«Академик Шокальский» и спасательная операция в Антарктиде. Круизное судно академик шокальский Туристы удерживают флот на плаву

«Академик Шокальский» - небольшое круизное судно ледового класса, находящееся в собственности Российской Федерации и эксплуатируемое австралийским оператором Aurora Expeditions, было построено в 1982 году

в Финляндии для полярных и океанографических исследований. Названо в честь русского и советского географа, океанографа и картографа генерал-лейтенанта и академика Юлия Шокальского.

Судно было построено в 1982 г. в Финляндии для полярных и океанографических исследований и имеет ледовый класс UL. Размеры судна позволяют ходить там, где более крупные суда не пройдут. «Академик Шокальский» принимает 46 пассажиров при походах в Арктику и 48 пассажиров на круизах в Антарктику.
Судно имеет 26 кают с видом на море (в том числе люкс «Амундсен» площадью 23,2 м²) и прошло несколько модернизаций и перепланировок (2008).

25 декабря 2013 года судно с 74 австралийскими учеными, туристами и членами экипажа на борту застряло во льдах Антарктики в 1,5 тысяч морских миль (2,7 тысяч км) от Хобарта.
Рано утром 25 декабря с судна получен сигнал бедствия. На его спасение направлены были три ледокола, которые оказались бессильны помочь российскому судну.
2 января 2014 года все пассажиры судна были эвакуированы вертолётом с судна «Xue Long» на борт ледокола «Aurora Australis», при этом ледокол «Xue Long» также оказался скованным льдом в 20 км от «Академика Шокальского». Седьмого января в результате подвижки льда образовалась широкая трещина возле судна «Академик Шокальский» и он начал движение со скоростью семь узлов по направлению к китайскому ледоколу «Xue Long».
8 января 2014 года «Академик Шокальский» окончательно освободился из ледового плена и вышел к чистой воде.

На борту

Кают-кампания, столовая команды.

Лекционный зал.

Салон и бар.

Библиотека.

Спутниковая связь.

Экспедиционный врач и амбулатория.


  • Водоизмещение - 1753 тонн
  • Ледовый класс AS
  • Верфь Турку, Финляндия
  • Спущено на воду - 1982 г
  • Введено в эксплуатацию - 1983 г
  • Длина - 65,9 м
  • Ширина - 12,8 м
  • Средняя осадка - 4,5 м
  • Круизная скорость - 10 узлов
  • Экипаж - 30 чел.
  • Пассажировместимость - 46 - 48 чел
  • Флаг: - Россия
  • Порт приписки - Владивосток

    "Академик Шокальский" - замечательное небольшое экспедиционное судно ледового класса, построенное в Финляндии для полярных и океанографических исследований. С тех пор его несколько раз обновляли с расчетом на комфортабельное размещение максимум 48 пассажиров, идеальное число для настоящего экспедиционного круиза. Это судно специально оборудовано для плавания по территориям, в которых навигация кораблей большего размера невозможна.

    На борту судна

    всегда царит уютная дружелюбная атмосфера, характерная для маленькой экспедиции. Все каюты с видом на океан. К услугам пассажиров - сауна. Есть кабинет врача и амбулатория. Теплоход оснащен пассивными стабилизаторами для уменьшения эффекта качки, оборудован спутниковой системой и средствами связи. Флотилия лодок Зодиак на борту судна предлагает дополнительные возможности для исследований полярных регионов. На круизах в Арктику возможны опциональные активные приключения - каякинг. Гостеприимный борт судна готов принять 48 пассажиров на круизах в Антарктику и 46 пассажиров на круизах в Арктику. На борту 30 человека команды.
    Просторный капитанский мостик всегда открыт для пассажиров. С него открываются потрясающие виды на айсберги и береговые ландшафты.

    Услуги на борту

  • 2 ресторана, предлагающие свободную рассадку гостей: на завтрак предлагается шведский стол, обед и ужин - a la carte с выбором основного блюда из ежедневно меняющегося меню; после обеда на кофе-стэйшн - свежая выпечка
  • Модернизированный лекционный зал
  • Салон и бар предлагают широкий выбор вин и безалкогольных напитков
  • Библиотека с большой коллекцией тематической литературы
  • Спутниковая связь
  • Экспедиционный врач и амбулатория

    Внимание! Пассажирские палубы не обслуживаются лифтом.

    Категории кают

    Трехместная без удобств

    воздушная вентиляция, 1 открывающийся иллюминатор, 1 верхнее и 2 нижних спальных места, письменный стол, стул, зеркало, полка для туалетных принадлежностей, книжные полки. место для хранения вещей, обогреватель, диван, умывальная раковина. Ванные комнаты с душем и туалетом удобно расположены на той же палубе.

    Двухместная без удобств
    Палуба 3. Приблизительная площадь: 9-10 кв.м.
    воздушная вентиляция, 1 открывающийся иллюминатор, 2 нижних спальных места, письменный стол, стул, зеркало, полка для туалетных принадлежностей, книжные полки. место для хранения вещей, обогреватель, диван (в некоторых каютах), умывальная раковина. Ванные комнаты с душем и туалетом удобно расположены на той же палубе.

    Двухместная с удобствами
    Палуба 4 и 5. Приблизительная площадь: 10-12,5 кв.м.
    воздушная вентиляция, 1 открывающееся окно, 2 нижних спальных места, письменный стол, стул, книжные полки, место для хранения вещей, диван (в некоторых каютах). Ванная комната с душем и санузлом.

    Супериор
    Палуба 5. Приблизительная площадь: 17-20 кв.м.
    воздушная вентиляция, 3 окна (2 открывающиеся), 1 кровать, письменный стол, стул, часы, книжные полки, место для хранения вещей, диван. Ванная комната с душем и санузлом.

    Люкс Амундсена
    Палуба 5. Площадь: 23,2 кв.м.
    воздушная вентиляция, 5 окон (3 открывающиеся), 1 кровать, письменный стол, стул, зеркало, книжные полки, место для хранения вещей, диван. Ванная комната с душем и санузлом.

  • Этот репортаж доступен в высоком разрешении

    24 декабря 2013 научное судно «Академик Шокальский» было заблокировано в Антарктике осколками айсберга. Ему на помощь выдвинулись сразу несколько могучих кораблей. Сначала 3-метровый лед не осилили китайский и французский ледоколы, а затем не смог пробиться «Аврора Аустралис», с которым связывали главные надежды на вызволение из ледового плена.

    Репортаж о международной спасательной операции в Антарктиде.

    На борту научного судна «Академик Шокальский» находились 74 человека, включая экипаж, ученых и туристов. Оно вышло в круиз из Новой Зеландии, чтобы посетить несколько мест у антарктического побережья.

    Начальник экспедиции Грег Монтимер. (Фото AFP | Andrew Peacock):



    «Академик Шокальский» был заблокирован льдами через сутки после начала путешествия. Сигнал бедствия поступил с него 25 декабря утром. (Фото AFP | Andrew Peacock):

    Скованный льдами «Академик Шокальский». (Фото AFP | Andrew Peacock):

    Началась международная спасательная операция в Антарктиде. Навстречу «Академику Шокальскому» выдвинулись китайский и французский ледоколы, но они не смогли пробиться через 3-метровый лед.

    Китайский ледокол «Снежный дракон» идет спасать «Академика Шокальского». (Фото Zhang Jiansong | Xinhua | Zuma Press):

    Вид с китайского ледокола «Снежный дракон», спешащего на помощь. Слева на льдине видны силуэты пингвинов. (Фото Zhang Jiansong | Xinhua | Zuma Press):

    А ученые, ожидая спасения, занимались научными делами. (Фото AFP | Andrew Peacock):

    Пассажиры тоже не унывали. Когда еще встретишь Новый год в Антарктиде? (Фото AFP | Andrew Peacock):

    Пассажир судна «Академик Шокальский» и местный житель. (Фото Reuters | Andrew Peacock):

    Затем основные надежды возлагались на более мощный австралийский корабль «Аврора Аустралис», но и он потерпел неудачу. После этого было решено эвакуировать пассажиров вертолетом.

    Любопытные пингвины наблюдают за происходящим. (Фото AFP | Andrew Peacock):



    Пассажиры и экипаж «Академика Шокальского» вместе готовили площадку для посадки китайского вертолета, утрамбовывая снег. Спасательная операция планировалась как раз на Новый год, но из-за сильного снегопада ее пришлось отложить на 2 дня. (Фото AFP | Andrew Peacock):

    2 января 2014, в четверг успешно прошла долгожданная спасательная операция в Антарктиде. С борта запертого льдами российского судна «Академик Шокальский» китайский вертолет небольшими группами эвакуировал всех исследователей и туристов - всего 52 человека. (Фото AFP | Andrew Peacock):

    Кстати, китайский вертолет - это наш Ка-32А11ВС. (Фото AFP | Andrew Peacock):

    Пассажиры ждут своей очереди на «Академике Шокальском», пока эвакуируют на вертолете первые группы, 2 декабря 2014. (Фото AFP | Andrew Peacock):

    На «Академике Шокальском» остались 22 члена экипажа, которые не бросили судно. Им на помощь идет американский ледокол Polar Star, которому не помеха многометровый лед. Правда, он прибудет в Антарктику не раньше следующей недели. Еды и воды членам экипажа российского корабля хватит еще на месяц. (Фото AFP | Andrew Peacock):

    (Фото AFP | Andrew Peacock):

    Спасенные 52 пассажира оказались в итоге на борту австралийского ледокола «Аврора Аустралис», но случилось неожиданное и австралийскому кораблю пришлось сделать незапланированную остановку: двигаться дальше ему мешает тот самый китайский ледокол «Снежный дракон», который тоже принимал участие в спасательной операции, но в итоге сам застрял во многометровых льдах Антарктиды. Ледоколу «Аврора Аустралис» все же удалось найти обходной путь, и он сейчас движется к Тасмании.

    Китайский ледокол «Снежный дракон». (Фото Reuters):

    Вид с «Академика Шокальского». (Фото AFP | Andrew Peacock):

    UPD. 7 января российское судно «Академик Шокальский» освободилось из ледового плена. Спасли его не ледоколы - они так и не смогли пробиться к кораблю, - а погода. Ветер изменил направление и во льду образовалась широкая трещина.

    От научно-исследовательских судов России остались только красивые названия: «Академик Королев», «Академик Курчатов», «Академик Шокальский». Предприимчивые люди подсуетились и используют их для круизов. Вот и «Академик Шокальский» с туристами и несколькими австралийскими климатологами отправился в Антарктику получить новые данные о глобальном потеплении. Но на 16-й день глобальному потеплению пришел конец и судно уперлось во льды.

    ТУРИСТЫ УДЕРЖИВАЮТ ФЛОТ НА ПЛАВУ

    24 ноября 2013 года россиян известили о том, что возле побережья Антарктики затерто льдами и просит помощи российское научно-исследовательское судно «Академик Шокальский». А вскоре мы узнали, что «Академик Шокальский» уже давно не служит на благо российской науке. Переоборудованный в круизное судно он зарабатывает деньги для своего австралийского оператора Aurora Expeditions, один за другим совершая туристические круизы в Антарктику, и на борту терпящего бедствие судна нет ни одного российского ученого. В 2012 году «Академик» совершил три коммерческих рейса по тому же маршруту в ознаменование высадки в 1912 году в Антарктиде австралийского исследователя Дугласа Моусона.

    В сообщениях информационных агентств говорилось, что «Академик Шокальский» выполнял работы по заказу Австралийской антарктической экспедиции. В действительности же он продолжал трудиться на туристического оператора, который неплохо заработал на желании группы австралийских климатологов на деньги спонсоров совершить комфортабельный рождественский круиз. Заодно в плавание на «Академике Шокальском» отправились туристы, оплачивавшие круиз из своего кармана. Были проданы все места в каютах. При этом судно принадлежит федеральному бюджетному предприятию - владивостокскому «Гидрометфлоту», подчиняющемуся Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Антарктическая эпопея «Академика Шокальского» в очередной раз напомнила о печальной судьбе распавшегося российского научного флота. Это судно было названо в честь выдающегося русского географа и океанографа Юлия Шокальского. Построили его в Финляндии в 1982 году и оснастили самой современной по тем временам научной аппаратурой. Но затем корабль был капитально переоборудован в туристический лайнер со знаменитым люксовым номером «Амундсен». На его борту два дорогих ресторана с ежедневно меняющимся меню, салон и бар с широким выбором вин. «Академик» летом работает в Арктике, зимой перебрасывается в антарктическое лето. Тринадцатидневный самый дешевый круиз на Курильские острова на нем обойдется от 8450 долларов в трехместной каюте без удобств, то есть с одним лишь умывальником, а за плавание в капитанском люксе придется заплатить 12 050 долларов. Точно таким же бизнесом, далеким от научных исследований, занимаются и другие бывшие флагманы советского океанографического флота, такие как «Академик Вавилов» и «Академик Иоффе».

    Не исключено, что в скором времени «Академика Шокальского» отправят на очередной ремонт и дадут ему новое какое-нибудь громкое английское название. Как это произошло с аналогичным судном «Профессор Хромов». Теперь эксплуатирующая компания Ocean Adventures переименовала его в Spirit of Enderby, о профессоре Хромове предложили забыть. «Наши повара порадуют вас блюдами интернациональной кухни, изготовленными из свежайших продуктов», - обещают круизные дельцы. При этом «Спирит оф Эндерби» все еще продолжает числиться российским научно-исследовательским судном.

    А вот «Академик Шулейкин» превратился в Polar Pioneer с 29 каютами на 54 персоны. Плавание на нем в Антарктику в номере на двоих обойдется минимум в 8700 долларов.

    ПО СЛЕДАМ «ЛЮДОЕДА»

    Путешествие австралийских туристов на «Академике Шокальском» тоже было занятием не дешевым. Как пишет «Дейли мейл», оно обошлось в 900 тысяч британских фунтов. Австралийские исследователи Антарктики объявили своей целью получение новых данных, подтверждающих глобальное потепление в Антарктике. На судно также загрузились член австралийского парламента от партии зеленых, а также журналисты из «Гардиан» и Би-би-си, пропагандирующие теорию потепления мирового климата. Но на 16-й день путешествия глобальному потеплению пришел конец и судно уперлось во льды. Покорители Антарктиды явно не могли оценить всей серьезности своего положения и бодро рапортовали, что вскоре ветер должен отогнать от них льды. Однако нынешнее антарктическое лето выдалось каким-то неправильным, лед, вместо того чтобы таять, как ему положено в это время года, наоборот, нарастал, вокруг «Академика» появились внушительные торосы.

    Возможно, не стоило участникам посвящать круиз памяти сэра Дугласа Моусона и следовать по его антарктическим следам, если учесть, чем закончилась роковая антарктическая эпопея Моусона. В декабре 1912 года в глубокую ледяную расселину упал один из участников экспедиции, вместе с ним были потеряны большая часть припасов, палатка и лучшие собаки. Моусону и его спутнику, чемпиону по лыжным гонкам Хавьеру Мертцу, предстояло преодолеть 300 миль до базового лагеря, тогда как еды оставалось всего на полторы недели. Известный историк Дэвид Дэй в своей документальной книге рассказал о том, как Моусон и Мертц съели всех оставшихся собак, при этом они по незнанию отравились их печенью. По одной из версий, Мертц сошел с ума и умер, по другой, как это описывает Дэй, Моусон сознательно умертвил своего спутника и съел его, только это позволило ему добраться едва живому до цели. Другого способа уцелеть у него не оставалось.

    КЛИМАТ НЕ ПОСЛУШАЛСЯ ПРОФЕССОРА

    Если посмотреть на фотографии Антарктики в начале XX века, сделанные в том числе и Моусоном, тогда эта часть Антарктиды была в существенно меньшей степени покрыта льдами, чем это происходит в XXI веке. Тогда в бухте, где сегодня застрял «Академик Шокальский», не было ни одной льдинки. Сейчас же толщу льда не смогли взломать три ледокола, которые сами оказались под угрозой ледового плена.

    Австралийцы тщетно уверяют общественность, что нынешние льды все тот же результат глобального потепления. Они не говорят о том, что в реальности площадь, которую покрывают льды в Антарктике, достигла двух миллионов квадратных километров, что значительно больше показателей 1981 и 2010 годов. А ведь климатологи, в том числе и те, кто находился на борту корабля, еще недавно заявляли, что к лету 2020 года антарктические воды полностью освободятся от льда. Но нынешним летом площадь ледяного покрова увеличилась еще почти на 30 процентов по сравнению с прошлым годом.

    «Дейли мейл» пишет, что вся вина за катастрофу экспедиции лежит на ее руководителе, профессоре из Университета Южного Уэллса Крисе Терни. Географ по образованию, он утверждает, что выбросы углекислого газа приведут к климатической катастрофе и их нужно немедленно сокращать. Он сделал себе блистательную карьеру на этой гипотезе, завязал связи с влиятельными политиками. При этом он главный акционер компании Carbonscape Holdings Ltd, которая разрабатывает и внедряет методики сокращения выбросов углекислого газа.

    Когда российский корабль отправил SOS, его от чистой воды отделяли только две морские мили, через семь дней море отодвинулось на 20 миль. В некоторых местах толщина льда достигла пяти метров. Кажется, вокруг «Академика Шокальского» собрался весь лед Антарктики. Среди туристов и ученых начались споры, кто-то винил в случившемся предприимчивого профессора, который завел корабль в ледяной капкан и пренебрег складывавшейся в этом районе критической ледовой обстановкой. Российской коман­де судна оставалось лишь послушно выполнять указания организаторов круиза. Еще одним свидетельством того, что эти ученые не слишком разбирались в антарктических льдах, стала их уверенность, что вот-вот на помощь пробьется один из ледоколов. Но они были не способны крушить лед, достигавший более чем трехметровой толщины. 2 января 52 пассажира «Академика Шокальского» были доставлены на вертолете с китайского ледокола на плавучую льдину, и уже с нее их перевезли на австралийский корабль. А российскому экипажу придется оставаться на борту своего судна, возможно, еще несколько недель. Капитан намерен дождаться, когда льды разойдутся. Есть еще вариант - воспользоваться помощью мощного американского ледокола. Говорят, что на корабле остается достаточный запас продуктов питания и русским не придется голодать.

    Николай Иванов

    Фото WIKIPEDIA


    Теплоход "Академик Шокальский" (гидрометеослужба), 1980-е годы

    Судно "Могилевъ" выброшенное на берег (с грузом более 20000 пудов), покрытое льдом

    "Академик Шокальский" на отстое

    Слева-направо: Соболев Виктор (радист), Нефедьев Валерий (механик), Склянов Сергей (старпом)

    Команда "Шокальского" за месяц до гибели (июль 1983). Слева-направо: Нефедьев В., Максимов В., Коновалова А.П. (повар), матрос не вышедший в тот рейс, Склянов С., Чернышева А.К., в первом ряду Соболев В.

    Вдовы, дети, родственники членов экипажа у памятника на берегу Байкала (октябрь1983 года)

    Памятник на месте гибели теплохода "Академик Шокальский" (мыс Красный Яр, октябрь 1983 года)

    Каждый год к пустынному бе­регу у мыса Красный Яр приходит байкальский корабль, какие обычно ходят по водам Байкала. На его палубе никогда не бывает турис­тов, а люди приплывают с ним, что­бы справить здесь печальную триз­ну. И так каждый год, в 1993 году это было в десятый раз.

    Здесь, в этом месте, на виду у берега погиб теплоход «Академик Шокальский» и с ним семь человек экипажа. Одна из последних круп­ных катастроф на Байкале с человеческими жертвами. Корабль бес­следно исчез, не вернув никого земле. Байкал крепко хранит свои тайны.

    Те, кто приплывает сюда каждый год, помнят погибших и рана не заживает, и непосильно горе, и глубже саднит сердце; нет на земле могил, и, если даже никто не говорит об этом вслух, в каждом живет на­дежда - может быть живы? И каждый год поминают Владислава Ивановича Чернышева, Сергея Склянова, Вале­рия Нефедьева, Виктора Максимова, Виктора Соболева, Антонину Коно­валову, Валерия Рудакова.

    Иногда, зная, зачем пришел сюда теплоход, подплывают мимо­идущие корабли. Люди годами, де­сятилетиями связаны с Байкалом, он

    редко кого отпускает. И, глядя на Байкал, искрящийся под утренним солнцем от памятного знака, постав­ленного на склоне горы, вспоминают и печальное, и веселое.

    Все они были молоды, у всех были дети разных возрастов: у ка­питана Чернышева сыну уже шел двадцать второй год, а у его помощ­ника Сергея Склянова было трое малышей; у Нефедьева -дочь девяти лет, а у Максимова - механика - сын и дочь. Остались вдовы, сироты, безутешные родители.

    А экипаж был дружный и ве­селый. До сих пор помнят их розыгрыши и шутки. И, может быть, веселые воспоминания о них скра­шивают горе. При приходе в порт могли кому-нибудь вместо вещей уложить в рюкзак кирпичи, обернув чем-нибудь мягким. Или могли на­оборот, собираясь в плавание, уло­жить раззяве все галстуки. Перед последним трагическим плаванием, за месяц до него, вся команда остриглась под ноль, как новобранцы.

    После катастрофы на берег вынесло садовую скамейку. Ее унесли ночью из какого-то сада и несли через весь город на корабль, пугая и удивляя поздних прохожих. И эта

    скамейка стала доказательством того, что погиб «Шокальский». Как много в жизни нелепых случайностей, или уж дей­ствительно судьба, и никуда от нее не убежишь. И, очевидно, такие слу­чайности закреплены в народном словотворчестве: «на роду написано», «кому повешену быть -не утонет». Не пошел в плавание матрос Алек­сандр Михеев, вместо него на время своего отпуска отправился артист театра музкомедии Валерий Рудаков. И в этот день, когда к Крас­ному Яру приходит корабль, если даже Байкал-батюшка накануне хму­рился, разгонял волну, то второго августа, в Ильин день, он ласково улыбается, весь сияет в бликах, словно в этот день пытается загладить вину свою перед этими ни в чем не­повинными людьми, может винов­ными только в том, что были женами, матерями людей, страстно любив­ших Байкал и не представляющих себе жизнь без него.

    Байкал относится к классу озер, но катастрофы на нем случа­лись, как на настоящем море, и нуж­но крепко подумать, прежде чем легкомысленно назвать его озером. Его воды внушают почтение, даже когда он тих и спокоен. Он не злой и не добрый, он равнодушен к судьбам людским. И жертвы он забирал с самого начала появления па нем утлых лодок и парусников.

    «...осенью 1772 года бот «Св.Кузьма» был выброшен штормом на восточный берег у Посольска и поврежден. В 1779 году бот «Адриан и Наталья» выбросило на посольскую коргу и закидало льдом. В 1817 г. разбиты бурей три судна с казенным свин­цом, «бывшие на доставке Ксено - фонта Михайловича Сибирякова суда, груз и люди погибли совершенно». 15 сентября 1838 года потерпел кру­шение галиот «Иркутск» около Посольского монастыря, команда спаслась, судно утонуло». В 1860 году поздней осенью погиб пароход "Наследник Цесаревич".»

    Самой крупной катастрофой по числу человеческих жертв была катастрофа с судном «Потапов», принадлежавшим немчиновскому пароходству в Малом море. Погибло 158 человек, из которых 143 мужчи­ны, 11 женщин и четверо детей. Было разбито 550 бочек рыбы, утоплено 107 неводов. Подробное исследование этой катастрофы по материалам ар­хивов провел капитан теплохода «Андрулайтис» Виктор Вертянкин и опубликовал статью в журнале «Реч­ной транспорт» N 6 за 1991 год.

    В прошлом году исполнилось десять лет со дня гибели теплохода «Академик Ю.М. Шокальский», с которым погибло 7 человек экипажа, в том числе одна женщина, исчез и теплоход, который до сих пор не об­наружен, несмотря на проведенные тщательные поиски.

    Место, где произошла ката­строфа, называется Красный Яр. И при сумрачной погоде оно производит мрачное впечатление. Почти отвес­ная лесистая гора, экраном вздыма­ющаяся над Байкалом; у кромки воды стоят стеной выбеленные солнцем, умершие сосны, оторванные от ма­терика; сучья, как руки, взывающие о помощи.

    Берег обычно пустынный, но в тот трагический день 2 августа 1983 года, к счастью, здесь оказались люди, нашедшие пристанище в предвидении наступающей непого­ды: рыбаки, туристы, ребятишки из близкой Бугульдейки. Если бы в этот день, как обычно, здесь не было бы ни одного человека, то гибель теп­лохода «Шокальский» вообще бы ос­талась тайной, никогда не разга­данной. И еще одно весьма важ­ное обстоятельство: на берегу Красного Яра находился сви­детель, который долгое время работал на морях Северного

    Ледовитого океана, имевший опыт наблюдений за состояни­ем обстановки на море и смог­ший потом составить схему си­туации гибели теплохода.

    Вообще у мыса Красный Яр гиблое место. Один из инспекторов судовой инспекции рассказывал, что он около 20 лет занимался рассле­дованием аварий с плотами. Чаще всего плоты бьются у Красного Яра. Здесь возникает необычная погодная обстановка, дует северо-западный ветер, с гор скатывается туман, даже не туман, а какой -то кисель из ту­мана. Ближе к зениту абсолютно го­лубое небо, кажется, что облака стоят на месте. Ветер дует из горных рас­щелин, часто возникают местные горные ветры. Здесь трудно про­гнозировать погоду: на Бугуль - дойке нет метеостанции, и дуют ветры, названия которых извес­тны всем. Баргузин - восточный

    ветер с Баргузина, Култук - юго-западный ветер, Верховик - севе­ро-восточный.

    В районе Красного Яра по­года не задалась уже после полудня 1 августа. В это время в Иркутске к выходу на Давшу, на север, готовился теплоход «Шокальский». В 14 - 00 он был осмотрен и признан пригодным к безаварийному плаванию. В 18 - 00 он вышел из Иркутска и шел вдоль западного берега.

    А в районе Красного Яра причаливали лодки, которые из опасности ухудшающейся погоды приставали к берегу, чтобы пере­ждать непогоду.

    При расследовании аварии с теполоходом «Шокальский» Грабовский Николай Иович рассказал:" «... Ветер Аул порывистый 15 м/сек. (1 августа 1983 г.-авт.), волне­ние было около 1 м. На лодках при таком волнении мы не ходим. К вечеру волна стихла и мы пошли дальше, остановились мы на ночевку у мыса Красный Яр. Лодки мы вы­тащили в 200-250 м. от мыса, на котором был маячок и вешка у воды. 1 августа по радио по Байкалу ника­кой погоды Иркутск / Улан-Удэ не передавали.

    Вечером около 23 часов ве­тер стал усиливаться, стал опять по­рывистым, где-то до 25 м/сек. и продолжался всю ночь. К утру ветер резко усилился, у нас сорвало па - латку около 7 часов. Мы пошли ста - вить палатки в лес, в это время наши обе лодки, привязанные 30 метровой веревкой подняло вихрем (смерчем) в воздух и отбросило метров на 15. Ветер дул с обеих сторон мыса и сверху с мыса порывами вырывался ветер. Все это напротив мыса ро­ждало вихри. В месте нашей стоянки волны были 0,5-0,75 м. На мысу волна была сильнее, там вода будто ки­пела.

    ... Со стороны бухты Песча­ная около 9 - 00 появились мачты судна, а потом само судно. Его я за­метил первым. Судно во время хода делало какие -то непонятные зигзаги и видимо, не могло поймать носом ветер. Никакого громоздкого груза на палубе я не видел, трудно было разглядеть из -за расстояния и види­мости. Потом судно выровнялось и пошло в сторону мыса и я перестал за ним наблюдать.

    ... Потом Черемных повер­нулся к Бабкину и закричал: «Он перевернулся!» Я посмотрел и увидел, что судно по-моему лежало на боку и секунд через 30 я увидел полностью днище красное и винты. Минут че­рез 5 появился один человек, затем второй и третий. Судно держалось на плаву около 20-25 минут. Судно постоянно разворачивало в воде и оно уходило мористее. Около судна пос­тоянно крутило вихри; они часто скрывали судно. На мой взгляд ско­рость ветра была до 50 м/сек., несло даже гальку величиной с ноготь. Судно скрылось. Ветер стих как -то незаметно. Около 17 часов мы начали заниматься лодками. Черемных заметил какие -то предметы на воде и над ними летали чайки. Прямо на нас из воды вынесло два спасательных круга, на которых было написано Г-314 ИУГМС (1). Также вынесло канистру от

    мотора Нептун и от мотора Вихрь. Они были сильно смяты.» (2)

    Все люди, которые были свидетелями катастрофы, расска­зывают о том, что погода начала портиться 1 августа, но ни одна из радиостанций не сообщила об из­менении погодной обстановки.

    Панов Юрий Андреевич: «...1 августа мы были на парусной лодке в районе Красного Яра. Из-за опасности горного ветра я лодку крепко привязал. В 2 часа ночи на­чался горный, я проснулся от его шума. Лодки метались на привязи. Я не спал всю ночь. В 9 часов я увидел как со стороны Бугульдейки идет судно, оно кренилось на левый борт. Он шел среди вихрей и смерчей и подставлял борт горному. Но судно прошло и скрылось за мысом. Мы вернулись в зимовье. Гладков взял фотоаппарат и пошел снимать бу­шующий Байкал. Вдруг он закричал. Мы выскочили из зимовья, он по­казывал на горизонт. Там лежало большое судно днищем вверх. Через несколько минут появилась фигура человека, он прополз по днищу и схватился за руль. Потом появии - лись еще две фигуры и присо­единились к нему. Судно несло на восток. Судно исчезло среди смерчей и брызг. Мы перего­варивались между собой, видя как на наших глазах гибнут люди, но ничего не могли предпринять, хотя на наших глазах гибли люди. В ки­лометре от берега я видел красное днище и три точки на нем, а потом все исчезло.» (3)

    Панов говорит о том, что Гладков снимал бушующий Байкал. Гладков был москвичом. Когда уз­нали, что у него есть пленка, то в день отъезда его нашли на вокзале и уго­ворили отдать пленку. Но с ней вышла совершенно непонятная история - действительно Байкал не расстается с тайнами - при проявлении вся эмульсия была смыта.

    Рассказывает еще один свидетель - Козлов Олег Дмитрие­вич:

    «...Я включил радио, но погоду пе­редали только по Иркутску, Бурятия тоже ничего по Байкалу не сказала, хотя на море творилось невообразимое, его как будто встряхивали снизу. По морю гуляли смерчи, они фонтанами опадали на берег, как будто шел дождь. Ветер вздымал в воздух гальку. Нашу лодку выбро­сило на берег, раздался такой звук, как будто раздавили большое яйцо. Лодку разнесло в клочья. Мы пошли к яхтсменам поговорить о лодках (т.е. зашли в зимовье- авт.). Один из них пошел фотографировать на берег, потом мы услышали его страшный крик: «Мужики!» Увидели в 1,5 км. от берега судно лежит на боку. Через пять минут оно перевернулось вверх днищем. Трое выбрались к рулю. Потом оно исчезло.

    На воде плавала скамья, бак, мерный шест, крут с номером, ящик большой с отверстиями, капроновая бочка. В воде плавало много хлеба». (4)

    Черемных Владимир Михай­лович рассказывает:

    «... В момент аварии мы находились южнее маяка мыса Красный Яр. Шли мы с отдыха на Малом море с това - рищами. Остановились у Красного Яра из -за ухудщения погоды. (1 авг.1983г.-авт.). В 12 часов ночью с 1 на 2 августа легли спать. Палатку срывало и к 7 утра сорвало оконча - тельно.

    Около 8 часов выбросило на берег лодки с повреждениями.

    Около 9 часов в районе мыса Дыроватый (Арка) я увидел катер (теплоход «Шокальский» Черемных называет катером -авт.).

    Катер с белой надстройкой и шел курсом на Север, лодка за руб­кой была серой. Катер шел ровно не качаясь и опасений за его судьбу не было. На палубе не было ни людей, ни груза.

    За 2 или 3 километра он начал рыскать, попал в полосу шквального ветра. Ветер менялся то с юго-запада, то с юго-востока, при этом катер кренился. После этого я начал наблюдать за ним неотрывно.

    Корабль появился на траверзе нашей стоянки, но в 9-30 шкваль­ный ветер усилился. И появилась стенка, идущая с севера. Я на мгновение повернулся к костру и, когда оглянулся снова к озеру, корабль был уже вверх днищем. Не было никаких плавающих предметов. Шквальный ветер еще более усилился и даже срывал гальку с песчаной полосы. Шли высокие волны около 20-30 м. (5), фронтом в 50-100 метров, ко­торые время от времени образовы­вали водяные смерчи высотой 20м., которые шли в разных направлениях и через 30 - 40 секунд возникали снова. Столбы были из капелек воды. Небо было в разрывах с проблеска ми голубого цвета. А над серединой Байкала небо было совершенно чис­тым и голубое.

    Когда судно плавало днищем вверх, через 5 - 8 минут в носовой части днища появился человек и побежал к рулю. Еще через пять минут появились два человека. На плаву судно еще держалось 10-15 минут.

    Люди были на одном месте, теплоход разворачивало, смерчи продолжали возникать. Возник смерч, стена брызг накрыла судно и когда стена пропала не было ни судна, ни людей.

    К часу дня шторм стал сти­хать. К 17 часам правее гибели ко­рабля я увидел в подзорную трубку несколько темных предметов, в том числе бочку. И собралось много чаек. В 17-00 один из друзей поехал к месту гибели и привез мерный шест, сидение красного цвета, 20-литро­вую канистру с бензином и помятый топливный бак от подвесного мото­ра. Позднее к берегу прибило пе­нопласт, два спасательных круга с надписью Г-314 и буквами ИУГКС и еще позднее деревянную лестницу.

    На берегу во время шторма находились школьники из Бугульдейки, три яхтсмена.

    Часа через два после гибели судна на север прошло судно, принадлежнось которого не установили.

    Около 20-00 мимо проходила лодка «Казанка» (мужчина и жен­щина), мы их остановили и попро­сили сообщить о гибели властям в Бугульдейке.

    03.08 мы пошли в Иркутск и в порту Байкал сообщили о случив­шемся.

    За 20 лет, в течении которых я бывал на Байкале, я таких явлений не встречал.

    Я работал на Карском море, на море Лаптевых, там тоже такого не было.

    После шторма 2 августа около 17-18 часов в небе возникли попе­речные полосы, которые быстро шли с Запада на Восток.»(6)

    Проведенными поисковыми работами не был обнаружен ни один из членов экипажа погибшего теп­лохода, не обнаружили также и са­мого судна, местонахождение его неизвестно.

    Проведены были все полага­ющиеся следственные мероприятия и в постановлении о прекращении уголовного дела следователем В.М. Серегиным записывается: « ... в районе Красного Яра у запад­ного берега озера Байкал, попал в зону действия непрогнозируемого, крайне редкого локального опас­ного явления с образованием смерчей и скоростью "ветра, значительно превышающей ограничения для данного судна по ветру, указанные в судовых документах, в результате кото­рого судно перевернулось и за­тонуло. »

    В октябре 1983 года собра­лись вместе все родственники по­гибших и вышли на берег у Красного Яра, потом это стало ежегодной тра­дицией. И настолько еще свежо было горе, так саднило сердце, что не вы­держал отец Сергея Склянова, бро­сился в Байкал и поплыл, наверное, в отчаянной попытке сквозь толщу воды увидеть силуэт погибшего ко­рабля. Его успели перехватить уже довольно далеко от берега.

    Лето 1993 года было на ред­кость жарким. Байкал лениво дре­мал в берегах. И вдруг пронесся слух, что с вертолета видели красное днище корабля; он висел у самой бездны на зубцах подводных скал. Но это был только слух.

    Надежда живет до самой пос­ледней минуты, а Байкал со своей тайной не расстается, он равноду­шен к судьбам людским.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1.ИУГМС - свидетели непра­вильно называют аббревиатуру; сле­дует ИУГКС - Иркутское террито­риальное управление по метеороло­гии и контролю природной среды.

    2.Дело № 30508 по факту гибели теплохода «Шокальский» и всех чле­нов ко..анды судна, происшедшее 2 августа 1983 года в районе мыса Красный Яр.- Архив Иркутской транспортной прокуратуры.- л.д. 135-136.

    З.Там же, л.д. 138-139.

    4.Там же, л.д. 123-124. 5.Вероятно ошибка, свидетель хо­тел сказать 2 -Зм.

    б.См. примеч. 2, л.105-107.

    Похожие публикации