застраивается территория между площадью Виру и районом Тынисмяги: таким образом, происходит срастание Старого города и нового центра.
Благодаря своеобразию строительного материала, промышленная архитектура новой эпохи перекликается с архитектурой Старого города: склады и фабрики Ротерманна (Rotermanni 8), винокуренный завод Розена (Mere pst 6).
Модерн
В XX веке новые веяния внесло в архитектуру Таллинна распространение в Европе стиля модерн. Особенно «северного модерна», сформировавшегося под влиянием финской архитектуры.
В этот период в Таллинне работали известные финские архитекторы, знаменитые А. Линдгрен, Г. Гезелиус и Э. Сааринен. Последний в 1913-м году составил первый генеральный план города, который предусматривал перемещение торгового центра за пределы Старого города.
Образцы архитектуры Северного модерна:
1. Национальная опера «Эстония»(1913) Estonia pst 4.
2. Здание Эстонского драматического театра (1910) Pärnu mnt.5.
3. Дом Сааринена (1912) Pärnu mnt 10.
4. Рабочий дом фабрики Лютера (1905) Vana-Lõuna 37.
Вторым ответвлением модерна в Таллинне был эклектически-декоративный или так называемый «рижской югендстиль». Он более пышный, отличается широчайшим использованием масок, орнаментов. Яркими образцами этого стиля можно назвать здания архитектора Ж. Розенбаума, например, Дом с драконами (1910, Pikk 18).
Архитектура первой Эстонской Республики
В это время происходит перемещение функций центра города за пределы исторического ядра. Формируется новый Таллинн – столица Эстонской Республики.
Таллиннская архитектура 30-х годов XX века - это смесь традиционализма, функционализма, арт-деко и северного классицизма. Она очень узнаваема и солидна, в частности благодаря прямоугольным формам и цветовой гамме: коричневому или серому цвету, популярной в то время антрацитовой штукатурке. В конце 30-х была распространена отделка фасадов доломитовыми панелями или колотым известняком.
Именно фукционализм в XX веке сформировал стиль нынешнего облика центра Таллинна, который можно назвать подлинно национальным.
С архитектурой первой Эстонской Республики можно познакомиться в районах Тынисмяги и Пярнусского шоссе, а также улицы Raua и Полицейского парка.
Знаковые объекты стиля функционализм:
1. Дом Искусств (1934) Vabaduse väljak 6.
2. Здание городского собрания Таллинна (1935) Vabaduse väljak 7.
3. Таллиннский "Чилихаус" (1936) Roosikrantsi 23/Pärnu mnt 36.
4. Здание Парламента (Рийгикогу) (1922) Lossi plats 1a.
5. Здание пожарной команды (1939) Raua 2.
6. Часовня кладбища Метсакальмисту (1937) Kloostrimetsa tee 36.
7. Часовня кладбища Лийва (1935) Kalmistu tee 34a.
Эта эпоха привнесла в архитектуру Таллинна два оригинальных стиля: «сталинский классицизм» 40-50-х годов XX века и советский модернизм 50-80-х. Отличительная черта советской архитектуры Таллинна в сравнении с другими союзными республиками – его некая «буржуазность», именно поэтому Таллинн был популярной киноплощадкой, где снимали «западную жизнь».
Архитектура 1945–1961 годов
После войны архитекторы, которые не эмигрировали и остались в Эстонии, строили в стиле, похожем на архитектуру довоенного периода. В этом стиле можно заметить влияние Германии – высокие черепичные крыши, привычная для 30-х годов серая или коричневая штукатурка.
1. Здание Академии наук (1958). Estonia pst 7/ Teatri väljak 1.
2. Кинотеатр "Sõprus" (1955). Vana-Posti 8.
Но уже к началу 50-х годов XX века возобладал интернациональный «сталинский классицизм».
В 50-е годы в Таллинн на работу или практику направляли архитекторов, в основном из Ленинграда. Они привнесли в облик города «советские» образцы, идиологически выдержанные и лучше выражающие сталинские идеи в архитектуре, но представляющие собой типовые копии.
1. "Дом с башней"(1954). Tartu mnt. 24.
2. Дом офицеров флота (1954). Mere pst. 5.
Особый интерес представляет частная застройка 50-х-60-х годов в районах Марьямяэ, Пирита, Нымме, которая совсем не похожа на то, что строили в других республиках Советского Союза.
Архитектура 1960–1980-х годов
В 60-х годах, в самом начале хрущевской оттепели, в архитектуре Таллинна намечается период стилистических экспериментов. Появляются знаковые объекты, которые становятся символами не только города, но и всей республики. В это время, несмотря на «железный занавес», в Эстонию проникают новые модные течения архитектуры Северной Европы и особенно Финляндии. Особенность модернизма заключается именно в его интернациональности.
Cовременнaя эстонскaя архитектурa
Пройдя эру блочного строительства, характерного для 70-х годов XX века, и советский модернизм 90-х, эстонская архитектура, считавшаяся передовой и во времена СССР, к концу 1990-х сделала качественный шаг вперед.
Новые проекты последнего времени стали значительными событиями, определяющими облик города. Любителям современной архитектуры в Таллинне есть на что посмотреть. В современной эстонской архитектуре отражаются тенденции, близкие региону Северной Европы. Характерные черты этого стиля – функциональность, рациональность, применение современных материалов, использование в архитектуре энергосберегающих технологий и природных материалов, особенно дерева.
Яркий пример современной архитектуры – это художественный музей КUМU (2006, Valge 1). В стремлении вписаться в скалистый ландшафт он буквально вырывается из-под земли и очень деликатно смещает акценты исторического квартала.
На фоне современных построек Таллинна выделяются несколько сакральных сооружений: новый монастырь св. Бригитты (2001, Merivälja tee 18) гармонично вписан в окружающее пространство и соседствует с руинами старого монастыря XV века, становясь его фактическим продолжением. Таллиннская синагога (2007, Karu 16) представляет собой интересное решение, где удивительные интерьеры украшают достаточно скромное внешне здание.
Наряду с новыми проектами очень активно проводится реконструкция старых зданий. Архитектуру многих из них стараются максимально сохранить.
В старом промышленном квартале Ротерманна (Rotermanni 8) сегодня создается новый, концептуальный комплекс: старая фабричная застройка дополняется современными зданиями, в результате квартал начинает играть одну из центральных ролей в городском ансамбле.
В здании бывшей электростанции открылся познавательный центр «Энергия» и творческий центр «Котел культуры» (Põhja puiestee 27a).
Один из последних объектов – Морской музей, расположенный в здании бывших ангаров для гидросамолетов (1917). Само сооружение – это прекрасный и редчайший образец железобетонных сооружений оболочечного типа в Эстонии и в мире (Vesilennuki 6).
- Адрес: Tallinn, Ahtri, 2.;
- Время работы: ср. - пт. 11:00-18:00; сб., вс. 10:00-18:00. Выходной: пн., вт.;
- Вход: Стоимость полного билета 4 EUR, льготного - 2 EUR, семейного - 6 EUR.;
- Веб-сайт: www.arhitektuurimuuseum.ee;
- Телефон: (+372) 625 7000 .
Архитектурный музей относится к одной из самых значимых культурных . В нем представлены экспозиции, показывающие, как развивалась архитектура столицы на протяжении 20 века, которые будут весьма интересны для туристов.
История создания и размещение музеяДатой основания Эстонского архитектурного музея считается 1 января 1991 года. Целью его создания являлось документирование истории и последующего развития архитектуры Эстонии. Экспонаты, которые представлены в нем, относятся к периоду ХХ столетия. Музей имеет статус члена Международной конфедерации Музеев архитектуры ICAM.
Музей не всегда находился в здании, которое он занимает сейчас. В самом начале своей деятельности он располагался в на улице Кооли 7, под его экспонаты отводились помещения старинной башни Loewenschede.
В 1996 году Эстонский архитектурный музей переехал в сооружение, которое он занимает по сей день, оно носит название соляной склад Ротерманни. Торжественное открытие музея и доступ его коллекций для общественности состоялись 7 июня 1996 года.
Здание соляного склада является грандиозной постройкой и примечательно само по себе, оно представляет собой выдающийся пример эстонской архитектуры. Оно построено из плитняка в 1908 году, за основу при его строительстве был взят проект балтийско-немецкого инженера Эрнста Боустедта.
В 1995–1996 годах происходит реконструкция соляного склада, которая производилась по проекту архитектора Юло Пеили и архитектора по интерьеру Тасо Мяхари. До 2005 года в здании располагался и зал для выставок Художественного музея, но он съехал, и в настоящее время там представлены исключительно выставки Эстонского музея архитектуры.
Эстонский музей архитектуры в наши дни
Эстонский музей архитектуры регулярно открывает выставки для посещения эстонцев и туристов. Их общее количество превышает 200, экспонатов насчитывается около 10 тысяч, они представлены в следующих коллекциях:
- 159 выставок архитектуры и дизайна;
- 41 выставка изобразительного и прикладного искусства;
- выставки театрального, модного и электронного искусства;
- международные выставки, которые организовываются при участии других музеев с мировым именем;
- отдельного внимания заслуживает макет центральной части Таллинна, который по праву можно назвать одной из самых выдающихся экспозиций музея;
- в коллекциях музея представлены многочисленные карты населенных пунктов, проекты и макеты зданий и целых районов столицы Эстонии, статьи, в которых описывается, как развивалась эстонская архитектура с начала 20 века по сегодняшний день;
- к самым старым чертежам относятся разработанные в 1848 году петербургским архитектором Георгом Винтерхальтером, на которых изображены фасад и интерьер Рыцарской палаты в ;
- уникальным экспонатом является план Большого Таллина, который был создан в 1913 году знаменитым финским архитектором Элиэлем Саариненом.
Как добраться?
Эстонский музей архитектуры расположен в центральной части на улице Ахтри, 2. Добираться до него удобно как от аэропорта, так и от Старого города, путь займет максимум 10 минут. Чтобы доехать до музея, можно воспользоваться автобусным маршрутом №2.