Китеж град легенда о самом загадочном городе. Невидимый град китеж

Китеж (Китеж-град) – в преданиях мистический город, который якобы стал невидим и опустился на дно озера Светлояр, во время монголо-татарского нашествия XIII столетия. Также, считалось, что Китеж населен только одними праведниками, а нечестивцы туда не допускаются. Согласно легенде, он находился, в северной части Нижегородской обл., неподалеку от села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

В течении многих лет пытаются решить археологи-подводники загадку озера Светлояр, где, как говорится в народных преданиях, погребен волшебный град Китеж.

Легенды о Китеже

Согласно легенде, на берегах Светлояра князь Юрий Всеволодович построил город Большой Китеж. Особый упор делается на то, что город был построен всего лишь за 3 года — с 1165-го по 1168-й — и сразу каменный, что для лесной Руси той эпохи было немыслимым подвигом. Когда полчища Батыя вторглись на Русь, ими был захвачен и разорен город Малый Китеж (или Городец) и, спасаясь от монгольского войска, князь Юрий укрылся в Большом Китеже, затерянном среди заволжских лесных чащ.


Но Батый узнал дорогу к Большому Китежу и осадил его. Его жители неустанно молились Богородице, чтобы она встала на их защиту. Насмерть стояли защитники города, в бою был убит князь Юрий. Однако силы были слишком неравные. Вот-вот враги должны были ворваться в Китеж-град, как вдруг произошло чудо. Город начал исчезать на глазах Батыя - под водой скрылись китежские церкви, строения… Устрашенный свершившимся чудом, враг бежал.

Время от времени, согласно легендам, со дна озера Светлояр и из-под холмов доносится звон колоколов, появляются временами и китежские старички, купят хлеб у крестьян, поговорят, а после снова исчезают. Праведный же человек может не только «узреть видение» Китежа, но и сам попасть в зачарованный город и остаться там навеки…

Сказание о невидимом Китеж-граде на протяжении долгого времени существовало в устной форме, передаваясь из поколения в поколение. В XVII веке в лесах Заволжья начали появляться раскольничьи скиты — тайные поселения приверженцев старой веры, не признаваемой официальной церковью. Именно раскольники в XVIII веке впервые записали сказание о Китеже в сочинении «Книга, глаголемая Летописец». В их изложении легенда приобрела ярко выраженный религиозный характер. Согласно их представлению, подводный город — это монастырь, в котором живут праведные старцы, а видеть Китеж и слышать китежские звоны, как уже было сказано выше, могут только люди, истинно верующие.

«Туман рассеялся, и над озером неземным светом засияли купола Китежа. Небесный град праведников явился во всем своем великолепии. Главные врата града раскрылись, и из них показался лучезарный старец. Он приглашал войти в чудо-град и остаться в нем навсегда». Так описала свое свидание с легендарным городом паломница, трижды на коленях проползшая вокруг озера Светлояр. В награду за ее духовный подвиг небесный град предстал пред ней, а жители Китежа пригласили старушку к себе. Но она, испугавшись, отказалась входить в обитель праведников.

Вера в реальность существования Китежа сохранялась в окрестностях Светлояра и в более поздний период. 1982 год — фольклористами был записан рассказ местной жительницы: «Люди говорят, что где-то на середине озера есть дырка — не очень уж большая — ну будто бы как с ковш будет. Только найти ее очень трудно. В зимнее время лед на Светлояре бывает чистый-чистый. Так надо прийти, разгрести снег, и можно посмотреть, что там, на дне, происходит. А там, рассказывают, всякие чудеса: дома белокаменные стоят, деревья растут, колокольни, церкви, рубленные терема, люди живые ходят… Только не всякому покажется, не всякий эту дырку найти сможет».

Местные говорят, им известны случаи, когда китежане оказывали помощь людям в самых обыденных делах. «Мне, еще мальцу, бабушка говорила про то, что жил тут в деревне у озера старичок один. Отправился тот старик однажды в лес за грибами. Ходил-ходил, и все напрасно. Устав, сел на пенек… Тут и подумалось ему: «Хоть бы старички китежские помогли». Не успело подуматься, как дремота на него напала. Спустя некоторое время проснулся старик, открыл глаза, посмотрел в корзину — и глазам своим не верит: в ней до краев грибы. Да еще какие — один к одному, да все белые!»

Рассказывали, что один заблудившийся пастух даже ужинал в граде Китеже и хотел было в другой раз туда пробраться, но уже не смог найти туда дороги.

1843 год — журнал «Москвитянин» ознакомил русский народ с этой красивой легендой. Она обратила на себя внимание ученых, вдохновляла поэтов и писателей. Римским-Корсаком была написана опера, посвященная Китеж-граду, ушедшему под воду. И уже сотню лет назад появилась мысль о поисках легендарного города на дне озера Светлояр.

Озеро Светлояр

Исследования

Однако о подводной археологии в те времена даже не мечтали. Поисками занялись лишь в наши дни. Вначале археологами был раскопан Малый Китеж, то есть Городец. Там были обнаружены следы мощного пожара, который уничтожил город в первой половине XIII столетия. Стало понятным, что это было сделано войском Батыя. Это может означать, что легенда права в той части, когда говорит, что Малый Китеж был сожжен татаро-монголами. Ну, а Большой Китеж, ушедший на дно озера Светлояр? 1959 год — к озеру отправилась первая экспедиция археологов-подводников. Успехов она не смогла добиться. Но, возможно, надо вести более основательные поиски?

1968 год — отделом науки «Литературной газеты» была организована на озеро Светлояр комплексная экспедиция. В ее составе были фольклористы, археолог, историк, геолог, озеровед, гидролог и группа аквалангистов. Целью экспедиции было выяснить, какова же связь с действительностью, с озером Светлояр легенды о Китеж-граде, ставшем символом веры в неумирающую Россию, в нетленность русской культуры, в конечную победу над всеми бедствиями. Мог ли действительно уйти город на дно озера?

Исследования археологов-подводников

Геолог В.И. Никишин пришел к выводу, что Светлояр - это «провал» земной коры, заполнившийся водой и ставший озером. Опустившись на его дно, аквалангисты и гидролог Д.А. Козловский смогли установить, что береговой склон Светлояра уходит под воду тремя уступами до глубины в 30 метров.

Первая терраса, с пологим уклоном, находится на глубине в 8–9 метров. Вторая, отделенная крутым склоном, - на глубине в 22–23 метра и, в конце концов, «последнее дно», глубоководная часть озера, погружена на глубину до 30 метров. Как считает Козловский, глубоководная часть озера образовалась приблизительно полторы тысячи лет назад. Потом 700–800 лет назад произошел новый «провал», и появилась терраса на глубине 22–23 метра. И уже, 350–400 лет назад образовалась последняя, мелководная терраса.

Возможно, на одной из террас стоял некогда град Китеж? Ведь время образования второй террасы удивительно совпадает с датой его гибели, о которой говорится в легендах… Археологи-подводники принялись детально изучать дно озера. «Мелководную» террасу исследовали при помощи специального водоскопа. Это конус из листовой стали с дном из оргстекла. Диаметр его 60 см. На узкой части конуса водоскопа закрепили резиновую часть маски, и «просмотр» начался. Вода в Светлояре очень чистая и прозрачная, видимость в ней отличная.

В юго-западной части озера, на мелководье, археологами были найдены остатки свай. Град Китеж? Нет. Местные жители рассказывают, что в XIX столетии тут стояла купальня, построенная местным помещиком. Ничего не смогли обнаружить и на второй террасе. Аквалангисты А. Гогешвили и Г. Назаров опустились под воду и прошли все озеро с севера на юг. Однако Китеж-града с крепостными стенами и золочеными церковными куполами на дне Светлояра нет!

Правда, дно это покрывает толстый многометровой слой ила. На мелководной террасе, в 50-ти метров от берега, на глубине 6–8 метров аквалангисты находили остатки деревьев. Верхушку одного из них спилили и отправили на анализ в Геологический институт Академии наук СССР. Радиоуглеродный анализ показал: дерево погибло 350–400 лет назад. А это соответствует временному периоду образования мелководной террасы, вычисленному Д.А. Козловским!

Значит, одна из террас в действительности образовалась в результате «провала»? И если датировки, которые были предложены Козловским, точны, то второй «провал» произошел в эпоху монгольского нашествия - во времена, связанные с гибелью легендарного Китеж-града!

На следующий год археологи-подводники прибыли на озеро Светлояр вместе с группой ленинградских ученых, вооруженных геолокатором. Прибор ЗГЛ водрузили на рыбацкую лодку. 62 эхолотных галса было проделано на Светлояре, озеро было вдоль и поперек иссечено«профилями», дававшими возможность проникнуть сквозь многометровый слой ила. В северной части Светлояра, на террасе «батыевских» времен, звуковой гидролокатор показал некое образование овальной формы. Следы огороженного сооружения? Однако у этого образования может быть и естественное происхождение.

«Спустя еще год на середине озера геологами-разведчиками было сделано 5 пробных бурений по нашим указаниям, - писал руководитель экспедиции Марк Баринов. - Ими были извлечены из-под 10-ти метрового слоя ила кусочки дерева, на котором криминалисты-эксперты в Москве обнаружили следы деятельности людей. Так закончилась наша разведка на озере Светлояр. Нашли ли мы Китеж? На этот вопрос ответа пока нет. Слово за археологами, вооруженными мощной современной техникой».

Многие произведения искусства и русские легенды связаны с этим мистическим городом, увидеть который могут только избранные. В самом деле, Китеж - град-легенда, интересные факты о нем читайте ниже.

История легенды

В районе Нижнего Новгорода, в центральной России есть озеро Светлояр. История его появления на свет связана со многими мистическими событиями и окутана тайной. По легенде, оно всегда гладкое, и только очень лёгкий ветерок оставляет на нём немного ряби. Некоторые слышат около него даже колокольный звон.

Город Малый Китеж был построен Георгием Всеволодовичем на берегу Волги. Однако он показался ему маленьким, и он создал на другом берегу Большой Китеж. Случилось строительство городов ещё до нашествия Батыя. Хан хотел завладеть городом, убил брата князя и окружил город. Тем более, что это легко было сделать – город был совершенно ничем не защищён. Хан очень удивился: когда войска подходили к городу, все его жители горячо молились. И вот войска ворвались в него, и случилось непредвиденное. Вокруг города забились фонтаны, и он скоро ушёл под воду. Никому из врагов не удалось в него проникнуть, и войско отступило. Только крест был виден в середине озера, и то вскоре и он под водой исчез.

К озеру есть даже проход, который в народе зовут проход Батыя. И только чистый душой человек может увидеть под водой красивейший город или услышать церковное пение.

Легенда о невидимом городе легла в основу не только сказок и песен, но и различных произведений искусства.

Настоящее время

Согласно легенде, город исчез в период с 1236 по 1242 годы. Мистическое озеро Светлояр располагается в районе Поволжья. Китеж - град-легенда интересные факты содержит и сегодня, которые могут волновать учёных и исследователей различных направлений. Добраться к озеру не сложно, а вот купаться из-за глубины в 40 метров запрещено. Известно также, что озеро, действительно, образовалось 800 лет назад, как раз во время нашествия Батыя, однако никто не может точно доказать его происхождение.

Вокруг него происходят и таинственные явления. В частности, сегодня замечено, что:

  • В ясную погоду многие слышат колокольный звон или видят в воде очертания невидимого города. Также его можно увидеть на заре, когда солнце только поднимается над горизонтом.
  • Вода, взятая из озера, не портится ни при каких обстоятельствах и очень долго может храниться.
  • Люди, проводившие исследования, заметили, что озеро уходит под воду как бы ярусами. Был сделан вывод о том, что оно образовывалось частями. Однако на его дно никто пока не добирался из-за очень большой глубины.
  • Известно, что многие молитвенники видели этого город своими глазами. Если их просили нарисовать картинки, то рисунки получались удивительно схожими, но только истинно верующий, просвещённый человек мог их видеть. Местные жители замечали возле озера странных людей в белом, одетых в старинную одежду того времени, и разговаривали с ними. Однако научного подтверждения этой информации пока не существует.
  • Также есть местная легенда о том, что древние люди предупреждали о несчастьях и давали другим различные советы. Однако точных данных о ней пока нет. Хотя многие видели странников в белой одежде и часто давали им еду, напитки или просто разговаривали с ними. Но научных данных об этом пока не существует.
  • Кстати, если обойти озеро по часовой стрелке три раза и загадать желание, оно обязательно исполнится.

Сегодня принято считать, что Китеж - град-легенда, интересные факты о нём, перечисленные в этой статье, пока они не подтверждены никакими точными исследованиями. Однако несмотря на это, сегодня к озеру Светлояр приезжают в большом количестве туристы и паломники, чтобы своими глазами увидеть озеро, скрывающее великую тайну.

Легенда

Согласно легенде Великий князь Владимирский Юрий сначала построил на Волге город Малый Китеж (сегодняшний Красный Холм , по другой версии Городец). Позднее, князь пересёк реки Узолу , Санду и Керженец и нашел красивое место на берегах озера Светлояра , где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь

…приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши (около Суздаля), уничтоженного татаро-монгольской ордой в . Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились.

При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города

Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.

Эта легенда родила многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра.

Некоторые говорят, что очень верующие люди могут видеть огни религиозных процессий и даже здания на дне озера. Некоторые видят даже разговаривающий посадский люд. По этой причине озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой ».

Удивительны также параллели с судьбой древнего русского города Молога , затопленного в годы советской власти (1937-1940-е). После затопления части Моложского района долгое время из воды виднелись маковки и кресты многочисленных храмов, монастырей. Неподалёку от Мологи действительно находилось озеро Святое, название которого перекликается со Светлояром.

Образ в искусстве

Музыка

В современной музыке легенда обыгрывается, например, в композиции «Китеж-Град» группы Оберег.

Изобразительное искусство

М. В. Нестеров создал картину «Град Китеж (В лесах)» в 1917-1922.

Кинематограф

В Юрий Норштейн и Иван Иванов-Вано сняли мультфильм «Сеча при Керженце» , по мотивам оперы Римского-Корсакова.

Примечания

Библиография

Публикации

  • Китежский летописец; Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Легенда о граде Китеже / Подг. текста, пер. и комм. Н. В. Понырко // Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - Т. 5: XIII век. - СПб.: Наука, 1997. - («Книга, глаголемая летописец…»; «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже».)
  • Град Китеж. Горький, 1985.

Исследования

Легенда
  • Комарович В. Л. Китежская легенда (Опыт изучения местных легенд). - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. - (На сайте частично, в приложении к бумажной версии даны летописные предания о Китеже).
  • Криничная Н. А. Легенды о невидимом граде Китеже: мифологема взыскания сокровенного града в фольклорной и литературной прозе // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. - Вып. 4. - Петрозаводск, 2005. - С. 53-66.
  • Кулагина А. В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX - начала XXI века // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Архангельск, 2004. Вып. 2. С. 131-141.
  • Легенды и предания Волги-реки. Н. Новгород, 1998.
  • Легенды и предания земли Нижегородской. Н. Новгород, 2001.
  • Меледин С. П. Китеж на озере Светлояр. // Москвитянин . 1843. Ч. 6. № 12. С. 507-511. - Первая печатная публикация о Китеже.
    • Галай Ю. Г. Автор первой публикации о Граде Китеже на светлоярском озере С. П. Меледин. // Град Китеж, озеро Светлояр в русской культуре: Сб. докладов. - Нижний Новгород, 1995.
  • Шестаков В. П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
Искусство
  • Азадовский К. М. «Меня назвал „китежанкой“» Анна Ахматова и Николай Клюев // Литературное обозрение. 1989. № 5.
  • Пащенко М. «Китеж», или Русский «Парсифаль»: генезис символа // Вопросы литературы . 2008. № 2.
  • Рубинчик О. Е. «Там за островом, там за садом…» Тема Китежа у Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. - Вып. 3. - Симферополь: Крымский Архив, 2005. - С. 46-66.
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии // 100 опер: История создания. Сюжет. Музыка / [Ред.-сост. М. Друскин]. - Л.: Музыка, 1970. (Краткое содержание (синопсис) оперы Римского-Корсакова.)
  • Смольников С. Н. Мифологема-топоним «Китеж» в поэтической системе Н. А. Клюева // Клюевский сборник. Вып. 1. Вологда, 1999.
  • Солнцева Н. М. Китежский павлин. М., 1992. (О С. А. Клычкове.)

Художественные произведения

  • Ахматова А. А. «Уложила сыночка кудрявого…» // Собр. соч.: В 6 т. М., 1998-2002. Т. 1.
  • Ахматова А. А. Путем всея земли // Собр. соч. Т. 3.
  • Бехтеев C. Китеж; Китежане // Бехтеев C. Песни русской скорби и слез. М., 1996.
  • Бетаки В. Китеж // Бетаки В. Европа - остров. Париж, 1981.
  • Блохин Н. Глубь-трясина. М., 1999.
  • Волошин М. А. Китеж // Волошин М. А. Молюсь за тех и за других. М., 2001.
  • Есенин С. А. Инония // Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М., 1997.
  • Горький М. В людях // Собр. соч.: В 30 т. М., 1949-1955. Т. 13. С. 266. (Духовный стих о Китеже).
  • Клюев Н. А. Красная песня; «Уму - республика, а сердцу - матерь-Русь…»; Русь-Китеж; «Я - посол от медведя…»; Красный Адам; Песнь о Великой Матери; Мать-Суббота // Клюев Н. А. Сердце Единорога. - СПб., 1999.
  • Крусанов П. В. Укус ангела: Роман. СПб., 2001.
  • Майков А. Н. Странник // Собр. соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 2.
  • Гриша // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 2-3.
  • Мережковский Д. С. Петр и Алексей // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2.
  • Пришвин М. М. У стен града невидимого (Светлое озеро).
  • Тендряков В. Ф. Чистые воды Китежа // Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т.5.

Публицистика

  • Бунин И. А. Инония и Китеж // Бунин И. А. Публицистика 1918-1953 годов. М., 2000.
  • Гиппиус З. Н. Светлое озеро. 1904.
  • Дурылин С. Н. Церковь невидимого Града. - 1914.
  • Ильин И. А. О России // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 6. Кн. II.
  • Короленко В. Г. В пустынных местах // Собр. соч.: В 10 т. М., 1954. Т. 3.
  • Шмелев И. С. Душа Родины; Москва в позоре // Собр. соч.: В 5 т. М., 1998-2000. Т. 2.

Ссылки

  • Посланіе къ отцу отъ сына изъ онаго сокровеннаго монастыря, дабы о немъ сокрушенія не имѣли и въ мертвы не вмѣняли скрывавшагося изъ міра. Въ лѣто 7209 (1702) іюня въ 20 день.
  • Шешунова С. В. Град Китеж в художественной литературе и проблема бифуркации русской культуры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Легенда о граде Китеже" в других словарях:

    Китежская легенда, цикл преданий о городе, будто бы погрузившемся в озеро Светлояр (ныне Воскресенский район Горьковской области) и т. о. избежавшем разорения татарами. Название Китеж восходит к городку Кидекше (ныне село в 4 км от… … Большая советская энциклопедия

    Опера Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии декорации Билибина … Википедия

    легенда - ы, ж. 1) В фольклоре: устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушающим как достоверные. Легенда о граде Китеже. Легенды о народных заступниках. Сюжет… … Популярный словарь русского языка

    - [поэтическое предание] сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? легенды, чему? легенде, (вижу) что? легенду, чем? легендой, о чём? о легенде; мн. что? легенды, (нет) чего? легенд, чему? легендам, (вижу) что? легенды, чем? легендами,… … Толковый словарь Дмитриева

    - (лат. legenda, от legere читать). 1) в римско католической церкви, книга для ежедневных чтений. 2) церковное или религиозное предание о каком либо чудесном событии. 3) повествование о святых и мучениках. 4) вообще предание о чудесных событиях. 5) … Словарь иностранных слов русского языка

    1. ЛЕГЕНДА, ы; ж. [от лат. legenda то, что должно быть прочитанным] 1. Основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п. Древняя л. Л. о граде Китеже. // Вымышленный, приукрашенный… … Энциклопедический словарь

С озером Светлояр связано несколько легенд о затонувшем городе - Китеж-граде. Между ними много общего, но разделяет пропасть времён. Рассмотрим самые известные предания, при помощи современных знаний и логических рассуждений представим события, повлекшие их образование, а также, их дальнейшую трансформацию вплоть до наших дней.

Озеро Светлояр находится в 130 км от областного центра Нижний Новгород около села Владимирское Воскресенского района. Возраст - 10 000 лет. Происхождение не известно. Размер озера: 500 на 300 метров. Глубина более 30 метров. Многочисленные наземные и подводные экспедиции не подтвердили существования Китеж-града и любых других прибрежных поселений. Есть только легенды...

Наше рассмотрение легенд мы начнем с ближайших к нам по времени и постепенно погрузимся в глубь эпох и сделаем смелое предположение.

Легенда первая - христианская

Основание Китеж-града: Князь Юрий Всеволодович любил путешествовать. Однажды, в 1164 году (6672 год от С.М.), он плыл по Волге, увидел хорошее место, пристал к берегу и основал там град Малый Китеж (предположительно Городец) И продолжил свое путешествии по сухой земле. Прошел он леса, реки и вышел на берег озера Светлояр. Поразила князя красота и гармония этого места. И приказал Юрий Всеволодович основать в этом месте большой Китеж - легендарный Китеж-град. Основание города произошло предположительно в 1165 году.

Город был построен за три года. Его размер 200 саженей в длину и 100 в ширину (~300 на 160 метров). Много было там церквей златоглавых и богочестивых людей.

Великий князь Георгий Всеволодович родился в 1187 году, участвовал во многочисленных военных походах против окружающих княжеств. Для удержания захваченных чувашских и мордовских земель основал в 1221 году Нижний Новгород (Нов Град) и ряд других крепостей. Считал, что от татар легче защищаться в одиночку. В результате последующих боев с татаро-монгольскими захватчиками потерял семью и погиб сам в 1238 году. Принимал активное участие в распространении и укреплении христианской веры. Построил множество церквей в Древней Руси. За дела свои богоугодные и муки перенесенные православной церковью причислен к лику святых в 1645 году как Святой Благоверный Князь Георгий Всеволодович.

Окрестности Светлояра 1238 год

Разбив одиноких рязанцев, пришли татаро-монголы во Владимир-град. Не прошенным гостям Юрий Всеволодович был не рад, платить дань отказался. Начались боевые действия.

Пал Суздаль, пал Владимир, где погибла вся семья Великого князя. Сам князь отступил к малому Китежу, опять собрал войска и продолжил борьбу за свободу Земли Русской. Под Городцом был разбит и взят в плен. Но не сдался, не пал духом. Ночью бежал через леса и реки в Великий Китеж.

На утро узнал Хан о побеге князя - разозлился, казнил виновных ротозеев и стал пытать оставшихся пленных о месте пребывания Юрия Всеволодовича. Все молчали, только один предатель нашёлся. Это был бражник Гришка Кутерьма. Он рассказал и провел врага к прекрасному Китеж-граду.

Вышел князь с новой дружиной защищать город и героически сложил свою буйную головушку на поле брани. В той битве бились и три богатыря. Силы были не равны, и они тоже полегли. На месте их гибели начал бить ключик Кибелёк, рядом с которым находятся их могилы - могилы трех святых. До конца не известно: были святые богатырями или богатыри были причислены к лику святых?

Увидел безжалостный хан, что город остался без защиты и хотел предать его огню и мечу. Вдруг раздался колокольный звон со всех колоколен, а верующие начали дружно молится и петь красивые молитвы.

Услышала Пресвятая Богородица плачь и мольбы о спасении и сотворила чудо: спасла весь город и всех его жителей от надругания и не минуемой гибели. Был город и пропал, растаял, перестал существовать, исчез у всех на глазах.

Значение слов "пропал", "исчез" не всегда означает благоприятный исход для пропавшего.

Дальше легенды расходятся. По одной версии Китеж-град погрузился в озеро Светлояр, как Атлантида, правда там все погибли, а у нас, к счастью, наоборот - спаслись. Чистым душой в тихую погоду видны купола церквей в глубине и слышен звон колоколов.

По второй версии город провалился под землю. Доказательством являются свидетельства крестьян. Когда они пахали землю, то иногда цепляли плугом за верхушки крестов. По третей версии: город стал невидимым. Также увидеть и попасть в него могут только чистые душой люди.

В этой легенде есть явные противоречия: не всё сходится с датами жизни основателя и основания Малого и Большого Китежа, месте гибели князя и т.д., да и само татаро-монгольское нашествие под большим вопросом.

Найдены ли какие-либо следы многочисленного татаро-монгольского войска на берегах озера Светлояр? Хоть что-нибудь принадлежащее безжалостным захватчикам? Эти вопросы мы задали сотруднику историко-художественного музея "Китеж" села Владимирское Нижегородской области и получили исчерпывающий ответ. Подтверждение есть: найдены две бусинки предположительно татарского происхождения. Выводы делайте сами.

Красивая и замечательная легенда о силе и чистоте русской души.

Древнеславянский вариант легенды

Следующая легенда, связанная с Китеж-градом и озером Светлояр переносит на 3000 лет от Великого Князя Юрия Всеволодовича, в те стародавние времена, которые у нас сейчас на Руси вспоминать не принято, назад приблизительно в 2358 год до нашей эры.

Сказания о той поре сохранились в легендах народов, населяющих эти земли - мордвы, марийцев, чувашей. В свое время они были записаны и дожили до наших дней.

Велес – славянский бог, мудрец, покровитель искусств, владыка чародейства и т.д.

И стали друзья врагами. Красавица выбрала Перуна и вышла за него замуж.

Бог Велес с этим не смирился и прибёг к магии. Достал он уникальный цветок Ландыш. Понюхавший него сразу полюбит первого кого увидит после этого.

Зашел в гости к Додоле, как раз Перун был в длительной командировке. И сообщил, между делом, что её муж в дальних краях не скучает... Дива разозлилась и погналась на своем чудо-коне за обидчиком, громы молнии метала. Где ударил этот конь копытом по земле - там озеро образовалось. Велес быстро превратился в речку Люнду, а волшебный цветок воткнул на берегу. Увидела красавица удивительный цветок, не удержалась, сорвала и понюхала, а Велес тут как тут, и полюбила его Додола пуще жизни. Через положенное время родился у них сын Ярило, а озеро это назвали Светлояром.

Затем призвал Велес бога-строителя построить им на берегах озера чудо град. Что тот и сделал. Назвал этот город - Китеж-град.

Владыка города Велес Суреевич обладал перстнем с волшебным рубином. Он мог перенести в другой мир целые города. Как-то, не дружественные боги пустили в Велеса Суреевича молнию. Она попала в волшебный рубин и отразилась в город Китеж-град. После чего город исчез. Расстроился Велес Суреевич, закручинился, и ушел в Белозерье. Там прославился и стал нам известен под именем Деда Мороза.

Есть и другая концовка этой лирической истории: Перун вернулся после длительного отсутствия и то, что он увидел ему сильно не понравилось. Решил Перун наказать вероломного Велеса. Бились они три дня и три ночи. В результате Велес был изгнан со славянского Олимпа.

Легенда о разгневанной богине и коне гиганте.

Существует ещё одна короткая легенда о Китеж-граде и озере Светлояр. В далекие времена было много различных богов. Почитали их люди и приносили дары. Одно маленькое, но гордое племя по неизвестной причине перестало поклонятся богине лесов и зверей. Звали эту богиню Девка-Турка. Сильно разозлилась богиня, и направила на грубиянов своего огромного и безжалостного коня. Ударил конь по селению людей копытом, провалилась земля и заполнился провал водой. Так пропало селение лесных людей и образовалось озеро Светлояр. А доказательством тому служит форма озера, похожая на конское копыто.

Неожиданное продолжение...

При написании этой статьи я ознакомился с работами А.Колтыпина, П. Олексеенко о ядерных и термоядерных конфликтах в прошлом, тектитах. Их работы перекликаются и дополняются материалами Алексея Артемьева о круглых озерах. Эта информация неожиданно помогла представить жизнеспособную картину происходившего на древней Земле и найти в ней место для легенд о Китеж-граде и сказаний о озере Светлояр.

Воронка Светлояр. Ядерные войны на Земле уже были

В древних источниках различных народов описываются многочисленные конфликты богов с применением оружия огромной разрушительной силы, способного стирать в пыль целые города. Если такие конфликты были в действительности, то должны остаться их следы на поверхности Земли, например, в виде воронок.

Современные люди также обладают оружием огромной разрушительной силы. Оно способно уничтожать города, что наглядно доказали на практике США в 1945 году. После его применения на поверхности земли остаются огромные воронки почти круглой формы, иногда заполненные водой.

На первом фото не большое озеро на месте взрыва первой атомной бомбы на полигоне в Семипалатинске, на втором - следы дальнейшего совершенствования ядерного оружия в СССР. На третьем снимке лунный ландшафт в штате Невада (США).

Все эти воронки объединяет одинаковая круглая форма и обязательное образование тектитов.

Тектиты - расплавленные образования, возникшие при кратковременном воздействии высоких температур около 2000 градусов и давлений ~ 400 000 атм.

При рассмотрении поверхности Земли на всех континентах можно обнаружить озера круглой формы и кратеры различного размера.

Одна часть из них произошла от столкновения астероидов (метеоритов) с поверхностью планеты. Их образование подтверждается обязательным обнаружением фрагментов метеорита, а также отсутствием тектитов.

Другая часть имеет туманное происхождение, отсутствие метеоритной пыли и присутствие тектитов, а значит высоких температур и давлений при образовании, т.е. имеют все признаки применения ядерного оружия на этом месте в прошлом. Официальная наука не видит этих совпадений и информацию не комментирует.

Воронки на фотографиях: озеро Лонар (Индия) – место, “где звезда упала на Землю”, Озеро Чухломское (Костромская обл.), озеро Светлояр Нижегородская область (РФ), торфяные озера Пензенская область (РФ), кратер Жаманшин (Казахстан).

Китеж-град - возникновение легенды

Из вышеизложенного можно предположить, что в глубокой древности в местах расположения озер и кратеров круглой формы при наличии тектитов произошли ядерные взрывы. Так как число таких мест велико, то имел место обмен ядерными ударами - глобальная ядерная война. Ближайшая к нашему времени большая группа таких кратеров имеет возраст 10 - 12 тыс. лет.

Возраст озера Светлояр как раз 10 тыс. лет. Происхождение - не известно, удобно-метеоритно-карстовое. Так считает современная наука. Оно имеет почти идеальную круглую форму. Фрагментов метеорита, даже пыли, на берегах и в окрестностях найдено не было. А найти должны были. Поиски тектитов или не производились или находки скрыты, чтобы не портить привычную картину Мира.

Поэтому, я предположил, что около 12 - 10 тыс. лет назад в этом месте находился какой-то населенный пункт, городок, воинская часть, или любой другой объект, заслуживавший нанесения по нему ядерного удара небольшой мощности. Удар был нанесен, город (объект) перестал существовать.

Выжившие люди из соседних поселений рассказывали подрастающему поколению, что рядом был город и был уничтожен. Попросту исчез. Массовый обмен ядерными ударами между враждующими сторонами привел к экологической катастрофе, похолоданию, уничтожению технологий и знаний. Развитие общества было откинуто назад на тысячи лет.

Легенда о исчезнувшем городе сохранялась в памяти людей, но уровень развития стал ниже и в старинном предании появились боги: Велес, Перун и т.д. Не всемирный ядерный конфликт между двумя сверх державами, предположительно Ариями и Атлантами, а соперничество богов за красавицу. Это было более понятно людям, и они передавали это из поколения в поколение.

Прошли тысячи лет, началась эра христианства.

Американский писатель фантаст Роберт Хайнлайн, прочитав работы К.Э. Циолковского, написал один из лучших своих романов: "Пасынки во Вселенной". Только сейчас понимаю, что мы и есть герои его романа, мы все, люди на планете Земля.

Читая о легендах и преданиях о Китеж-граде, о Светлояре неожиданно коснулись серьезных тем. Истинная история человечества лежит за семью печатями, она скрыта под шелухой мистификаций, налетом вымыслов. Но Правда жива, ее огонек теплится в сказаниях и легендах, в молве, в отголосках, в отражении на воде...

Я не обладаю данными о тектитах из районов озер круглой формы, находящихся на территории РФ, но предполагаю, что они были найдены, как и в аналогичных местах за рубежом. Буду признателен, если кто-то поделится имеющейся информацией.

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    В 130 км от Нижнего Новгорода, в керженских лесах, недалеко от городка Семенов, известного на весь мир хохломской росписью, находится озеро Светлояр. Оно знаменито легендой о граде Китеже. Китеж (Китеж-град, Кидиш) — мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр. В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже как убежище последователей старой веры.

    Но, в отличие от других мифических погибших городов, Китеж не пострадал за грехи его жителей — напротив, считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет.

    Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

    Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

    Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита.


    Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и <яр>, являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.

    С озером Светлояр связано множество легенд периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж.

    Согласно одной из легенд, в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек Китоврас - могущественный волшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура. От их имен и произошло название града Китежа.

    В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.

    Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истиннорусские священные места.

    Якобы и Китеж был превращен в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.

    Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные — они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.

    Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.

    Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100.


    То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

    В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

    Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.

    Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.

    Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

    Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

    Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

    Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.

    Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.


    В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.

    Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

    Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.

    Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

    И свершилось чудо: зазвонили вдруг колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

    Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

    Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой. Город же исчез.

    Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.

    Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир.

    Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

    Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников.

    Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

    О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

    В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

    Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.

    Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

    Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.

    Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

    Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града — поговаривали даже о Китае (якобы Китеж и легендарная Шамбала — это одно и то же место).

    В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

    В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

    Современные легенды о Китеже

    В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.

    Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин.
    И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.

    Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? " — спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.

    Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

    В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что
    тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

    Есть еще более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были.


    Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.


    Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй — довольно много. В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления монастыри или целые города уходили под воду или скрывались в горах. Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные. В книге «Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского монаха, который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушел в сокрытый монастырь к древним старцам.

    Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или монастырях идет речь в вопросе о Китеже. Так или иначе, распространенность подобных легенд и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории. Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

    Похожие публикации