Транспорт в праге.

Городской транспорт Праги, как отмечают многие туристы, побывавшие в столице Чехии, очень хорошо организован и работает безупречно. Он имеет разветвленную сеть, охватывающую даже самые отдаленные от города закоулки, и курсирует строго в соответствии с расписанием.

В пиковые часы количество общественного транспорта в Праге увеличивается, поэтому никто и никогда не ездит в нем стоя, нет давки и тесноты. Карты передвижений городского транспорта можно найти практически возле каждой остановки.

Метро

Общая информация

Сеть городского метро состоит всего из трех линий. Они обозначаются соответствующими буквами и цветом:

  • линия «А» - зеленым цветом. Берет свое начало от станции Depo Hostivař до станции Dejvická
  • линия «В» - обозначается желтым цветом и начинается от станции Černý Most до станции Zličín
  • линия «С» - обозначена красным цветом. Она берет свое начало от станции Háje до станции Letňany. Имеет также переходы на станции Muzeum на линии A и C, Můstek на линии A и B и Florenc на линии B и C

Общая протяжность пражского метро составляет 59,3 км и включает всего 54 станции.

Время работы метро Праги

Столичное метро работает практически круглосуточно. Первый поезд выезжает на маршрут в 5:00 утра, а последний заканчивает работу в полночь. Каждую пятницу и субботу, когда заканчивается рабочая неделя, все линии метро работают на час дольше.

Интервал движений

Поезда в метро в час пик в рабочие дни двигаются с интервалом в 2-3 минуты, в остальное же время - с интервалом в 4-10 минут. Просмотреть расписание и составить маршрут передвижения в метро можно на официальном сайте главной транспортной компании Праги: www.dpp.cz .

Транспортные нюансы

Стоит отметить, что пражское метро очень глубокое. Так получилось, что из-за особенностей местных грунтов каналы для метро нужно было прорывать глубоко под землей. Именно поэтому не нужно удивляться, если увидите, что местные эскалаторы там такие большие и длинные.

Передвижение пассажиров метро организовано таким образом, что никогда не возникнет давки. Те, кто двигаются на платформу, идут по правой дорожке, а людям, которым нужно к выходу - по левой. Вход в метро всегда обозначается буквой «М».

Следует также помнить и о том, что направление движения поезда всегда определяется конечной станцией пути его следования. Название направления можно посмотреть на табличке, которая располагается в первом вагоне поезда. К тому же, в вестибюле метро Вы никогда не найдете турникетов или сотрудников метрополитена, поэтому билет можно будет купить исключительно в автомате. Имейте это в виду, когда собираетесь поехать на метро в отдаленные от центра города районы.

Часто в пражском метро вход и выход осуществляется через одну и ту же дверь. А для того, чтобы зайти либо выйти из вагона, следует нажать кнопку на дверях.

Трамваи

Общая информация

Трамваи Праги являются наиболее удобным видом транспорта для перемещения по городу, благодаря которому можно сполна насладиться достопримечательностями столицы Чехии. На сегодняшний день трамвайная сеть города насчитывает примерно 26 дневных, а также 9 ночных и 1 исторический маршрут - это старинный трамвай под номером 91, который курсирует только в выходные и праздничные дни с конца марта до середины ноября. Свое движение он начинает от станции Vozovna Střešovice.

Стоит отметить, что расписание трамваев можно найти на каждой остановке. К тому же, через остановку могут курсировать 2-3 и более трамвая. В самом центре города располагается связующая станция Lazarská, через которую пролегают маршруты абсолютно всех ночных трамваев. Таким образом, вы можете спокойно добраться в любую часть Праги.

Время работы трамваев

Днем трамваи Праги работают с 4:30 до 24:00, а ночью - с 23:00 до 4:30.

Интервал движений

На дневных линиях курсируют трамваи под номерами № 1-26, которые двигаются с интервалом до 5 минут. В ночное время по городу ездят трамваи под номерами 51-59 с интервалом в полчаса. Следует помнить о том, что в выходные дни расписание трамваев немного отличается от расписания в рабочие дни. В праздники на остановках можно найти изменения к расписанию.

Транспортные нюансы

Если какой-нибудь трамвай сломался, вместо него на маршрут выпускают автобус, присваивая ему тот же номер, что имеет трамвай, правда, к нему приписывают букву X в. К примеру, вместо 26-го трамвая по городу будет курсировать автобус под номером X26.

Автобусы Праги

Общая информация

В Праге курсируют автобусы от различных автобусных перевозчиков. Но главным из них является «Транспортное предприятие столичного города Праги», которое обладает обширной сетью маршрутов. Его официальный сайт: http://www.dpp.cz/ .

Несколько автобусных маршрутов связывают столицу Чехии с пригородом. На такой автобус можно сесть у станции метро, которая находится на окраине Праги. Кроме того, много автобусов, в числе которых можно найти и международные, отправляются с вокзала Флоренц, обслуживающего метро B и C.

Время работы автобусов

Днем автобусы работают в период с 4:30 утра до 00:00. Ночной график работы автобусов включает время с 00:30 до 4:30 утра.

Интервал движений

Днем пражские автобусы курсируют с интервалом в 60 минут. В ночное время суток маршруты под номерами 501 - 514 и 601 - 604 также двигаются с интервалом раз в час.

Транспортные нюансы

Автобусы Праги останавливаются «по заявке». Чтобы выйти на то или иной остановке, вам следует заранее нажать специальную кнопку «STOP», которая находится в салоне автобуса. Внимательно проследите за тем, чтобы после нажатия загорелся индикатор либо над дверью, либо впереди автобуса.

Такси

Общее описание

Такси в Праге не пользуется большой популярностью у туристов. К тому же, в городе такого понятия, как «частник», вообще не существует. Машины такси легко узнаваемы, поскольку на своей крыше они имеют светящиеся знаки. На дверях, как правило, указаны цены и информация о транспортной компании, кому принадлежит такси.

Такси имеют счетчик, который может печатать чек. В некоторых машинах вы также можете расплатиться кредиткой. В столице Чехии также существует такси специально для водителей, которые решили выпить после работы. Заказав подобную услугу, за вами приедет такси с двумя водителями. Второй водитель отвезет вас на вашей же машине туда, куда вам потребуется.

Стоимость поездки на такси

Стоимость проезда на такси состоит из:

  • стоимости за посадку, которая в среднем составляет 30-50 крон
  • стоимости за ожидание, которая обычно составляет 5 крон за 1 минуту
  • стоимости за 1 км проезда по городу, которая находится в пределах 18-36 крон

Время работы такси

Такси Праги работает круглосуточно.

Транспортные нюансы

Такси в столице можно заказать двумя способами:

  • позвонить в диспетчерскую службу или воспользоваться интернетом
  • поймать на улице

Для того чтобы поймать такси прямо на улице, вам достаточно поднять руку в подходящем для этого месте. Стоит помнить о том, что большинство таксистов, если их остановить на улице вечером или ночью, завышают стоимость проезда, поэтому лучше всего договориться о цене заранее. К тому же, такие водители такси иногда и мошенничают, включая счетчик на тариф «за город». В таком случае они повезут вас по городу по дорогостоящему тарифу. Несмотря на то, что власти Праги ведут активную борьбу с этим явлением, совершая периодические рейды, полностью искоренить проблему им пока не удалось.

Основные перевозчики:

  • «City Taxi» - http://www.citytaxi.cz/
  • «Dimo Taxi» - http://www.dimotaxi.cz/
  • «Profi Taxi» - http://www.profitaxi.cz/

Билеты на общественный транспорт Праги

Решив воспользоваться городским транспортом Праги, помните о том, что для простоты передвижения по столице городские власти решили ввести единый тип билетов, который можно использовать на все виды общественного транспорта. Правда, для того чтобы ездить в нем, при себе необходимо иметь действительный билет. Водители трамваев и автобусов не продают билеты. Их можно приобрести только:

  • в станциях метро
  • в многочисленных газетных киосках, которые располагаются по всему городу
  • на сайте Транспортного предприятия
  • на ресепшене в гостиницах, турагенствах, ТЦ
  • в автоматах, которые принимают только монеты по 1, 2, 5, 10, 20 и 50 крон

Билет считается действительным только тогда, когда на нем стоит отметка компостера. Такие компостеры-валидаторы всегда можно найти у входа в метро или автобус. Они окрашены в ярко желтый цвет. Билет вставляется в компостер стрелкой вперед и только тогда аппарат пробивает на нем дату и время. Именно с этой минуты билет считается действительным. Когда вы будете в следующий раз проходить в транспорт, повторно билет пробивать не нужно.

Разновидности билетов

Основной билет, который позволяет совершать несколько пересадок (90 минут) стоит 32 кроны. Для детей 6-15 лет действует льготный билет, которого можно приобрести по 16 крон. Стоимость кратковременного билета с возможностью пересадок (30 минут) составляет 24 кроны. Люди пенсионного возраста 60-65 лет имеют возможность купить основной билет по цене 16 крон, а кратковременный - по 12 крон.

Для владельцев мобильных телефонов введена услуга приобретения билета через СМС сообщение. Но для этого им необходимо иметь сим-карту чешского оператора. Отправив СМС на номер 90206 с текстом:

  • DPT32 - вы становитесь владельцем основного билета, который действует 90 минут и стоит 32 кроны
  • DPT24 - можно купить кратковременный билет со сроком действия полчаса за 24 кроны
  • DPT110 - позволяет купить билет на 24 часа за 110 крон
  • DPT310 - дает возможность стать собственником билета со сроком действия на 72 часа по стоимости в 310 крон

Оплата багажа

Чтобы провести с собой в общественном транспорте чемодан или коляску без ребенка, собаку без бокса, следует доплатить дополнительно 24 кроны. Если же в коляске имеется ребенок, тогда ее провоз оплачивать не нужно.

Проездной

Проездной билет, который действительный на 24 часа, стоит 110 крон, а льготный для детей - 55 крон. Стоимость проездного на три дня обойдется путешественнику в 310 крон.

Размер штрафов

В пражском общественном транспорте вы никогда не найдете кондукторов. Проверку билетов осуществляют контролеры Транспортного предприятия. Они могут потребовать от пассажира, чтобы тот предъявил билет, отобрать у него билет, если он недействительный, а также выписать штраф, сумма которого составляет 1000 крон. Если пассажир согласился оплатить его на месте или не позднее, чем 15 дней в кассе Транспортной компании, то сумма штрафа уменьшается на 800 крон.

Сумма штрафа за безбилетный провоз багажа составляет 200 крон. Если уплатить его на месте или в кассе Транспортного предприятия, сумма снижается на 100 крон. При обращении к пассажиру контролер обязан предъявить значок желто-красного цвета вместе со служебным удостоверением, а после уплаты штрафа - выдать квитанцию.

Стоя на трамвайной остановке, ты ждешь «его». Через несколько минут рельсы начинают вибрировать, дрожать и ты видишь, как из-за поворота выезжает «он» — красный, похожий на пулю, несущий в себе черты стиля породивших его 1960-х и до сих пор не устаревший трамвай. Красный трамвай Т3, который часто можно увидеть на открытках и картинах пражских художников, стал одной из ярких достопримечательностей Праги и ее неизменным символом.

Его история началась 50 лет назад, когда 21 ноября 1962 года был запущен первый экземпляр по улицам чешской столицы. Ещё до того, как трамвай начали производить массово, его прототип был представлен на международной промышленной ярмарке 1960 года в Брно. Отцами-создателями этого чуда техники были конструкторы Антонин Гонзик и Франтишек Кардаус.

Необычная история случилась с трамваем Т3 в марте 1962 года. Прямо возле завода-изготовителя на перекрестке Пльзеньской и Радлицкой улиц он столкнулся с грузовиком, перевозящим ячмень. Водитель трамвая получил от коллег прозвище Ячменный Король, а сам трамвай стали называть «ячменчик».

До конца 1962 года пражский общественный транспорт обзавёлся 70 трамваями, которые постепенно начали вытеснять старые двусторонние машины, ходившие в то время, как правило, сцепкой по три вагона. Кстати, на стареньком двустороннем трамвае можно все еще прокатиться по городу в качестве аттракциона. Эти трамваи ходят через Вацлавскую площадь.

Новые трамваи Т3 вызвали ряд проблем, в результате которых пришлось расширять и переделывать рельсы. Вместе с водителем в трамвае ездили два кондуктора. Для них в вагоне было отведено постоянное место между передними и средними дверьми. Вот почему долгое время входить в трамвай можно было только через передние двери, остальные служили для выхода. В 70-х годах кондукторов заменили автоматы по продаже проездных билетов.

Главным заказчиком чехословацких трамваев Т3 стал Советский Союз. Всего в СССР было поставлено 11.353 трамвая!, в то время как общая численность выпущенных машин составляет 13.713. В 1988 году Т3 был внесён в книгу рекордов Гиннесса как наиболее массово выпускаемый, а ČKD – как крупнейший производитель трамваев в мире.

Классические Т3 перестали ездить по Праге совсем недавно. Прощальный рейс трамвай совершил 18 ноября 2012 года, однако модификации этой модели, почти ничем не отличающиеся внешне, до сих пор составляют 40% трамвайного парка чешской столицы. Сегодня красные трамвайчики курсируют по 47 городам нескольких стран мира, в том числе Германии, в России, в Латвии, Белоруссии и даже в Узбекистане. А для Праги Т3 остается тем знаком отличия, который известен на равне с собором Святого Вита и Карловым мостом.

Трамвайная сеть в Праги – самая крупная сеть трамваев в Чехии. Протяженность всех путей превышает 141 километр, протяженность маршрутов 548 км. С 1 сентября 2012 года в Праге действует 31 линия, из них: 21 линия дневного транспорта, 9 линий ночной транспорта и 1 маршрут исторического трамвая. Дневные маршруты имеют нумерацию с 1 по 26, при этом маршруты 13, 15, 19, 21, 23, 36 были ликвидированы. Ночные маршруты с 51 по 59. Ностальгический маршрут имеет номер 91.

Трамвайная сеть в год перевозит около 350 миллионов пассажиров. Для этого в Праге используется 7 трамвайных депо для основного пассажирского транспорта, обслуживающих в сумме 980 вагонов: Vozovna Motol – 118 вагонов, Vozovna Hloubětín – 127 вагонов, Vozovna Žižkov – 128 вагонов, Vozovna Kobylisy и Vozovna Strašnice – по 142 вагона в каждом, Vozovna Pankrác – 150 вагонов, Vozovna Vokovice – 173 вагона. Также есть еще одно депо – Vozovna Střešovice. Он используется для музейных экспонатов и служебных вагонов. Обслуживает это депо ностальгический маршрут № 91. Пражский электрический трамвай использует постоянный ток с напряжением 600 вольт.

Все трамваи, как и любой другой общественный транспорт, ходит строго по расписанию. Расписание каждого маршрута указано на его остановке. При этом указываются все остановки от начального пункта, до конечного. Остановка данного места отправления выделена другим шрифтом. Рядом с каждой последующей станцией указано время, через сколько минут трамвай будет на той ли иной остановке. Расписание движения трамваев в будние и выходные дни может различаться. К примеру, в таблице расписания могут находиться графы движения по дням недели: понедельник – четверг, пятница, суббота и воскресенье; либо, например: понедельник – суббота, воскресенье. Напротив каждого часа указаны минуты отправления. Там где рядом с минутами указан значок инвалида, это означает, что трамвай пригоден для перевозки инвалидов, подножка трамвая низкая, не имеет ступенек; в трамвай можно заехать на инвалидной коляске сразу с перрона, также в трамвае имеется место для установки и крепления инвалидного кресла с пассажиром. Не все трамваи имеют возможность перевозки инвалидов, но те, которые такую возможность имеют – ходят довольно часто. Если на стенде лист с расписанием желтого цвета, это означает, расписание временное. На некоторых остановках есть электронное табло, которое показывает, сколько минут осталось до прибытия конкретного номера трамвая.

Дневной трамвая начинает свою работу в 04.30, постепенно заменяя на маршруте ночные трамваи. Заканчивает свою работу в 0.00 часов. Интервал движения в рабочее время утром и вечером в среднем равен 8 минутам, днем 10 минут. В выходные и праздничные дни на различных маршрутах от 7,5 до 15 минут. С 1 сентября 2012 года имеет 21 линию. Ранее было немного больше. С этого времени в трамвайную сеть были внесены значительные изменения, направленные на оптимизацию городского транспорта. Маршруты 3, 9, 11, 17 и 22 являются основными трамвайными маршрутами. Иногда на схемах их выделяют более жирным шрифтом.

Маршруты движения дневных трамваев

Конечные станции Примечание
1 Petřiny – Spojovací
2 Petřiny – Podbaba
3 Levského – Kobylisy
4 Kotlařka – Kubánské náměstí В будние дни время движения сокращено до 20:00.
5 Divoká Šárka – Černokostelecká
6 Sídliště Barrandov – Smíchovské nádraží – Spořilov В будние дни время движения сокращено до 20:00. Основной участок Smíchovské nádraží – Spořilov, но утром и вечером в будние дни маршрут от станции Smíchovské nádraží продлевается до Sídliště Barrandov.
7 Radlická – Ústřední dílny DP По выходным, а также в вечернее время до станции Ústřední dílny DP трамваи идут через один. Каждый второй трамвай не доходит всего одну остановку, конечный пункт у таких трамваев Černokostelecká.
8 Podbaba – Starý Hloubětín
9 Sídliště Řepy – Spojovací
10 Sídliště Řepy – Sídliště Ďáblice
11 Spořilov – Olšanské hřbitovy
12 Sídliště Barrandov – Palmovka
13 Sídliště Barrandov – Smíchovské nádraží Работал только в будние дни в часы пик. С 27.11.2009 отменен.
14 Sídliště Barrandov – Ortenovo náměstí
15 Špejchar – Vysočanská С 1 сентября 2012 отменен.
16 Kotlařka – Sídliště Řepy – Lehovec В будние дни утром и вчером маршрут от Sídliště Řepy продлевается до Kotlařka.
17 Levského – Vozovna Kobylysy Между станциями Výstaviště и Vozovna Kobylysy интервалы в два раза больше, чем на отрезке Levského – Výstaviště, поскольку эта часть менее загружена.
18 Petřiny – Vozovna Pankrác
19 Lehovec – Nádraží Strašnice С 1 сентября 2012 отменен.
20 Divoká Šárka – Sídliště Barrandov
21 Národní třída – Nádraží Braník С 1 сентября 2012 отменен.
22 Bílá Hora – Nádraží Hostivař
23 Kubánské náměstí – Malovanka В 2007 году отменен.
24 Kubánské náměstí – Ortenovo náměstí
25 Lehovec – Vypich
26 Divoká Šárka – Nádraží Hostivař
36 Divoká Šárka – Špejchar С 1 сентября 2012 отменен.

Ночной трамвай работает с 0.30 до 04.30 часов. Такие трамваи из депо выезжают постепенно, в период с 20.00 до 22.30. Свою работу они начинают на маршрутах как дневные трамваи, постепенно заменяя те, которые уходят в депо. Вновь выехавшие трамваи до 0.00 часов работают совместно с теми вагонам, которые обслуживают дневные маршруты, называемые в Праге полуночными трамваями. Приблизительно в 0.00 часов приезжая на конечную станцию водитель трамвая меняет номер маршрута. Таким образом, трамвай на конечной остановке из дневного маршрута «превращается» в ночной. Вагон, выехавший для обслуживания ночных маршрутов отправляется обратно в депо в 5.00 – 6.00 часов утра.

Ночью город обслуживают девять линий, номера с 51 по 59. Не смотря на то, что количество линий на много меньше, чем дневных, ночные линии более длинные, охватывают практически любые точки города. Ночные маршруты не повторяют дневных. Лишь два маршрута частично совпадают с дневными линиями. Интервал движения каждого номера составляет ровно 30 минут. Интервал нельзя назвать большим, поскольку на некоторых станциях проходят более чем один маршрут и, таким образом, интервал между трамваями на станции может сокращаться до 8-17 минут.

В центре города на станции Лазарска (чеш. Lazarská) съезжаются все ночные маршруты трамваев, поэтому здесь можно сделать пересадку на нужный маршрут и добраться в любую точку Праги даже ночью. Также, есть еще несколько пересадочных пунктов, где пересекаются несколько маршрутов. В расписании линии ночного трамвая отмечаются темным цветом.

Маршруты движения ночных трамваев

Конечные станции Примечание
51 Divoká Šárka – Nádraží Strašnice
52 Lehovec – Sídliště Modřany
53 Sídliště Ďáblice – Vozovna Pankrác
54 Lehovec – Sídliště Barrandov
55 Vozovna Kobylisy – Ústřední dílny DP
56 Petřiny – Spořilov
57 Bílá Hora – Nádraží Hostivař
58 Spojovací – Sídliště Řepy
59 Sídliště Řepy – Nádraží Hostivař

Кроме дневных маршрутов 1 – 26 могут время от времени днем ходить трамваи с номерами 27 – 50. Трамваи с такими номерами – временные маршруты. Вводятся они на время ремонтных работ. Например, одно время по городу курсировал трамвай с номером 36. Данный маршрут был необходим в связи со строительством автомобильного туннеля не далеко от стадиона Спарта. Маршрут № 36 был продолжение прерванного маршрута № 26 в связи со строительными работами.

Ностальгический (исторический) трамвай

В теплое время года в Праге ходит исторический трамвай. Его еще называют ностальгическим. Это специальный старинный трамвай. По городу ходит несколько двойных вагонов музейного трамвая. Маршрут № 91, конечные станции Vozovna Střešovice – Výstaviště. Стоимость проезда немного выше чем на других видах транспорта. Здесь выдается специальный билет. Пересадки не предусмотрены, билет действителен только до ближайшей конечной станции. Музейный трамвай обслуживается специальное депо – Vozovna Střešovice. Всего в депо имеется 77 вагонов исторического трамвая. Музейный трамвай курсирует только в выходные дни с 12 до 18 часов с интервалом движения 1 час в период с апреля по октябрь.

Немного истории

Первый трамвай в Праге был пущен 23 сентября 1875 года. Это было конно-рельсовая дорога, в народе называемая «конка». Маршрут первого конного трамвая был «Карлин – Национальный театр» (чеш. Karlín – Národní divadlo). Постепенно дорога продлевалась и к 1883 году вся сеть достигала 19,43 километра.

В 1891 году в Праге пошел первый электрический трамвай. Первая линия электрического трамвая проходила на Летной (чеш. Letná). Это была заслуга инженера Франтишек Кржижик (чеш. František Křižík). 19 марта 1896 года благодаря ему была открыта еще одна линия, которая проходила с нынешнего района Florenc, к районам Либень (чеш. Libeň) и Высочаны (чеш. Vysočany). На следующий год появляется новая линия, уже в области Праги. Маршрут был Смихов – Коширже (чеш. Smíchov – Košíře) и называлась эта линия Главачковой электрической дорогой. В 1898 году открывается еще один маршрут, протяженностью 5,8 км. Прага – Винограды (чеш. Královské Vinohrady), носила имя конечной станции – Královské Vinohrady. Постепенно появилась возможность перевозить жителей пригорода Праги. В 1898 году конку перекупило электрическое предприятие города и постепенно началась реконструкция для перевода линий на электрическую тягу, которая закончилась в 1905 году. Таким образом, образовалось предприятие, которое теперь называется АО «Пассажирское предприятие столицы Праги». Последний электрифицированный маршрут был закончен на Карловом мосту. Там он проработал до 1908 года.

Трамвайные вагоны завода Tatra в различных модификациях. Почти все имеют двери с выходом на обе стороны

Сейчас весь парк трамваев в Праге в основном составляют вагоны завода Tatra в различных модификациях. Не так давно

Транспорт в Праге хорошо организован и позволяет быстро добираться до мест, которые могут представлять интерес для посетителей города. Обратите внимание на тот факт, что до центральных исторических районов Праги можно доехать на метро или на трамвае, а городские автобусы туда не ходят.

Пешие прогулки по историческому центру Праги весьма популярны: центр хорошо для них приспособлен, тем более что по размерам он весьма компактен и обойти его весь - несложная задача для тех, кто привык перемещаться пешком, осматривая достопримечательности. Тротуары по преимуществу замощены, что делает их не очень удобными для людей с ограниченными возможностями. Также обращайте внимание на движение автомобилей: водители могут не всегда уступать дорогу пешеходу. Для большего удобства при пеших прогулках рекомендуется приобрести карту города, ее можно купить в магазинах или представительствах туристических фирм.

Внимание: переход проезжей части на красный свет наказывается штрафом в размере 1000 крон.

Метро, автобусы и трамваи

В единую транспортную систему Праги (на английском языке: Prague Integrated Transport system или PIT ) входит метро , многочисленные трамвайные и автобусные маршруты, пригородные поезда типа S, курсирующие в пределах города. Также туда включены фуникулер до Петршинского холма и несколько паромов через р. Влтаву.

Время движения транспорта. Расписания движения автобусов и трамваев вывешиваются на всех остановках. Метро открывается около 5.00 утра и закрывается около полуночи. Автобусы и трамваи начинают движение раньше и заканчивают позже, для оптимальной интеграции с метро.

Расписание движения транспорта можно уточнить на сайте pid.idos.cz . На этом сайте вам будет удобно спланировать свою поездку: введите исходный пункт и пункт назначения, и вы получите подробную информацию о том, каким транспортом воспользоваться, где совершить пересадки и т. п.

Метро . Пражское метро состоит из трех линий: A (зеленая), B (желтая) и C (красная). Пересадки с одной линии на другую производятся на станциях Můstek (линии A и B), Muzeum (линии A и C) и Florenc (линии A и B). На метро можно объехать практически весь город за небольшое время.

Интервал движения поездов метро составляет 3–4 мин в днем, и 4–10 мин в другие часы (подробнее см. на схеме метро ниже).

Пражский трамвай

Трамваи . Интервал движения трамваев в Праге составляет 4–10 минуты днем, и достигает 10 минут в вечернее время. Дневными маршрутами идут трамваи под номерами 1–12, 14, 16–18, 20, 22, 24–26. К ночным маршрутам (с 0.00 до 5.00 часов) относятся трамваи под номерами 51–59, они ходят с интервалом в 30 минут. В этот же период со станции Lazarská в центре города трамваи отходят каждые 15 минут. Как правило, все трамваи проходят через эту узловую станцию, и здесь вы всегда сможете пересесть на другую трамвайную линию.

Автобусы. Днем (с 4.30 до 24.00 часов) автобусы ходят по городу с интервалом 9–15 минут. Ночью (с 24.00 до 4.30 часов) ходят автобусы под номерами 501-515 (с интервалом от 30 минут до 1 часа), а также автобусы № 601–610, являющиеся пригородными. На них билеты стоит приобрести заранее. Имейте ввиду, что городские автобусы не идут в районы исторического центра (такие как Старый город, Новый город и др.), это сделано для того чтобы избежать шумового и атмосферного загрязнения этих мест.

Схемы движения транспорта

В плане транспорта Прага и ее предместья делятся на несколько зон. От центра и далее к окраинам это зоны: P, O, B, 1, 2, 3, 4, 5.

  • Схема линий пражского метро , png-файл .
  • Схема движения дневного железнодорожного транспорта Праги (метро и трамваи), png-файл .
  • Схема движения трамваев , png-файл .
  • Схема движения ночного транспорта (трамваи и автобусы), png-файл .
  • Схема железнодорожного транспорта в Праге и окрестностях, png-файл .

Вышеприведенные схемы составлены компанией Ropid.

Билеты и цены

Цены на билеты для единой транспортной системы Праги (метро, трамваи, автобусы и т. д.) в черте города, с указанием срока действия:

  • 32 кроны - 90 минут - с возможностью пересадки,
  • 24 кроны - 30 минут - с возможностью пересадки,
  • 110 крон - 24 часа - с возможностью пересадки,
  • 310 крон - 72 часа - с возможностью пересадки.

При первых трех указанных тарифах дети получают скидку в 50 %, при последнем - один ребенок с вами может ездить бесплатно. Скидку получают дети до 15 лет. Дети до 6 лет ездят бесплатно.

Продажа билетов осуществляется в следующих местах:

  • автоматы по продаже билетов. В продаже билеты номиналом в 24, 32, 110 крон. Принимают только монеты, возвращают сдачу.
  • продуктовые магазины , табачные лавки (с надписью Tabak ), газетные киоски (Trafika ). Билеты номиналом 24 и 32 кроны.
  • билетные кассы Пражской транспортной системы. Обычно они расположены в вестибюлях метро, а также в аэропорту. Продают билеты всех типов.
  • у водителей автобусов (но не трамваев). Продают билеты номиналом 32 кроны по цене 40 крон.
  • билетные кассы Чешских железных дорог . Продают билеты номиналом 110 крон.
  • поезда типа Eurocity или Intercity (EC/IC) - иногда кондукторы в них продают билеты номиналом 110 крон при подъезде к Праге. Подробнее о типах поездов в разделе транспорт Чехии .
  • через sms билеты могут купить только абоненты чешских операторов сотовой связи. Для этого необходимо послать sms на номер 902 06 с текстом DPT24 (билет за 24 кроны, продолжительность действия - 30 мин), DPT32 (32 кроны, 90 мин), DPT 110 (110 крон, 24 часа), DPT 310 (310 крон, 72 часа).

Пробивать билет необходимо каждый раз, когда вы пользуетесь общественным транспортом. Иначе проезд считается не оплаченным. В автобусах и трамваях необходимо пробивать билет, опустив его в отверстие на желтом компостере. В метро такие устройства тоже есть, они располагаются при входе на станцию. При пересадке с одного автобуса или трамвая на другой, также необходимо прокомпостировать билет. В случае если вы этого не сделаете, вас может ожидать штраф размером 700 крон. Несмотря на то, что иногда может показаться, что на общественном транспорте Праги можно проехать бесплатно, не поддавайтесь этому искушению и оплатите проезд. Имейте в виду, что контролеры могут быть и самозванцами, чтобы не попасться на таких, требуйте у них удостоверение контролера. Также они должны носить соответствующий значок.

Автомат по продаже билетов

Компостер билетов в метро

Билет для проезда в единой транспортной системе Праги

Безопасность и этикет. Будьте аккуратны: при прибытии трамвая отойдите на пару шагов назад, высоких людей может задеть зеркалом заднего вида. В метро на эскалаторе принято стоять по правую сторону, а проходить слева. В транспорте принято уступать места пожилым людям и беременным женщинам.

Такси

В Праге всегда предпочтительнее пользоваться общественным транспортом, однако, если у вас есть необходимость поездки на такси, то вам помогут несколько советов ниже.

Официальное такси в Праге маркировано соответствующим образом, однако по цвету такси могут быть разными. На дверях автомобиля указывается номер и название фирмы-перевозчика. В салоне есть прейскурант на услуги по перевозке, изучив который можно уточнить стоимость проезда. В конце поездки пассажир вправе потребовать квитанцию с указанной суммой. Рекомендуется заказывать такси у одного из местных операторов:

  • AAA Radiotaxi , +420 222 333 222 (26 крон за км) - у этой компании официальный контракт с пражским аэропортом
  • Nejlevnejší Taxi , +420 226 000 226 (18 крон за км)
  • Modrý anděl , +420 737 222 333 (19 крон за км)
  • Speedcars , +420 224 234 234 (19 крон за км)
  • Sedop , +420 841 666 333 (23 крон за км)
  • City Taxi , +420 257 257 257 (24 крон за км)
  • Halo Taxi , +420 244 114 411 (24 крон за км)
  • Taxi Praha , +420 222 111 000 (24 крон за км)
  • Kuryr Taxi , +420 241 090 090 (26 крон за км)
  • Profi Taxi , +420 844 700 800 (26 крон за км)
  • Prague Airport Transfers , +420 800 870 888
  • Bohemia Prague Airport Transfers , +420 773 066 880
  • Taxi Premier , +420 777 092 045

Недобросовестные таксисты могут стать проблемой для туриста. Они могут значительно завышать цены. Особенно это актуально при проезде из аэропорта или железнодорожного вокзала в центр города. Если вы вынуждены взять такси, то обратитесь к представителю какого-нибудь отеля и закажите такси, обслуживающее отель. Имейте в виду, что это обойдется вам примерно в два раза дороже, чем заказ такси в одной из компаний, перечисленных выше.

Некоторые таксисты могут показывать вам распечатки с якобы «фиксированными ценами» на проезд по городу. Не попадитесь на эту удочку: это фальшивые «документы» и их содержание не соответствует действительности.

Если вы садитесь в такси, проверьте, чтобы счетчик был включен, а когда покидаете такси, попросите квитанцию об оплате проезда.

Лучше не ловить такси прямо на улице. Если это произошло, то выбирайте такси с фирменной маркировкой и постарайтесь обговорить стоимость проезда заранее. Имейте в виду, что максимальный тариф, установленная властями города на оплату одного километра проезда составляет 28 крон (приблизительно 48 руб. или 1,1 евро).

Автомобили

Для вождения автомобиля в Праге вы можете использовать российское водительское удостоверение, однако не более трех месяцев пребывания в Чехии. Правила дорожного движения, в основном, соответствуют тем, что приняты в остальных Европейских странах. Движение в Праге очень оживленное и часто бывают пробки. Плюс к этому, в центре города улицы узкие и часто на них движение является односторонним. Поэтому, мы не советуем рассматривать автомобиль как приоритетное и удобное средство передвижение по историческому центру Праги.

Парковка

Схема районов Праги

В центре Праги (районы Прага 1, 2, 3) останавливать автомобиль бесплатно нельзя, и за парковку всегда необходимо платить. Однако в других районах существует множество бесплатных парковок.

Зоны парковки в Праге делятся на несколько видов: синяя , оранжевая и зеленая . Этими цветами помечаются информационные таблички под знаком парковки, а также наносятся линии на тротуаре.

  • синяя зона (центр). Парковка здесь предназначена только для жителей данных районов и владельцев недвижимости. Туристы могут приобрести талон на кратковременную парковку в этой зоне на период 4 часа (за 120 крон) или 10 часов (400 крон). Талон можно приобрести в магазинах, киосках и автозаправках. Платить за парковку в этой зоне необходимо всегда, за исключением периода с 18.00 до 20.00 часов - в это время вы можете останавливаться здесь автомобиль, но не более чем на 3 минуты.
  • оранжевая зона (район Прага 3). Парковка в этой зоне ограничена 2 часами. Оплату следует производить через паркомат. Распечатанный талон следует поместить за лобовое стекло так, чтобы его можно было хорошо разглядеть снаружи автомобиля. Стоимость парковки за 1 час составляет 40 крон, минимальная плата - 10 крон (за 10 минут). В оранжевой зоне парковка является платной с понедельника по пятницу с 8.00 до 18.00 часов. А с 18.00 до 8.00 часов - бесплатной. На выходных парковка как правило является бесплатной, об обратном может сообщить информационная табличка под знаком парковки.
  • зеленая зона (район Прага 1, 2, 3). Парковка в этой зоне ограничена 6 часами. Стоимость парковки за 1 час составляет 30 крон, минимальная плата - 10 крон (за 15 минут парковки). В зеленой зоне парковка является платной с понедельника по пятницу с 8.00 до 18.00 часов. А с 18.00 до 8.00 часов - бесплатной. На выходных парковка как правило является бесплатной.
  • зона районов Прага 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 . В этих районах платные парковки еще не введены в эксплуатацию. Оставлять автомобиль можно на отмеченных соответствующим образом парковках: это синий знак с буквой «P». Под знаком может располагаться информационная табличка, на которой будет указаны возможное время парковки и наличие каких-либо ограничений. Также существуют платные частные парковки со своими условиями по времени и ценам.
  • Park + ride (P+R). Парковка такого типа может стать для вас удобным вариантом. Название ее переводится как «паркуйтесь и езжайте (на общественном транспорте)». Такие парковки располагаются практически все около станций метро, а именно около станций Skalka I, II, Zličín I, II, Nové Butovice, Opatov, Chodov, Ládví, Letňany, Rajská zahrada, Černý Most I, II , Palmovka, Radotín, Nádraží Holešovice, Běchovice and Depo Hostivař . Заполненность этих парковок на данный момент времени можно посмотреть по адресу www.dpp.cz/en/parking/ . После закрытия метро в 1.00 ночи парковки закрываются. Те, кто не забрал свой автомобиль, должны заплатить штраф в размере 100 крон. Так как парковки P+R интегрированы в единую транспортную систему Праги (PIT), при пользовании ими, помимо парковочного талона, необходимо приобрести билет, дающий право на проезд в этой системе (PIT). Если такой билет уже есть, то снова приобретать его не нужно. Однако его нужно сохранить на все время парковки: когда вы будете забирать автомобиль, билет проверят.
  • Bike + ride (B+R) . На этой парковке, являющейся частью парковки P+R, можно бесплатно оставлять велосипеды. Для этого нужно на месте получить парковочный талон под залог 20 крон. Если во время не забрать велосипед и оставить его на время с 1.00 до 4.00 часов, придется уплатить 100 крон.

Штрафы

Штрафы, назначаемые нарушителям, либо оплачиваются на месте, либо приходят в виде квитанции по почте. Максимальный штраф, который полицейский может вам выписать для оплаты на месте, составляет 2000 крон. Также штрафы можно оплачивать через банк. В случае, если вы арендуете машину, штраф будет предъявлен компании, предоставляющей услуги проката машин, а она уже потребует оплаты от вас. На самом штрафе обычно указываются реквизиты счета, на который надо переводить указанную сумму при оплате в банке. Выписанный штраф необходимо оплатить в течение 10 дней.

Водный транспорт

По реке Влтаве, вдохновлявшей таких композиторов, как Бедржих Сметана и Антонин Дворжак, можно прокатиться на различных речных судах в рамках экскурсии.

Водный транспорт Праги

При планировании речной прогулки можно прибегнуть к услугам таких судоходных компаний как «Европейский водный транспорт » (EVD, сайт: www.evd.cz/ru), «Пражская пароходная компания » (Pražská paroplavební společnost, сайт: www.praguesteamboats.com), а также других, мелких фирм.

На речных транспортных средствах проводятся экскурсии как в черте Праги, так и за ее пределами.

Паромные переправы относятся к транспортной системе PIT, поэтому на них действует обычный билет для проезда на городском транспорте. Информация о движении паромов (на чешском языке).

Маршруты паромных переправ:

  • паром P1 : Sedlec - Zámky
  • паром P2 : V Podbabě - Podhoří
  • паром P3 : Lihovar - Veslařský ostrov
  • паром P5 : Kotevní - Císařská louka - Výtoň
  • паром P6 : Lahovičky - Nádraží Modřany

Фуникулер

К единой транспортной системе Праги относится также Фуникулер, проложенный по склону Петршинского холма. Маршрут состоят из трех станций. Начало маршрута - от станции Ujezd (Уезд), расположенной около остановки трамваев № 9, 12, 22, до станции. Промежуточной является станция Nebozizek . На вершине холма находится станция Petřín (Петршин). Рядом с ней располагается Петршинская обзорная башня, обсерватория имени Штефаника, розовый сад.

Велосипед

В Праге проложено довольно много велосипедных дорожек, однако ими обделен исторический центр, который и без велосипедов достаточно оживлен. Кроме того, мощеные улицы и довольно интенсивное движение не добавляют комфортности при езде на велосипеде. Тем не менее, велосипеды можно взять напрокат, такие услуги предоставляются разными фирмами.

Ссылки

www.ropid.cz - Единая транспортная система Праги: расписание движения транспорта, схемы маршрутов, цены на билеты.

www.dpp.cz/en - Пражская транспортная компания. Схемы маршрутов общественного транспорта, цены на билеты, информация о парковках и пр.

Похожие публикации